Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 08:18, реферат
В 20 веке человечество изобрело компьютер. Компьютер - это программно управляемое электронное устройство для обработки информации. Оно считает, передает, развлекает, позволяет человеку переносить информацию на далекие расстояния, не прилагая никаких особых усилий. Человек приобрел друга, который оказался на голову умнее и быстрее его.
Введение
В 20 веке человечество изобрело компьютер. Компьютер - это программно управляемое электронное устройство для обработки информации. Оно считает, передает, развлекает, позволяет человеку переносить информацию на далекие расстояния, не прилагая никаких особых усилий. Человек приобрел друга, который оказался на голову умнее и быстрее его.
В 21 веке Интернет настолько прочно вошёл в нашу повседневную жизнь, что мы порой не замечаем, как он постепенно вытесняет жизнь реальную. В связи со стремительным ростом популярности глобальной Сети, психологи многих стран всё больше и больше внимания уделяют проблеме Интернет-зависимости.
Выражаясь научным языком, Интернет-зависимость – это нехимическая зависимость от пользования Интернетом. Она проявляется в том, что человек может отказываться от своей реальной жизни в пользу виртуальной, проводить в Сети почти сутки, не выходить из дома и игнорировать «реальных» знакомых, предпочитая общение с виртуальными. Кроме того под влиянием компьютерных игр и Интернета нарушается психическое здоровье человека. Формируется аддиктивное поведение, которое характеризуется стремлением уйти от реальности посредством изменения своего психического состояния.
Систематическое использование компьютера воздействует на физическое, психическое и социальное здоровье человека. В области физического здоровья происходят нарушения функций глаза (ухудшение зрения, синдром "сухого глаза"), опорно-двигательного аппарата (искривление позвоночника, нарушения осанки), пищеварительной системы (гастрит, хронические запоры, геморрой). На этом фоне наблюдается общее истощение организма - хроническая усталость вследствие дефицита сна и отдыха. При этом эйфория и возбужденность, вызванные играми или пребыванием в Интернете, могут маскировать усталость, что становится причиной еще большего утомления организма.
Глава I. Интернет- зависимость
I.1 Термин "зависимость"
Термин "зависимость" определяет патологическое пристрастие субъекта по отношению к чему-либо. На сегодняшний день известна зависимость по отношению к химическим веществам (токсикомания, наркомания, алкоголизм), азартным играм, еде, видеоиграм и пр.
Термин "интернет-зависимость" определяет патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени в интернете. Впервые о компьютерной зависимости заговорили в начале 80-х годов американские ученые. Термин «интернет-зависимость» ввел нью-йоркский психиатр Иван Голдберг в 1995 году, понимая под этим выражением не медицинскую проблему наподобие алкогольной или наркотической зависимости, а поведение со сниженным уровнем самоконтроля, грозящее вытеснить нормальную жизнь. В наше время термин "интернет-зависимость" все еще не признан многими учеными, занимающимися проблемами психических расстройств, однако сам феномен формирования патологической связи между человеком и компьютером стал очевиден и приобретает все больший размах.
Интернет-зависимость - навязчивый веб-серфинг - бесконечные путешествия по Всемирной паутине, поиск информации, пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам - большие объёмы переписки, постоянное участие в чатах, веб-форумах, избыточность знакомых и друзей в Сети; навязчивая финансовая потребность - игра по сети в азартные игры, ненужные покупки в интернет-магазинах или постоянные участия в интернет-аукционах.
I.2. Развития интернет-зависимости
Современные исследователи выявили стадии развития интернет-зависимости:
1 стадия – выбор привлекательного варианта виртуальной реальности.
На этой стадии человек опробует разные возможности серфинга в Интернете – общается в чатах, на форумах, конференциях на различные темы, играет. Постепенно пользователь формирует свой стиль в сети, который может компенсировать недостаток общения в реальной жизни. Например, робкий и недостаточно уверенный может в сети войти в роль агрессивного и самоуверенного человека. Общение в Интернете уже является наиболее приятной, но не основной частью жизни.
2 стадия – происходит перенос цели в виртуальную реальность, ограничение выбора и формирование зависимости. Серфер начинает все больше времени проводить в реальности, выбранной им на предыдущей стадии, увеличивает количество собеседников и тем для общения в сети, постепенно все больше отдаляясь от реальной жизни. Затем человек перестает использовать сетевые взаимодействия для достижения реальных жизненных целей, он переносит свои цели в виртуальное пространство, тогда само общение в сети становится предпочитаемым или даже единственным способом для достижения цели. Так формируется зависимость.
К примеру, наш робкий и недостаточно уверенный человек на этой стадии уже использует пространство Интернета не для углубления знаний, необходимых ему в жизни, а для повышения собственной значимости в глазах других пользователей, чувствуя себя не таким одиноким, как прежде в реальной жизни.
3 стадия – стадия стабилизации (переход зависимости в хроническую форму). Через какое-то время выбранное взаимодействие перестает увлекать серфера с прежней силой. Активность в сети угасает и зависимость становится менее выраженной. Человек возвращается в реальность, но без особого желания. Зависимость сохраняется в неактивной форме, она может усилиться при появлении новых заманчивых тем и собеседников в сети или в стрессовых ситуациях.
В разумных пределах работа за компьютером, пользование Интернетом или некоторые видеоигры могут быть даже полезными для человека, как средства развивающие логику, внимание и мышление. Многие компьютерные игры могут быть познавательными, а в Интернете можно прочесть много полезной и интересной информации. Проблемы возникают, когда время, проводимое за компьютером превосходит допустимые пределы (на самом деле эти пределы ни кем не определены), и возникает патологическое пристрастие и необходимость находиться за компьютером больше времени.
I.3. Влияние интернет-зависимости
Как и любой
другой психостимулятор интернет-
Изменения и негативные последствия, сопровождающие интернет-зависимость, поражают все сферы жизнедеятельности человека. Это касается и физиологии, и психики, и духовности, и социума. Описывая последствия зависимости, мы должны понимать, что они возникают по нарастающей, от легких к более тяжким.
Нарушается работа гормональной, сердечно-сосудистой, нервной систем. Зависимого характеризуют появление нервозов и психозов, проявлениями которых могут стать гнев, физическое насилие направленное на компьютер, окружающих или на самого себя (членовредительство). Зависимого беспокоят приступы страха, проблемы со сном, появление кошмаров, чувство вины, депрессии, частые мысли о суициде.
Извращается система ценностей. Стираются границы между реальным и виртуальным миром. В сети зависимый чувствует себя более комфортно и естественно, чем в реальности. Человек становится безнравственным, безответственным, циничным эгоистом. Распадается семья, теряется работа, покидают друзья. Постепенная моральная деградация и социальная дезадаптация. Реальная жизнь становится чужой, бессмысленной и пустой, исчезают перспективы и цели, так зависимый чувствует себя в ней изгоем. Единственное утешение - это вернуться в мир иллюзий.
Под влиянием интернет-
- не желание отвлечься от работы, игры, общения в интернете;
- раздражение при вынужденном отвлечении от компьютера;
- неспособность спланировать окончание сеанса в интернете;
- расходование больших денег на обеспечение интернета;
- забывание о домашних делах, служебных обязанностях, учебе, встречах и договоренностях в ходе пользования интернетом;
- пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени в интернете;
- готовность удовлетворяться нерегулярной, случайной и однообразной пищей, не отрываясь от компьютера;
- ощущение эмоционального подъема во время работы с компьютером.
И компьютер превращается в своеобразный фетиш, заменяя собой все. Пользователь компьютера, который склонен к зависимости, может пребывать в психологическом трансе, которому характерно застывшее лицо, прикованное к монитору и отсутствие какой-либо реакции на раздражители извне. Врачи из Университета Эмори в Атланте (США) провели специальное исследование. Они наблюдали 632 человека, которые в силу должностных обязанностей проводили за компьютером 15 часов в неделю и более. Результаты оказались неутешительными: 40% обследованных отмечали неопределенные неприятные ощущения, а у 21% удалось диагностировать различные заболевания, вызванные долгой работой за компьютером. При этом женщины оказались более подвержены болезням, нежели мужчины. Врачи также отметили, что для людей, печатающих больше 20 часов в неделю, риск получить какое-либо заболевание увеличивается вдвое.
Глава II. Социальная опасность интернет-зависимости
В современном обществе к "традиционному набору" пагубных склонностей (наркомания, алкоголизм, токсикомания, игромания) добавилась и интернет-зависимость. Современные возможности интернета развились до невероятного уровня. То, что еще несколько лет назад считалось уделом фантастики - теперь является обычным делом. Скорость интернета, по сравнению с прошлыми годами увеличилась в разы, а их стоимость, наоборот - значительно уменьшилась. Если несколько лет назад, подключение к сети Интернет было прерогативой избранных, то сегодня почти 75 % домашних компьютеров имеют постоянное высокоскоростное широкополосное подключение к глобальной и локальным сетям.
II.1. Киберзависимость
Все это IT-изобилие начало приводить к тому, что у нашей молодежи стала возникать опасная форма аддикции - киберзависимость. Аддикция - это пагубная склонность к чему-либо. Суть аддиктивного поведения заключается в стремлении изменить свое психическое состояние посредством приема некоторых веществ или фиксацией внимания на определенных предметах или видах деятельности. Процесс употребления такого вещества, привязанность к предмету или действию сопровождается развитием интенсивных эмоций и принимает такие размеры, что начинает управлять жизнью человека, лишает его воли к противодействию аддикции. В результате формирования аддиктивного поведения возникает как бы другая личность, вытесняющая и разрушающая прежнюю. Одновременно включаются защитные механизмы, способствующие сохранению иллюзорного чувства комфорта. Защитные формулы таковы: "я не нуждаюсь в обществе людей", "я поступаю так, как мне нравится", "если захочу, то все изменится" и т.п. В итоге аддиктивная часть личности полностью определяет поведение человека. Молодой человек или подросток отчуждается от общества, затрудняются его контакты с людьми не только на психологическом, но и на социальном уровне.
Киберзависимость
является серьезной проблемой социально-
Наиболее выражено негативное влияние интернет зависимости на социальные качества человека: дружелюбие, открытость, желание общения, чувство сострадания. При выраженной зависимости наблюдается сильнейшая деградация социальных связей личности и, так называемая социальная дезадаптация человека. Деградация социальных связей в этом случае развивается из-за вытеснения объективной реальности виртуальной, созданной при помощи компьютера. На фоне социальной дезадаптации и углубления в мир виртуальной реальности могут появиться избыточная агрессивность и различные виды антисоциального поведения.
У человека, страдающего интернет-зависимостью, как правило, появляются серьезные проблемы на профессиональном и семейном поприще. Очевидная отчужденность от реального окружения усугубляет конфликт с обществом. "Я называю это явление искаженной реальностью, - говорит Кимберли Янг, профессор психологии университета в Питсбурге. - Уткнувшийся в компьютер человек забывает обо всем на свете - о детях и семье, друзьях и обязанностях"
Как и любая сфера деятельности, включающая профессиональные и частные интересы, интернет является своеобразной средой функционирования индивидуума, обладающей своими законами формирования внутренних отношений и собственным, уникальным набором факторов, воздействующих на личность.
II. 2. Интернет-субкультура
На современном этапе развития представляется возможным говорить о формировании интернет-субкультуры, обладающей практически полным набором необходимых признаков: собственным сленгом, внутренней иерархией, набором устоявшихся идей, составляющих мировоззренческую позицию членов субкультуры, определенными этическими нормами, достаточным количеством формальных и неформальных лидеров, формирующих вокруг себя устойчивые сообщества пользователей, осуществляющих в них идейное предводительство.
Как всякая субкультура,
интернет объединяет большие группы
населения, формирует круг интересов
и общения, стимулирует развитие
межличностных отношений и
Среди отрицательных
факторов влияния интернет-культуры
на личность, необходимо назвать в
первую очередь: деперсонифицирующее
и метаперсонифицирующее
При зависимости у человека снижается коммуникативная способность. Человек не может найти общий язык ни в кругу друзей, ни в домашней семейной обстановке. Человек становится отдельным звеном в социуме. Для него не существует общения с людьми. Он поглощается во Вселенную и пытается найти себе подобных в другом мире.
II. 3. Игры
Увлечение компьютерными играми может повлечь за собой опасные для общества проблемы криминального характера.
Дети хотят играть, но у них не всегда есть деньги. В результате фиксируется много правонарушений, связанных с компьютерными играми.