Содержание
Введение
1. Возникновение
ислама
2. Ветви ислама
3. Исламский
образ жизни: нормы, предписания,
традиции
4. Ислам и
искусство
5. Влияние исламской
цивилизации
Заключение
Библиографический список
Введение
В наше время существует
концепция, утверждающая, что каждая
из религий мира является уникальной,
каждая придает смысл человеческому
существованию и неотделима от
истории мировых цивилизаций.
Не рассматривая вопросы возникновения
и распространения той или
иной религии, невозможно понять
сущность исторических событий.
Современная наука рассматривает
все религии как важный компонент
единой культуры человечества.
Ислам – одна из
трёх величайших религий наряду
с христианством и буддизмом,
по количеству верующих вторая
после христианства и самая
молодая из них. Сегодня около
миллиарда людей во всём мире
исповедуют ислам. «Ислам» в
переводе с арабского означает
покорность, «мусульманство» (от
арабского «муслим») – предавший
себя Аллаху.
Основателем ислама
является арабский «пророк» Мухаммад
(Мухаммед или Магомет). После
его смерти был составлен Коран
(сборник проповедей), а позднее
– сборник преданий – Сунна
– о поступках и изречениях
пророка. Человек, исповедующий
ислам, называется мусульманином.
Основой структуры исламских
сообществ являются общины верующих
– уммы, а внутри общин –
люди, приобретшие знания в области
религиозных наук и авторитет
у верующих. Священников в исламе
нет.
Ислам развил систему
ценностей, которую призван принять
каждый верный без всякого
обсуждения. Мусульмане верят в
то, что эти ценности даны посредством
Корана от Бога и поэтому
представляют собой несомненные
истины. Гарантом исполнения принципов
Корана является религиозный
и нравственный закон – шариат,
который официально действует
до сего дня в некоторых
мусульманских государствах: в Саудовской
Аравии, Иране, Пакистане, Нигерии
и др.
Мусульмане (последователи
ислама) живут преимущественно в
Северной Африке, Центральной и
Южной Азии, Индонезии и на
Ближнем Востоке. Хотя ислам
зародился в Саудовской Аравии,
количество мусульман не арабов
в наши дни превышает количество
мусульман арабов почти в три
раза. Кроме того, четыре страны
с наибольшей долей мусульманского
населения находятся за пределами
Ближнего Востока: это Индонезия
– 166 миллионов (88% населения), Пакистан
– 111 миллионов (97%), Бангладеш
– 97 миллионов (85%), Индия –
93 миллиона (11%). В 28 государствах (Египет,
Саудовская Аравия, Иран, Пакистан
и др.) ислам является единственной
государственной религией. В большинстве
этих стран доля христиан среди
населения крайне мала (до 2%). Кроме
того, правительства этих стран
либо закрыли свои границы
для христианских миссионеров,
либо объявили проповедь христианства
вне закона, либо сделали и
то, и другое. В Российской Федерации
к народам мусульманского вероисповедания
и культуры относятся татары,
башкиры, чеченцы, аварцы, кабардинцы,
ингуши, карачаевцы, адыгейцы и др.
По сведениям Института социологии
РАН подавляющее большинство
населения России составляют
православные (89–92%), за ними следуют
мусульмане (6–9%).
Таким образом, ислам
относится к крупнейшим культуросозидательным
и государственно-образующим мировым
религиям.
1. Возникновение ислама
Возникновение, развитие и
распространение ислама связано
с историей арабов и других народов
Среднего Востока, Азии и Африки. Для
понимания духовных, правовых и нравственных
особенностей ислама важно знакомство
с доисламским периодом в Аравийском
регионе.
Основная часть территории
Аравии – степи, пустыни и
полупустыни; лишь незначительная
часть земель пригодна для
занятия земледелием. Большинство
населения полуострова составляли
кочевники – бедуины, которые
называли себя арабами – слово
«араб» означало «лихой наездник».
Бедуины жили большими семьями
и вели кочевое (зачастую разбойничье)
существование. Мекка, Медина
и другие города были их
торговыми и религиозными центрами.
Бедуины верили во многих богов
которые соотносились с небесными
телами (прежде всего Солнцем
и Луной) и различными состояниями
человека (смерть, любовь, дружба и
т.п.). Однако бедуины верили, что
над всеми этими божествами
есть некий творец – Аллах
(Бог). У них было множество
святилищ. Одно из них – святилище
с «черным камнем» (предположительно
метеоритом), находящееся в Мекке,
– Кааба. Этому камню поклонялись
как дару от богов. Кааба
представляет собой постройку
кубической формы, в которой
во времена Магомета находились
статуи 360 языческих божеств. У
каждого арабского племени было
собственное божество, и представители
племен ежегодно приходили в
Мекку, чтобы поклониться им. В
среде кочевых племён и зародился
ислам – будущая мировая религия,
оказавшая исключительно сильное
влияние на страны Востока
и быстро распространившаяся
и принятая всеми жителями
Аравийского полуострова.
Основателем ислама
считается пророк Мухаммед, начинавший
свою проповедническую деятельность
в городах Мекке и Медине. Мухаммед
вел свои проповеди в устной
форме и только после его
смерти, со слов людей, знавших
проповеди пророка Мухаммеда
наизусть, был составлен (около
650 года при третьем преемнике
Мухаммеда – Османе) свод, получивший
название «Коран» («чтение»). Коран
– священная книга мусульман,
как Пятикнижие Моисеево для
евреев, Евангелие для христиан.
Позднее был создан сборник
преданий – Сунна (или сонна),
состоящая из священных преданий
(хадисов) о жизни, чудесах и
поучениях Мухаммеда. Сборники
хадисов составлялись в IX веке
мусульманскими богословами –
Бухари, Муслимом и др. Но не
все мусульмане признают сунну;
признающие ее называются суннитами,
они составляют значительное
большинство в исламе.
На основе Корана
и хадисов мусульманские богословы
пытались восстановить биографию
Мухаммеда. Самая ранняя из
сохранившихся биографий составлена
мединцем Ибн Исхаком (VIII век)
и дошла до нас в редакции
IX века.
Можно считать установленным,
что Мухаммед действительно жил
около 570–632 гг. Согласно преданиям,
рождение Мухаммеда было предсказано
пророками Ибрахимом (Авраамом),
Исмаилом, Мусой (Моисеем) и Исой
(Иисусом Христом). В этих «двойных»
именах нет ничего странного,
поскольку ислам относится к
так называемым авраамическим
религиям и мусульмане наряду
с иудеями и христианами почитают
одних и тех же ветхозаветных
пророков, а также Иисуса Христа
как одного из них.
Согласно преданию, когда
мать Мухаммеда была беременна,
ей явился ангел и сказал: «Ты
носишь под сердцем повелителя
этого народа, и когда он родится,
скажи: Вверяю его заботе Единственного,
вдали от злобы завистников;
и назови его Мухаммед (достохвальный)».
Предание также гласит, что еврейское
сообщество узнало о рождение
Мухаммеда по движению звёзд,
а христианское – от монаха
Бахиры. Это также показывает
близкую связь, существовавшую
между тремя религиями. Во время
родов на мать будущего Пророка
Амину снизошёл чудесный свет
с неба, а в момент его рождения
рухнули наземь идолы в Мекке,
потухло пламя в главном храме
зороастрийцев в Гандзаке (севере
Ирана).
Несмотря на легендарные
обстоятельства рождения, основоположник
ислама – реальное историческое
лицо. Он был уроженцем Мекки
– города в западной части
Аравийского полуострова. Мекка
имела экономически выгодное
положение, т. к. была удобна
для отдыха торговых караванов.
Кроме того, наличие Каабы (главной
языческой святыни того региона)
делало Мекку религиозным центром.
Магомет рано стал сиротой.
Его воспитал дядя – Абу
Талиб. В зрелом возрасте Магомет
стал работать управляющим у
одной богатой вдовы Хадиджи,
ставшей впоследствии его первой
женой. Семейное окружение Хадиджи
оказало большое влияние на
Магомета. Он любил слушать истории
из Библии, усваивая их по-своему.
Нередко он удалялся в пустыню
для размышлений. Среди тех,
кто вел духовную жизнь, существовал
обычай раз в году удаляться
в уединенное место. В течение
ряда лет Магомет уединялся
в пещере на горе Хира. В
610 году, в возрасте сорока лет,
Магомет получил, по его личному
свидетельству, первое откровение
от ангела Джебраила. Ангел
повелел ему читать книгу. Магомет,
будучи неграмотным, отказался.
Тогда ангел трижды повторил
повеление и начал читать сам,
а Магомет стал за ним повторять.
Он вернулся домой и рассказал
обо всем жене. Она поддержала
мужа и укрепила его веру
в пророчество. Эти события
послужили началом серии откровений,
которые впоследствии были собраны
последователями Магомета воедино
в Священной Книге мусульман,
Коране, что в переводе означает
«Чтение». По мере того как
проповедническая деятельность
Магомета ширилась, вожди его
родного племени стали требовать,
чтобы он воздержался от призывов
к абсолютному единобожию. Они
считали, что это учение угрожает
их политеистической религии,
а также экономическому благоденствию,
поскольку паломничество племен
в Каабу приносило немалую
выгоду. Однако Магомет не отказался
от проповеди, и количество
его сторонников быстро росло.
Магомет продолжал осуждать многобожие,
и гонения на сторонников новой
религии усилились. В итоге
примерно ста мусульманским семьям
пришлось бежать в город Йасриб
(теперь Медина). Магомет последовал
за этими семьями. Мусульмане
считают год бегства Магомета
в Йасриб (622 г.) началом своего
календаря. Это событие известно
под названием Хиджры (араб, «переселение»,
«уход»). В ходе удачных военных
операций в 630 году Магомет
и его армия практически без
боя захватили Мекку. Вступив
в город, Магомет своими руками
уничтожил в Каабе идолов. Спустя
год после того, как Мекка сдалась
Магомету, он силой оружия и
умелой политики сумел объединить
под знаменем ислама все племена
Аравийского полуострова.
631 год был отмечен триумфальным
шествием ислама по Аравии. К
концу года почти во всей
Аравии был принят, хотя бы
формально, ислам. В 632 г. Мухаммед
совершил паломничество в Мекку,
которое окончательно утвердило
новый мусульманский обряд хаджа.
В произнесенной проповеди Мухаммед
объявил свою пророческую миссию
полностью выполненной. Умер Мухаммед,
тяжело заболев, 8 июня 632 г.
Итогом жизни Мухаммеда,
его деятельности явилось не
только создание религии мирового
масштаба, но и объединение арабов,
выведенных из состояния политического
хаоса, вставших на путь великих
завоеваний и культурного роста.
Его деятельность имела основополагающее
значение для последующей истории
арабов. Магомет сделал следующее:
* провозгласил единственность
Бога (Аллаха), Создателя Вселенной
и справедливого Судьи мира;
* объявил войну идолопоклонству
своих соотечественников;
* организовал арабское
общество как исламскую общину
мусульман, то есть преданных
Аллаху
* создал войско с жесткой
дисциплиной, и в результате
завоевания Мекки (630 г.) и других
военных действий (зачастую весьма
беспощадных) добился объединения
всех, ранее разъединенных, арабских
племен.
2. Ветви ислама
Ислам, в силу отсутствия
в нем четкой и устойчивой
священной структуры, сразу после
смерти Магомета стал раскалываться
на течения, по-разному отвечавшие
на вопрос о том, кто должен
считаться первым калифом, т.е.
наследником Пророка, поскольку
он перед смертью не успел
назначить своего преемника. Наиболее
крупные из этих течений –
сунниты и шииты. Суннитский
ислам придерживается основных
положений Корана. Сунниты утверждают,
что у религиозно-политических
вождей мусульман (халифов) нет
необходимости иметь родство
по крови с семьей пророка
Магомета. Сунниты настаивали на
том, что наследника Мухаммеда
должна избирать община.
Другая позиция у
шиитов, последователей четвертого
халифа Али – зятя Магомета.
Шииты считали, что наследник
должен состоять в кровном
родстве с Пророком, следовательно,
преемником должен стать его
двоюродный брат и зять Али.
Шииты возражают против выборности
халифов, полагая, что власть
должна сохраняться в «семье
пророка» в руках верховных
правителей – имамов. Постепенно
в шиизме сложилось представление
об имамах как носителях «божест-венной
субстанции». В среде шиитов
возникли и другие учения, например,
исмаилизм, фактически являющийся
самостоятельной религией. Суннизм
приняли главным образом арабы
и турки, тогда как шиитами
стали персы (иранцы). В настоящее
время сунниты составляют 80% всех
мусульман и расходятся с шиитами
во взглядах на многие вопросы,
помимо разногласий по поводу
правопреемника Магомета.
Например, сунниты и
шииты не согласны друг с
другом в том, что следует
считать Писанием. Сунниты подчеркивают
авторитет письменных традиций,
к которым относится не только
Коран, но и сунна («обычай»,
от этого слова произошло название
течения). Сунна включает в себя
хадисы – рассказы о жизни
и высказываниях Магомета и
его сподвижников. Сунна говорит
многое, о чем умалчивает Коран.
Сунниты также руководствуются
принципами, в свое время совместно
разработанными старейшинами или
богословами (улемами), которые основывали
свои решения на Коране, сунне
и более поздних источниках.
Шииты, со своей стороны,
больше опираются на авторитет
отдельной личности, чем на единодушие
старейшин. Иранский аятолла Хомейни,
например, был шиитом. Изначально
шииты верили, что Бог говорит
через имама, главу мусульманской
общины. Однако в IX веке двенадцатый
имам исчез, и главным авторитетом
стали улемы, которые считали
себя представителями исчезнувшего
имама. Шииты ожидают возвращения
двенадцатого имама, которого
называют Махди, так же, как
христиане ждут второго пришествия
Христа.
Еще одно различие
между этими двумя направлениями
заключается в том, что сунниты
убеждены в необходимости разделения
светской и религиозной власти,
тогда как шииты настаивают, что
и религиозная, и политическая
власть должна принадлежать религиозным
лидерам.
Кроме того, есть еще
более мелкие мусульманские группы,
например: ваххабиты друзы, алавиты
и др.
3. Исламский образ жизни:
нормы, предписания, традиции
Подобно иудаизму и
христианству, ислам – это «религия
Книги». Это означает, что для
всех трёх центром религии
является книга. Для иудеев
это Тора, для христиан – Библия,
а для мусульман – Коран.
Коран является основой ислама,
ибо устанавливает религиозные
обряды, правовые и моральные
нормы, жизненный уклад и правила
поведения для миллионов мусульман.
Без знакомства с Кораном невозможно
понимание обычаев и традиций,
существующих в мире ислама. Вместе
с тем понимание самого текста
Корана представляет для современного
читателя непростую задачу.
Коран (от араб. «ал
– куран» – «чтение вслух»,
«назидание») – священная книга
мусульман, запись пророческих
откровений, произнесённых Мухаммедом
между 610 и 632 гг. Сначала эти
откровения передавались в общине
изустно, по памяти. Некоторые
из них верующие записывали
по собственной инициативе, пока,
наконец, в Медине по указанию
Мухаммеда не стали вестись
систематические записи.