Контрольная работа по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 18:53, контрольная работа

Краткое описание

1. Предыстория культурологии: анализ культуры в истории философской мысли от Античности до Нового времени. Формирование культурологии как самостоятельной науки к середине ХХ века.
2.Предмет культорологии. Место культорологии в системе гуманитарного знания. Теоретическая и прикладная культурология.
3. Основные методы культурологии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.Предыстория культурологии: анализ культуры в истории 4 философской мысли от Античности до Нового времени.
1.1Предыстория культурологи 4
1.2. Этапы становления культурологии. 6
1.3. Философское осмысление культуры. 7
2.Предмет культурологии. Место культурологии в системе 8 гумонитарного знания.Теоритическая прикладная культурология.
2.1. Предмет культурологии. 8
2.2 Место культорологии в системе гуманитарного знания 10
2.3. Теоретическая и прикладная культурология 11
3.Основные методы культурологии. 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по культурологии.docx

— 40.05 Кб (Скачать файл)

Как было упомянуто выше, предметом культурологи является культура, а объектом выступают  творцы и носители культуры - люди, а  также различные культурные явления, протекающие в обществе, учреждения, связанные с культурой, деятельностью людей и общества в целом.

2.2 Место культорологии в системе гуманитарного знания

  Культурология - это комплексная наука, изучающая генезис, структуру, закономерности развития и функционирования культуры как особой формы бытия человека и общества. Объектом ее изучения является культура как системное целое и образующие ее элементы. Предметная область культурологической науки включает в себя такие вопросы, как анализ самого понятия культуры, классификацию ее на основные виды и типы; исследование общих закономерностей культурно-исторического процесса, выявление особенностей культурно-исторических эпох; осмысление роли культуры в жизни человека, общества и многие другие.

В комплекс культурологического знания входят следующие научные дисциплины.

Теория  культуры ставит своей целью изучение структуры, динамики, видов и типов  культуры, закономерностей и механизмов ее функционирования и воспроизводства. Этот раздел культурологической науки  представлен различными направлениями, школами и концепциями.

История культуры дает знание об основных культурно-исторических типах и важнейших этапах в  развитии мировой и национальных культур, изучает культурные события  в их хронологии и описывает конкретные культурные явления. Тем самым образуется необходимая точка отсчета в  исследовании феноменов современной  культуры.

Объектом  анализа социальной культурологии или социологии культуры является функционирование культуры в социуме; традиции, нормы, обычаи, ценностные приоритеты людей, принадлежащих к определенным общественным группам, а также социальные институты культуры.

В последнее время статус самостоятельной  научной дисциплины стремится обрести  психология культуры, изучающая реакции  человека на культурные явления и  объясняющая личностные черты и  своеобразие поведения индивида, исходя из его принадлежности к определенному  типу культуры.

2.3. Теоретическая и прикладная  культурология

  Как наука культурология делится на фундаментальную и прикладную. Первая анализирует наиболее общие, универсальные проблемы культуры, закономерности ее развития и функционирования. Ее задача - разработка категориального аппарата и методов исследования культурных феноменов. Вторая вырабатывает конкретные рекомендации для регулирования и управления культурными процессами в масштабах, как всего государства, так и специальных (профильных) учреждений, организаций; нормы этикета, регулирующие межличностное общение людей в разных сферах их жизни.

Культурология взаимодействует со многими другими науками. Культура как объект исследования привлекает к себе внимание представителей различных отраслей гуманитаристики - психологов, лингвистов, историков, искусствоведов, этнографов, археологов, антропологов и многих других специалистов. Все они рассматривают определенные области и аспекты культуры. Ее отдельные формы (мораль, религию, искусство, политику, право, экономику, быт, праздник, ритуал и т.д.). Специалист же культуролог обращается к смежным исследованиям, чтобы от конкретного эмпирического материала перейти к теоретическому анализу внутренних закономерностей развития и функционирования культуры, определить ее роль в жизни общества и личности.

Таким образом, специфика культурологии как научной дисциплины состоит в ее комплексном, интегративном характере.

Кроме того, в культурологическом знании обязательно присутствуют национальный и региональный компоненты. В связи  с этим особая роль отводится изучению отечественной культуры, ее ценностям  и традициям, а также региональной культуре, ее формированию, развитию и  современному состоянию; культурным памятникам не только столичных центров нашей  страны, но и области, города, села, откуда родом или где учатся студенты. В нашем случае это город Курск и его округа - Курский край как особый культурно-исторический регион, представляющий традиции культуры российской провинции, взаимосвязи со столичными центрами Руси-России.

3.Основные методы культурологии.

Культурология использует систему методов, то есть различных, взаимосвязанных между собою способов изучения явлений культуры. 
1. Диахронический метод заключается в изложении явлений, фактов, событий мировой и отечественной культуры в хронологической последовательности их появления и протекания. Однако факты нужно не только изложить, но и проанализировать, оценить, обобщить. Поэтому данный метод дополняется другими, в частности, синхроническим методом. 
2. Синхронический метод состоит в совокупном анализе двух или нескольких культур на определенном этапе их развития, с учетом существующих взаимосвязей и возможных противоречий. Если диахронический метод можно представить как вертикальную линию, на которой откладываются нужные даты, то синхронический - графически мог бы выглядеть в виде горизонтальной линии, пересекающей несколько вертикалей, каждая из которых олицетворяет историю культуры какой - либо страны. 
3. Сравнительно - исторический метод состоит в сравнении разных культур. Он позволяет устанавливать повторяемость культурных явлений, присущих разным историческим эпохам и социальным системам. 
4. Структурно - функциональный метод заключается в разложении изучаемого объекта на составные части и выявлении внутренней связи, обусловленности, соотношения между ними, а так же определении их функций. 
5. Семиотический метод предполагает рассмотрение культуры как знаковой системы. 
6. Метод моделирования связан с созданием модели определенного периода в развитии культуры. 
7. Биографический метод заключается в анализе жизненного пути деятеля культуры.

Культурология как самостоятельная наука использует различные принципы изучения культуры. Укажем на два важнейших из них:

  1. Принцип историзма состоит в том, что все явления, события, факты культурного процесса нужно рассматривать в контексте того исторического времени, тех условий (социальных, экономических, политических, нравственно - психологических и др.), в которых они происходили. Всякая попытка "изъятия" из соответствующей эпохи и перенесение в мир современных критериев и оценок этих явлений прошлой культуры грозит упрощением, непониманием и даже вульгарным искажением историка - культурных процессов. 
    2. Принцип целостности заключается в том, что изучение любого периода, этапа в развитии культуры должно включать в себя все многообразие явлений, событий и фактов культуры. Совершенно недопустимо произвольное умолчание или искажение подлинной картины событий. Этот принцип особенно важен при изучении острых и актуальных проблем культуры того или иного общественного уклада, когда начинают доминировать не научные интересы, а политические и мировоззренческие пристрастия.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из  данного реферата выяснилось, что  культурология - это наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающая культуру как целостность, специфическую функцию и модель человеческого бытия. Как и всякая другая наука, она имеет свой предмет, метод и функции.

Предметом культурологии является изучение содержания, динамики и технологий функционирования культуры, как социокультурного опыта. Культура гармонизирует многообразные ценности и создает целостное пространство духовного богатства человечества. Она осуществляет нормативизацию действий, средств и целей человеческой жизнедеятельности. Практическое использование норм культуры позволяет вскрыть их значение и эффективность. С помощью культурологии человек подразделяет свои действия на положительные и отрицательные, изящные и нет, гуманные и бесчеловечные, прогрессивные или консервативные и т.д. Культура создает методы и критерии оценки действий человека и таким образом формирует режим регламентированного и ранжированного поведения человека. Практическая работа по достижению целей, по их реализации и воплощению в жизнь требует от человека знаний и умений, причем, знаний не только специально научных, то есть в основном технократических, но и знаний гуманитарных, то есть нравственно-духовных.

Таким образом, культура, как предмет культурологии, выводит человека из мира животного в мир "homo sapiens", человека разумного, осознающего свое общественно-социальное представление. Кроме этого, культура способна исполнить роль общественной памяти. Она создает способы и средства сохранения и накопления опыта духовной деятельности всего человечества, позволяет найти ответы на многие вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1.Неретина  С.С. Точки на зрении. Санкт-Петербург, 2005. Стр. 230, 231, 258, 271, 273

2. Неретина С., Огурцов А. Время культуры. СПб., 2000. Стр. 6-7, 9.

3.Межуев В.М. Классическая модель  культуры: проблема культуры в  философии Нового времени // Культура: теории и проблемы. М., 1995. Стр. 34.

4.Золкин  А. Л. Культурология. - М.: Юнити, 2007.

5.Введение в культурологию: учеб. пособие / под ред. Е.В. Попова. М., 1995. Гл. 1, 2.

6. Введение в культурологию: учеб. пособие / под ред. Н.О. Воскресенской. М., 2003.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Контрольная работа по "Культурологии"