Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 05:54, контрольная работа
Цель данной работы – рассмотреть проблему мифологических основ культуры.
Задачи данной работы:
- раскрыть сущность и назначение мифологической картины мира;
- рассмотреть сущность и назначение мифа в трудах З.Фрейда.
Введение 3
1.Сущность и значение мифологической картины мира 4
2.Сущность и назначение мифа в трудах З.Фрейда 10
Заключение 15
Глоссарий 16
Список литературы 17
Интерес к мифологии
был отнюдь не случайным явлением
в становлении
Начало психоаналитическому осмыслению мифа было положено самим основателем психоанализа в его основополагающем труде «Толкование сновидений» (1900 г.), где он подвергает анализу миф о царе Эдипе, описанный в одноименной трагедии Софокла. Как известно, Фрейд считал сексуальное влечение мальчика к матери (дочери к отцу) и желание смерти родителю противоположного пола базовым феноменом в развитии человеческой психики. Уже здесь прослеживаются основные черты психоаналитической концепции мифа. Так, Фрейд проводит параллель между содержанием мифологических сюжетов и сновидений современных невротиков. Отметим также его общеизвестное уподобление дикаря, ребенка и невротика в плане устройства и функционирования психического аппарата. Однако, жесткая редукция мифологического материала к инцестуозному влечению выглядела малоубедительной. З.Фрейда интересовало, прежде всего, возникновение неврозов. Невроз – это травма (или, скорее, знание о травме), вытесненное из сознания на уровень бессознательного и прорывающееся в сознание через сферу подсознания серией специфических действий или болезненных симптомов. Последние не связаны с непосредственно наблюдаемой вокруг пациента реальностью и поэтому кажутся внешне бессмысленными. Однако они имеют символический смысл, реконструируемый путем соотнесения болезненного симптома с травмирующим опытом. В дальнейшем Фрейд перешел от анализа индивидуальных неврозов к анализу иррациональных проявлений общественного сознания.6 К последним он относил, в том числе, политику, религию и культуру. Их он также интерпретировал как символические образования, основанные на компенсации давно забытых травм
«Неудовлетворенность культурой» ("Das Unbehangen in der Kultur", 1930) — книга Фрейда, посвященная теме извечного и неизбывного противостояния людей и культуры. Фрейд исходил из гипотезы о том, что в человеческой психике всегда присутствуют в видоизмененной форме следы прошлого опыта как индивидуального, так и родового. Так, в религиозном чувстве, по мысли Фрейда, присутствуют, с одной стороны, элементы детской беспомощности и потребности в защите, с другой — "океаническое чувство" причастности к вечности и бесконечности, которое Фрейд связывает с отсутствием в психике грудного ребенка различения своего "Я" и внешнего мира. Развитие человека, по Фрейду, движется от главенства "принципа удовольствия" к признанию "принципа реальности", устанавливающего пределы удовлетворения инстинктивных влечений. В целом, по мнению Фрейда, люди стремятся прежде всего к достижению счастья, трактуемого им как исключение боли и неудовольствия и получение интенсивного удовольствия. Таким образом, целью человеческой жизни, согласно Фрейду, фактически является реализация программы "принципа удовольствия". Однако достижение сильного чувства удовольствия сталкивается, по мнению Фрейда, со значительными сложностями, в т.ч. с адаптацией организма к испытываемому наслаждению. В то же время человек постоянно подвержен угрозе страданий, источниками которых являются: собственный организм, который неизбежно стареет, разрушается, причиняет боль и беспокойство; внешний мир, содержащий превосходящие индивида и неподконтрольные ему силы; недостатки институций, регулирующих отношения в семье, государстве и обществе. В результате стремление избежать несчастий превалирует над стремлением к получению удовольствий. Фрейд обращается к анализу социального источника страданий, полагая, что именно цивилизация является причиной значительной их части. Цивилизация, по Фрейду, синонимична культуре и представляет собой всю сумму достижений и правил, которые "отличают наши жизни от существования животных предков и... служат двум целям, а именно: защитить людей от природы и урегулировать их взаимные отношения". Цивилизация включает все средства, используемые людьми для защиты от угроз, возникающих из источников страданий. Она характеризуется овладением природой, признанием ценности "чистоты" и порядка, уважением и одобрением интеллектуальных, научных и творческих достижений, заменой индивидуальной власти властью сообщества. В то же время цивилизация накладывает всеобщие ограничения на удовлетворение индивидуальных желаний, укорененных в эгоистической природе человека. Фрейд полагает, что человеческие конфликты порождены преимущественно противоречием запросов индивида и культурных запросов группы. (Сублимация в этом контексте выступает, согласно Фрейду, как "ярко выраженная черта культурного развития".) Возникновение цивилизации он связывает с действием двух факторов: любви (сексуальной, лежащей в основе семьи, и "любви с подавленной целью", способствующей установлению дружеских отношений) и необходимости (побуждавшей к созданию сообществ, более жизнестойких по сравнению с отдельным индивидом). Однако, по Фрейду, в процессе развития цивилизации между необходимостью и любовью возникает антагонизм, выражающийся в конфликте между семьей и более крупными сообществами и во враждебности к цивилизации со стороны женщин, вызванной отчуждением мужчин от обязанностей мужа и отца. В целом, по мысли Фрейда, цивилизация накладывает ряд ограничений на сексуальную жизнь, ибо культура санкционирует сексуальные отношения только между мужчиной и женщиной и только в качестве способа размножения людей, но не признает сексуальности как источника наслаждения. Рассматривая вселенские силы инстинкта жизни (Эроса) и инстинкта смерти (Танатоса) как фундаментальные влечения человеческой природы, Фрейд полагает, что подавление стремления человека к агрессии и разрушению — проявлению инстинкта смерти — становится необходимым условием существования цивилизации. В противном случае цивилизованное общество оказывается подвержено постоянно существующей угрозе дезинтеграции. Фрейд оценивает цивилизацию как инструмент инстинкта жизни, реализующий его цель — объединить изолированных индивидов, затем семьи, затем расы, народы и нации в единое человечество. Эволюция цивилизации рассматривается им как борьба между Эросом и Танатосом за жизнь человеческого рода. Сдерживание агрессивных импульсов осуществляется через побуждение людей к идентификации с общностью и "подавляемым" отношениям любви (т. е. дружеским отношениям), через страх перед властью (перед наказанием и перед потерей любви) и через формирование внутриличностной инстанции контроля над агрессивностью — Супер-Эго. Установление Супер-Эго, согласно Фрейду, является наиболее мощным средством контроля над нежелательными импульсами. Его результатом становится утрата счастья, связанная с усиливающимся чувством вины.По мысли Фрейда, судьба человеческого рода зависит от того, "удастся ли развитию культуры, и в какой мере, обуздать человеческий первичный позыв к агрессии и самоуничтожению, нарушающий сосуществование людей".
Мифология как наука о мифах имеет богатую и продолжительную историю. Первые попытки переосмысления мифологического материала были предприняты еще в античности. Изучением мифов в разные периоды времени занимались: Эвгемер , Вико, Шеллинг, Мюллер, Афанасьев, Потебня, Фрейзер, Леви-Строс, Малиновский, Леви-Брюль, Кассирер, Фрейд, Юнг, Лосев, Топоров, Мелетинский, Фрейденберг, Элиаде и многие другие. Но до настоящего времени так и не оформилось единого общепринятого мнения о мифе. Безусловно, в трудах исследователей существуют и точки соприкосновения.
Представители различных научных школ акцентируют внимание на разных сторонах мифа. Так Рэглан (Кембриджская ритуальная школа) определяет мифы как ритуальные тексты, Кассирер (представитель символической теории) говорит о их символичности, Лосев (теория мифопоэтизма) - на совпадение в мифе общей идеи и чувственного образа, Афанасьев называет миф древнейшей поэзией.
Гомер – легендарный эпический поэт Древней Греции. В античных сообщениях о Г. исторически реальный типичный образ слепого странствующего певца переплетается с фантастическими измышлениями
Пан – греч. бог лесов и стад, сын Гермеса, с козлиными ногами и рогами и с длинной бородой, покровитель пастухов и охотников, изобретатель сиринкса; также демон ужаса, отсюда паника, панический ужас
Софокл – (ок. 496-406 до н.э.), афинский драматург, считающийся наряду с Эсхилом и Еврипидом одним из трех величайших трагических поэтов классической древности.
Эдип – в др.-греч. мифологии царь Фив.
Веды – (санскр. veda - знание, от индоевр. корня veid - знать, видеть) - священные книги индусов, представляющие сборники гимнов, богослужебных формул, легенд.
Миф – фантастические, символические представления о богах и легендарных героях, сверхъестественных силах, объясняющие происхождение и сущность мира, предназначение человека
Олимп – в древнегреческой мифологии - священная гора в северной Фессалии, считавшаяся местопребыванием богов
Супер – Эго – Сверх "Я" - в психоаналитической теории - один из трех компонентов личности: - включающий моральные стандарты, запреты и поощрения; и - возникающий благодаря механизму идентификации ребенка со взрослым
Танатос – инстинкт смерти, влечение к смерти, инстинкт и влечение агрессии и деструкции.
Эрос – один из двух активных основных инстинктов психической жизни человека, обозначающий "любовь в самом широком смысле слова"
1 Философский энциклопедический словарь. / Под ред. Губского Е.Ф. – М.: ИНФРА-М, 2001. – с. 60.
2 Э.Б.Тайлор Первобытная культура Москва. Издательство политической литературы. 1989.
3 Э. Н. Платонова Конспект лекций по культурологи. Высшее образование. Москва. «Айни-Пресс». 2003.
4 Э.Б.Тайлор Первобытная культура Москва. Издательство политической литературы. 1989
5 Малиновский Б. Мифология и древность. – СПб.: Питер, 2004. – с. 211.
6 Фрейд З. Коллективная психология и анализ человеческого Я // Психология толпы. М., 2003. С. 317 – 399.