Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 20:18, контрольная работа
Язык культуры – совокупность всех знаковых способов словесной и невербальной коммуникации, с помощью которых передается культурно значимая информация.
Наиболее универсальной знаковой системой является язык. Основным средством познания и коммуникации являются естественные языки. Наряду с ними существуют искусственные языки (язык науки, дорожные знаки, условные сигналы) и вторичные языки (миф, религия, искусство).
Введение 3
Понятия «языки культуры», «тексты культуры», «культурный код», «культурные символы». 4
Динамика культуры. Антропогенез, социогенез и культурогенез. 7
Закономерности развития культуры, традиции и инновации. 12
Заключение 15
Список литературы 17
«ПЕРМСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ» |
Факультет: Экономический
Кафедра: Рекламы, связей с общественностью и гуманитарных дисциплин (РСОиГД)
Контрольная работа
по дисциплине: «Культурология»
Вариант № 6
Выполнил: |
Сунцова Елена Сергеевна | ||
Группа: |
Э-13-ВС(И) | ||
| |||
Контактная информация: |
Моб. телефон 89024757852 | ||
Отметка о регистрации: |
|||
) | |||
Проверил: |
Лашова Светлана Николаевна | ||
Дата: |
Оценка: |
||
Примечания: |
|||
Пермь 2013 г.
Введение 3
Понятия «языки культуры», «тексты культуры», «культурный код», «культурные символы». 4
Динамика культуры. Антропогенез, социогенез и культурогенез. 7
Закономерности развития культуры, традиции и инновации. 12
Заключение 15
Список литературы 17
Язык культуры – совокупность всех знаковых способов словесной и невербальной коммуникации, с помощью которых передается культурно значимая информация.
Наиболее универсальной знаковой системой является язык. Основным средством познания и коммуникации являются естественные языки. Наряду с ними существуют искусственные языки (язык науки, дорожные знаки, условные сигналы) и вторичные языки (миф, религия, искусство). Культурный опыт человечества выражен и в текстах. Проблемы раскодирования текстуальной информации исследуются в рамках семиотики (науки о знаковых системах) и герменевтики (науки, которая занимается толкованием, интерпретацией текстов).
В культуре существуют различные знаковые системы, или языки культуры: естественный язык, письменные тексты, фольклор, традиции, предметы быта, ритуалы, этикет, разные виды искусства.
Язык культуры – совокупность всех знаковых способов словесной и невербальной коммуникации, с помощью которых передается культурно значимая информация.
Наиболее универсальной
знаковой системой является язык. Основным
средством познания и коммуникации
являются естественные языки. Наряду с
ними существуют искусственные языки
(язык науки, дорожные знаки, условные
сигналы) и вторичные языки (миф,
религия, искусство).
Культурный опыт человечества выражен
и в текстах. Проблемы раскодирования
текстуальной информации исследуются
в рамках семиотики (науки о знаковых системах)
и герменевтики (науки, которая занимается
толкованием, интерпретацией текстов).
Культурный текст является
выражением глубинного смыслового поля
культуры. Но смысл чаще всего не
детерминирован жестко словом или знаком,
а может быть придан явлению в
зависимости от культурного контекста,
времени произнесения или написания,
субъективного опыта.
В естественных языках и языках культуры
возможно углубление уровней смысла: есть
прямой, косвенный, переносный, скрытый
смысл и т. п.
Самым поверхностным уровнем
смысла является так называемый здравый
смысл, который является общепринятым,
выражается вербальным (словесным) образом
на уровне сознания. Самым глубинным
уровнем смысла является то непроявленное
содержание, которое связывает человека
с миром ценностей, законов, образцов поведения
данной культуры.
Изучением культурных объектов с точки
зрения выражаемого ими смысла, значения
занимается культурная семантика. Культурные
объекты рассматриваются в культурной
семантике как средства трансляции культурно—значимой
информации – смысла за каким—то объектом,
который выступает как знак (заместитель
данной информации) и понимание (осмысление
информации, транслируемой с помощью знака).
Понимание является наиболее важным моментом
функционирования языка культуры. При
коммуникации (обмене знаками) неизбежно
присутствуют определенная неадекватность
понимания, момент интерпретации, искажающий
исходный смысл.
Культура выражает себя и через мир символов – знаков, не имеющих предметного значения, но через которые открывается смысл самого объекта. С помощью символов информация передается средствами, превосходящими возможности языка (эти средства – гербы, эмблемы, символика цвета, жестов и др.). Особое значение имеют символы в религии, искусстве. Каждый вид искусства имеет свой образно—символический язык (есть язык музыки, танца, живописи, кино, театра и т. п.).
Свойство символа – его репрезентативность, эстетическая привлекательность, которая подчеркивает важность и общезначимость символа, но вместе с тем часто сочетается с формальной простотой, актуальной для употребления символа в коммуникативной ситуации. Нередко следствием коммуникативной актуальности символа оказывается формирование его повседневного аналога, выраженного языковыми средствами, наиболее употребительными в обыденной коммуникации (вербальными, жестовыми).
Код – система условных обозначений или сигналов. Социологи определяют код как дифференциальное использование системы или совокупности признаков, отмечающих дифференциальную социальную принадлежность. Код - это совокупность знаков (символов) и систему определённых правил, при помощи которых информация может быть представлена (закодирована) в виде набора из таких символов для передачи, обработки и хранения (запоминания). Правила, регулирующие код, устанавливаются по соглашению между носителями одной и той же культуры. Код представляет собой систему, которая включает структуру знаков и правила её функционирования. При передаче какого-либо сообщения от одного лица другому, код задаёт соответствие означаемых и означающих, т.е. задаёт набор знаков. Код должен быть выбран так, чтобы с помощью соответствующих означающих можно было составить требуемое сообщение. Должны также подходить друг другу среда и означающие кода. Код должен быть известен получателю, а среда и означающие должны быть доступны его восприятию. Таким образом, воспринимая означающие, посланные отправителем, получатель с помощью кода переводит их означаемые и принимает сообщение.
Таким образом, к коммуникативным, трансляционным средствам культуры относят язык, знаково-символическую систему. Они являются своеобразными каналами связи между культурой и человеком, обеспечивающими целостность и преемственность культуры.
Культура – динамично
Культурная адаптация –
Культурная ассимиляция –
Аккультурация – процесс изменения материальной
культуры, обычаев и верований, происходящий
при непосредственном контакте и взаимовлиянии
разных социокультурных систем. Например,
с 1960-х гг. XX вв. стали говорить об испанизации,
испанизации, японизации, китаизации и
т.п., характерных для отдельных регионов.
Культурный конфликт – критическая стадия противоречий в ценностно-нормативных установках, ориентациях, позициях, суждениях между отдельными личностями, группами, личностью и группой, группой и обществом. Культурные конфликты, как правило, отличаются ожесточенностью, бескомпромиссностью, и часто имеют целью не столько покорение, сколько уничтожение носителей чуждых ценностей. Например, крестовые походы, религиозные, гражданские, революционные, национально-освободительные войны.
Межкультурная коммуникация – это коммуникация, основанная на символическом взаимодействии между представителями (индивидами и группами) разных культур. В современном мире выделяют большие культурные системы – макрокультуры (американская культура, африканская культура, европейская культура и др.) в составе которых находятся микрокультуры (субкультуры).
Вместе с человеком, обществом, происходит и возникновение культуры. Антропогенез, социогенез, культурогенез - это единый процесс, образованный тремя взаимодополняющими, коэволюционными потоками. духовная культура с самого начала опредмечивалась в орудиях труда, приёмах охоты, в технологиях изготовления утвари. И лишь позднее она получила возможность опредмечиваться в слове, речи.
Антропогенез - это процесс возникновения и эволюции человека. Самый значительный вклад в решение проблемы антропогенеза сделал Ч. Дарвин в труде «Происхождение человека и половой отбор». Он обосновал эволюционное родство человека с высшими обезьянами. Эволюция человека как биологического вида проходила в пределах семейства гоминид
Гоминиды — вторая ветвь, отделившаяся от высших узконосых обезьян (гоминоидов). Первая ветвь — понгиды, или антропоморфные обезьяны: орангутан, горилла, шимпанзе.
Основные направления и результаты биологической эволюции человека:
• развитие прямохождения;
• освобождение верхней конечности хватательного типа;
• увеличение объема мозга и значительное развитие коры головного мозга;
• усложнение высшей нервной деятельности.
Социальные факторы в эволюции человека:
• использование, а затем создание орудий труда;
• необходимость адаптивного поведения в процессе становления общественного образа жизни;
• необходимость прогнозировать свою деятельность;
• необходимость воспитывать и обучать потомство, передавая ему накопленный опыт.
Движущие силы антропогенеза:
• индивидуальный отбор, направленный на морфофизиологические признаки — прямохождение, строение кисти, развитие мозга;
• групповой отбор, направленный на социальную организацию;
• биосоциальный отбор, результат совместного действия первых двух форм отбора. Действовал на уровне особи, семьи, племени.
Социогенез - это процесс появления новой, отличной от природы, реальности, разительным образом воздействующей на человека, вызывающей его антропогенез. Появление социальной жизни связано с производством орудий труда. Вначале это были примитивные каменные рубила, которые постепенно совершенствуются человеком. Человек становится в той мере человеком, поскольку он создаёт "вторую природу" - свои производительные силы и формы отношений между людьми, возникающие по поводу их производства. Не следует забывать, что человек, его телесная организация, умения и навыки, которые он накопил и передаёт по наследству, сами являются производительными силами, то есть имеют социальную природу. Но социальную природу имеют и формы отношений между людьми в общине, в отличие от природных, биологических связей в стаде. Таким образом, социальная реальность, создаваемая возникающими людьми, включает в себя:
1. отношения к природе, важнейшие
из которых объективируются в виде материальных
вещественных и личностных производительных
сил;
2. отношения по поводу производства
этих производительных сил между людьми,
что и создаёт общину.
Каждое первобытное сообщество
было полностью независимо от соседей,
оно носило автаркический характер.
Это не значит, что не было связей
между общинами: иногда возникала
необходимость перемещения по территории
другой общины, но она всегда обусловливалась
соответствующими соглашениями, существовал
и обмен между сообществами, но
он не определял сущность труда и
жительства данного коллектива: каждый
первобытный коллектив был
Культурогенез – один из видов динамики культуры, заключающийся в порождении новых культурных форм и их интеграции в существующие культурные системы, а также в формировании новых культурных систем и конфигураций.
Сущность культурогенеза заключается в процессе постоянного самообновления культуры не только методом трансформационной изменчивости уже существующих форм и систем, но и путем возникновения новых феноменов, не существовавших в культуре ранее. К. не является однократным событием происхождения культуры в эпоху первобытной древности человечества, но есть процесс постоянного порождения новых культурных форм и систем. С позиций эволюционистской теории основной причиной культурогенеза является необходимость в адаптации человеческих сообществ к меняющимся условиям их существования путем выработки новых форм (технологий и продуктов) деятельности и социального взаимодействия (вещей, знаний, представлений, символов, социальных структур, механизмов социализации и коммуникации и т.п.).