Контрольная работа по дисциплине «Культурология»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2015 в 04:28, контрольная работа

Краткое описание

1. Типология и классификация культур. Основные этапы развития мировой культуры
2. Культура средневековой Руси. (язычество, развитие письменности, иконопись)
3. Понятие информационного общества. Техника и цивилизация

Вложенные файлы: 1 файл

культура 1.docx

— 53.50 Кб (Скачать файл)

Приложение 1

 

Заочное отделение

 

КГБОУ СПО Хабаровский Судостроительный колледж

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

Предмет «Культурология»

 

Специальность 151001     вариант №   5

 

 

 

 

 

 

 

Работа выполнил  Никитюк Кирилл Андреевич__________

 

Работа выполнена «_____» __________________  20_____г.

 

Работа проверена «_____» __________________  20_____г.

 

Преподаватель Сулейманова Ангелина Бегляровна______

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

  1. Типология и классификация культур.

      Основные этапы  развития мировой культуры………………………………стр.1-4

  1.   Культура средневековой Руси. 

       (язычество, развитие  письменности, иконопись)………………………….. стр.5-8

  1. Понятие информационного общества.

 Техника и цивилизация……………………………………………………..   стр.9-12   

                                                                                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Типология и классификация  культур. Основные этапы развития  мировой культуры

 

 

Различные типы культур существуют не только синхронно – в едином времени. Каждая культура имеет свою собственную историю, порой весьма длительную и насыщенную, поэтому типологию культур следует выстраивать в хронологическом порядке, имея в виду, что каждый культурный тип переживал период своего рождения, расцвета, кризиса и распада.

Наши знания о прошлом культуры питаются различными источниками, в первую очередь письменными. Отсюда, по способам самоорганизации культуры, сложившимся в истории, можно различать три глобальных культурных типа: дописьменный, основу которого составляет устная фольклорная традиция, предметы быта, охоты, ремесленной деятельности, одежда и жилища, предметы искусства мифоритуала и религиозного культа; письменный (знаковый), основу которого составляет книжность и письменная традиция; экранный, основанный на получении информации в виде зрительных образов (кино, ТВ, видео и компьютерная проекция информации).

Каждый из этих глобальных культурных типов имеет свой специфический культурный код, определяющий способы выражения или опредмечивания той или иной культуры. Основной код культуры обладает следующими характеристиками: во-первых, он универсален, т.е. применим к любому культурному типу и работает в любом историческом времени; во-вторых, он самодостаточен для формирования и сохранения человеческой культуры; в-третьих, он всегда открыт к изменению, самопорождению новых культурных кодов, а также приспособлению их к условиям жизни общества.

Существование основного культурного кода определяется тремя параметрами, по которым происходит самоорганизация культуры в природе. Это – предметность, знаковость и идеальность, причем все эти параметры генетически взаимосвязаны между собой.

Предметность культурного кода означает существование в природном мире искусственных объектов, создаваемых человеком из естественного материала природной среды. Этот признак наиболее характерен для древнейшего, дописьменного периода человеческой культуры и выражается в создании орудий труда, предметов быта и сохранении приобретенного опыта в генетической памяти человечества, передаче этого опыта через слово, жест или рисунок в исторической традиции народов.

Знаковый параметр культуры наиболее характерен для письменного периода культуры, хотя возник он на поздней стадии дописьменного. В этой связи следует различать три основных типа знаков: знаки-обозначения, знаки-модели, знаки-символы.

Коды письменных культур древнейших цивилизаций первоначально содержались в священных текстах, в которых веками накапливались сведения как научного, так и обыденно-практического характера – астрономические и математические вычисления, составление календарей и звездных карт, исторические сведения, данные географического и этнографического характера, опыт хозяйственной деятельности и приемы изобразительного искусства.

Коренные изменения письменного культурного кода начинаются в Западной Европе в XV веке с изобретением печатного станка. Печатный книжный тираж открывал большие возможности для фиксирования в культурной памяти социальных перемен и исторических событий, для внедрения в общественное сознание научных и философских знаний. Знания начинают приобретать информационно-аналитическую форму, воздействовать на область политики, производства, образования и воспитания.

Средством широчайшего внедрения в общественное сознание культурных достижений, научных знаний и нравственных представлений, эстетических принципов и идеалов сталаэкранная культура, обладающая зрелищностью, особым динамизмом и массовым характером. Еще на заре кинематографа его влияние на культуру расценивалось как радикальное «обновление человечества». Экранная культура дала возможность запечатлеть культурную память человечества в наглядных, зрительных образах, технически манипулировать и изменять тип информации. Компьютерная эра культуры достигает высочайшей степени овладения как природным, так и социальным миром, формирует сам культурный код согласно потребностям и интересам человека. Наконец, для экранного типа культуры характерно «сращение» логического и образного, понятийного и наглядного, интеллектуального и чувственно-эмоционального начал в человеческом мышлении. Благодаря этому, экранная культура и приобрела такой массовый характер.

Одна из наиболее острых проблем современной культуры – проблема сущности и соотношения массовой и элитарной культуры. Массовая культура – сложное понятие, характеризующее особенности производства культурных ценностей в современном обществе. Эта культура производится повседневно и рассчитана на массовое потребление; распространяется она при помощи средств массовой коммуникации. Механизм распространения массовой культуры напрямую связан с рынком. Это культура для каждого и она обязана учитывать вкусы и запросы всех.

Несмотря на кажущуюся демократичность массовая культура таит в себе реальную угрозу низведения человека-творца до уровня запрограммированного манекена. Серийный характер ее продукции обладает рядом специфических признаков: примитивизация отношений между людьми; развлекательность; натуралистическое смакование насилия и секса; культ успеха сильной личности; жажда обладания вещами; культ посредственности; условность примитивной символики.

Современные ученые разделяют массовую культуру на «мертвую» и «живую». Первая насквозь коммерческая по своему духу и ориентирована на пассивное потребление ее массами, игнорирует потребности личности, стандартна и используется властями для внушения через СМИ нужных стереотипов поведения. «Живая» массовая культура, удовлетворяя массовый спрос и не чуждаясь коммерческих соображений, обращается к личности, стремясь ответить на ее многообразные запросы, вызвать интерес к ее ценностям.

Массовая культура при всех своих преимуществах и недостатках, является вполне закономерным этапом развития человеческой культуры вообще, порожденной специфическими потребностями современного «технического века».

В качестве культурологической оппозиции массовой культуре выступает элитарная культура, основная задача которой сводится к тому. Чтобы сохранить в культуре творческое начало и пафос. В понятие элиты по своим индивидуально-личностным качествам могут входить:

· группы людей, обладающие исключительными психологическими и организаторскими способностями;

· профессиональные группы, принадлежащие к высшим слоям сферы материального производства;

· художественно-творческие группы, относящиеся к элите представителей различных сфер духовного производства (наука, образование, мораль, искусство, религия и т.д.).

Из этого следует, если политическая и организаторская элиты стремятся объединить громадное множество воль в единую общественную силу, то задача интеллектуальной и нравственно-эстетической элиты – преобразовать обыденную энергию общества в сознательную и творческую силу.

Рассмотрение культуры через призму философии позволяет говорить об исторических типах культуры.

Среди них:

· доосевой тип (архаическая культура);

· Восток (история и культура еврейского народа, Китай, Индия и арабо-мусульманский мир);

· Запад (классическая эллинская культура, эллинистически-римская ступень, романо-германская культура христианского средневековья, новоевропейская культура);

· Россия (христианский, православный характер русской культуры).

Рождение культур представляло собой долгий процесс возникновения и становления, и потому не имеет точной даты. Темне менее хронологические рамки этого процесса вполне установимы. Если считать, что человек современного вида — homo sapiens — возник примерно 40 тысяч лет назад,

Периодизация развития культуры:

• Первый период начинается 40 тысяч лет назад и завершается примерно в IV тыс. до н. э. Он приходится на культуру пер­вобытного общества и может быть назван периодом младен­чества человека, который во всем делает первые робкие ша­ги. Человек сооружает первые жилища, сначала приспосаб­ливая для этого пещеры, а затем строя их из дерева и камня, создает первые произведения искусства — рисунки, живо­пись, скульптуры, которые подкупают своей наивностью и непосредственностью. Вся культура данного периода покои­лась на магии, принимавшей самые различные формы:колдовство, заклинания, заговоры и т. д.;

Второй период длился с IV тыс. до н. э. до V века н. э. Его можно назвать детством человечества. С этого периода культура развивается на цивилизационной основе. Она име­ет не только магический, но и мифологический характер. Ос­новные культурные очаги представляли Древний Египет, Двуречье, Древняя Индия и Древний Китай, Древняя Греция и Рим, народы Америки;

Третий период приходится на V — XVII века, хотя в некото­рых странах он начинается раньше (Индия, Китай), а в дру­гих (европейских) заканчивается раньше, в XIV — XV веках. Он составляет культуру Средневековья, культуру монотеи­стических религий — христианства, ислама и буддизма. Его можно назвать отрочеством человека, когда тот как бы за­мыкается в самом себе, переживает первый кризис самосоз­нания. На этом этапе наряду с уже известными культурными центрами появляются новые - Византия, Западная Европа, Киевская Русь. Ведущие позиции занимают Византия и Ки­тай. Религия в этот период имеет духовное и интеллектуаль­ное господство. Философия и наука продолжают развивать­ся, научное и рациональное начало начинает постепенно брать верх над религиозным;

Четвертый период охватывает XV — XVI века и именуется эпохой Возрождения (Ренессанса). Он соответствует юноше­скому возрасту человека, когда тот ощущает необычайный прилив сил и наполняется безграничной верой в свои воз­можности, в способность творить чудеса. В строгом смысле эпоха Возрождения характерна главным образом для евро­пейских стран. В ней активно возрождаются идеалы и цен­ности греко-римской античности. Христианство переживает серьезный внутренний кризис, в нем возникает движение Реформации, из которого рождается протестантизм. Главным идейным течением становится гуманизм, в котором вера в Бо­га уступает место вере в человека и его разум. Человек и его земная жизнь провозглашаются высшими ценностями. Не­виданный расцвет переживают все виды и жанры искусства, в каждом из которых творят гениальные художники. Эпоха Возрождения отмечена также великими морскими откры­тиями и выдающимися открытиями в астрономии, анатомии и других науках;

Пятый период начинается с середины XVII века, вместе с Новым временем. Человека этого периода можно считать вполне взрослым, хотя ему далеко не всегда хватает серьезно­сти, ответственности и мудрости. Данный период охватывает несколько эпох. XVII — XVIII века в социально-политическом плане именуются эпохой Абсолютизма. В XVIIвеке рождается современное естествознание и наука приобретает невиданную общественную значимость. В XVIII веке, веке Просвещения, религия становится предметом суровой, непримиримой кри­тики. Издание французскими философами-просветителями многотомной "Энциклопедии" (1751 — 1780) можно считать переломным моментом, своеобразной демаркационной ли­нией, отделяющей прежнего, традиционного человека с ре­лигиозными ценностями от нового, современного человека, главными ценностями для которого выступают разум, наука, интеллект. Благодаря успехам науки Запад выходит на веду­щие позиции в мировой истории, которые уступает ему ос­тающийся традиционным Восток. В XIX веке в европейских странах утверждается капитализм, опирающийся на дости­жения науки и техники. Буржуазные слои — новые хозяева жизни — в массе своей оказались людьми низкого культур­ного уровня, неспособными к адекватному восприятию ис­кусства, которое они объявили ненужным и бесполезным. Под воздействием возникшего в XIX веке духа сциентизма участь религии и искусства в конце концов постигла и фи­лософию. В XIX веке в мировой истории возникает еще одно важное явление — вестернизация, или экспансия западноев­ропейской культуры на Восток и другие континенты и ре­гионы, которая в XX веке достигла впечатляющих масштабов

Прослеживая основные тенденции в эволюции культуры,можно сделать вывод, что их истоки восходят к неолитической революции, когда человечество осуществляло переход от присваи­вающей к производящей и преобразующей технологии.

В культурном плане содержание эволюции составляли две ос­новные тенденции:

• интеллектуализация;

• секуляризация.

К середине XX века научно-техническая и технологическая революции подводят вышеназванные тенденции к практически полному воплощению, вследствие чего культура претерпевает фундаментальные, качественные изменения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Культура средневековой Руси. (язычество, развитие письменности, иконопись)

Отечественная культура на протяжении всех веков ее формирования неразрывно связана с историей России. Наше культурное наследие складывалось в процессе становления и развития национального самосознания, постоянно обогащалось собственным и мировым культурным опытом.

С определенной точностью можно сказать, что уже в первом тысячелетии до нашей эры существовали так называемые протославянские племена. Сам термин “славяне”, вероятно, этимологически восходит к понятиям “человек”, “люди”, “говорящие”. Во всяком случае, в первые века нашей эры уже существовало множество славянских племен (кривичи, словене, дреговичи, северяне, поляне, древляне и др.), которые после Великого переселения V - VII веков заняли обширные территории от современного Русского Севера и Балтийского моря до Средиземноморья и от Волги до Эльбы.

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине «Культурология»