Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 10:09, контрольная работа
Вопрос 1. Какие функции выполняет культура?
Вопрос 2. Что вы знаете об изобразительных и музыкальных формах первобытного искусства.
Вопрос 3. Каковы особенности религии Древнего Египта? Как относились египтяне к смерти и бессмертию, культу фараона?
Вопрос 1. Какие функции выполняет культура?
Культура – это многофункциональная система. Главной функцией феномена культуры является человеко-
творческая или гуманистическая. Все остальные так или иначе связаны с ней и даже вытекают из неё.
Важнейшая – функция трансляции (передачи) социального опыта. Её нередко называют функцией исторической
преемственности, или информационной. Культура, представляющая собой сложную знаковую систему, выступает
единственным механизмом передачи социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной
страны к другой.
Другой ведущей функцией является познавательная (гносеологическая). Она тесно связана с первой и, в известном
смысле, вытекает из нее. Культура, концентрирующая в себе лучший социальный опыт множества поколений людей,
имманентно приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные
возможности для его познавания и освоения.
Регулятивная (нормативная) функция культуры связана, прежде всего, с определением (регулирование)
различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных
отношений культура так или иначе влияет на поведение людей и регулирует их поступки, действия и даже выбор тех
или иных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры опирается на такие нормативные
системы, как мораль и право.
Семиотическая, или знаковая функция - важнейшая в системе культуры. Представляя собой определенную
знаковую систему, культура предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем
овладеть достижениями культуры невозможно. Так, язык (устный или письменный) - средство общения людей,
литературный язык – важнейшее средство овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для
познания особого мира музыки, живописи, театра.
Ценностная, или аксиологическая функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура как
система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню
и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное
содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки.
Вопрос 2. Что вы знаете об изобразительных и музыкальных формах первобытного искусства.
Первые дошедшие до нас произведения первобытного изобразительного искусства относятся к зрелой стадии
ориньякской эпохи (приблизительно 33 – 18-е тыс. до н.э.). Это женские статуэтки из камня и кости с
гипертрофированными формами тела, схематизированными головами – так называемые «Венеры», по-видимому,
связанные с культом матери-прародительницы. Подобные «Венеры» найдены в Италии, Австрии, Чехии, России и во
многих других странах.
В это же время появляются обобщенно выразительные изображения животных, воссоздающих характерные черты
мамонта, слона, лошади, оленя.
Первоначально первобытное искусство, необособленное в специальный вид деятельности и связанное с охотой и
трудовым процессом, отражало постепенное познание человеком действительности, его первые представления об
окружающем мире.
Выделяют три этапа изобразительной деятельности в эпоху палеолита:
-натуральное творчество – композиция из туш, костей, натуральный макет;
-искусственная
-верхнепалеотическое изобразительное творчество – роспись пещер, гравировка на кости.
Аналогичные этапы можно проследить и при изучении музыкального пласта первобытного искусства.
Музыкальное начало не было отделено от движения, жестов, возгласов, мимики.
В новом каменном веке появился первый искусственный материал, изобретенный человеком, - огнеупорная глина.
Прежде люди использовали для своих нужд то, что давала природа, - камень, дерево, кость.
В первобытную эпоху зародились все виды изобразительного искусства: графика (рисунки и силуэты), живопись
(изображения в цвете, выполненные минеральными красками), скульптура (фигуры, высеченные из камня или
вылепленные из глины). Появилось декоративное искусство – резьба по камню и кости, рельефы.
Более поздние этапы развития первобытной культуры относятся к мезолиту, неолиту и ко времени
распространения первых металлических орудий. От присвоения готовых продуктов природы первобытный человек
постепенно переходит к более сложным формам труда, наряду с охотой и рыболовством начинает заниматься
земледелием и скотоводством.
В эпоху неолита и бронзового века появились изображения, передающие более сложные и отвлеченные понятия.
Сформировались многие виды декоративно-прикладного искусства – керамика, обработка металла. Появились луки,
стрелы, глиняная посуда.
В поздний период первобытного общества развивались художественные ремесла: изготавливались изделия из
бронзы, золота, серебра.
К концу первобытной эпохи появился новый вид архитектурных сооружений – крепости. Чаще всего это
сооружения из огромных грубо отесанных камней, которые сохранились во многих местах Западной Европы и
Кавказа. А в средней, лесной полосе, Европы со второй половины первого тысячелетия до н.э. распространились
поселения и погребения.
Вопрос 3. Каковы особенности религии Древнего Египта? Как относились египтяне к смерти и бессмертию, культу фараона?
Важнейшая черта культуры Древнего Египта – протест против смерти, которую египтяне считали
«ненормальностью». Страстное желание бессмертия определило все мировоззрение египтян, пронизывало всю
религиозную мысль Египта. Стремление к бессмертию явилось основой для возникновения «заупокойного культа»,
который сыграл чрезвычайно большую роль в истории Древнего Египта. Именно на основе этого родилось
вероучение, согласно которому смерть не означала конец: прекрасная жизнь на земле могла быть продлена вечно.
Умершего могло ждать воскрешение. Для этого одной из бессмертных душ усопшего необходимо было вновь
соединиться со своим телом. Поэтому живым надо позаботиться о том, чтобы тело умершего было сохранено –
средством для этого было бальзамирование. Забота о сохранении тела умершего привела к возникновению искусства
изготовления мумий. Для того чтобы продлить жизнь после смерти, важно также позаботиться о строительстве
специальной усыпальницы для тела – пирамиде.
Пирамиды строились для фараонов (так называли в Египте царей) и знати, хотя по вероучению египетских жрецов
всякий человек, а не только царь или вельможа, обладал вечной жизненной силой – «ка», т.е. бессмертием, при
условии, что будет полностью соблюден ритуал погребения. Однако тела бедняков не бальзамировались – это было
слишком дорого. Пирамиды, таким образом, свидетельствовали о чрезвычайно сильном неравенстве людей в
древнеегипетском обществе.
Обожествление фараонов занимало центральное место в религиозном культе Египта: египтяне полагали, что
фараон – это живое подобие Солнца. Богов в Древнем Египте было много, у каждого города их могло быть несколько.
Главным был бог Солнца – Ра, царь и отец богов. Одним из важнейших богов был Осирис – бог смерти,
олицетворяющий умирающую и воскресающуюся природу. Важнейшей богиней была Исида, жена и сестра Осириса,
покровительница плодородия и материнства. Бог Луны был одновременно и богом письменности; богиней истины и
порядка считалась Маат.
Египетское многобожие не способствовало действительной централизации государства, усилению верховной
власти и подчинению покоренных Египтом племен. Фараон Аменхотеп IV выступил как религиозный реформатор,
пытаясь утвердить культ одного бога. Это была первая в истории человечества попытка установить единобожие. Он
ввел новый государственный культ, объявив истинным божеством солнечный диск под именем бога Атона. Столицей
государства он сделал город Ахетанон и сам принял имя Эхнатон, что означало «угодный богу». Он пытался сломить
могущество старого жречества и старой знати: культы всех прочих богов были отменены, их храмы закрыты, а
имущество конфисковано. Однако реформы Эхнатона оказались недолговечными.
Вопрос 4. В чем суть варно-кастового строя и его влияние на социально-культурное развитие Индии?
Жесткая дифференциация древнеиндийского общества, обусловленная социальным происхождением и характером
деятельности, завершилась формированием замкнутых общественных групп: по сословиям – варны (их четыре); по
профессиональной деятельности – касты (их 3,5 тыс.). В литературе их обобщенно называют варно-кастовый строй.
Варны позднее стали называть джати: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры.
Родоплеменная аристократия составила первые привилегированные варны – брахманов (представителей знатных
жреческих родов, осуществляющих контакты с божеством и управляющих государством) и кшатриев (военная знать),
призванных оказывать друг другу взаимную поддержку.
Трудовое население входило в варны вайшьев и шудр. Вайшьи занимались хозяйственной деятельностью:
земледелием, ремеслами, торговлей. Доля шудр – безропотно служить членам других каст. Они были бесправны и
лишены собственности. Вне каст оказались бывшие рабы и представители презираемых обществом профессий, со
временем составивших многочисленные касты «неприкасаемых».
Обозначившиеся со временем границы между варнами возводили запрет на смешанные браки и переход из одной
варны в другую. Это нашло отражение в законах образа жизни – дхармах.
Установившийся кастовый строй, безусловно, придавая своеобразие индийской общественной жизни, в свою
очередь, тормозил экономическое, политическое и культурное развитие страны, оставляя на тысячелетия
многочисленные слои общества в нищете и невежестве.
Вопрос 5. Назовите основные достижения Древнего Китая.
Китайская культура самобытна и неповторима. Особенности: она более рациональна, прагматична, по
сравнению с индийской культурой; огромная роль традиций, обычаев, ритуалов и церемоний (“китайская
церемония”); в религиозных китайских верованиях обожествляются прежде всего силы природы. Верховным
божеством выступает Небо, а свою страну они именуют Поднебесной; культ Солнца и других светил; для китайской
культуры характерны эстетизация и поэтизация природы (пейзажная живопись, лирика, архитектура - “пейзажный
взгляд” на все явления жизни).
Эпоха Чжаньго стала золотым веком китайской философии: в этот период складываются все основные
философские течения – конфуцианство, даосизм, легизм, которые оказали влияние на развитие наук.
Так например, в круг интересов даосизма входило не только естествознание, но и оккультные науки, в частности алхимия.
Китайские алхимики изобрели порох. Особое место занимала также геомантия - наука о связи космоса и земного
рельефа. Эти знания и рекомендации китайских манов привели к изобретению компаса. Имели важное значение для
земледельцев и архитекторов. Важная роль принадлежит также астрологии, особенно в составлении гороскопов.
Многие принципы даосизма создали философскую основу известных китайских единоборств, включая у-шу.
Именно даосизм сыграл ключевую роль в эстетизации и поэтизации природы, что стало в китайской культуре
одним из главных принципов отношения человека к природе.
В эпоху Хань Китайская империя становится сильнейшей в мире.
В этот период Китай переживает расцвет. Страна покрывается сетью дорог. Сооружаются многочисленные
каналы. В сельском хозяйстве используются самые передовые технологии. Высокого уровня достигают ремесла.
Особого внимания заслуживает производство шелка (Великий шелковый путь протяженностью в 7 тыс. км в
Среднюю Азию, Индию, Иран и страны Средиземноморья). Примерно то же самое можно сказать о лаковом
производстве. Величайшим достижением Древнего Китая стало изобретение бумаги , что вызвало
переворот в культуре. Развиваются науки. Китайские ученые систематизируют уже накопленные знания о мире
(математика, астрология, медицина, гуманитарные науки: филология, поэтика, словари, история /130 томов/).
Невиданный подъем переживает художественная культура. В Цинь-Ханьскую эпоху окончательно
складываются классические формы традиционной китайской архитектуры. Высокого уровня достигает
градостроительство (дома в два и три этажа). Самым знаменитым памятником Древнего Китая стала Великая
китайская стена (вся стена с ее ответвлениями составляет более 6 тыс. км). Не менее удивительным памятником
является также погребальный комплекс императора Цинь Ши-хуанди (в подземном помещении глиняное войско в
натуральную величину, насчитывающее три тысячи пехотинцев и всадников). Значительного уровня достигает
скульптурный рельеф (сюжеты на религиозные и мифологические темы, сцена сражений, охоты, приема гостей,
жатвы, охоты). В Ханьский период появляется станковая живопись. Эпоха хань была временем расцвета
литературы. Последние десятилетия эпохи считаются золотым веком китайской поэзии.
Вопрос 6. Что вы знаете о науке в античных государствах?
В Греции в эпоху эллинизма исчезает разрыв между теорией и практикой, наукой и техникой. Строительство новых городов,
развитие мореплавания, военной техники способствовали подъему математики, механики, астрономии, географии.
Успешно развивалось естествознание, особенно медицина. Развитие научных знаний требовало систематизации и
хранения накопленной информации. В ряде городов создаются библиотеки.
Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Культурология"