Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 17:07, контрольная работа
Значимость конфликтов невозможно недооценить. Являясь составляющей нашей жизни, они во многом определяют развитие социума. Понимание конфликтов прошло путь от плюса к минусу – изначально любые столкновения воспринимались негативно. Считалось, что конфликт всегда отрицательное явление, ведущее к разрушению. Позже конфликт научились воспринимать как нечто неизбежное, существующее с нами постоянно и в чем-то даже положительное. Более того, представители различных дисциплин сошлись во мнении, что конфликт следует воспринимать как способ взаимодействия, проходящий по правилам, которые поддаются изучению.
Введение
1. Конфликт как социальный феномен
2. Конфликт как способ взаимодействия
Заключение
Список литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»
Центр дистанционного образования
Контрольная работа
по дисциплине: «Конфликтология»
на тему: Часть I. «Конфликт как способ социального взаимодействия»
Часть II. «Практическая работа»
Профиль: экономическая безопасность
Ф.И.О:
2013
Часть I.
Содержание
Введение
1. Конфликт как социальный феномен
2. Конфликт как способ взаимодействия
Заключение
Список литературы
Введение
Значимость конфликтов невозможно недооценить. Являясь составляющей нашей жизни, они во многом определяют развитие социума. Понимание конфликтов прошло путь от плюса к минусу – изначально любые столкновения воспринимались негативно. Считалось, что конфликт всегда отрицательное явление, ведущее к разрушению. Позже конфликт научились воспринимать как нечто неизбежное, существующее с нами постоянно и в чем-то даже положительное. Более того, представители различных дисциплин сошлись во мнении, что конфликт следует воспринимать как способ взаимодействия, проходящий по правилам, которые поддаются изучению.
Последний тезис определяет
безусловную актуальность изучения
темы данной работы. Конфликты происходят
на любом уровне общества. Так, бывают
бытовые конфликты или
Цель работы – проанализировать конфликт как способ взаимодействия.
1. Конфликт как социальный феномен.
Единого определения понятия «конфликт» не существует. Сторонники различных теорий определяют конфликт исходя из собственных суждений. Так, с точки зрения Льюиса Козера конфликт - борьба за ценности и притязания на определенный статус, власть и ресурсы, в которой целями противника являются нейтрализация, нанесение ущерба или устранения соперника.
Здравомыслов А.Г. определял конфликт как важнейшую сторону взаимодействия людей в обществе, конфликт - своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями.
Социальный характер конфликта определяли Дмитриев А.В. и Запрудский Ю.Г. По Дмитриеву социальный конфликт - вид противостояния, при котором стороны стремятся захватить территорию либо ресурсы, угрожают оппозиционным индивидам или группам, их собственности или культуре таким образом, что борьба принимает форму атаки или обороны. Запрудский видел в социальном конфликте явное или скрытое состояние противоборства объективно расходящихся интересов, целей и тенденций развития социальных объектов, прямое и косвенное столкновение социальных сил на почве противодействия существующему общественному порядку, особая форма исторического движения к новому социальному единству.
Дарендорф Р. под конфликтом понимает «все структурно-произведенные отношения противоположности норм и ожиданий, институтов и групп». В отечественной литературе конфликт характеризуется как высшая стадия развития противоречий в системе отношений людей социальных групп, социальных институтов, общества в целом, которое определятся усилением противоположных тенденций и интересов социальных общностей и индивидов.
Следует отметить, что во всех определениях просматривается социальная подоплека. То есть конфликт – социальный феномен. Обобщая многообразие дефиниций конфликта, встречающихся в литературе, можно предложить такое его определение. Конфликт (от лат. conflictus столкновение) - это противоборство общественных субъектов с целью реализации их противоречивых интересов, позиций, ценностей и взглядов.
И в данном, и во многих других определениях, принадлежащих указанным выше авторам, представляющим различные направления в науке, конфликт, прежде всего, связывается с противоречием или одним из его моментов - борьбой противоположностей.
Понимание общественного конфликта предполагает, прежде всего, выяснение сущности социального противоречия как его основы. Социальное противоречие есть не что иное, как общественное отношение между определенными социальными субъектами и другими элементами социальной системы. В его основе лежат разнообразные противоположные взаимосвязи и взаимодействия элементов системы. Часть взаимосвязей проявляются как субъектные отношения, включая фактор сознательного противоборства, другие выступают в виде взаимодействия опредмеченных, объективированных человеческих действий и отношений. Таковы, например, социальные институты. Тем не менее, любое социальное противоречие - это объектно-субъектное отношение. Таким образом, всякое социальное противоречие имеет и объективную, и субъективную сторону.
При обобщении всего
Тем не менее, и последнее определение нельзя считать законченным. На сегодняшний день среди авторов нет единого мнения по этому вопросу. Конфликтологи часто ссылаются на неудачу американских социологов Р. Макка и Р. Снайдера, которые еще более двух десятилетий назад, в период особенно интенсивного развития исследований в области конфликтов, попытались навести порядок в использовании терминов и проанализировали ряд понятий, таких как антагонизм интересов, агрессивность, вражда, конкуренция, социальный раскол и др. Признав, что ни одно из них не является синонимом конфликта, авторы были вынуждены констатировать: «Очевидно, «конфликт» представляет собой большей частью резиноподобное понятие, которое можно растягивать и полученное использовать в своих целях». При этом разные дисциплины наделяют понятие конфликта своим содержанием: экономисты часто отождествляют конфликт с конкуренцией, психологи — с «трудностями», «напряженностями», социологи заменяют им понятия «дебатов», «оппозиции» и т. д.
Конфликты выполняют ряд функций, которые связаны с влиянием конфликта на внешнюю среду и собственные подсистемы. Такие функции характеризуют динамику конфликта. Выделяют следующие функции конфликта:
Возникновение и развитие конфликтов обусловлено действием следующих групп факторов и причин:
К числу объективных причин конфликтов можно отнести главным образом те обстоятельства социального взаимодействия людей, которые привели к столкновению интересов, мнений, установок. Объективные причины приводят к созданию предконфликтной обстановки, ситуации.
Субъективные причины
конфликтов в основном связаны с
теми индивидуальными
Организационно-управленческие причины конфликтов подразделяют на:
Заключаются в несоответствии
структуры организации
Этот ряд причин связан с неоптимальностью функциональных связей организации с внешней средой, между структурными элементами организации, между отдельными работниками, например, неопределенность функциональных связей между администрацией президента и правительством (проблема прав и обязанностей).
Связаны с неполным соответствием работника по профессиональным, нравственным и другим качествам требованиям занимаемой должности.
Причины, обусловленные ошибками, допускаемыми руководителями и подчиненными в процессе решения управленческих и других задач (принятие ошибочного управленческого решения).
Под социально-психологическими
причинами конфликтов понимают возможные
значительные потери и искажения
информации в процессе межличностного
общения; несбалансированное ролевое
поведение при взаимодействии двух
людей. Кроме того, к этому ряду
причин относится непонимание людьми
того, что при обсуждении проблемы,
особенно сложной, несовпадение позиций
часто может быть связано не с
действительным расхождением во взглядах
на одно и то же, а с подходом к
проблеме с различных сторон. Также
влияние имеют различные
Личностные причины конфликтов - отсутствие достаточной психологической устойчивости к отрицательному воздействию на психику стрессовых факторов социального взаимодействия (конфликтоустойчивость).
Таким образом, единого определения понятия «конфликт» не существует. Сторонники различных теорий определяют конфликт исходя из собственных суждений. Следует отметить, что во всех определениях просматривается социальная подоплека. То есть конфликт – социальный феномен. Кроме того, конфликт, прежде всего, связывается с противоречием или одним из его моментов - борьбой противоположностей. В обобщенном виде под конфликтом следует понимать качество взаимодействия между людьми (или элементами внутренней структуры личности), выражающееся в противоборстве сторон ради достижения своих интересов и целей. Функции конфликта связаны с влиянием конфликта на внешнюю среду и собственные подсистемы. Возникновение и развитие конфликтов обусловлено действием объективных, организационно-управленческих, социально-психологических или личностных причин.
2. Конфликт как способ взаимодействия
Господствующее
заблуждение о том, что конфликт
есть столкновение, борьба, обусловленная
либо структурными элементами общества,
либо человеком, не дает возможности
точно указать способы
Конфликт должен восприниматься вполне нормальным общественным явлением, свойством социальных систем, процессом и способом взаимодействия людей. Как и человек, общество по самой своей природе не может быть абсолютно совершенным, идеальным, бесконфликтным. Дисгармония, противоречия, конфликты - постоянные и неизбежные составные части общественного развития. Конфликт - явление осознанное, действие обдуманное.
Так, Дж. Фон Нейман
и О. Моргенштейн определяют конфликт
как взаимодействие двух объектов,
обладающих несовместимыми целями и
способами достижения этих целей. В
качестве таких объектов могут рассматриваться
люди, отдельные группы, армии, монополии,
классы, социальные институты и др.,
деятельность которых так или
иначе связана с постановкой
и решением задач организации
и управления, с прогнозированием
и принятием решений, а также
с планированием
Информация о работе Конфликт как способ социального взаимодействия