Конфликт как способ социального взаимодействия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 17:07, контрольная работа

Краткое описание

Значимость конфликтов невозможно недооценить. Являясь составляющей нашей жизни, они во многом определяют развитие социума. Понимание конфликтов прошло путь от плюса к минусу – изначально любые столкновения воспринимались негативно. Считалось, что конфликт всегда отрицательное явление, ведущее к разрушению. Позже конфликт научились воспринимать как нечто неизбежное, существующее с нами постоянно и в чем-то даже положительное. Более того, представители различных дисциплин сошлись во мнении, что конфликт следует воспринимать как способ взаимодействия, проходящий по правилам, которые поддаются изучению.

Содержание

Введение
1. Конфликт как социальный феномен
2. Конфликт как способ взаимодействия
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа на рецензию..docx

— 33.36 Кб (Скачать файл)

К. Левин характеризует  конфликт как ситуацию, в которой  на индивида одновременно действуют  противоположно направленные силы примерно равной величины. Наряду с «силовыми» линиями ситуации активную роль в  разрешении конфликтов, их понимании  и видении играет сама личность. Поэтому в работах Левина рассматриваются  как внутриличностные, так и межличностные  конфликты.

С точки зрения ролевой теории под конфликтом понимается ситуация несовместимых ожиданий (требований), которым подвержена личность, играющая ту или иную роль в социальной и  межличностной структуре. Обычно такие  конфликты делятся на межролевые, внутриролевые и личностно-ролевые.

В теории социального  конфликта Л. Козера конфликт — это  борьба по поводу ценностей и притязаний из-за дефицита статуса, власти и средств, в которой цели противников нейтрализуются, ущемляются или элиминируются их соперниками. Автор также отмечает позитивную функцию конфликтов —  поддержание динамического равновесия социальной системы. Если конфликт связан с целями, ценностями или интересами, не затрагивающими основ существования  групп, то он является позитивным. Если же конфликт связан с важнейшими ценностями группы, то он нежелателен, так как  подрывает основы группы и несет  в себе тенденцию к ее разрушению.

Каково бы ни было определение конфликта, он всегда воспринимается исследователями как  особый способ взаимодействия индивидов. Некоторые видят в конфликте  лишь положительное и необходимое, этой точки зрения придерживаются Л. Козер. Подобной точки зрения придерживался  и У. Линкольн, с той лишь разницей, что Линкольн видел в конфликтах и отрицательное. По У. Линкольну, положительное  воздействие конфликта проявляется  в следующем:

  • конфликт ускоряет процесс самосознания;
  • под его влиянием утверждается и подтверждается определенный набор ценностей;
  • способствует осознанию общности, так как может оказаться, что у других сходные интересы и они стремятся к тем же целям и результатам и поддерживают применение тех же средств — до такой степени, что возникают официальные и неофициальные союзы;
  • приводит к объединению единомышленников;
  • способствует разрядке и отодвигает на второй план другие, несущественные конфликты;
  • способствует расстановке приоритетов;
  • играет роль предохранительного клапана для безопасного и даже конструктивного выхода эмоций;
  • благодаря конфликту обращается внимание на недовольство или предложения, нуждающиеся в обсуждении, понимании, признании, поддержке, юридическом оформлении и разрешении;
  • приводит к возникновению рабочих контактов с другими людьми и группами;
  • благодаря конфликту стимулируется разработка систем справедливого предотвращения, разрешения конфликтов и управления ими.

Отрицательное воздействие  конфликта по Линкольну часто  проявляется в следующем:

  • конфликт представляет собой угрозу заявленным интересам сторон;
  • он угрожает социальной системе, обеспечивающей равноправие и стабильность;
  • препятствует быстрому осуществлению перемен;
  • приводит к потере поддержки;
  • ставит людей и организации в зависимость от публичных заявлений, от которых невозможно легко и быстро отказаться;
  • вместо тщательно взвешенного ответа он ведет к быстрому действию;
  • вследствие конфликта подрывается доверие сторон друг к другу;
  • вызывает разобщенность среди тех, кто нуждается в единстве или даже стремится к нему;
  • в результате конфликта подрывается процесс формирования союзов и коалиций;
  • конфликт имеет тенденцию к углублению и расширению;
  • конфликт в такой степени меняет приоритеты, что ставит под угрозу другие интересы.

Таким образом, конфликт должен восприниматься вполне нормальным общественным явлением, свойством социальных систем, процессом и способом взаимодействия людей. Каково бы ни было определение  конфликта, он всегда воспринимается исследователями  как особый способ взаимодействия индивидов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 Социальные конфликты  приводят к разрушению социальных  структур, приводят к внушительным  необоснованным затратам ресурсов, психических, моральных, физических, а так же материальных. В то  же время конфликты служат  механизмом, способствующим решению  многих проблем, сплачивают группы, выступают регулятором отношений  в коллективе, в итоге, являются  одним из основных способов  достижения социальной справедливости.

 Реальное значение  и место конфликта в обществе  может быть определено на основе  выяснения последствий или направленности  его воздействия на общество  в целом или на отдельные  сферы его жизнедеятельности  в определенных временных рамках.

 Любой социальный конфликт  влияет на многие общественные  процессы и в особенности на  массовое сознание.

 Но и в этом случае  факт конфликта выступает своеобразным  свидетельством социального неблагополучия  в разных масштабах, на том  или ином уровне общественной  организации. Стало быть, он выступает  и как некий стимул для внесения  изменений в осуществляемую политику, законодательство, систему управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. Уч. для вузов. М.: Юнити - Дана, 2002.
  2. Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях. СПб.: Питер, 2009.
  3. Буртовая Е.В. Конфликтология: Учебное пособие. М.: ЮНИТИ, 2002.
  4. Вершинин, М.С. Конфликтология / Вершинин М.С. – М., 2003.
  5. Конфликтология. Причины возникновения и структура конфликтов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://conflictologiy.narod.ru/uch/gl3/gl3.htm, свободный

 

 

 

Часть II.

Решение ситуативного конфликта: Продавщица вас обвесила».

Что делать в этой ситуации?

Не создавая конфликта  можно сказать продавцу, что она  очень много положила (например конфет). Можно попросить её убрать чуть - чуть. Она, немного убрав, взвесит  ещё раз возможно правильно.

Здесь виден прием согласия и непротивления, когда покупатель согласен с обвесом, но передумал  брать много. Продавец будет просто вынужден, убрать немного конфет, снова  взвесить  и пересчитать цену.

Конечно может быть и вторая попытка обвеса…Тогда включите юмор. Это универсальное средство выхода из сложных ситуаций. Оно сочетает и дружелюбие, и отрицание, и неприятие.

О, сегодня день обвеса! Насколько  всё подорожало? – продолжите вы. Обескураженный продавец пересчитает  вновь.

Можно пообещать подарить продавцу новый калькулятор, т.к. старый у неё уже «клинит» и кнопки западают. Пусть попробует пересчитать  ещё раз.

Ещё один из приемов предотвращения этого конфликта – отсрочка. Можно  просто отказаться от покупки, увидев обвес продавца.

 

 


Информация о работе Конфликт как способ социального взаимодействия