Конфуцианский тип культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 22:29, реферат

Краткое описание

Подлинное имя Конфуция - Цю, дословно «Холм», второе имя — Чжун-ни , то есть «Второй из глины». В древних источниках это имя приводится как указание на место его рождения: в пещере в недрах глиняного священного холма, куда его родители совершали паломничество. Конфуций родился в 551 году до н. э. в феодальном государстве Лу, ныне это часть северной провинции Шаньдун. Он происходил из древнего и знатного, но обедневшего рода. Отец умер, когда Конфуцию исполнилось три года, и вырастила его мать.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕНИЯ КОНФУЦИЯ 3
СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК 4
КУЛЬТ СЕМЬИ 5
ОБРАЗОВАНИЕ 8
КНИГИ И ИЗРЕЧЕНИЯ 10
РЕЛИГИЯ 12
НАУКА 14
МЕДИЦИНА 14
ИСКУССТВО 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 17

Вложенные файлы: 1 файл

Конфуцианский тип культуры (Реферат).docx

— 57.67 Кб (Скачать файл)

Считалось, что великое Небо карает недостойных и вознаграждает добродетельных. Под добродетелью понималось соответствие правителя, олицетворяющего народ, внутренней божественно-космической силе Неба. Только имея добродетель, правитель имел право управлять. Теряя ее, он утрачивал это право. Для китайских правителей отождествление с Небом означало принятие на себя ответственности за весь мир, в который они включали собственно Китай и окружающую его варварскую периферию, явно тяготеющую, по их представлениям, к центру, т.е. к китайскому властителю Поднебесной, сыну Неба.

Со временем Небо, в представлениях китайцев, все более теряло присущие ему когда-то личностные черты и превращалось во всеобщий порядок движения всего сущего, порядок одновременно и космический, и нравственный. Смысл жизни для древних китайцев заключался в поддержании правильных отношений человека с космосом, в умении всегда соответствовать движению мира.

Пожалуй, нигде в истории культура не была столь доверчива к миру природы, как в Китае. Интуитивная доверчивость людей к мудрости природы позволила китайцам создать оригинальную картину мира, где не было места ни враждебности, ни несовершенству, ни дисгармонии. Эта картина мира поражает своей цельностью и гармоничностью. Мир в представлении китайцев - это мир абсолютного тождества противоположностей, где многое и единое не отрицают друг друга, все различия относительны. В каждом явлении природы, будь то цветок, животное, или водопад, просвечивается богатство всей природы. Каждое воплощает в себе ее мудрость.

Мир изначально совершенен, гармония внутренне присуща ему, поэтому его не нужно переделывать. Напротив, нужно самоустраниться, уподобиться природе, чтобы не мешать осуществлению гармонии. Изначально природе присущи пять совершенств: человечность (жень), чувство долга (и), благопристойность (ли), искренность (синь) и мудрость (чжи).

Китайская культура не ориентирует на деятельное начало, а призывает к действию, сообразуемому с космическим ритмом. Творчество принадлежит Небу. Поэтому китайский мудрец говорил: "Я излагаю, а не говорю". С точки зрения Конфуция, личность получает свое содержание непосредственно от природы. Природа награждает ее талантом, и ее талант - следствие могучего творческого процесса в природе.

В борьбе различных культурных традиций конфуцианство сумело одержать верх и над даосизмом, и над буддизмом, правда, никогда их полностью не вытесняя. При императоре У-ди (140-87 до н. э) оно заняло господствующее положение в стране, став в созвездии сань цзяо (трех религий) самой яркой звездой. Превращение конфуцианства в господствующую культурную норму не было случайностью. Конфуцианство удобно для управления огромной империей. Кроме того, и чиновничий аппарат видел в конфуцианстве средство не только держать народ в подчинении, но и влиять на императоров.

Опираясь на древние представления о небе и высшей небесной благодати (дэ), конфуцианство выработало постулат, согласно которому правитель получал божественный мандат (мин) на право управления страной. Если правитель отступал от принятых норм, выражением чего был экономический упадок, волнения, правитель терял право на мандат неба (дэ) (тот тезис Конфуция служил предостережением императорам, которые пытались отклониться от социальных и моральных норм).

НАУКА.

Адам Смит однажды заметил: «Единственное, чем Китай мог бы похвастаться на встрече всех наций мира, так это выкриком «я приготовил чай!». Между тем именно эта цивилизация стала первооткрывателем во многих областях знания, техники, искусства, медицины, образования. По оценкам современных ученых, около половины важнейших достижений и открытий, на которых строится современная техника, пришли из Китая: фарфор, порох, пушки, пули, спички, механические часы, компас и румпель, многоярусные мачты, выплавка чугуна и стали, хомутовая упряжь, стремена, арочный мост, бумага и подвижный (разборный) шрифт, сейсмограф, карданов подвес, тачка, лак, первый в мире контурный судоходный канал, монеты и бумажные деньги.

Китайцы первыми вычислили значение числа p (пи). Десятичная система исчисления впервые возникла в Китае не позднее 14 в. до н. э. Китайские алхимики первыми овладели секретом вакцинации уже в 10 в. Здесь четыре тысячелетия культивируют чай.

Активно развивалась астрономия. Уже во П тысячелетия до н.э. китайцы делили год на 12 месяцев, месяц - на 4 недели. С V века до н.э. они вели регулярные астрономические наблюдения, разделили небесный свод на созвездия, выделили 26 созвездий. В IV веке до н.э. ими был составлен первые в мировой истории звездный каталог на 800 светил. В 28 г. до н.э. китайцы впервые в истории человека описали пятна на солнце: еще через 2 века астроном Чжан Хэн создал первый в мире небесный глобус, воспроизводивший движение небесных тел.

МЕДИЦИНА

Значительных успехов достигла и медицина. В I в. н.э. был составлен каталог медицинских книг, в которых были собраны рецепты лечения многих болезней, созданы трактаты по фармакологии.

В последнее время врачи-специалисты убедились в несомненной эффективности таких методов древней медицины Китая, Индии, Тибета и Монголии, как иглоукалывание, прижигание, массаж и др. в лечении различного рода функциональных расстройств и болевых синдромов. Эти методы представляют собой разновидность рефлексотерапии, когда воздействие на больной организм осуществляется путем раздражения строго определенных участков кожи — точек акупунктуры (биологически активные точки).

Древнекитайские врачи разработали учение, согласно которому в организме человека циркулирует «жизненная энергия» — чи, представляющая собой интегральную функцию всей деятельности организма, его энергии, тонуса жизненности. Другим постулатом китайской и восточной медицины вообще является учение о том, что форма проявления жизненной энергии — взаимодействие и борьба таких «полярных сил», как ян (положительная сила) и инь (отрицательная сила). На принципе ян-инь (он описывает картину мира в религиозно-философском мышлении древних китайцев) восточные ученые основывают взаимоотношение органов между собой и их связи с покровами тела. Регулируя обмен веществ, т.е. противоположно направленные процессы ассимиляции и диссимиляции, явления возбуждения и торможения и т.д. можно повлиять на 44 отдельных органа (или на весь организм) и изменить его энергетические уровни. С этих позиций болезнь — нарушение равновесия в распределении энергии между ян и инь. Измерения в распределении энергии осуществляется посредством воздействия на точки акупунктуры, число которых равно 696.

Согласно схеме восточной медицины, «жизненная энергия» в процессе се циркуляции проходит последовательно все органы и делает кругооборот за сутки. Поэтому тот или иной орган наиболее восприимчив к лечению в определенный момент суток, что находит параллели в исследованиях биологических ритмов, получающих все большее распространение в современной медицине и биологии.

ИСКУССТВО.

Эстетический взгляд на мир,  культ красоты - еще одна из основных особенностей конфуцианской культуры. Китай называют нацией-художником. Многие элементы повседневности возведены на конфуцианском Востоке в ранг искусства. В Японии и Китае распространен культ прелестной безделушки, широко развита любительская поэзия. В предмет любования превращена бумага. Искусством стала чайная церемония.

Конфуцианская культура выработала своеобразное понимание прекрасного и специфические критерии красоты:

  • Естественность. Красота в живописи, музыке, поэзии, одежде, жилище, садово-парковом искусстве, предметах быта - это, прежде всего, естественность. Она понимается как простота, неупорядоченность,  непроизвольность, «живая реальность», «изящная скудость», «движение жизни».

В декоративно-прикладном искусстве ценятся изделия, в которых чувствуется естество материала и рука мастера. При чайных церемониях как самая большая драгоценность использовалась посуда, грубо вылепленная из глины от руки. Ценятся вазы, передающие грубоватую простоту глины.

  • Единственность. Ценится и подчеркивается красота одного цветка, одной ветки, одного жеста, одного звука и т. д. «Один цветок лучше, чем сто, передают цветочность цветка», - так выразил этот эстетический принцип японский писатель Кавабата Ясунари.
  • Хрупкость, мимолетность. Распространены виды «недолговечного» искусства: изготовление предметов из шёлка, соломы, цветов, бумаги. Среди таких искусств наибольшую известность в мире приобрело создание фигурок из бумаги - оригами. Развито искусство изготовления кукол из живых цветов.
  • Давность вещи. Ценятся вещи с отпечатком старины. Они сопровождают наиболее важные церемонии. Художники используют специальные технологии состаривания бумаги.

 Существует ряд искусств, ставших символами конфуцианской  культуры:

  1. Пейзаж. Техника пейзажа имеет ряд особенностей. Традиционные материалы художника - шёлк, бумага, тушь. Они не допускают набросков и исправлений. Требуются долгие наблюдения за природой и тренировка руки. Китайская национальная живопись на шёлке - гохуа - стала символом китайского искусства. В живописи на бумаге важно не только само изображение, но и материал: бумага осмысливается эстетически. Живопись тушью появилась в Китае в ХШ в. и стала типичной для конфуцианского Востока.
  2. Каллиграфия - искусство красивого письма. В искусстве красивого письма помимо тонкостей изображения иероглифа важны цвет и качество бумаги и туши. Восприятие каллиграфического знака имеет не только эстетическое, но и этическое значение. Обучение красивому иероглифическому письму настолько сложно, что овладение им делает каждого немного художником, одновременно развивая образное восприятие мира.
  3. «Живопись-поэзия-каллиграфия» - вид искусства, для которого нет словесного обозначения в русском языке, сочетающий живописное изображение с каллиграфически выраженным стихотворным комментарием.
  4. Музыка. Музыкальная традиция конфуцианского Востока восходит к 3 тыс. до н. э. В конфуцианстве музыка оценивается как важнейшее искусство. Слушать музыку означает воспринимать естественную гармонию мира, а исполнять - поддерживать мировую гармонию. В музыке нет четкой структуры. Каждый звук важен сам по себе.
  5. Театр. Китайский театр развивается с глубокой древности. Китай - «страна театра», а китайцы - «театральный народ». В традиционной китайской культуре оперные арии были так же известны, как народная песня. Большинство китайцев знакомились с историей и литературой своей страны с помощью театра. На сцене изображались исторические легенды и предания, мифы.

Уже во II тысячелетии до н.э. китайцам было известно более двух десятков музыкальных инструментов: барабан, бубен, дудка, металлические колокольчики, струнные щипковые инструменты, духовые - из бамбука, глины и др. В I тыс. до н.э. появляются трактаты о музыке, создается специальная придворная служба, в ведении которой находилось обучение музыкантов и танцоров, наблюдение за исполнение песенной и танцевальной музыки и руководство ею. Таким образом, даже эти сферы культуры наименее других поддающиеся регламентации, были в Древнем Китае регламентированы и подвластны государству.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Конфуцианство определило такие важные черты китайской культуры, как:

-  преоритет этической компоненты,

-  ритуализм, символичность поведения,

- отсутствие психологизма, отсутствие драматизации  духовной жизни,

-  высокая оценка знаний, образованности, учености, что предопределило господство интеллектуалов в системе административного управления традиционного Китая,

-  интерес к культуре повседневности, к традиционному, любовь ко всему старинному.

Китайский этнос создал особый тип культуры, отличающий его от культур других народов. Социальная этика и административная практика здесь всегда играли более значительную роль, чем мистика и поиски спасения. Здравомыслящий китаец никогда не задумывался над таинствами бытия и проблемами жизни и смерти, зато он всегда видел перед собой эталон высшей добродетели и считал своим священным долгом ему подражать. Величайшими и общепризнанными пророками здесь считались те, кто учил жить достойно, в соответствии с принятой нормой, жить ради жизни, а не ради блаженства на том свете или спасения от страданий. Облик традиционной китайской культуры формировала не религия как таковая, а, прежде всего, ритуализированная этика.

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.  

  1. Википедия.
  2. Л. П. Машненкова   «Конфуцианско-даосистский тип культуры»  http://tzone.kulichki.com/religion/vostok/daokonf.html
  3. Учебные материалы » Культурология » Конфуцианско-даосистский тип культуры.
  4. http://nice-one.ru/publ/uchebnye_materialy/kulturologija/konfuciansko_daosistskij_tip_kultury/42-1-0-1324
  5. Религии мира.
  6. http://relig.info/konfutsianstvo

 

  1. Самопознание.ру.   https://samopoznanie.ru/schools/konfucianstvo/

 

  1. Конфуцианство. http://www.grandars.ru/college/filosofiya/konfucianstvo.html

 

 


Информация о работе Конфуцианский тип культуры