Конфуций его идеи и современный Китай

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 11:07, контрольная работа

Краткое описание

Огромную важность приобретают на сегодняшний день вопросы связанные и Конфуциям и его учениями. Интерес к данной теме обусловлен тем, что мне действительно хотелось узнать путь развития Китая; с чего начиналось, кто стоял у истоков Конфуцианства.
Данная проблема актуальна и освящена в литературе на сегодняшний день. О ней писали многие научные деятели и историки. Китай является крупнейшей страной по численности населения, обладает крупнейшей в мире армией, мировой лидер по производству большинства видов промышленной продукции, в том числе по производству автомобилей и потребительскому спросу на них, крупнейший мировой экспортёр. Китай называют великой державой. Все это заинтересовало меня и я захотела изучить, выявить и понять этот особый путь развития Китая.

Содержание

Введение .................................................................................................................3

I. Биография Конфуция, его учения .................................................................5
Основные понятия конфуцианства............................................................7

II. Конфуцианство – регулятор жизни Китая................................................9
1. Сравнительная характеристика традиций современного Китая с категориями Конфуцианства: ....................................................................... 11

Заключение ......................................................................................................... 13

Список литературы ........................................................................................... 14

Вложенные файлы: 1 файл

конфуций готовенький.docx

— 40.39 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Волгоградский  государственный социально-педагогический университет»

 

Факультет Право

 

 

Конфуций его  идеи и современный Китай.

 

Контрольная работа

 

 

 

 

 

 

Исполнитель:

Вершинина Марина Юрьевна

(ИП-ПРБZ-11)

 

Научный руководитель:

______________________

 

 

 

 

 

 

 

Волгоград

2014

 

Содержание

 

Введение .................................................................................................................3

 

I. Биография Конфуция, его учения .................................................................5

  1. Основные понятия конфуцианства............................................................7

 

II. Конфуцианство – регулятор  жизни  Китая................................................9

  1. Сравнительная характеристика традиций современного Китая с категориями Конфуцианства: ....................................................................... 11

 

Заключение ......................................................................................................... 13

 

Список литературы ........................................................................................... 14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Огромную важность приобретают на сегодняшний день вопросы связанные и Конфуциям и его учениями. Интерес к данной теме обусловлен тем, что мне действительно хотелось узнать путь развития Китая; с чего начиналось, кто стоял у истоков Конфуцианства.

Данная проблема актуальна  и освящена в литературе на сегодняшний  день. О ней писали многие научные деятели и историки. Китай является крупнейшей страной  по численности населения, обладает крупнейшей в мире армией, мировой лидер по производству большинства видов промышленной продукции, в том числе по производству автомобилей и потребительскому спросу на них, крупнейший мировой экспортёр. Китай называют великой державой. Все это заинтересовало меня и я захотела изучить, выявить и понять этот особый путь развития Китая.

Цель моей работы заключается в том, что бы исследовать учения Конфуция, идеологию Китая и провести сравнение с современными традициями, устоями.

Сегодня во всем мире вряд ли найдется человек, не слышавший о конфуцианстве и его знаменитом основателе Конфуции (551-479 гг. до н.э.), имя которого в китайском произношении звучит как Кун-цзы или Кун-фуцзы (Мудрец Кун). В древних книгах его порой называют просто Учителем, и читателю сразу становится ясно, что речь идет о великом наставнике, который стал нравственным идеалом миллионов людей. На высказывания Конфуция ссылаются философы, политики, ученые всего мира. Фразы его сегодня можно услышать даже от малограмотного китайского крестьянина.

По конфуцианским принципам  в настоящее время живет не только Китай, но и некоторые страны Восточной и Юго-Восточной Азии: Япония, Корея, Вьетнам, Сингапур; причем принципы эти настолько органично вошли в плоть их национальной культуры, что люди часто сами не замечают, что говорят словами Конфуция.

Ученики Конфуция записали его высказывания, обобщив их в книге "Лунь Юй" (6 в. до н.э.), название которой принято переводить как "Беседы и суждения". В основном она состоит из коротких записей бесед Учителя с последователями, из лаконичных высказываний Конфуция. Свой жизненный путь он сумел описать в нескольких строчках: В 15 лет я обратил свои помыслы к учебе. В 30 лет я обрел самостоятельность. В 40 – сумел освободиться от сомнений. В 50 лет я познал волю Неба. В 60 лет научился отличать правду ото лжи. В 70 лет – я стал следовать желаниям моего сердца и не нарушал Ритуала".

В этом высказывании весь Конфуций как человек и как идеал традиции. Его путь от учебы через познание "воли Неба" к "свободному следованию желаниям сердца" и добровольному соблюдению норм поведения, которые он считал священными, стал нравственным ориентиром всей китайской традиции. Его учение многогранно. Оно включает в себя совокупность этических, духовных и социальных норм, которые передавались из поколения в поколение на протяжении почти 2,5 тысяч лет.

Правила эти касались воспитания человека, определяли его поведение в семье, на службе, в обществе. В течение многих веков трактовка учения Конфуция не раз менялась, придавая ему порой самые причудливые черты. В конце концов, конфуцианство превратилось в политическое и социальное учение о принципах справедливого и гармоничного управления государством и взаимоотношениях между людьми. В этом виде оно существует до сих пор. Однако интерес вызывает не столько исторический путь  конфуцианства, сколько само учение Конфуция – то, что проповедовал человек, которого сегодня не без основания именуют наставником Китая.

 

 

 

 

 

  1. Биография Конфуция, его учения

 

Конфуций (Кун Фу-цзы)  родился около 552 года до н.э. в княжестве Лу, которое находилось примерно на территории современного уезда Цуйфу провинции Шаньдун. Происходил из родовитой, но обедневшей семьи, генеалогически восходившей к свергнутой в XI в. До н.э. династии Инь.

Уже в 15 лет он твердо решил, что будет учёным. Женивший в 19 лет, он поступил на государственную службу, надеясь в практической деятельности реализовать свои идеалы. Конфуций получил незначительный пост надзирателя за сбором налогов с земель Лу, но карьеры не сделал и, прослужив десять лет на чиновничьем поприще, вышел в отставку, чтобы целиком посвятить себя преподаванию тех идей, которые он постиг в непрестанном чтении древних книг и размышлениях.

Конфуций был преподавателем по шести специальностям – обряды, музыка, искусство, стрельбы из лука, каллиграфия  и арифметика. Помимо этого, он прекрасно  разбирался в национальных традициях, поэзии и истории. Благодаря такому багажу знаний к тридцати годам он смог начать блестящую карьеру учителя. Известно, что Конфуций  первым в  Китае выступал за всеобщее образование, а также за признание работы учиться  особой специальностью и особым образом  жизни. Главной целью преподавания для Конфуция была разработка программ для обучения аристократии (Чюн-цу). Причем этот процесс должен был включать в себя обязательное самосовершенствование и установление прочных социальных связей. Конфуций говорил, что «образование необходимо для самого человека», а конечной его целью является самообразование и самореализация. Общественная и государственная работа, по мнению философа,  являются логическим продолжением обучения, именно в этой сфере должны применяться полученные знания.

 

В центре его философских и этнических посторенний находились проблемы человека, его умственного и духовного облика, его место и роли в мире и обществе. Идеи Конфуция сыграли огромную роль в последующей истории и культуре Китая, а сам он стал объектом почти религиозного поколения.

Собственную историческую миссию Конфуций видел в сохранении и передаче потомкам древней культуры (вэнь), поэтому не занимался сочинительством, а редактировал и комментировал письменное наследие прошлого, основу которого, прежде всего, составило художественные произведения «Щу цзин».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Основные понятия конфуцианства

 

Основным понятием конфуцианства  являются жэнь, или гуманность, наиболее ценное качество личности достижимое в процессе образования.

Путем к приобретению жэнь является практика ли, то есть социальных норм. Ли не есть нечто раз и навсегда данное, они могут изменяться в соответствии с конкретными условиями.

Критерием приемлемости тех  или иных ли является и, «долг-справедливость», источник правильного смысла.

Образование является необходимым  условием возникновения гармонии и  культуры в обществе.

Высшим принципом управления является жень (гуманность), а практикующий этот принцип правитель является образцом для всего народа.

Для наведения порядка  в обществе, пребывающем в состоянии хаоса, следует использовать «исправление имен»- поэтому этот принцип можно назвать еще «укреплением ли».

Правильно поняв определение  «жэнь», становится легче уяснить другие категории конфуцианства, к которым относятся:

СЯО (сыновняя и дочерняя почтительность )- цивилизованное отношение к свои родителям.

ДИ- братская любовь, цивилизованное отношение к окружающим, ровесникам.

ЧЖУН (преданность)- цивилизованное отношение к вышестоящим: правителям, императорам, хозяевам или даже к собственной стране.

ЛИ (ритуал, обряды, церемонии)- поведенческие нормы, посредством которых люди цивилизованно выражают свои чувства.

И (долг-справедливость)- практика выражения цивилизованных чувств в правильное время и в правильном месте.

ЦЗЮНЬ ЦЗЫ («совершенный муж», или совершенная личность)- тип личности, воплощающий в себе совершенство воспитания чувств.

Прототип нормального  совершенного устройства Конфуций видел  в добрых семейных отношениях, когда  старшие любят младших и заботятся  о них(принцип «человечности»), а  младшие, в свою очередь,  отвечают любовью и преданностью (принцип  «справедливости»). Особенно важно  подчеркивалось важность исполнения  сыновнего долга («сыновья почтительность»). Мудрый правитель должен управлять  с помощью воспитания у подданных  чувства благоговения перед «ритуалом», то есть моральным законом, прибегая к насилию только как к последнему средству. Отношения в государстве  во всем должны быть подобными отношениям в хорошей семье: «Правитель должен быть правителем, подданный- подданным, отец-отцом, сын-сыном» («Луньюй»). Конфуций поощрял традиционный для Китая культ предков, как средство сохранения верности родителям, роду и государству, в состав которого бы входили все живые и умершие.

 При династии Хань во II в до н.э. подобный подход к культуре был высоко оценен государственной властью, конфуцианство получило статус государственной идеологии, а Конфуций - титул, приравнивавший его к «совершенно мудрым» правителям древности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Конфуцианство – регулятор  жизни  Китая.

 

            Превращение  конфуцианства  в  официальную  идеологию  явилось

поворотным  пунктом,  как в истории этого учения, так и в истории

Китая. Конфуцианство  воспитывало  и  образовывало. Конфуцианцы не  только  держали  в  своих  руках  управление государством, но  и

заботились  о  том, чтобы  конфуцианские  нормы  и ценностные  ориентиры  стали  общепризнанными, превратились  в  символ «истинно  китайского».        

            Это  и  привело  к  тому,  что  каждый  китаец  по рождению  и  воспитанию  должен  был,  прежде  всего,  быть  конфуцианцем, то есть  с  первых  шагов  жизни  китаец  в  быту, обращении  с  людьми, в исполнении  важнейших  семейных  и  общественных  обрядов  и  ритуалов действовал  так, как  это  было  соответствовало  конфуцианскими традициями.

         Даже  если  он  со  временем  становится  даосом  или буддистом, или  даже  христианином,-  всё  равно, пусть  не  в  убеждениях, но  в  поведении, обычаях, манере  мышления, речи  и  во  многом  другом, часто  подсознательно, он  оставался  конфуцианцем.

           Воспитание  начиналось  с  малолетства, с  семьи, с  приученных  к

культу  предков, к  соблюдению  церемониала. Система  образования

в  средневековом  Китае  была  ориентирована  на  подготовку  знатоков

конфуцианства.

            Конфуцианство  стало  не  просто  религией, а  также  и  политикой,

и  административной  системой, и  верховным  регулятором  экономических  и социальных  процессов –  словом, основой  всего  китайского  образа  жизни, принципом  организации  китайского  общества.

           В  течение  двух  с  лишним  тысяч  лет  конфуцианство  формировало

умы  и  чувства  китайцев, влияло  на  их  убеждения, психологию,

поведение, мышление, речь, восприятие, на  их  быт  и  уклад  жизни. В

этом  смысле  конфуцианство  не  уступает  ни  одной  из  великих  решений

мира, а  кое  в  чём  и  превосходит  их. Конфуцианство  заметно  окрасило

в  свои  тона  всю  национальную  культуру  Китая,  национальный  характер

населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 . Сравнительная характеристика традиций современного Китая с категориями конфуцианства.

 

Можно провести линии  сравнения характеристики, устоев, традиций современного Китай с главными категориями Конфуцианства:

СЯО- (сыновняя и дочерняя почтительность )- цивилизованное отношение к свои родителям. В Китае семья по-прежнему мыслится как основа общества и гарантия счастья и спокойствия для ее членов. О старших принято заботиться в семье, а не сдавать их в «дом престарелых». В Китае на сегодняшний день не существуют дома престарелых.

ДИ- братская любовь, цивилизованное отношение к окружающим, ровесникам. Каждый китаец  честен и искренен по отношению к своим же. Они всегда помнят, что живут в обществе и, соответственно, являются частью государства. Всемирно известно, что за коррупцию, обман и преследование только своих интересов в Китае следует очень жестокие наказания, часто смертная казнь.

ЧЖУН- (преданность)- цивилизованное отношение к вышестоящим: правителям, императорам, хозяевам или даже к собственной стране. Государство для каждого китайца – приоритетная ценность и долгом каждого гражданина является служение правителю, независимо от того, нравится он или нет. Даже тогда, когда китайцы чем-то недовольны в государстве, они всегда будут стоять на стороне Китая, будут его в какой-то мере бояться, но видеть в нем единственного защитника.

Информация о работе Конфуций его идеи и современный Китай