Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 06:51, курсовая работа
Цель и задачи исследования. Целью исследования является анализ взглядов представителей русской религиозной философии Серебряного века на сущность и предназначение культуры. Данная цель обусловливает необходимость постановки и решения ряда взаимосвязанных задач исследования:
определить особенности развития русской философской мысли в период Серебряного века;
раскрыть идею победы культуры над природой В.С. Соловьева;
рассмотреть представления о смысле и назначении культуры в философии Н.А. Бердяева;
исследовать особенности понимания П.А. Флоренским значения культурного процесса.
Флоренский, признавая величайшую ценность культуры, тем не менее считал, что эта ценность не заключена в самой культуре: «Всякая культура представляет целевую и крепко связанную систему средств к осуществлению и раскрытию некоторой ценности, принимаемой за основную и безусловную, т.е. служит некоторому предмету веры». По мысли Флоренского, культура, стоящая на почве христианской веры, то есть вдохновленная и любовью к человеку, и жалостью к нему, как к "самобытному и страдающему", "прекрасному и загрязненному существу", как к "блудному детищу Божию" (там же) - и есть та сила, которая способна обуздать другую силу – индивидуальную свободу в ее стремлении к деструктивности в отношении Абсолюта и Всеединства.
Подводя итоги курсового исследования, целью которого являлся анализ взглядов представителей русской религиозной философии Серебряного века на сущность и предназначение культуры, можно сделать следующие выводы:
1.Тема кризиса западной цивилизации, культуры, философии — сквозная для русской мысли серебряного века. Философы России полагали, что "разорванность эпохи", "крушение основ", "катастрофическое положение", так резко проявившиеся во время первой мировой войны и русских революций, суть признаки глубокого кризиса всей мировой цивилизации.
2. В русской религиозной философии была сделана попытка христианского подхода к процессам новой и новейшей истории. Из антропоцентрической и историософической философии был, по выражению Бердяева, "сделан опыт христианского осмысливания процессов новой истории. В ней мысль христианского Востока дает свой ответ на мысль христианского Запада". В этом - главная и непреходящая, не только русская, но и вселенская заслуга и особенность русской религиозной философии.
Список литературы
1 Апокалипсические – от «Апокалипсис»; так называется одна из книг Нового Завета; другое ее название – «Откровение Иоанна Богослова». Книга наполнена предсказаниями ужасающей общей катастрофы конца мира.
2 Бердяев Н.А. Самопознание. Л., 1991. С.163.
3 Бердяев Н.А. Самопознание. Л., 1991. С.173.
4 Соловьев В.С. О духовной власти в России // Соловьёв В.С. Соч.: В 2 т. М., Правда, 1989. Т. 1. С. 44 -59.
5 Соловьёв В.С. Указ. соч. Т. 2. С. 312.
6 Соловьёв В.С. О христианском единстве. М., Рудомино, 1994. С. 305.
7 Бердяев Н.А. Опыт эсхатологической метафизики. Париж, 1940. С.219.
8 Бердяев Н.А. Опыт эсхатологической метафизики. Париж, 1940. С.254.
9 Бердяев Н.А. Опыт эсхатологической метафизики. Париж, 1940. С.258.
10 Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека. Париж, 1972. С. 36.
11 Флоренский П.А., Священник. Сочинения в 4-х томах. Т.1. М.: Мысль, 1994. С. 38.
12 Флоренский П.А., Священник. Сочинения в 4-х томах. Т.1. М.: Мысль, 1994. С. 42.
13 Флоренский П.А., Священник. Сочинения в 4-х томах. Т.1. М.: Мысль, 1994. С.658.