Костюм Древней Греции классического периода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 15:20, реферат

Краткое описание

Древняя Греция даже в ранний период своей истории по своему государственному и экономическому устройству во многом отличалась от Египта, Ассирии, Вавилонии и Персии. В период же классический (V-IV века до н.э.), после победы над Персией, когда греческая культура достигла наивысшего расцвета, Греция состояла из обособленных рабовладельческих городов-государств – полисов и примыкавших к ним сельских окрестностей. Сельское хозяйство лежало в основе экономики городов-государств. Второе место занимали ремесло и торговля. Значительная часть свободного населения имело рабов. Правами гражданства обладали только свободные греки. Главной обязанностью каждого свободного гражданина была защита своего города-государства в частых междоусобных стычках, возникавших

Вложенные файлы: 1 файл

Костюм Древней Греции классического периода.docx

— 33.83 Кб (Скачать файл)

Костюм Древней  Греции классического периода

Введение

…и почему детство  человеческого общества там, где  оно развивалось всего прекраснее, не должно обладать для нас вечной прелестью, как никогда не повторяющаяся  ступень ?

К. Маркс, «К критике  политической экономии»

Древняя Греция даже в ранний период своей истории  по своему государственному и экономическому устройству во многом отличалась от Египта, Ассирии, Вавилонии и Персии. В  период же классический (V-IV века до н.э.), после победы над Персией, когда  греческая культура достигла наивысшего расцвета, Греция состояла из обособленных рабовладельческих городов-государств – полисов и примыкавших к  ним сельских окрестностей. Сельское хозяйство лежало в основе экономики  городов-государств. Второе место занимали ремесло и торговля. Значительная часть свободного населения имело  рабов. Правами гражданства обладали только свободные греки. Главной  обязанностью каждого свободного гражданина была защита своего города-государства  в частых междоусобных стычках, возникавших  между отдельными полисами, и от внешних врагов Греции. В целях  же торговли греки совершали длительные путешествия на кораблях, требовавших  большой ловкости и выносливости.

Понятие о гармонически развитой свободной человеческой личности, сложившееся в Древней Греции, во многом определило характер и пути развития греческой культуры. Тело человека впервые стало рассматриваться  как зеркало, отражающее единство и  совершенство мира. Римский архитектор Марк Витрувий Поллион (25 г. до н.э.) на примере  человеческого тела стремился показать особенности любого совершенного творения, созданного человеком. Эти особенности: закономерность, организованность, пропорциональность, симметричность, целесообразность. Эти пять особенностей отличали и одежду Древней Греции.

Закономерность определялась шириной ткацкого станка, на котором ткался материал. Этот материал не кроился, ткань только вертикально собиралась в складки, которые напоминали каннелиры греческих колонн.

Организованность или устройство одежды диктовались, с одной стороны, материалом, с другой - модой той эпохи. По канонам моды того времени платье не кроили. Скроенного костюма, в современном смысле этого слова, греческая одежда не знала.

Пропорциональность одежды выражалась в ее гармоничности и уравновешенности. Все следовали девизу, сформулированному когда-то в Греции, - «все в меру». И никогда здесь не было модной эксцентричности, которая нарушила бы пропорции и гармонию одежды.

Симметрия костюма определялась не только прямоугольным куском материи, из которого он изготавливался, но и его пониманием. Одежда целиком подчинялась естественным линиям человеческого тела и выгодно их оттеняла.

И последнее требование Витрувия – целесообразность – соблюдалось. «Весьма приятно видеть хорошо подогнанную обувь… и одежду, удовлетворяющую потребностям владельцев…» – говорит греческий философ Ксенофон. Из его сообщения вытекает, что разделение одежды по потребностям само собой подразумевалось, и произведения искусства того времени являются тому доказательством.

О греческой одежде, о ее внешнем виде мы можем судить по памятникам древнегреческого искусства. Статуи, барельефы и горельефы, росписи  ваз, глиняные статуэтки массового  изготовления (танагрские статуэтки) дают нам богатый и наглядный материал по истории древнегреческой одежды. Письменные источники помогают сравнить название и описание той или иной части или вида костюма с их изображением.

К наиболее древним  изображениям греческого костюма относятся  росписи ваз VI века до н.э. На них  представлены одежды из тканей с геометрическим и растительным рисунком.. Хотя и более поздние по времени, они прекрасно иллюстрируют описание одежды Геры, данное Гомером.

Тою душистой оделася ризой, какую  Афина,

Ей соткав, изукрасила множеством дивных узоров,

Ризу златыми застежками выше грудей застегнула,

Стан опоясала поясом, тьмою бахром окруженным,

В уши прекрасные серьги с тройными подвесями вдела,

Ярко игравшие: прелесть кругом от богини блистала.

Легким покровом главу осенила  державная Гера,

Пышным, новым, который, как солнце, блистал белизною.

На протяжении всей истории древнегреческая одежда отличается большой устойчивостью  типа, в котором сочетается простота покроя с высокой художественностью  форм, создаваемых драпировкой.

Законченной, наиболее художественно выразительной формы  греческая одежда достигла в классический период, когда искусство создания драпировки входило в курс обучения юношества и внешняя манера поведения была связана с умением носить одежду. Поэтому и для нас костюм этого времени является наиболее интересным и ценным. Он больше, чем костюм любого другого народа, связан с выражением эстетического общественного идеала. Благородную простоту и достойную осанку, развитые формы тренированного тела, гармоничные пропорции, динамизм и свободу движений прекрасно выявляет драпировка – основа античного греческого костюма.

Одежда древних  греков была очень проста по своему покрою, она состояла из прямоугольных  кусков ткани различной длины  и ширины, задрапированных на фигуре различными способами. Пластика драпировки и осанка фигуры ценились гораздо  выше стоимости ткани и красоты  орнамента. Здесь греков интересовала не конструктивная, а живописно-пластическая сторона.

Ритм, расположение драпировок диктовались основной архитектурной  формой эпохи: высокой, мощной каннелированной  колонной дорического ордера. Драпировка должна была наиболее эффектно подчеркивать движения человеческого тела. «…драпировка оживляет мертвую ткань, придавая эстетическую цельность фигуре. Складки, в свою очередь, аккомпанируя движению тела, свисают с рук, окутывая округлости, и плавно обволакивают статичное тело; застывшие в мгновение покоя, они начинают двигаться вместе с телом, выявляя движение в большом и малом напряжении его.».1

Древнегреческий костюм был приспособлен к климату и  соответствовал образу жизни свободного грека. Кроме того, безусловно, большую  роль в формировании мужской одежды сыграла степень развития военной  техники и способы ведения  войны.

Ткани, цвета, орнаменты

Для своей одежды греки использовали мягкие, эластичные, прекрасно драпирующиеся ткани. Об их внешнем виде и основных свойствах  можно судить по описаниям, рисункам и скульптурам, а также по образцам поздних греческих тканей, представленным в Эрмитаже.

Ткани ткали ручным способом на вертикальном станке шириной  до 2-х метров. Искусство ткачества  ценилось очень высоко, согласно мифологии  все богини Олимпа и другие героини  были искусными ткачихами, состязались  между собой в этом ремесле.

Волокнистый состав греческих тканей – шерсть или  лен. К хлопку греки отнеслись  с удивлением, увидев его впервые  в Индии во время похода Александра Македонского; они называли его «шерстью дерева». Ткани с рисунком, распространенные в период греческой архаики, в классический период были вытеснены одноцветными. Хотя грекам были известны различные краски, но любимым и наиболее распространенным цветом одежды в классическую эпоху был белый.

Уже в античные времена цвета имели свое символическое  значение; так, например, белый цвет был закреплен за аристократией, а черный, пурпуровый, темно-зеленый  и серый – выражали печаль. Зеленый, серый и коричневый цвета были обычными цветами сельских жителей. Из упоминаний в греческой литературе мы знаем об известных уже тогда многочисленных цветовых нюансах: носили, например, платья зеленого цвета «лягушачьего» или «яблочного» оттенка, аметистового, гиацинтового, шафранового и т.д. Гомер, например, упоминает о том, что «двойной пурпурный шерстяной плащ… был одет на Одиссее; на этом плаще была золотая булавка, сделанная из двух трубочек, и спереди плащ был богато украшен… Потом увидел я на его теле блестящую нижнюю одежду».

Одноцветные ткани  украшались каймой вышивки, аппликации. Узоры орнамента связаны с  природой, носят стилизованный геометрический или растительный характер. Это –  меандр, критская волна, пальметта. Орнамент ритмичен, раппорт строится по горизонтали. В сочетании с вертикальным направлением линии драпировки это делает складки особенно четкими и выразительными, подчеркивает красоту и пластику движений.

Мужская одежда

В классический эллинистический  период основа мужской одеждой состояла из двух частей – хитона и гиматиона.

Хитон (chiton) - выходная и домашняя одежда древних греков всех сословий. Первоначально хитон изготовлялся из прямоугольного куска шерстяной или льняной материи примерно метровой длины, а затем шился из двух одинаковых, но гораздо больших по размерам кусков материи. Хитон одевался прямо на тело, облегая его, а на плечах скреплялся пряжками, которые назывались фибулами (fibule). Хитон могли сшивать по боку или оставлять с одной стороны открытым, правое плечо иногда оставляли обнаженным Иногда хитоны делали с небольшими рукавами, такую одежду целиком ткали на станке. Хитон подпоясывали поясом, из лишней длины делали напуск, ширину равномерно распределяли складками. Длина хитона могла быть различной, но чаще всего доходила до коленей. В классический период длинный хитон был ритуальной одеждой. Его надевали жрецы и актеры на сцене. И когда в IV веке до н.э. возник обычай появляться в длинной одежде, такой хитон вызвал осуждение у всех поборников суровых нравов старины. От длинного, присборенного хитона берет начало двойной хитон – диплойдон (diploidon).

На ранних памятниках искусства (росписи ваз) есть изображение  хитонов с длинными рукавами, в  чем явно видно влияние восточных  обычаев.

В античное время  роскошный верхний плащ, который  обычно носился поверх хитона, назывался фарос (faros), более скромный назывался хлаина (chlaina). Фарос носила аристократия. Он был из дорогого египетского полотна, настоящего красивого пурпурного цвета. Позднее он несколько удлинился. Этот более длинный плащ с большим количеством складок получил название гиматион.

Гиматион (himation) - самая распространенная верхняя одежда, представляла собой прямоугольный кусок шерстяной ткани размером 1,754 м, драпирующийся вокруг фигуры различными способами. Чтобы ткань не соскальзывала, сзади зашивали груз – кусочки свинца. Мужчины надевали гиматион следующим образом: один конец, слегка задрапированный или заложенный в складки, спускали с левого плеча на грудь, оставшуюся ткань располагали на спине и пропускали под правую руку, оставляя руку свободной, и, уложив ткань красивыми складками, перебрасывали через левое плечо на спину. Это был самый распространенный способ ношения гиматиона, – иногда гиматион со спины перебрасывали на правое плечо, закрывая им правую руку или обе руки. Более широкий и длинный гиматион назывался паллиум (pallium).

Сохранились скульптурные изображения греческих драматургов, ораторов и других общественных деятелей (Софокл, Менандр и другие), одетых в гиматионы или паллиумы. В  Греции уделялось очень большое  внимание умению носить гиматион, и  по его искусности его ношения  судили о вкусе человека. Эта одежда придавала внешности человека оттенок  величественной простоты, драпировка подчеркивала пластическую гибкость тела, ее расположение – пересечение округлых, овальных линий и прямых, расположенных  под углом (лучами), входящих в единый центр на плече, - отвечало движениям  тела и подчеркивало динамику образа.

Кроме гиматиона  греки носили и хламис (chlamys), меньший вариант гиматиона с размерами примерно 152 м. Это одежда, прежде всего, всадников, солдат, юношей и путешественников. Она появилась в классический период в качестве нового вида одежды родом из Фессалии. Ее скрепляли пряжкой - фибулой на правом плече или левом плече, и свободные концы падали красивыми фалдами, оставляя одну руку открытой. Хламис обычно делали из плотной шерстяной ткани типа валяного сукна.

Удвоенный гиматион или хламис назывался диплакс (diplax).

Особенной простотой  и строгостью отличалась одежда спартанцев, которые чаще всего не носили хитона, а довольствовались только гиматионом из шерсти натурального цвета.

Отдельного разговора  заслуживает одежда греческих воинов. Под одеждой воинов мы подразумеваем  не только непосредственно одежду, но и все защитные приспособления или доспехи, которыми греки на войне  покрывали свое тело. Доспехи греческих  воинов занимают особое место в европейской  культуре. Созданные для защиты от смертоносных орудий своего времени  – меча, копья, пращи и т.д., - они  настолько хорошо отвечали своему назначению и были так прекрасно художественно  оформлены, что являлись предметом  подражания, а их отдельные элементы – шлемы, панцири, щиты – вошли  в военную символику европейских  народов позднейших времен.

Нижней одеждой  воинов вне зависимости от их же ранга был короткий хитон, под  которым укрепляли металлический  набрюшник. Сверх хитона надевали панцирь. Панцири были у большинства воинов металлические, в гомеровский период – из меди, а в более позднее  время – из сплавов меди и других металлов. По свидетельству историков, грекам были известны и кирасы из толстого проклеенного полотна или кожи с  нашитыми на них металлическими частями. Для придания металлическим панцирям большей гибкости их делали из отдельных  деталей, скрепленных шарнирами  или петлями. На многих вазах классического  периода и более ранних есть изображения  воинов в таких панцирях (например, Ахилл, перевязывающий рану Патроклу). Голову воины закрывали шлемом, при  этом форма и украшения шлемов видоизменялись с течением времени. Наиболее древние шлемы были простые, затем на них появлялся гребень, его венчал конский хвост или  перья; чеканка на шлемах состояла из геометрического и растительного  орнамента, особо богатые были украшены сценами из мифологии или воинских подвигов. Наиболее уязвимые части  ног – голени – закрывали поножи кнемидес. Сделанные по форме ноги, они скреплялись ремнями и пряжками и обычно украшались чеканными узорами.

Верхней одеждой  воинов, как говорилось выше, был  хламис. Полководцы, военачальники носили хламис, окрашенный в пурпуровый цвет.

Информация о работе Костюм Древней Греции классического периода