Култура Древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 13:47, контрольная работа

Краткое описание

Древняя Греция в мировой истории выделяется и занимает особое, выдающееся место. Именно здесь на сравнительно небольшой территории закладывается античный мир, возникает и достигает высочайших вершин античная цивилизация с такими ярчайшими проявлениями, как философия, изобразительные искусства, республика.

Содержание

Введение 3
1. Искуство и живопись 4
2. Архитектура 8
3. Скульптура, ее типы, направления и школы 10
4. Театр Древней Греции 12
Заключение 15
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

культура др греции.docx

— 1.63 Мб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение                                                                                                                                   3

1. Искуство и живопись                                                                                                           4

2.  Архитектура                                                                                                                        8

3. Скульптура, ее типы, направления и школы                10 

4. Театр Древней  Греции                    12

Заключение                                                                                                                              15

Список использованной литературы                                                                                    17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Древняя Греция в мировой истории выделяется и занимает особое, выдающееся место. Именно здесь на сравнительно небольшой территории закладывается античный мир, возникает и достигает высочайших вершин античная цивилизация с такими ярчайшими проявлениями, как философия, изобразительные искусства, республика.

Культура  Древней Греции — уникальное явление, давшее общекультурные ценности буквально  во всех областях духовной и материальной деятельности человечества. Всего три  поколения деятелей культуры Древней  Греции создали искусство высокой  классики, заложили основы европейской  цивилизации и образы для подражания на многие тысячелетия. Усвоив культурный опыт Египта и Вавилона, Древняя  Греция определила свой собственный  путь как в социально-политического  развитии общества, так и в философских поисках и художественно-эстетическом осмыслении мира.

Античная  культура не была отягощена азиатской  традицией, хотя древним грекам и  были знакомы достижения культуры как Древнего Египта, так и народов Востока. Антропологическое противоречие духа и тела решено было античной культурой в пользу последнего, придав ей «телесный» стиль. Расцвет культуры Древней Эллады оказался столь удивительным, что до сих пор вызывает глубокое восхищение и дает основание говорить о настоящей загадке «греческого чуда». Суть этого чуда состоит прежде всего в том, что только греческому народу почти одновременно и практически во всех областях культуры удалось достичь невиданных высот. Никакой другой народ — ни до, ни после — не смог сделать ничего подобного. Культура Греции развивалась на протяжении тысячелетий, начиная от эгейской цивилизации, продолжая особенно бурно развиваться в классическую эпоху, позднее через влияние на Древний Рим и эллинизированый Восток воплотилась в культуре Византийской империи.

Современная Греция — наследница культуры Древней Греции и считается колыбелью западной цивилизации, родиной демократии, западной философии, искусства, театра, основ наук и Олимпийских игр. Греческий язык имеет древнейшую историю среди языков индоевропейской группы, ведь известно 34 столетия только письменной эпохи. На основе греческого алфавита возникли латиница и кирилица.

Культура Древней Греции это  очень обширная и достаточно широко освещенная тема, осветить которую в рамках реферата просто невозможно. Именно поэтому в данной работе мы рассмотрим живопись, архитектуру, скульптуру  и театр Древней Греции.

 

 

 

1. Искусство и живопись

 

Наши сведения об античном искусстве  страдают некоторой односторонностью. Скульптуру можно изучать по оригиналам и более или менее точным копиям, живопись же почти целиком погибла, и о ней можно судить только по косвенным данным — запутанной и неясной литературной традиции и искаженным копиям и переделкам. Этот пробел в наших знаниях ощущается  особенно остро ввиду того, что  именно живопись была чрезвычайно восприимчива к новым идеям и быстрее, чем  скульптура, претворяла их в жизнь, являясь, таким образом, ведущей  отраслью искусства.

О живописи архаической эпохи можно, впрочем, составить довольно яркое  представление вследствие того, что  вазовая живопись VI и начала V в. до н. э., мало чем отличалась от еще  находившейся в это время в  зачаточном состоянии монументальной живописи.

Сохранилось несколько украшенных живописью глиняных метоп от храма  Аполлона в Фермах (около 600 г.). По своей  композиции, стилю и технике живопись этих метоп ближайшим образом  напоминает коринфские вазы того же времени, и весьма вероятно, что она была выполнена теми же художниками-керамистами.1

Чернофигурный стиль, возникший, в VII в., почти полностью вытеснил технику  контурную. Техническим новшеством, введенным в VI в. до н. э., является искусственное  окрашивание глины с целью  получения более сильного красочного контраста между фоном и изображением. В Коринфе поверхность сосуда покрывали оранжевой облицовкой, в Афинах к сырой глине примешивали  окрашивающее вещество, сообщающее ей ровный красноватый оттенок. Декоративный эффект ваз от этого значительно  усиливается.

Искусство XI—VIII вв. до н. э.

Искусство описываемого времени распадается на два периода. Первый обнимает десятилетия, непосредственно следующие за эпохой крито-микенской культуры; второй период простирается от Х до середины VIII в. и может быть назван периодом сложившегося геометрического стиля. Корни этого стиля не вполне ясны, и в настоящее время еще нельзя дать ответа на вопрос о его генетической связи с искусством предшествующих эпох.

Развитие геометрического стиля От первого из указанных периодов сохранилась почти исключительно одна керамика, которую принято называть протогеометрической. Вместо разнообразия и изощренности форм критской и микенской керамики с ее богатой росписью мы находим здесь только набор обиходной посуды небольших размеров и простой формы, с очень простой орнаментацией. Стенки посуды, за исключением одной или нескольких полос, бывают покрыты слоем коричневой краски, а в чистые полосы той же краской вписывается простой линейный орнамент, который повторяется несколько раз подряд: круги, точки, ломаные линии и т. п. При всей своей непритязательности, протогеометрическая керамика не может быть названа керамикой первобытной. От последней она отличается высокой гончарной техникой, унаследованной от крито-микенского периода (гончарный станок, лаковая краска), а также согласованностью украшения вазы с ее формой. Этот принцип лёг в основу всей греческой расписной керамики. В Х в. до н. э. протогеометрическая керамика сменяется керамикой геометрического стиля. В это же время появляются художественные изделия и из других материалов, главным образом из бронзы. Но керамика все же остается основным нашим источником для знакомства с художественным стилем Х— VIII вв.

Уже в Х в. до н. э. начинают выделяться отдельные центры гончарного производства, изделия которых отличаются друг от друга более или менее существенными деталями, хотя принципы стиля всюду одинаковы. Наивысшего расцвета геометрический стиль достигает в Аттике. Формы сосудов теперь становятся более разнообразными и строение их отдельных частей и всего сосуда — более четким и соразмерным. Наряду с посудой, предназначенной для повседневного употребления, появляются миниатюрные вазы для духов и огромные сосуды, ставившиеся на могилах. Техника гончарного производства характеризуется более тщательной промывкой глины, более искусной формовкой сосудов и равномерностью их обжига. Круги и прямые линии орнамента выполняются при помощи циркуля и линейки. Вместе с тем усложняется и роспись ваз: обогащается запас орнаментальных мотивов, и на его основе создается целая система геометрической росписи сосудов. Элементами этой системы являются по-прежнему линейные орнаменты, часто приближающиеся к формам простых геометрических фигур: прямые и ломаные линии, точки, треугольники, ромбы, квадраты, шашки, кресты различных форм, меандры, концентрические круги и разнообразные комбинации из этих простых фигур и линий. Выбрав один орнаментальный мотив, мастер гончар повторяет его много раз и получает, таким образом, горизонтальные полосы с бесконечным рядом одного и того же орнамента.

Период  восточного стиля (750—600 гг.)

В конце VIII в. греческие рабовладельческие полисы встали на путь могучего развития производительных сил и бурной социальной борьбы. Искусство начального периода этого процесса (примерно с 750 по 600 г. до н. э.) носит название периода восточного стиля и характеризуется подражанием привозным изделиям Востока и зарождением собственного греческого художественного стиля.2

Отдельные художественные изделия Востока завозились в Грецию еще в период разложения первобытно-общинных отношений; в конце VIII и в VII в.до н. э. этот привоз принял массовый характер, особенно в восточной части греческого мира. В греческую среду попадали разнообразные изделия восточного художественного ремесла, которые должны были поражать греков высоким художественным и техническим совершенством.

В VIII и VII вв. восточные страны уже далеко оставили за собой ту ступень, на которой еще находилось греческое искусство этого времени,— ступень простой орнаментации предметов обихода. Восток имел свою архитектуру, скульптуру, живопись и выработал ряд художественных образцов, воплощавших в себе мировоззрение и политические идеалы создавшего их общества. Греки VIII в. до н. э. обладали, правда, богатейшей сокровищницей народных сказаний и высокими образцами поэтического творчества, но их изобразительное искусство не имело еще адекватных способов выражения для воплощения образов, созданных народной фантазией. И вот греческие мастера вступили на путь заимствования готовых типов и форм у своих соседей. Широким потоком полились в это время художественные мотивы, сюжеты и композиции Востока на эллинскую почву и грозили затопить свежие, еще не окрепшие ростки самобытного художественного творчества эллинов.

От периода восточного стиля дошли более разнообразные художественные памятники, чем от предыдущей эпохи греческого искусства. Именно к началу экономического расцвета и напряжения творческих сил в Греции относится зарождение греческого храма, монументальной пластики, а также, вероятно, и фресковой живописи.

Историю развития восточного стиля  в керамике можно разделить на три этапа. Первый из них характеризуется смешением, иногда довольно сумбурным, новых растительных и животных мотивов со старым геометрическим орнаментом. Перенимая восточные мотивы, мастера еще не были в состоянии их освоить и в то же время не могли отказаться от прежних навыков; они механически соединяли новое со старым, не умея слить их в гармоническое целое.

На втором этапе развития восточного стиля разнородные элементы декоровки уже приводятся в известную систему. Побеждает старая система горизонтальных полос, заполняемых рядами животных, а растительный и геометрический орнамент находит место преимущественно на второстепенных частях сосудов — ножках, ручках и шейках, а также служит для обрамления полос и для заполнения пустых пространств фона между фигурами. В это время стабилизируется классический греческий орнамент — стилизованные пальметки, бутоны и цветы лотоса, побеги плюща, плетенки и палочный орнамент.

Наиболее ярко этот этап развития восточного стиля представлен, с  одной стороны, коринфскими, с другой — так называемыми милето-родосскими вазами.

На последнем этапе развития восточного стиля в вазовой живописи появляется изображение человека, и с этого момента роспись ваз перестает быть чисто орнаментальной, а превращается в сюжетную, повествовательную вазовую живопись. Стенки сосудов служат теперь фоном, на котором развертываются полные самодовлеющего интереса фигурные композиции мифологического содержания.

 

2. Архитектура

История греческой архитектуры архаической эпохи сводится почти исключительно к истории развития храма. При постройке этого типа зданий и сложились две основные системы греческих архитектурных форм, дорийская и ионийская, оказавшие огромное влияние на зодчество не только более поздних веков античного мира, но и эпохи Возрождения и нового времени.

Не случайно, что главные усилия архитекторов VII и VI вв. до н. э. были направлены в сторону разработки храмовой архитектуры. Социальное неравенство между отдельными слоями общества еще не находило в это время внешнего выражения в резком различии образа жизни: цари, тираны, земельная и торговая аристократия жили примерно столь же просто, как и менее богатое свободное городское население, и поэтому не было потребности в строительстве пышных дворцов, равно как и богатых общественных зданий. Так как религиозный культ играл крупную роль в общественной и частной жизни греков, то, естественно, храм и стал ведущим типом греческой архитектуры, как только полисы накопили достаточно материальных средств для возведения монументальных построек и выделили из состава своего населения специалистов строительного дела — архитекторов и опытных строительных рабочих.3

История греческого храма показывает, что если грек создал богов по своему образу и подобию, то и храмы этих богов сооружались по образу и подобию обыкновенных жилых домов.

Древнейшие греческие храмы строились на каменном фундаменте из дерева и сырцов, т. е. из тех же материалов, из которых возводились и жилые дома. По своему плану и формам они также примыкали к различным типам жилых строений — к прямоугольным домам с пристройками или без них, к овальным и полуовальным домам. Впоследствии эти типы были или совсем оставлены, или продолжали существовать только в виде редких исключений. Уже в конце VII в. до н. э. их вытеснил дорийский храм, развившийся из усложненного типа прямоугольного дома.

История дорийского храма начинается с трех построек, относящихся примерно к середине VII в. До н. э., — это  храм Геры в Тиринфе, второй храм Артемиды в Спарте и храм в Орхомене. Все эти здания в своем плане имеют форму вытянутого в длину прямоугольника, небольшая передняя часть которого отделена от главного помещения (наос, целла) поперечной стеной и образует преддверие храма (пронаос). Вероятно, выбор такого плана для храма произошел под влиянием микенского мегарона, к которому он очень близок по форме и расположению частей.

Информация о работе Култура Древней Греции