Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 04:36, реферат
Актуальность данной темы определяется глобальными структурными изменениями мирового сообщества, ломкой устоявшейся системы международных взаимоотношений и обострением межэтнических и межцивилизационных противоречий, что не укладывается в формационный метод постижения культуры и истории. В настоящее время все более актуальным становится обращение внимания культурологов, историков, социологов и политологов на циклический подход к мировой культуре как многозначному явлению, о чем свидетельствует возросшее число публикаций мыслителей, представляющих данное направление, а также исследований на эту тему.
Введение……………………………………………………………………….....3
1 Теории культуры……………………………………………………………....4
2 Особенности развития культуры и цивилизации…………………………...6
3 Взаимодействие и влияние культур друг на друга и на человека……….. 8
4 Классификация культур…………………………………………………… 11
5 Таблица. Сравнительный анализ теорий культуры Данилевского Н.Я. , Шпенглера О. и Тойнби А………………………………………………….... 14
Используемая литература……………………………………………………. 16
ГБОУ ВПО «ВЫСШАЯ ШКОЛА МУЗЫКИ (ИНСТИТУТ) РС(Я)»
МУЗЫКАЛЬНАЯ
ПЕДАГОГИКА
Реферат на тему:
«Сравнительный анализ
культурологических воззрений
Н.Я.
Данилевского, О. Шпенглера,
А.Д. Тойнби»
Выполнила: студентка 1 курса
Корякина Ф. Г.
Проверила:
к.ф.н. Ушканова Р.Д.
Якутск-2012
Оглавление
Введение………………………………………………………3
Глава 1. Н.Я. Данилевский…………………………………4
1.1 Теория культуры……………………………………………..
1.2 Критика теории………………………………………………
Глава 2. О. Шпенглер……………………………………….8
2.1 Теория культуры……………………………………………..
2.2 Критика теории………………………………………………
Глава 3. А.Д. Тойнби………………………………………...11
3.1 Теория культуры……………………………………………..
3.2 Критика теории………………………………………………
Заключение………………………………………………….
Список
литературы……………………………………...16
Введение
В своих работах Данилевский, Шпенглер и Тойнби рассматривают одну из основных культурологических проблем, решение которой сводится к следующему вопросу: история единой мировой культуры или история нескольких локальных культур? Можно ли говорить о планетарном единстве человечества, его культуры? Или количество культурных миров далеко не мало? Целью моего реферата является рассмотрение концепций этих трёх учёных, и анализ их решений этой проблемы.
Задачей
реферата является анализ концепций, и
выявление характерных
Актуальность данной темы определяется глобальными структурными изменениями мирового сообщества, ломкой устоявшейся системы международных взаимоотношений и обострением межэтнических и межцивилизационных противоречий, что не укладывается в формационный метод постижения культуры и истории. В настоящее время все более актуальным становится обращение внимания культурологов, историков, социологов и политологов на циклический подход к мировой культуре как многозначному явлению, о чем свидетельствует возросшее число публикаций мыслителей, представляющих данное направление, а также исследований на эту тему.
В философско-исторической и
Второй
тип ответов исходит из идеи универсальности
и всемирности истории. В многообразии
социокультурного мира можно проследить
единую линию развития человечества, ведущую
к созданию общечеловеческой культуры
– это концепции И. Канта, В. Соловьева
и др.
Теория культуры
Центральной
идеей труда Данилевского является
идея о культурно-исторических типах,
которые соответствуют типам
цивилизаций, под которые можно
подвести все многообразие различных
культур, существовавших ранее или
известных ныне. Причины, которые
привели его к пониманию
Данилевский
выделяет 10 культурно-исторических типов
(в хронологическом порядке), целиком
или частично исчерпавших возможности
своего развития: 1) египетская культура;
2) китайская культура; 3) ассирийско-вавилоно-
Среди этих культур
выделяются «уединенный» и «преемственный»
типы. К первым относятся китайская
и индийская культуры, а ко вторым
— египетская, ассирийско-вавилоно-
Данилевский
выделяет следующее основание
культурной типологии:
Деятельность религиозная, объемлющая собою отношения человека к Богу, — «народное мировоззрение... как твердая вера, составляющая живую основу всей нравственной деятельности человека».3
Деятельность культурная в узком смысле (собственно культурная) этого слова, объемлющая отношение человека к внешнему миру. Это, во-первых, теоретически-научная деятельность, во-вторых, эстетически-художественная, и, в-третьих, технически-промышленная деятельность.
Деятельность политическая, включающая в себя как внутреннюю, так и внешнюю политику.
Деятельность
общественно-экономическая, в процессе
которой создаются определенные
экономические отношения и
В соответствии с разрядами культурной деятельности человека Н.Я. Данилевский различал следующие культурные типы:
Культуры
первичные, или
Культуры одноосновные исторически следовали за подготовительными и проявили себя достаточно ярко и полно в одном из разрядов социокультурной деятельности. К таким культурам относятся еврейская (создающая первую монотеистическую религию, ставшую основой христианства); греческая, воплотившаяся в собственно культурной деятельности (классическое искусство, философия); римская, реализовавшая себя в политико-правовой деятельности (классическая система права и государственная система).
Культура
двуосновная — германо-романская, или
европейская. Этот культурный тип Данилевский
называл политико-культурным типом, поскольку
именно эти два направления стали основой
творческой деятельности европейских
народов (создание парламентской и колониальных
систем, развитие науки, техники, искусства).
По его мнению, в экономической деятельности
европейцы преуспели в гораздо меньшей
степени, поскольку созданные ими экономические
отношения не отражали идеала справедливости.
Культура четырехосновная — гипотетический, только еще возникающий культурный тип. Данилевский пишет о совершенно особом типе в истории человеческой культуры, который имеет возможность реализовать в своей жизнедеятельности четыре важнейшие ценности: истинную веру; политическую справедливость и свободу; собственно культуру (науку и искусство); совершенный, гармоничный общественно-экономический строй, который не удалось создать всем предшествующим культуры. Таким типом может стать славянский культурно-исторический тип, если он не поддастся соблазну перенимать готовые культурные формы от европейцев. Удел России, писал Данилевский, — «удел счастливый»: «не покорять и угнетать, а освобождать и восстанавливать...».4
Данилевский
обосновал идею цикличности
Культурно-исторические
типы замкнуты в том смысле, что
они не передают те начала, «корни»,
из которых произрастает их культурное
древо. Но, несмотря на это, возможно влияние
одного культурного типа на формирование
и развитие другого типа. Некоторые
народы в силу своей энергетической
слабости не могут создать культурно-
Жизнь культурно-
Образование и функционирование культурно-исторических типов, согласно Данилевскому, протекает не спонтанно, а на основе определенных законов. Их пять.
Закон первый гласит,
что каждое племя или народ, или
их группа, характеризуемые одним
или близкими по своей фонетической
основе языками, составляет самобытный
культурно-исторический тип, если, это
особо подчеркивается Данилевским,
оно вообще способно по своим духовным
задаткам к историческому развитию
и вышло из «младенческого» возраста.
Второй
закон формулируется
Третий закон
раскрывает взаимосвязь между