Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 19:57, реферат
Данная тема актуальна т.к., многие исследователи считают, что культура возникла, прежде всего, под воздействием общественных запросов и потребностей. Прежде всего, общество нуждалось в закреплении и передаче духовных ценностей, которые вне общественных форм жизнедеятельности человека могли бы погибать вместе с автором этих ценностей.
Прежде всего, необходимо подчеркнуть мысль, что понятие "культура" относится к числу тех общеисторических категорий, которые имеют силу для всех эпох. Культура возникает вместе с появлением на земле человечества, и каждый шаг человека по пути общественного прогресса был одновременно шагом вперед в развитии культуры, каждая историческая эпоха, каждая особая форма общества обладала своей, только ей свойственной культурой.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретическое понимание культуры
1.1 Понятие культуры………………………………………………………….4
1.2 Сущность и значение культуры…………………………………………...5
ГЛАВА 2. Место и функции культуры в обществе
2.1 Культура и общество……………………………………………………….9
2.2 Функции культуры в обществе…..............................................................12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….19
ГЛАВА 2. МЕСТО И ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ В ОБЩЕСТВЕ
2.1 Культура и общество
При самом общем взгляде на общество
видно, что оно совокупность, объединение
людей. Это означает, во-первых, что
точно так же, как человек с
его сознанием и
Общество - это человеческая общность, которую образуют люди и в которой они живут. Биологические отношения животных являются, в сущности, их отношениями к природе, в то время как специфику человеческого общества составляют отношения людей друг к другу .
Место и роль культуры в обществе велики. Она взаимодействует с экономикой, политикой, правом, этикой, моралью, определяет их содержание.
Общество создает условия для
социального развития человека, т. е.
человека как личности. Личность несет
печать конкретной культуры и конкретного
общества. Кроме того общество создает
условия для массового
Культура своими нормами и ценностями
входит во взаимодействие с другими
системами саморегуляции в
Развитие интересов и
Культура служит организации жизни общества, выполняет роль запрограммированного поведения, помогает сохранить единство и целостность общества, его взаимодействие, как на групповом уровне, так и с другими сообществами. Культура выражается в социальных отношениях, направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностей, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных ситуациях. Каждое конкретное общество на протяжении веков создавало суперкультуру, передающуюся через поколения .
Культура в обществе представляется:
1) как особая сфера и форма деятельности, связанная с мышлением, занятиями художественным творчеством, принятыми нормами поведения и т.д.;
2) как общий уровень развития общества, его просвещенности и рациональности на пути «от дикости к цивилизованности»;
3) как сумма общественных достижений (включая технологии, отношения и представления), благодаря которым человек выделяется из природы и выходит за рамки биологической детерминации;
4) как специфическая система норм, ценностей и смыслов, отличающих одно общество от другого (или различные части общества - социально-статусные, профессиональные), способствующая его интеграции и придающая ему самобытность; и, наконец;
5) как духовное измерение всякой
деятельности, в котором формируются
ее мотивы, принципы, правила, цели
и смыслы. В этом последнем
понимании культура предстает
как духовный компонент
Культура выражает способы (или средства, механизмы) жизнедеятельности людей, результаты этой деятельности в материальной и духовной сферах, но не собственно социальные отношения.
Культурное богатство личности
зависит от включения ценностей
в личную деятельность и от того,
насколько общество стимулирует
этот процесс, насколько оно способствует
ему. В личности ценности культуры превращаются
в поведение, культура живет в
личностном поведении человека. Общество
создает условия для этого, а
они могут в различной степени
как соответствовать, так и не
соответствовать превращению
2.2 Функции культуры в обществе
Культура как целостное
Адаптационная функция - культура обеспечивает приспособление человека к окружающей среде. Термин адаптация означает приспособление. Животные и растения вырабатывают механизмы адаптации в процессе биологической эволюции. Механизм адаптации человека принципиально иной он не приспосабливается к среде, а приспосабливает среду к себе, создавая новую искусственную среду. Человек как биологический вид остается одинаковым в очень широком диапазоне условий, а культура (формы хозяйства, обычаи, социальные институты) различаются в зависимости от того, чего требует природа в каждом конкретном регионе. Значительная часть культурных традиций имеет рациональные основания, связанные с каким-то полезным приспособительным эффектом. Другой стороной адаптационных функций культуры является то, что ее развитие все в большей степени обеспечивает людям безопасность и комфорт, увеличивается эффективность труда, появляются новые возможности для духовной самореализации человека, культура позволяет человеку с наибольшей полнотой раскрыть себя .
Коммуникативная функция - культура формирует условия и средства человеческого общения. Культура создается людьми сообща, она есть условие и результат общения людей. Условие потому, что только благодаря усвоению культуры между людьми устанавливаются подлинно человеческие формы общения, культура дает им средства общения - знаковые системы, языки. Результат - потому что только благодаря общению люди могут создавать хранить и развивать культуру; в общении люди учатся пользоваться знаковыми системами, фиксировать в них свои мысли и усваивать зафиксированные в них мысли других людей. Таким образом, культура связывает и объединяет людей [6, c. 509].
Интегративная функция - культура объединяет
народы социальные группы государства.
Любая социальная общность, в которой
складывается своя культура, скрепляется
этой культурой. Потому что среди
членов общности распространяется единая
совокупность взглядов убеждений ценностей
идеалов характерных для данной
культуры. Эти явления определяют
сознание и поведение людей, у
них формируется чувство
Функция социализации - культура это важнейшее средство включения индивидов в социальную жизнь, усвоения ими социального опыта, знаний ценностей, норм поведения, соответствующих данному обществу социальной группе и социальной роли. Процесс социализации позволяет личности стать полноценным членом общества, занять в нем определенную позицию, и жить так как требуют обычаи и традиции. Вместе с тем этот процесс обеспечивает сохранение общества, его структуры сложившихся в нем форм жизни. Культура определяет содержание средства и способы социализации. В ходе социализации люди осваивают хранящиеся в культуре программы поведения, учатся жить мыслить и действовать в соответствии с ними .
Информационная функция
Познавательная функция
Однако культура не только характеризует
степень познания человеком окружающего
мира. При этом культура раскрывает
не только степень развития форм общественного
сознания в их единстве, но и уровень
навыков и умений людей, проявляющихся
в их практической деятельности. Жизнь
необычайно сложна и все время
перед людьми ставит все новые
и новые проблемы. Это вызывает
потребность познания процессов, происходящих
в обществе, осознание их как с
научных, так и с художественно-
Культура способствует также осуществлению эвристических целей человека, его поискам наиболее продуктивных форм познания нового, открытию новых путей и методов социальной жизни, усилению власти человека над стихийными силами природы.
Как следует из сказанного, роль культуры при этом сводилась к чему-то определенному и немногому, но важному.
В сегодняшних представлениях о функциях культуры важнейшее место, как правило, отводится человекотворческой функции.
Так что усилия великих мыслителей, призывавших видеть в культуре лишь условие для развития человеческих качеств, не пропали даром. Но реальная жизнь культуры все же не ограничена человекотворческой функцией. Многообразие потребностей человека послужило основанием для появления самых различных функций. Культура - это своеобразное самопознание человека, поскольку она показывает ему не только окружающий его мир, но и его самого. Это своего рода зеркало, где человек видит себя и таким, каким бы он должен стать, и таким, каким он был и есть. Результаты познания и самопознания передаются в виде опыта, житейской мудрости, посредством знаков, символов от поколения к поколению, от одного народа к другому.
Аксиологическая (ценностная) функция
культуры, она фиксирует способность
накопления в культуре художественных
ценностей и их влияние на образ
мыслей и поведение человека. Все
многообразие материальной и духовной
культуры может выступать в качестве
материальных и духовных ценностей,
которые оцениваются в плане
истины или не истины, прекрасного
или безобразного, допустимого или
запретного, справедливого или
Совокупность сложившихся, устоявшихся ценностных ориентаций индивида образуют своего рода ось его сознания, обеспечивающую определенную преемственность культуры и мотивацию его поведения. В силу этого ориентации выступают важнейшим фактором, регулирующим, детерминирующие поступки человека. Развитые ценностные ориентации - признак зрелости личности, показатель меры его социальности. Это - призма восприятия не только внешнего, но и внутреннего мира индивида. Таким образом, аксиологическая или ценностная функция культуры проявляется не только в оценке культуры, ее достижений, но и в социализации личности, в формировании общественных отношений, поведении людей .
Эстетическая функция культуры,
прежде всего, проявляется в искусстве,
в художественном творчестве. Как
известно, в культуре существует некая
сфера "эстетического". Именно здесь
раскрывается суть прекрасного и
безобразного, возвышенного и низменного,
трагического и комического. Эта
сфера тесно связана с