Культура: функции и значение в обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 19:57, реферат

Краткое описание

Данная тема актуальна т.к., многие исследователи считают, что культура возникла, прежде всего, под воздействием общественных запросов и потребностей. Прежде всего, общество нуждалось в закреплении и передаче духовных ценностей, которые вне общественных форм жизнедеятельности человека могли бы погибать вместе с автором этих ценностей.
Прежде всего, необходимо подчеркнуть мысль, что понятие "культура" относится к числу тех общеисторических категорий, которые имеют силу для всех эпох. Культура возникает вместе с появлением на земле человечества, и каждый шаг человека по пути общественного прогресса был одновременно шагом вперед в развитии культуры, каждая историческая эпоха, каждая особая форма общества обладала своей, только ей свойственной культурой.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Теоретическое понимание культуры

1.1 Понятие культуры………………………………………………………….4

1.2 Сущность и значение культуры…………………………………………...5

ГЛАВА 2. Место и функции культуры в обществе

2.1 Культура и общество……………………………………………………….9

2.2 Функции культуры в обществе…..............................................................12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….17

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….19

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 38.49 Кб (Скачать файл)

С эстетической функцией связана гедонистическая  функция. Гедонизм в переводе с греческого означает наслаждение. Люди получают удовольствие от прочитанной книги, осмотра архитектурных  ансамблей, музеев, посещения театров, концертных залов и т.п. Удовольствие способствует формированию потребностей и интересов, оказывает влияние  на образ жизни людей.

Главной, синтезирующей функцией культуры, отражающей ее социальный смысл, является гуманистическая функция. Все названные  выше функции так или иначе  связаны с формированием личности, поведением человека в обществе, с  расширением его познавательной деятельности, развитием интеллектуальных, профессиональных и других способностей.

Гуманистическая функция проявляется  в единстве противоположных, но органически  взаимосвязанных между собой  процессов: социализации и индивидуализации личности. В процессе социализации человек осваивает общественные отношения, духовные ценности, превращая  их во внутреннюю сущность своей личности, в свои социальные качества. Но эти  отношения, ценности человек осваивает  по-своему, неповторимо, в индивидуальной форме. Культура - особый общественный механизм, осуществляющий социализацию и обеспечивающий обретение индивидуальности личности .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема определения культуры до сих пор не может считаться  разрешенной, поэтому в настоящее  время количество определений не только не сокращается, но и продолжает расти.

Воспитанным человеком, утверждает народная мудрость, считается тот человек, который умеет найти своё место  среди людей и не услышит в  свой адрес: «подвинься».

Культурность - совокупность образования, самовоспитания и воспитания, врождённой интеллигентности. Многое даёт и дружба с книгой, начитанность. Вот только жаль, что человек за свою сознательную жизнь сможет прочитать не больше 5 тыс. книг из миллионных сокровищ, книги  в доме - признак культуры. Дом  без книги - дом дикарей. К сожалению, не ушло ещё явление книгомании, когда книги собираются не для  чтения, а ради моды. К тому же ныне мы мало читаем, всё больше получаем «готовое», часами просиживаем у  телевизора.

Человек, живя в обществе, находится  в системе многочисленных социальных, нравственных, экономических и иных связей и опосредований. И эти  связи регулируются во многом правилами  этикета. Не пытаясь рассмотреть  весь спектр взаимоотношений людей  в обществе, регулируемых правилами  хорошего тона, можно остановиться лишь на некоторых.

Мир человека - это мир культуры. в своём первоначальном значении («возделанное») культура противостоит «натуре» - природному, «дикому» и означает всё то, что отличает человека от природы, отличает искусственный мир  от естественного. Это мир, от начала и до конца, создаваемый самим  человеком. В этом смысле он противостоит и природному, и миру божественному, существующим помимо человека. в этом же предельно широком смысле культура включает в себя все накопленные  людьми материальные и духовные ценности и способы их приумножения.

Культура - совокупность материальных и духовных ценностей, жизненных  представлений, образцов поведения, норм, способов и приемов человеческой деятельности:

- отражающая определенный уровень  исторического развития общества  и человека;

- воплощенная в предметных, материальных  носителях; и - передаваемая последующим  поколениям.

Культура как особый процесс  деятельности людей включает в себя трудовую деятельность по созданию материальных и духовных благ и собственно психическую, умственную деятельность человека (в  более узком смысле - только его  творчество). Место и роль культуры в обществе велики. Она взаимодействует  с экономикой, политикой, правом, этикой, моралью, определяет их содержание.

Можно сказать, что культура в целом  определяет те рамки, в которых может  и должен действовать человек. Культура регулирует поведение человека в  семье, школе, на производстве, в быту и т.д., потому что она содержит систему предписаний и запретов. Нарушение этих предписаний и  запретов приводит в действие определённые санкции, которые установлены сообществом  и поддерживаются силой общественного  мнения.

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Быстрова А.Н. Мир культуры (Основы культурологии). Учебное  пособие 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во Федора Конюхова; Новосибирск:  Изд-во ЮКЭА, 2002. - 712 с.

2. Гуревич П.С. Культурология.  Учебник для вузов - М.: Проспект, 2003. - 336 с.

3. Кирамова К.И. Культурология  в вопросах и ответах. Учебное  пособие - М.: ТК Велби, Изд-во  Проспект, 2004. - 208 с.

4. Кравченко А.И. Культурология.  Учебное пособие 4-е изд. - М.: Академический  Проект, Трикста, 2003. - 496 с.

5. Культурология. Учебник для  студентов технических вузов  / Колл. авторов; Под ред. Н.Г.  Багдасарьян 3-е изд., испр. и доп. - М.: Высшая школа, 2001. - 511 с.

6. Мамонтов С.П. Основы культурологии. Учебное пособие 3-е изд., доп. - М.: Олимп, 2003. - 318 с.

7. Розин В.М. Культурология. Учебник 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарики, 2003. - 426 с.

8. Белик А.А. Культурология М., 1998 г.

9. Ионин Л.Г. Социология культуры М., 1996 г.

10. Культурология / Под ред. А.А. Радугин М., 1998 г.

11. Культурология М., 1997 г.

12. Культурология. XX век. Антология. -- М., 1995.

13. Моль А. Социодинамика культуры. -- М., 1973

14. Полищук В.П. Культурология М., 1999 г.

15. Самосознание европейской культуры XX века. -- М., 1991.

16. Тойнби А. Дж. Постижение истории. -- М.,1991.


 



Информация о работе Культура: функции и значение в обществе