Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2014 в 14:25, контрольная работа
Башкортостан имеет богатую историю и культуру и представляет собой уникальный регион, где на протяжении тысячелетий встречались, взаимодействовали и сменяли друг друга многие племена и народы. Каждый из них оставил свой неповторимый след на башкирской земле. Примерно в четвертом тысячелетии до нашей эры на службу человеку пришла медь. На Урале с ней познакомились на рубеже III-II тысячелетий до нашей эры. И если раньше историческое развитие первобытного общества до сих пор было ограничено низким уровнем каменной техники, то с появлением меди перед народом Южного Урала открылись невиданные возможности. Мною было переработано много информации
Скотоводство давало пастушеским племенам андроновского периода большие материальные блага. Люди употребляли в пищу мясо, жир, молоко. Они обрабатывали шкуры, получали шерсть, пух, изготавливали пряжу и делали ткани. В это время развивается ткацкое ремесло. Об этом говорят многочисленные находки каменных и костяных ткацких деталей на территории Казахстана: Атасу, Канай, Алексеевское.
Первые пастушеские племена были оседлыми. Они располагались по берегам рек и горных ручьев. В поймах рек на плодородной почве выращивали зерно: пшеницу, ячмень, просо, а возможно, и овощи.
При раскопках поселений обнаружены горшки с остатками пригоревшей каши из проса. А найденные зернотерки для растирания зерна в муку являются доказательством существования у андроновцев земледелия.
Землю рыхлили и обрабатывали с помощью каменных мотыг. Поэтому земледелие называлось мотыжным.
Убирали урожай бронзовыми и медными серпами. Ими же косили сено для скота.
Природные условия Казахстана в эпоху бронзы были почти такими же, как сейчас. Земледелие было примитивным и играло В хозяйстве вспомогательную роль.
Растительная пища не являлась основным продуктом питания, а служила добавлением к молоку и мясу.
Андроновцы вели оседлый образ жизни до I тысячелетия до н.э. Их хозяйство было смешанным. В период поздней бронзы усиливается роль скотоводства, увеличивается поголовье скота. Придомное животноводство, когда скот пасётся недалеко от поселения, стало невыгодным, так как пастбища постепенно вытаптывались и скудели. Через несколько лет люди вынуждены были переносить поселение на новое место.
Увеличение поголовья скота привело и к изменению форм его содержания.
Зарождается яйлажный (полукочевой) тип скотоводства.
Женщины и дети живут в селе, занимаются земледелием, а мужчины и подростки весной и летом уходят со стадами на дальние пастбища, а поздней осенью возвращаются домой.
Длина таких сезонных кочевок в разных природных зонах была различной. В Семиречье и Восточном Казахстане расстояние до летних Пастбищ (жайляу) было невелико: от 10 до 50 км[4, стр.66].
Летом на богатых растительностью альпийских лугах скот набирал вес и осенью табуны перегоняли в предгорья, к поселениям, расположенным на берегах степных рек. В Западном Казахстане путь до летних пастбищ тянулся на сотни километров, пересекая степи и пустыни.
Так постепенно из придомного появилось яйлажное скотоводство, а затем и кочевое, при котором использовали и степные, и пустынные пастбища. Это позволило резко увеличить численность стад.
Кочевой вид скотоводства не наносит вреда природе. Люди выпасают скот в одном месте, а когда травы на пастбище становится меньше, перекочёвывают в другой район, затем – в третий и т.д.
Пока скот пасется в других районах, на месте первой стоянки земля отдыхает, появляется трава. Затем стада перегоняют на первую стоянку. Земля и растения восстанавливаются в других районах.
Кочевое скотоводство заставляет человека заботливо и бережно относиться к природе.
С переходом к кочевому и полукочевому скотоводству в стадах уменьшается количество крупного рогатого скота, зато увеличивается число овец и лошадей.
В X–IX вв. до н.э. у андроновцев преобладает коневодство.
Башкортостан – это уникальный регион, обладающий богатой историей и культурой. Археологи изучали памятники бронзового века на Южном Урале с тридцатых годов XX века. Большой вклад в изучение памятников этого периода в Башкирии внесли Р. Б. Ахмеров, А.В. Збруев, Б.Г. Тихонов, К.В. Сальников. На территории Южного Урала и, особенно, на территории Башкортостана проживало несколько племенных групп, которые существенно отличались между собой по культуре и происхождению. Самыми крупными поселениями ученые называют племена андроновской и срубной культур.
Название срубной культуры происходит по устройству могильных конструкций в виде деревянных срубов. Заселив огромную территорию от Поволжья до Днепра на западе и Урала на востоке, срубняки смогли сохранить удивительное единство материальной культуры. Это единство хорошо прослеживается в керамике. Срубные сосуды баночной формы или острореберные, украшенные , как правило, скромным геометрическим орнаментом из оттисков крупнозубного штампа. Срубной манерой оттиска является ассиметрия рисунка, нарушение повторяемости рисунка. Срубная посуда, как и культура, со временем меняла свои признаки. Так в последний период срубной культуры на горшках появляются налепные круговые валики. Меняется и характер украшения и без того небогатого орнамента. Некоторые горшки и вовсе лишены его.
Для носителей срубной культуры характерны обширные долговременные поселки, состоящие из нескольких жилищ – полуземлянок площадью от 100 до 400 кв.м. Землянки перекрывались односкатной или двускатной крышей, опирающейся на столбы. Стены укреплялись бревнами, и вдоль них устраивала нары. В поселке могло жить в среднем более 200 человек.
Основные занятия срубняков – земледелие и скотоводство. Разводили коров и получали молоко – об этом свидетельствуют итоги раскопок. К числу оригинальных находок относится накосник из старо-ябалаклинского кургана на р. Деме. Он состоит более чем из 30 бронзовых бусин, нанизанных на два ремешка. Нижние концы ремней соединялись треугольной пластиной, к которой прикреплялись две другие широкие пластины. От этих пластин, в свою очередь, расходились по три ремешка, на которые насаживались по две удлиненные пластины-пронизи. Верхние концы ремней, по-видимому, были связаны с головным убором, и все это вместе составляло единый комплект. Общая длина накосника с нитками бус 58 см. Он мог быть нашит на широкую кожу или материю; он мог использоваться как нагрудник.
Показательно, что именно к эпохе средней бронзы относится и зарождение такого феномена как сосуды со знаками, в наиболее полном виде оформившегося уже в рамках срубной общности. Свое дальнейшее развитие и оформление в сложившуюся семиотическую структуру данная графическая знаковая система получает уже в рамках срубной общности. Знаки, фиксируемые на данных сосудах, могут быть разделены на два типа: наглядно-изобразительные и символические.
Андроновская культурная общность получила название по названию могильника близ села Андроново около Ачинска, где в 1914 были обнаружены первые захоронения. Андроновская культура была выделена русским археологом С.А. Теплоуховым в 1927. Эти племена заселяли восточные и южные районы Башкирии. Геометрический орнамент на керамики по мотивам схож со срубной культуры, но более разнообразен и богат. Только на андроновской керамике встречается прием нанесения узора зубчатым штампом, делающим несколько параллельных линий, что и отличает ее от любой другой. Как и срубная культура андроновская были заняты земледелием и скотоводством, но преимущественно коневодством.
Общими для срубного и андроновского населения были источники добычи медной руды.
Сальников К.В. выделяет в обоих культурах по три этапа. Срубная культура включает полтавкинский, покровский и хвалынский. Отличительная особенность этапов в том, что орнамента на керамике становиться все меньше и на некоторых горшках его нет совсем, но появляется новый валикоподобный элемент.
В двух женских синташтаистских погребениях андроновской общности найдено по одному роскошному нагруднику, состоящему из серебряных пластин и пронизок, нашитых на толстую кожу. Общая типологическая близость этих нагрудников с накосниками из кургана срубных племен не вызывает сомнения. Конструктивное сходство явное и единственное отличие от современных нагрудников - это использование в последних бисера, серебряных монет и пластин.
Андроновская культура проходит федоровский, алакульский и замараевский этапы. С алакульского этапа поисходит взаимопроникновение двух культур.