Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 21:10, реферат
Культура Белоруссии в начале XX века развивалась под воздействием дальнейшего развития капитализма, революционного и национально-освободительного движений, получивших в это время довольно широкий размах
Общество минских врачей активно пропагандировало среди населения медицинские знания, занималось организацией врачебного дела в Минской губернии. В 1910 — 1914 годах издавало ежемесячный журнал «Минские врачебные известия».
Различные белорусские научные общества действовали также в это время в Вильно, Санкт-Петербурге, Витебске и Могилеве.
В 1912 году в Минске возникло Общество любителей природоведения, этнографии и археологии. Инициатором его создания была интеллигенция Минска. Общество объединяло более 80 человек, которые занимались изучением Минской губернии. Оно провело ряд исследовании рек на Полесье.
В 1907 году в Вильно было создано Общество друзей науки. В него входили представители разных политических течений и имущественного положения. Главную роль в нем играли представители буржуазно-помещичьих кругов. Путем пожертвований и передачи частных библиотек при Обществе была создана обширная библиотека. В 1914 году она насчитывала 50 тысяч томов по истории, экономике, культуре Белоруссии и Литвы на русском и иностранных языках. В библиотеке имелся отдел рукописей, в котором содержались письма Т.Костюшко, С.Сераковского, А.Киркора, В.Сырокомли (Л Кондратовича) и других известных общественных и культурных деятелей Польши, Литвы и Белоруссии.
Общество проводило собрания, на которых читались и обсуждались рефераты по истории, этнографии, экономике и культуре Литвы и Белоруссии. В 1907 —1910 годах Общество издало 4 ежегодника, в которых были помещены научные труды членов общества и отчеты о его деятельности.
Передовая учащаяся молодежь не удовлетворялась теми знаниями, которые давала ей школа. Среди учащихся старших классов школ Минска и других городов распространялась запрещенная литература, создавались подпольные библиотеки и кружки самообразования. В них молодежь изучала труды Ч.Дарвина, К.Маркса, Ф.Энгельса, А.Бебеля, П.Лаврова и других.
Жизнь настоятельно требовала открытия в Белоруссии научных государственных учреждений. Но царское правительство средств на их создание не выделяло. Только перед началом первой мировой воины были открыты исследовательские сельскохозяйственные станции — Минская болотная (1913 год) и Беняконьская сельскохозяйственная на минеральных почвах (1910 год).
Из-за отсутствия высших учебных
заведений и научно-
Белорусская национальная наука в начале XX века была преимущественно гуманитарной. Наибольших успехов она достигла в области этнографии, философии, фольклористики. В начале XX века исследованием языка, мировоззрения, фольклора, вероисповеданий, этнических границ, семейного и общественного быта, народного искусства, одежды, жилища, орудии труда белорусов занимались Е Романов, М.Никифоровский, И.Сербов В., Добровольский, Л.Богданович, Е.Карский, М.Довнар-Запольский и другие. Ими были собраны и опубликованы уникальные по богатству и научной ценности материалы, которые вопреки официальным установкам доказывали существование самостоятельного белорусского этноса.
Наибольший вклад в
исследование истории формирования
белорусского языка внес уроженец Гродненщины
Ефим Федорович Карский (1860 — 1931 гг.).
Имя этого выдающегося ученого-
Большой вклад в развитие белорусской исторической науки в это время внесли М.К.Любавскии (1860 — 1936 гг.), М.В.Довнар-Запольский (1867 — 1934 гг.), В.И.Пичета (1878 — 1947 гг.) и другие ученые. Работа М К. Любавскогок «Очерк истории Литовско-русского государства до Люблинской унии включительно» (1915 год) не утратила значения и в настоящее время.
После первой русской революции
появилась и первая обобщающая работа
по истории Белоруссии В.Ю.Ластовского.
опубликованная сначала на страницах
газеты «Наша нива», а затем изданная
в 1910 году в Вильно отдельной книгой.
В ней были сформулированы основные
положения новой концепции
В конце XIX—начале XX веков
оживилась выставочная
В Белоруссии в начале XX века
работала сравнительно небольшая группа
живописцев, графиков и скульпторов.
После окончания Академии искусств
в Витебске поселился Ю.М. Пэн (1856
— 1937 гг.). Он здесь создал много пейзажей
и портретов, произведений на темы из
жизни ремесленников и мелких
торговцев. Художник стремился правдиво
показать жизнь простого народа. рассказать
о его радостях и невзгодах, о
любви к труду. Большую известность
приобрели его произведения «Часовщик
- «В тюрьме», «После забастовки». Пэн
хорошо был известен и как педагог.
В его мастерской получили художественное
образование несколько юношей, которые
в будущем стали
Из произведений живописи
того времени обращает на себя внимание
своим демократическим
Благотворное влияние на развитие белорусской живописи оказал художник, уроженец Белоруссии В.К.Бялыницкий-Бирюля. Он написал много лирических пейзажей русской и белорусской природы. Несколько картин из жизни белорусского народа написал И.Е.Репин, который жил здесь е конце XIX века.
В области пейзажа активно работали художники — уроженцы Белоруссии Ф.Рушчиц, Г.Вейсенгоф, С.Жуковскии. К.Стабровскии и другие. На их творчество наложила отпечаток учеба у передовых русских художников. Рушчиц учился у И.Шишкина и А.Куинджи. К.Стабровскяй — у И.Е Репина, С Жуковский — у И.Левитана. Их творчеству характерны также прогрессивные достижения французских импрессионистов, широко использовавших в живописи свет и воздух, и польских художников, работы которых отличались высокой культурой цветового решения, подчеркнутой декоративностью и лаконизмом композиционного построения.
Автором многочисленных эмоционально выразительных пейзажей был профессор живописи Фердинанд Рушчиц (1870 -1936 гг.}. уроженец Ошмянского уезда Виленской губернии. Большим художественным мастерством отличаются его картины с. Земля», и Эмигранты», «Старая мельница», в которых звучат и социальные мотивы. Живописное наследие Рушчица очень большое. Много его этюдов и картин сохраняется в музеях Белоруссии, в Вильно, Львове, Варшаве. Кракове
Из произведений Г.Вейсенгофа наиболее известными являются «Снеге», и «Белорусское кладбище». С.Жуковского — «Неман», «Осенний вечер» и другие.
В книжной графике в это время успешно работали С Богуш-Сестрацевич, К Кастровицкии, А.Каменский. В историческом жанре работал Я. Дроздович. Он создал графическую серию «Древнее строительство в Белоруссии», портреты полоцких князей
В Витебске родился и провел первые годы своей творческой жизни Марк Шагая (1887 — 1985 гг.), эмигрировавший позже во Францию и получивший там мировую известность Б Витебске он написал такие свои картины, как «Я и деревня» (1911 год), «Над Витебском» (1914 год), «Именины» (1915 год) и другие.
Медленнее живописи и графики
развивалась скульптура. В скульптуре
в это время выступало
Известным успехом пользовалась монументальная скульптура. Б 1908 году около деревни Лесная был установлен памятник по случаю 200-летия победы русских войск над шведами. Памятники, посвященные войне 1812 года, были возведены в Витебске и Кобрине.
В декоративно-прикладном искусстве наблюдался спад. Пользовалось спросом только художественное стекло. В Белоруссии в начале XX века работало более 30 крупных предприятий по производству стекла. Высокохудожественной продукцией славились стеклозаводы «Неман А», «Неман Б», «Борисов», «Новка» и другие.
В начале XX века произошли
некоторые качественные изменения
и в области архитектуры. Основными
строительными материалами по-
Прогрессивное направление в архитектуре базировалось на традициях классицизма. В этом отношении характерно здание на углу Ленинского проспекта и улицы Урицкого в Минске (архитектор Г.Гай). В цепом архитектура Белоруссии в этот период не отличалась высокими художественными ценностями.
В начале XX века в городах Белоруссии получило распространение кино. В Минске в 1912 году работали уже три кинотеатра— «Модерн», «Эдан» и «Гигант». В них демонстрировались неозвученные кинокартины.
Таким образом, несмотря на неблагоприятные условия, культура Белоруссии в 1900 — 1917 годах сделала значительный шаг вперед в своем развитии и приобрела национальную выразительность.