Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 14:49, реферат
Древний Египет (одно из самоназваний - «Та-Кемет») был цивилизацией мощной и развитой, обладающей ценными знаниями об архитектуре, медицине, возделывании земли, а также имеющей навыки горнодобывающего дела, торговли (среди древнеегипетских смертных грехов даже были специфические, связанные именно с торговлей). Научные открытия египтян в области астрономии и математики до сих пор удивляют ученых своей прогрессивностью для того времени. Нам, современным людям, есть чему у них поучиться. К сожалению, египтяне не оставили собственной истории.
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Культура Древнего Египта - стремление к вечности……………………..….4
1.1.Географическое и социальное устройство государства…………………....4
1.2.Религия, её основные понятия и устои……………………………………...8
1.3.Понимание египтянами роли искусства…………………………………....11
2.Письменность………………………………………………………………….13
2.1.Зарождение и развитие письменности……………………………………..13
2.2.Розеттский камень: огромный шаг для египтологии……………………...15
3.Значение древнеегипетской культуры для современного человека………..17
Заключение……………………………………………………………………….19
Список литературы………………………………………………………………20
Реферат на тему:
«Культура Древнего Египта»
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1.Культура Древнего Египта - стремление к вечности……………………..….4
1.1.Географическое и социальное устройство государства…………………....4
1.2.Религия, её основные
понятия и устои…………………………………….
1.3.Понимание египтянами роли искусства…………………………………....11
2.Письменность…………………………………………
2.1.Зарождение и развитие письменности……………………………………..13
2.2.Розеттский камень: огромный
шаг для египтологии……………………...
3.Значение древнеегипетской
культуры для современного
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
История Древнего Египта представляет
собой огромный интерес как для
ученых-историков, культурологов и
других, так и для людей, чья
профессия никак не соприкасается
с изучением древних
Древний Египет (одно из самоназваний - «Та-Кемет») был цивилизацией мощной и развитой, обладающей ценными знаниями об архитектуре, медицине, возделывании земли, а также имеющей навыки горнодобывающего дела, торговли (среди древнеегипетских смертных грехов даже были специфические, связанные именно с торговлей). Научные открытия египтян в области астрономии и математики до сих пор удивляют ученых своей прогрессивностью для того времени. Нам, современным людям, есть чему у них поучиться. К сожалению, египтяне не оставили собственной истории. Всё, что мы сейчас о них знаем, пришлось восстанавливать по памятникам архитектуры, изображениям и надписям на скалах, на стенах храмов и гробниц. Первый человек, который путем многолетних изысканий, сопоставлений и анализа, сумел разгадать смысл египетских письмен - талантливый француз, ученый-египтолог Жан Франсуа Шампольон. Он вернул интерес к Древнему Египту и напомнил ученому обществу, что эта высокоразвитая цивилизация стала колыбелью человечества.
1. Культура Древнего Египта - стремление к вечности
1.1 Географическое и социальное устройство государства
Высокоразвитая и богатая цивилизация, которую построили египтяне еще за несколько тысячелетий до нашей эры, оказала большое влияние на развитие соседних народов, и тех, которые пошли по её стопам, особенно на страны Ближнего Востока и Грецию.
Во многом, её исключительность и цельность обеспечило уникальное географическое местоположение - земледелие развивалось за счет разливов Нила, оставляющего на полях питательный ил, и продуманной ирригационной системы. К тому же оно сказалось и на первоначальной изолированности Египта от других государств, что усугубило консерватизм, довлеющий над традициями. Сама египетская культура медленно изменялась с течением времени, и даже со сменами династий.
История Древнего Египта делится на несколько больших периодов: доисторический период, Древнее царство, Среднее царство, Новое царство, поздний династический период, персидское завоевание, а далее уже завоевание Египта Александром, римский период, потом византийский или коптский, и, наконец, арабское завоевание.
Даже для современной науки, обладающей чудесными инструментами познания, наподобие радиоуглеродного анализа, не стали ясными точные временные границы зарождения египетской культуры и цивилизации в том виде, в котором она дошла до нас. Многие века занимает превращение охотничьей кочевой орды в земледельческую общину. Оседлая жизнь - это роскошь для людей доисторических времен, но она же требует огромных вложений труда, людям нужен сильный лидер и распределение обязанностей - то есть появляются все предпосылки для зарождения государства. Интересно то, что этот период в Древнем Египте отсутствует для современных историков - для нас его история начинается с того, что осталось от уже существующей деревенской жизни. Один из фактов, который можно утверждать точно - это изначальная разделенность царства на два: Верхний и Нижний Египет. Согласно теории немецкого египтолога К. Зете, центрами Нижнего Египта были Нехен и Эльхаб (арабская транскрипция - Эль-Каб), а Верхнего - Пе и Деп (Буто). Археологи могут уверенно говорить о древности южного центра, хотя стены города Энхаб из кирпича-сырца относят уже ко времени I династии.
В Египте был хорошо развит бюрократический аппарат, организованный по древним традиционным номам, и состоящий из храмовых жрецов, писцов, царских чиновников и так далее. Существование функциональной бюрократической машины означает усиление централизованной власти и её большую заинтересованность в укреплении своих позиций. Наибольшего расцвета власть фараона достигает в эпоху Нового царства, когда возросшая военная сила дала ему возможность подобрать под себя как можно большую территорию.
Власть фараона была тоталитарной, его указы неукоснительно соблюдались, он держал в руках все ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную; важно также то, что он бы также и объектом религиозного культа. Таким образом, власть держалась не только на страхе и соблюдении законов, она была замешана также и на религиозном поклонении, от фараона-бога, верили люди, зависит безопасность государства, его процветание, он обеспечивает справедливость и сытую жизнь. В ведении фараона был и земельный фонд, только правитель мог распределять земельные наделы и жаловать титулы.
Каждый из фараонов, который вступал на престол, стремился перещеголять предшественника не только своей значимостью как государя, но и пышностью погребения. Пирамида - главный символ этого - закладывалась сразу в начале правления, так как ее строительство могло затянуться на срок до сорока лет! Из этого времени половину занимала подготовка материалов, и половину - непосредственно строительство. Каждый гражданин мог быть привлечен на строительство пирамиды на три месяца. Культ захоронения имел особую значимость для жителей Древнего Египта, и об этом будет упомянуто ниже по тексту.
Уже начиная с Древнего
царства власть в Древнем Египте
начала передаваться по наследству, хотя
с этим и возникали проблемы в
периоды смут и смен династий. У
фараонов была практика иметь одну
главную царственную жену-
При всей кажущейся деспотии, власть фараона не была бесконтрольной и эгоистичной, её сдерживал свод религиозно-моральных норм - маат. Его соблюдение считалось особой заслугой фараона. От того, насколько правитель верно служил нуждам своего народа, а особенно важным было взаимодействие с религиозным и военным слоями общества, зависела устойчивость и процветание государства, а также то, насколько прочно и долго данный государь мог усидеть на троне. В эпоху Нового царства был составлен известнейший трактат «Книга Мертвых», основой для сотворения которого послужили более ранние жреческие записи, которые клали в гробницу к покойному царю или чиновнику - в качестве путеводителя в мир иной. Глава 125 этого произведения содержит клятву-заповедь, которая звучит следующим образом: «Я не чинил людям зла, я не нанес ущерб скоту. Я не совершал греха в месте истины, я не творил дурного». Также и литературные произведения того времени, такие как «Речение Ипувера» и «Пророчество Нефертити» предостерегают государя от небрежности, нерадивости, которые могу привести к ужасным временам «когда Нил иссыхает, а женщины не рожают».
Таким образом, мы понимаем,
что египтяне видели в своем правителе
не только «Царя-Солнце», подобного
богу, но и живого человека, смущаемого
страстями, отягощенного проблемами. Это
давало им возможность духовно
В развитом бюрократическом аппарате первую ступень после фараона занимал его первый помощник -джати. Сначала джати был жрецом города-резиденции, но потом его обязанности начали разрастаться: он стал заведовать царским двором, всем придворным церемониалом, далее его фигура стала еще более важной - в Новом царстве джати распоряжается земельным фондом, контролирует управление в центре и на местах, систему ирригации и водоснабжения, также докладывает фараону о наиболее важных событиях и рассматривает жалобы, контролирует исполнение его приказов. В руках джати сосредотачивается высшая военная власть. Об ослаблении власти некоторых династий говорит то, что во время их правления джати становится представитель другой фамилии, а не царевич или не близкий родственник фараона, как это было принято.
1.2 Религия, её основные понятия и устои
Впервые серьезную основу
понимания религии египтян
Де Руже был прав, доказывая, что основным принципом египетской религии был монотеизм, но по сути он больше похож на монотеизм мусульман, говорящих - нет Бога кроме Аллаха. Бог - Солнце в небе, благодаря которому человек рождается, дышит и живет. Многие писатели говорят о религии египтян как о политеизме, но нельзя сказать, что большинство из них сведущи в египетской религиозной литературе, к тому же иудейские пророки с отвращением относились к религии египтян, считая их фетиши мерзостью и грязью. Возможно, многое они знают лишь по слухам, тот же Моисей, много знавший о культуре и религии Древнего Египта, слыл человеком могущественным и сведущим, что косвенно опровергает это нелестное мнение. Моисей, согласно стиху, найденному на стеле, которая сейчас находится в Париже, был могущественным в заклинаниях, был сведущ во всех религиозных ритуалах, его слова всегда возымели необходимое действие. Он получил образование при дворе или вблизи его, и был священнослужителем, или даже, возможно, могущественным придворным магом.
Расхождения в толковании религиозных текстов породило обыкновение египтян добавлять к слову, обозначающему существо с необычным даром или качеством, иероглиф, обозначающий бога. Поэтому существует неувязка между египетской монотеистической религией и культом сотен мелких богов или даже священных животных или мелких духов. Также впоследствии выяснилось, что многие боги были двуполыми, божество определенного влияния имело как мужской, так и женский аналог, и им давались разные имена. К тому же, один бог или богиня могли иметь множество разных имен, воплощений или форм, что в конечном итоге сужает реальный круг египетских богов. Как в 1839 году писал Шампольон: «Египетская религия есть чистый монотеизм, который внешне проявляет себя как символический политеизм».
Иконография богов Египта
на сегодняшний день кажется нам
настолько простой и
По мифам и легендам древних египтян можно понять, что тогда живущие люди воспринимали богов как существ, сходных с собой, имеющих общие качества. Боги тоже могли иметь пороки и совершать ошибки, вызывающие у людей добродушную усмешку.