Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 14:49, реферат
Древний Египет (одно из самоназваний - «Та-Кемет») был цивилизацией мощной и развитой, обладающей ценными знаниями об архитектуре, медицине, возделывании земли, а также имеющей навыки горнодобывающего дела, торговли (среди древнеегипетских смертных грехов даже были специфические, связанные именно с торговлей). Научные открытия египтян в области астрономии и математики до сих пор удивляют ученых своей прогрессивностью для того времени. Нам, современным людям, есть чему у них поучиться. К сожалению, египтяне не оставили собственной истории.
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Культура Древнего Египта - стремление к вечности……………………..….4
1.1.Географическое и социальное устройство государства…………………....4
1.2.Религия, её основные понятия и устои……………………………………...8
1.3.Понимание египтянами роли искусства…………………………………....11
2.Письменность………………………………………………………………….13
2.1.Зарождение и развитие письменности……………………………………..13
2.2.Розеттский камень: огромный шаг для египтологии……………………...15
3.Значение древнеегипетской культуры для современного человека………..17
Заключение……………………………………………………………………….19
Список литературы………………………………………………………………20
Нельзя не упомянуть о
том, что одним из важнейших аспектов
египетской духовной жизни была вера
в магию - силу Хеки (среди ученых
существуют разногласия, действительно
ли это слово можно истолковать
как «магия»). Основа магии была сформирована
древнейшим культом мелких бытовых
духов, которые, в основном, были враждебны
человеку. Страх перед мраком - древнейший
и свойственным всем людям, в том
числе и принадлежащим к
1.3 Понимание египтянами роли искусства
Общеизвестен факт, что
по большей части искусство
Таким великим было могущество
фараона, что и после смерти он
поражал воображение размахом и
размерами своей усыпальницы, таким
образом, чтобы соперничать со своими
предшественниками, новому правителю
нужно было обустроить все еще
пышнее, еще более впечатляюще. Основным
элементом в захоронении
Помимо пирамид, самая первая ассоциация, которая приходит в голову при упоминании древнего Египта - мумии. Логично, что уделяя такое внимание путешествию фараона (и любого другого человека) в загробный мир, и сопровождению его необходимыми предметами, египтяне заботились и о сохранении тела человека. Согласно легенде, первую мумификацию совершили богини Исида и Нефтида, которые были сестрами. Муж богини Исиды был убит, а его злобный брат Сет из ненависти поглумился над мертвым телом, разрубив его на четырнадцать частей и разбросав их по всей земле Та-Кемет. Но Анубис, сын Сета и Нефтиды, сумел срастить останки с помощью снадобий, а потом смазал тело волшебными маслами, чтобы предохранить его от тления. С тех пор и появился среди людей обычай мумифицировать покойников. С помощью двух греков, Геродота и Диодора, до нас дошло описание трех способов мумификации, различающихся по тщательности и цене.
2. Письменность
2.1 Зарождение и развитие письменности
Если человечество не верит
в сверхлюдей из Атлантиды, или пришельцев,
то необходимо признать, что где-то
всё-таки существовала колыбель цивилизаций,
и самые очевидные «
Система письменности в Древнем Египте сложилась на рубеже 4-го и 3-го тыс. до н. э. (к началу правления I династии). На протяжении многих лет самыми ранними иероглифическими надписями считались надписи на палетке фараона Нармера. Однако в 1998 году немецкая группа археологов под руководством Гюнтера Дрейера на раскопках в древнеегипетском городе Абджу (др.-греч. Абидос, совр. Умм-эль-Кааб) обнаружили в гробнице додинастического правителя триста глиняных табличек, покрытых протоиероглифами (датируются XXXIII в. до н. э.). Первое предложение, написанное иероглифами, найдено на печати времен II династии из могилы фараона Сет-Перибсена в Абидосе.
Изначально египетское письмо
было пиктографическим (рисуночным): слова
изображались наглядными рисунками, а
следующим шагом было создание идеографического
(смыслового) письма. При помощи знаков
этого письма, идеограмм, можно было
записывать некоторые отвлечённые
понятия. Идеограммы играют большую
роль и впоследствии в развитой системе
египетской письменности. Например, все
смысловые определители являются идеограммами.
Для повседневной жизни, записи документов
и т. д. существовало упрощенное иератическое
письмо, а иероглифическое
2.2 Розеттский камень: огромный шаг для египтологии
Многие века иероглифика была забыта, но однажды прозошла цепь событий, изменивших это. В мае 1799 флот Наполеона отплыл из Тулона, чтобы сокрушить английские военные силы в Египте. Наполеон надеялся таким образом создать угрозу позициям Британии в Индии, и его замысел почти удался. Вместе с армией в экспедицию отправились многие знаменитые ученые того времени - географы, геологи, ботаники и лингвисты, поскольку Египет был стратегически важной территорией - сделав её своей колонией, Франция контролировала бы важнейшие торговые пути. Таким образом, эту страну нужно было изучить, чтобы ей управлять. За время почти трехлетней французской оккупации долины Нила была получена исключительно богатая информация об этой стране и собрана огромная коллекция египетских древностей, среди которых важнейшей находкой является Розеттский камень. Он был найден членом французской экспедиции Бушаром при сооружении форта Сен-Жюльен в Розетте - городе, расположенном близ устья западного рукава Нила. Когда в 1801 французы были разбиты, камень отправили в Англию вместе с бесчисленными прочими сокровищами, составившими основу египетской коллекции Британского музея.
Розеттский камень представляет собой черную базальтовую плиту, покрытую письменами на трех языках: греческом, египетском иероглифическом и египетском демиотическом, все три надписи по своему содержанию оказались идентичны. Вследствие частичного разрушения плиты, часть текста была утрачена, что впоследствии сильно осложнило работу по расшифровке и переводу письмен. Греческую надпись частично перевели практически сразу после нахождения Розеттского камня, в ней говорилось о том, что Птолемей Филопатор восстановил все каналы в Египте в течение восьми лет, потратил на это баснословные суммы денег и задействовал огромное количество рабочей силы. Благодаря тому, что одна из надписей была на известном языке и поддалась переводу, появилась надежда о расшифровке других текстов путем сопоставления и применения знаний об уже известных иероглифах. Появилась надежда найти ключ к тайне иероглифов Древнего Египта.
В сентябре 1801 года французы были вынуждены сдать позиции и уступить египетский плацдарм англичанам, они не смогли удержать завоеванную территорию. Естественно, что при подписании акта капитуляции возник вопрос о судьбе найденных реликвий и артефактов. Генерал А. Ж. Мену пытался сформулировать условия договора так, чтобы находки остались во владении Франции, но попытка сохранить их была провалена. В конце 1801 года "Розеттский камень" был отправлен из Александрии в Лондон. Вскоре он оказался в Британском музее, в котором находится и на данный момент.
Заслуга расшифровки иероглифов, написанных на Розеттском камне принадлежит гениальному и терпеливому французскому ученому Жану-Франсуа Шампольону (приложение №1). В 1922 году он совершил прорыв в изучении и систематизации иероглифического письма, а в 1841 это открытия стало достижимо для публики в обширном труде Шампольона «Египетская грамматика».
3. Значение древнеегипетской
культуры для современного
Трудно переоценить значение любых культурных памятников, дошедших до нас из глубин веков. И египетская культура - одна из нескольких древнейших, именно благодаря ей наш мир сейчас таков, какой он есть. Это влияние порой бывает незаметным, а иногда на египетский стиль возникает мода, как в сфере науки, так и в повседневности - одежда, прически, музыка, и так далее. Немаловажно то, что при нынешнем политическом и территориальном раскладе культура египетская тесно связана для нас с культурой арабской. К сожалению, впоследствии арабского завоевания, арабская и египетская культуры смешались, образовав в конечном итоге одно целое. И как бы это ни было печально, но хоть и не бушевали над Древним Египтом страшные ураганы, хоть и не погрузился он в морские пучины, их народ не был втоптан в пыль жестокими завоевателями - от него остались только материальные памятники, картинки, буквы, камни. И нынешний египетский народ почти ничего общего не имеет с той державой, которая манит своей магией и древностью любого неравнодушного человека.
На почве непросвещенности,
египетская культура изучена все
же не настолько, насколько заслуживает,
люди способствуют порождению различных
суеверий, например, считается, что
если один раз зашел в пирамиду,
то жизнь изменится, в хорошую
или плохую сторону - неизвестно. Возможно,
так загадки древности
Один из самых известных знаков, который обладает уймой разных толкований в современности, является анх - символ вечной жизни, «ключ Нила». Значение это символа - бессмертие, а слово переводится как «жизнь» или «ручное зеркало». Ассоциируется со скипетром, который в руках носили боги - с помощью него можно было вдохнуть жизнь в безжизненное тело, приложив к устам умершего. Впоследствии, анх из-за своего могущественного значения, мистического вида и происхождения, был присвоен субкультурой готов, так же как и «глаз Гора» (правый Уджат) изображение правого глаза, символизирующий удачу, везение и материальное благополучие. Кстати, в египетской символике есть и левый глаз - левый Уджат, означает защиту от дурного глаза, символизирует Луну. Сочетание же обоих глаз - сильнейший талисман, «очи небес», единение Солнца и Луны.
Вне всякого сомнения, влияние
Древнего Египта на современность велико,
хоть этой культуре и не удалось
стать основной в новом мире, но
учитывая то, насколько давно угасла
эта могущественная цивилизация, Стоит
отдать ей должное. К слову сказать,
памятники древних шумеров
Заключение
Изобретения, верования и творения египтян надолго пережили их самих. Возможно, правы те, кто говорит, что этим путем они живы до сих пор. Безусловно, даже при нынешнем уровне развития технологий, людям нашего времени есть что перенять: медицина, астрономия, математика, а также усердие, стремление к величию и вечности, красоте, целесообразности. Хотя поначалу культура фараоновского Египта, фетишизм, многобожие, с отвращением воспринимались правоверными мусульманами и иудеями, впоследствии стало ясно, насколько сильно они повлияли на устои и традиции современного Египта и принадлежащих ему народов.
Одна из самых главных проблем изучение истоков египетской культуры - неспособность понять письменность - была решена, и теперь перед учеными стоит задача набраться усердия и продолжать работу, ибо далеко не все тайны Древнего Египта раскрыты.
Список литературы
1. У. Бадж. Древний Египет. Духи, идолы, боги. (Загадки древнего Египта) - М.: «Центрполиграф», 2009;
2. Б. Мертц. «Древний Египет» - М.: «Центрполиграф», 2009;
3.Под ред. В. И. Кузищина. «Источниковедение истории Древнего Востока» - М.: «Высшая школа», 1984;
4.Под ред. И. Кацнельсона. «Лирика Древнего Египта» - М.: «Художественная литература», 1965;
5. И. В. Рак «Мифы и легенды народов мира. т.3. Древний Египет и Месопотамия» - М.: «Литература. Мир книги», 2004;
6. В. А. Томсинов. «Краткая история египтологии» - М.: «Зерцало», изд. дом «Вече», 2004;
7. «История искусства зарубежных стран. Том I» - М.: «Академия художеств СССР», 1962;
8. М. Матье. «Искусство Древнего Египта» - М.: «Искусство», 1970.