Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 15:22, реферат
Древний Египет (одно из самоназваний - «Та-Кемет») был цивилизацией мощной и развитой, обладающей ценными знаниями об архитектуре, медицине, возделывании земли, а также имеющей навыки горнодобывающего дела, торговли (среди древнеегипетских смертных грехов даже были специфические, связанные именно с торговлей). Научные открытия египтян в области астрономии и математики до сих пор удивляют ученых своей прогрессивностью для того времени. Нам, современным людям, есть чему у них поучиться. К сожалению, египтяне не оставили собственной истории
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Культура Древнего Египта - стремление к вечности……………………..….4
1.1.Географическое и социальное устройство государства…………………....4
1.2.Религия, её основные понятия и устои……………………………………...8
1.3.Понимание египтянами роли искусства…………………………………....11
2.Письменность………………………………………………………………….13
2.1.Зарождение и развитие письменности……………………………………..13
2.2.Розеттский камень: огромный шаг для египтологии……………………...15
3.Значение древнеегипетской культуры для современного человека………..17
Заключение……………………………………………………………………….19
Список литературы………………………………………………………………20
1.3 Понимание египтянами роли искусства
Общеизвестен факт, что по большей части искусство древнего Египта было посвящено служению заупокойному культу и религии. Египтяне считали, что земная жизнь - лишь шаг на пути к вечности, а поскольку фараон - прямой родственник и ставленник богов, он нуждается в особом обряде и почестях. Ориентация на вечность - вот ключ к пониманию культуры Древнего Египта. Не только обряды мумификации, но и архитектура, изобразительное искусство, литература служили выражением основной идеи. Религия - первооснова древнеегипетского искусства, его неотъемлемая составляющая, фактор, оказывавший непосредственное влияние на развитие египетской культуры в целом в течение всего времени ее существования.
Таким великим было могущество фараона, что и после смерти он поражал воображение размахом и размерами своей усыпальницы, таким образом, чтобы соперничать со своими предшественниками, новому правителю нужно было обустроить все еще пышнее, еще более впечатляюще. Основным элементом в захоронении фараона, и самым известным современному человеку, является пирамида. Они настолько потрясающи, что даже были последним сохранившимся на земле чудом света, одним из семи. Пирамиды - это вообще уникальные строения, обладающими множеством свойств, напрямую связанных с их религиозным и культурным назначением. Например, пирамиды никогда не отбрасывают тени - ведь фараон, по поверью, после своей смерти, становился богом Солнца, и, естественно, не мог отбрасывать тени. Наклон граней составляет 5152, и совпадает с углом падения солнечных лучей. Пирамиды, как и большинство культовых сооружений иных цивилизаций, мыслились как модель Космоса - вход в пирамиду находился на северной стороне, ориентированный по световому лучу на полюс мира, которым египтяне считали звезду Альфа созвездия Дракона. Форма пирамид гармонична и пропорциональна благодаря применению при их сооружении правила золотого сечения треугольника. Пирамида - не одиночное строение. Она всегда являлась фрагментом целого комплекса, в который входили также пирамиды-спутницы, захоронения вельмож, и так далее. Серьезность подхода к захоронениям сама по себе многое говорит. Кроме всей сложности постройки подобного архитектурного комплекса, его надо было еще и соответствующе оформить. Например, самая ранняя из известных гробниц, содержащая в своем оформлении так назыввемые «Тексты пирамид» - это пирамида Униса, белые стены которой покрыты иероглифами, окрашенными голубой краской, а потолок выложен звездами. Тексты пирамид очень древние, язык архаичен, возможно, что догмы, содержащиеся в них, накапливались со временем и иногда путались. Тексты имеют назначение путеводителя души и магической защиты, но со временем они были изменены и нанесены на свитки, получившие название «Книги Мертвых», хотя египетское название было «Книга выхода на свет», что подразумевало выход души из гробницы.
Помимо пирамид, самая первая ассоциация, которая приходит в голову при упоминании древнего Египта - мумии. Логично, что уделяя такое внимание путешествию фараона (и любого другого человека) в загробный мир, и сопровождению его необходимыми предметами, египтяне заботились и о сохранении тела человека. Согласно легенде, первую мумификацию совершили богини Исида и Нефтида, которые были сестрами. Муж богини Исиды был убит, а его злобный брат Сет из ненависти поглумился над мертвым телом, разрубив его на четырнадцать частей и разбросав их по всей земле Та-Кемет. Но Анубис, сын Сета и Нефтиды, сумел срастить останки с помощью снадобий, а потом смазал тело волшебными маслами, чтобы предохранить его от тления. С тех пор и появился среди людей обычай мумифицировать покойников. С помощью двух греков, Геродота и Диодора, до нас дошло описание трех способов мумификации, различающихся по тщательности и цене.
2. Письменность
2.1 Зарождение и развитие письменности
Если человечество не верит в сверхлюдей из Атлантиды, или пришельцев, то необходимо признать, что где-то всё-таки существовала колыбель цивилизаций, и самые очевидные «кандидатуры» на это звание: Месопотамия и Египет. До сих пор Египет уверенно лидировал, но недавно египтологам пришлось сдать позиции, по-видимому, шумеры все же опередили египтян. Хоть и влияние, как архитектурное, так и касающееся письменности, не заметно с первого взгляда, но наличие признаков месопотамского влияния в культуре Египта додинастического периода неоспоримо. Развитие Древней Месопотамии мы можем отследить поэтапно, тогда как египетская цивилизация предстает перед нами сразу сформированная. Это всегда говорит о заимствовании культуры. На равнинах Двуречья мало строительного камня, там строились здания из кирпича, и самые ранние монументальные постройки Египта изготовлены из такого же кирпича в узнаваемом месопотамском стиле. Эти вещи нельзя считать египетскими, они быстро исчезли и заменились вещами, изготовленными уже по-египетски. Рисунки, ставшие основой иероглифической письменности - это египетские предметы. Среди некоторой группы ученых бытует версия, что некая группа пришельцев из Азии вступила в Египет, покорив тамошний народ, и, подобно норманнам в Англии, правила как благородный класс, отличный от народа, впоследствии смешавшись с ним. Главное, что они принесли с собой один из семитических языков, который смешался с хамитским (африканским) языком туземцев, и образовал египетский язык. древний египет письменность искусство
Система письменности в Древнем Египте сложилась на рубеже 4-го и 3-го тыс. до н. э. (к началу правления I династии). На протяжении многих лет самыми ранними иероглифическими надписями считались надписи на палетке фараона Нармера. Однако в 1998 году немецкая группа археологов под руководством Гюнтера Дрейера на раскопках в древнеегипетском городе Абджу (др.-греч. Абидос, совр. Умм-эль-Кааб) обнаружили в гробнице додинастического правителя триста глиняных табличек, покрытых протоиероглифами (датируются XXXIII в. до н. э.). Первое предложение, написанное иероглифами, найдено на печати времен II династии из могилы фараона Сет-Перибсена в Абидосе.
Изначально египетское письмо было пиктографическим (рисуночным): слова изображались наглядными рисунками, а следующим шагом было создание идеографического (смыслового) письма. При помощи знаков этого письма, идеограмм, можно было записывать некоторые отвлечённые понятия. Идеограммы играют большую роль и впоследствии в развитой системе египетской письменности. Например, все смысловые определители являются идеограммами. Для повседневной жизни, записи документов и т. д. существовало упрощенное иератическое письмо, а иероглифическое использовалось в основном для религиозных текстов и монументальных надписей. Последняя известная иероглифическая надпись датирована 394 г. (находки на о-ве Филы), т. к. с распространением христианства были закрыты все языческие храмы, и использование иероглифов было отменено.
2.2 Розеттский камень: огромный шаг для египтологии
Многие века иероглифика была забыта, но однажды прозошла цепь событий, изменивших это. В мае 1799 флот Наполеона отплыл из Тулона, чтобы сокрушить английские военные силы в Египте. Наполеон надеялся таким образом создать угрозу позициям Британии в Индии, и его замысел почти удался. Вместе с армией в экспедицию отправились многие знаменитые ученые того времени - географы, геологи, ботаники и лингвисты, поскольку Египет был стратегически важной территорией - сделав её своей колонией, Франция контролировала бы важнейшие торговые пути. Таким образом, эту страну нужно было изучить, чтобы ей управлять. За время почти трехлетней французской оккупации долины Нила была получена исключительно богатая информация об этой стране и собрана огромная коллекция египетских древностей, среди которых важнейшей находкой является Розеттский камень. Он был найден членом французской экспедиции Бушаром при сооружении форта Сен-Жюльен в Розетте - городе, расположенном близ устья западного рукава Нила. Когда в 1801 французы были разбиты, камень отправили в Англию вместе с бесчисленными прочими сокровищами, составившими основу египетской коллекции Британского музея.
Розеттский камень представляет собой черную базальтовую плиту, покрытую письменами на трех языках: греческом, египетском иероглифическом и египетском демиотическом, все три надписи по своему содержанию оказались идентичны. Вследствие частичного разрушения плиты, часть текста была утрачена, что впоследствии сильно осложнило работу по расшифровке и переводу письмен. Греческую надпись частично перевели практически сразу после нахождения Розеттского камня, в ней говорилось о том, что Птолемей Филопатор восстановил все каналы в Египте в течение восьми лет, потратил на это баснословные суммы денег и задействовал огромное количество рабочей силы. Благодаря тому, что одна из надписей была на известном языке и поддалась переводу, появилась надежда о расшифровке других текстов путем сопоставления и применения знаний об уже известных иероглифах. Появилась надежда найти ключ к тайне иероглифов Древнего Египта.
В сентябре 1801 года французы были вынуждены сдать позиции и уступить египетский плацдарм англичанам, они не смогли удержать завоеванную территорию. Естественно, что при подписании акта капитуляции возник вопрос о судьбе найденных реликвий и артефактов. Генерал А. Ж. Мену пытался сформулировать условия договора так, чтобы находки остались во владении Франции, но попытка сохранить их была провалена. В конце 1801 года "Розеттский камень" был отправлен из Александрии в Лондон. Вскоре он оказался в Британском музее, в котором находится и на данный момент.
Заслуга расшифровки иероглифов, написанных на Розеттском камне принадлежит гениальному и терпеливому французскому ученому Жану-Франсуа Шампольону (приложение №1). В 1922 году он совершил прорыв в изучении и систематизации иероглифического письма, а в 1841 это открытия стало достижимо для публики в обширном труде Шампольона «Египетская грамматика».
3. Значение древнеегипетской
культуры для современного
Трудно переоценить значение любых культурных памятников, дошедших до нас из глубин веков. И египетская культура - одна из нескольких древнейших, именно благодаря ей наш мир сейчас таков, какой он есть. Это влияние порой бывает незаметным, а иногда на египетский стиль возникает мода, как в сфере науки, так и в повседневности - одежда, прически, музыка, и так далее. Немаловажно то, что при нынешнем политическом и территориальном раскладе культура египетская тесно связана для нас с культурой арабской. К сожалению, впоследствии арабского завоевания, арабская и египетская культуры смешались, образовав в конечном итоге одно целое. И как бы это ни было печально, но хоть и не бушевали над Древним Египтом страшные ураганы, хоть и не погрузился он в морские пучины, их народ не был втоптан в пыль жестокими завоевателями - от него остались только материальные памятники, картинки, буквы, камни. И нынешний египетский народ почти ничего общего не имеет с той державой, которая манит своей магией и древностью любого неравнодушного человека.
На почве непросвещенности, египетская культура изучена все же не настолько, насколько заслуживает, люди способствуют порождению различных суеверий, например, считается, что если один раз зашел в пирамиду, то жизнь изменится, в хорошую или плохую сторону - неизвестно. Возможно, так загадки древности оберегают себя от грубого вторжения.
Один из самых известных знаков, который обладает уймой разных толкований в современности, является анх - символ вечной жизни, «ключ Нила». Значение это символа - бессмертие, а слово переводится как «жизнь» или «ручное зеркало». Ассоциируется со скипетром, который в руках носили боги - с помощью него можно было вдохнуть жизнь в безжизненное тело, приложив к устам умершего. Впоследствии, анх из-за своего могущественного значения, мистического вида и происхождения, был присвоен субкультурой готов, так же как и «глаз Гора» (правый Уджат) изображение правого глаза, символизирующий удачу, везение и материальное благополучие. Кстати, в египетской символике есть и левый глаз - левый Уджат, означает защиту от дурного глаза, символизирует Луну. Сочетание же обоих глаз - сильнейший талисман, «очи небес», единение Солнца и Луны.
Вне всякого сомнения, влияние Древнего Египта на современность велико, хоть этой культуре и не удалось стать основной в новом мире, но учитывая то, насколько давно угасла эта могущественная цивилизация, Стоит отдать ей должное. К слову сказать, памятники древних шумеров оказались не столь будоражащими пытливые умы, хотя, скорее всего, они были первичны.
Заключение
Изобретения, верования и творения египтян надолго пережили их самих. Возможно, правы те, кто говорит, что этим путем они живы до сих пор. Безусловно, даже при нынешнем уровне развития технологий, людям нашего времени есть что перенять: медицина, астрономия, математика, а также усердие, стремление к величию и вечности, красоте, целесообразности. Хотя поначалу культура фараоновского Египта, фетишизм, многобожие, с отвращением воспринимались правоверными мусульманами и иудеями, впоследствии стало ясно, насколько сильно они повлияли на устои и традиции современного Египта и принадлежащих ему народов.
Одна из самых главных проблем изучение истоков египетской культуры - неспособность понять письменность - была решена, и теперь перед учеными стоит задача набраться усердия и продолжать работу, ибо далеко не все тайны Древнего Египта раскрыты.
Список литературы
1. У. Бадж. Древний Египет. Духи, идолы, боги. (Загадки древнего Египта) - М.: «Центрполиграф», 2009;
2. Б. Мертц. «Древний Египет» - М.: «Центрполиграф», 2009;
3.Под ред. В. И. Кузищина. «Источниковедение истории Древнего Востока» - М.: «Высшая школа», 1984;
4.Под ред. И. Кацнельсона. «Лирика Древнего Египта» - М.: «Художественная литература», 1965;
5. И. В. Рак «Мифы и легенды народов мира. т.3. Древний Египет и Месопотамия» - М.: «Литература. Мир книги», 2004;
6. В. А. Томсинов. «Краткая история египтологии» - М.: «Зерцало», изд. дом «Вече», 2004;
7. «История искусства зарубежных стран. Том I» - М.: «Академия художеств СССР», 1962;
8. М. Матье. «Искусство Древнего Египта» - М.: «Искусство», 1970.