Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 13:40, контрольная работа
Древний Египет — первая древневосточная цивилизация, ставшая после веков забвения известной европейцам. Существенный фактор развития древнеегипетской цивилизации составляли природные условия. Сами египтяне называли свою страну “Черная земля”,подчеркивая плодородие ее почвы , в противоположность “Красной земле”, т.е. пустыне. Почва в долине Нила очень плодородна, и там издавна собирали два урожая в год. В долине Нила и сейчас проживает 99,5% населения. Примерно такое же соотношение было и в эпоху фараонов — недаром египтяне называли свою страну "даром Нила", ибо эта река стала основой хозяйства дожди почти не выпадали, и жизнь для человека стала здесь возможной лишь в результате использования речных вод.
Ведение. 3
Возникновение религии……………………………………………………… 4
Древнеегипетский заупокойный культ. Его духовное содержание и материальное воплощение. 9
Письменность Древнего Египта. Сказки и повести. Развитие науки. 12
Архитектура Древнего Египта. Изобразительное искусство. 16
Заключение. 18
Список использованной литературы. 19
В «Песне арфиста» впервые в мировой поэзии были высказаны сомнения в возможности загробного существования и провозглашалась идея наслаждения всеми радостями земного бытия.
Среди различных жанров особое место занимала собственно религиозная литература, включающая художественную обработку многочисленных мифов, религиозные гимны и песнопения, исполняемые на празднествах богов. Из обработанных мифов получили особую популярность циклы сказаний о страданиях Осириса и о странствиях по подземному миру бога Ра.
Древнеегипетская литература достигла большого художественного совершенства. Литературные произведения, как поэтические, так и прозаические, облекались в строгую ритмичную форму. С этой целью закреплялось ритмичное чередование отдельных образов, представлений, частей предложений и даже слов. Сюжеты и мотивы древнеегипетской литературы продолжали долго жить в древнегреческой, коптской и средневековой восточной литературах.
Наука являлась важнейшей частью египетской культуры: без научных знаний невозможно было ведение хозяйства, строительство, военное дело, управление страной.
Египтяне достигли значительного уровня развития астрономических и математических знаний. Накопление астрономических знаний еще в 4 тыс. до н.э. дало возможность создать календарь. Наблюдение над разливами Нила сопровождались наблюдением за движением небесных светил. Ранний утренний восход звезды Сириус совпадает с началом подъема воды в Ниле - промежуток между этими восходами Сириуса равен 365 дням. Это определило длину года, который делился на 12 месяцев по 30 дней в каждом, а в конце каждого года, перед началом следующего, прибавлялось 5 дней.
Астрономические трактаты Древнего Египта до нас не дошли. Сохранились созданные жрецами Нового царства звездные карты, изображающие созвездия, известные в эпоху Среднего царства. В период Нового царства знали уже созвездия Зодиака. Для наблюдений над звездами пользовались отвесом или визировальной дощечкой.
О математических знаниях египтян можно судить по сохранившимся математическим папирусам конца Среднего царства. Система счета в Египте была десятичная, однако запись чисел производилась более усложненным путем, то есть у египтян не было знака для нуля. Египтяне знали 4 арифметических действия, знали арифметическую прогрессию и, возможно, геометрическую. Дробные числа выражались в виде дробей с единицей в числителе. Так, в папирусе Ринда, который составлен писцом Ахмесом (около 2000 до н.э.), 2/5 изображаются посредством 1/3 и 1/15, поставленных рядом без знака сложения. В математических папирусах видны начатки алгебры – решение уравнений с двумя неизвестными, причем для обозначения неизвестного египтяне пользовались термином “аха”(буквально “куча”). Важными были достижения в области геометрии, теснейшим образом связанной с земледелием и строительными работами. Египтяне умели вычислять площади геометрических фигур: прямоугольника, треугольника, трапеции и даже круга.
Значительных успехов добилась медицина. Она, так же как и астрономия, в Египте находилась в руках жрецов. Однако сквозь туман религиозно-магических представлений пробивалась пытливая научная мысль. Бальзамирование трупов стимулировало изучение строения человеческого организма. До нас дошли медицинские папирусы от Среднего царства. Они представляли собой сборники с описаниями различных заболеваний, с указанием симптомов болезней, диагноза, рецептуры. Была установлена связь между сосудистой системой и сердцем. При осмотре больного считалось обязательным прощупать пульс. Папирус Эберса (издан в 1875) указывает, что врач должен знать “ход сердца”, от которого идут сосуды ко всем членам, что всякий жрец богини Сохмет, касаясь головы, затылка, рук, ладони, ног – везде касается сердца, ибо от него направлены сосуды к каждому члену. В Египте применялась хирургия при ранениях, а в некоторых случаях – массаж. В папирусах имеется много рецептов различных лекарств. Египетские жрецы-врачи обучались в специальных школах при храмах, которые были известны в Новом царстве.
Возникновение химических знаний в Египте было связано не только с техникой изготовления лекарств, но и с искусством лить металлы. В Египте, как и вообще в древности, большую роль играл “электрон”(по-египетски “азем”), часто встречающийся в природе сплав золота с серебром. Из этого сплава можно было выделить как чистое серебро, так и чистое золото, поэтому египтяне вообще считали возможным один металл превращать в другой. Для изготовления сплавов применялись медь, олово, ртуть, свинец, латунь, мышьяковые руды, иногда чистое серебро. Составлялись рецепты получения различных сплавов и красящих веществ, которые были тайной жрецов и хранились в храмах.
Накапливались исторические знания. В Египте издавна вели список царей с указанием точных дат правления и подробном описании событий, происшедших в годы их царствования.
Изобразительное искусство Древнего Египта, представленное архитектурой, скульптурой, рельефами и росписями, теснейшим образом связано с заупокойным культом. Ведущей в искусстве Египта всегда была архитектура. Все остальные виды искусства подчинялись ей, зависели от нее. Египетское искусство всегда было комплексным, и это его основная и наиболее характерная черта.
Уже в период Древнего Царства получает отчетливое выражение та величественная монументальность, которая становится отличительной чертой египетской архитектуры. Грандиозные здания, созданные трудом огромного количества общинников и рабов, должны были выразить идею несокрушимой мощи царской власти, охраняемой религией. Таковы громадные царские усыпальницы – пирамиды, которые постепенно выросли из скамьеобразных гробниц (мастаб). Древнейшей формой пирамиды является ступенчатая пирамида Джосера в Саккара.
Зодчество Среднего Царства является связующим звеном между архитектурой Древнего и Нового Царства. Например, центром погребального храма Ментухотепов является большая пирамида, стоящая на двух возвышенных террасах, расположенных одна над другой. Применение колоннад и полупещерный характер храма свидетельствуют о новых архитектурных формах, полностью развившихся лишь в период Нового Царства.
Величайшим архитектурным
Археологи насчитали около ста пирамид, но не все они дошли до наших дней. Часть пирамид была разрушена уже в древности.
Во II тыс. до н. э. пирамиды стали строить из кирпича, а не из камня – это было чуть менее разорительным, да и сами пирамиды становятся меньше. Внутри пирамид, имелись глубокие и тщательно скрытые от чужих глаз тайники, длинные коридоры со сложной системой ходов и выходов.
Самая знаменитая и самая
значительная по размерам – пир
Отличительные черты египетской скульптуры – фронтальность и четкая почти геометризированная статичность, - впервые появляющаяся в конце архаической эпохи, например, в статуе сидящего царя Хасехемуи, находят свое полное выражение в статуях Древнего Царства. Изображая божество, царя или близкого к нему вельможу, художник в большинстве случаев старался дать идеализированный образ прекрасного и сверхмощного человека в застывшей позе торжественного величия. Однако, в статуях и статуэтках, изображающих простых смертных, чаще всего слуг и рабов, уже появляются довольно определенные тенденции к реализму.
Постепенно скульпторы и живописцы освободились от старых правил и образцов закостенелой и условной стилизации, стремясь изобразить тело и лицо человека таким, каким они его видела в действительности. Таковы известные статуи Каапера или знаменитого луврского «писца».
Эти же отличительные черты выступают в рельефах и рисунках, украшающих стены гробниц. В них раскрывается вся повседневная жизнь египтян. Голова и ноги обычно изображались в профиль, плечи и руки – спереди, а торс – как бы в три четверти. Таков обычный канон этих традиционных и часто культовых по своему назначению изображений.
Стремление к реализму усиливается в скульптуре времени Среднего Царства, в особенности в скульптурном портрете, именно здесь обнаруживается попытка художника передать внутренние переживания изображаемого им человека.
Архитектуре Нового Царства соответствуют зрелая скульптура, давшая в круглой пластике образцы высокохудожественного реализма, а в рельефе не менее высокие образцы утонченной стилизации. Искусство времени XVIII династии достигло своего расцвета в бурную амарнскую эпоху, когда была сделана смелая попытка сразу видоизменить всю тысячелетнюю культуру, всю древнюю религию и все вековые традиции. Тогда возникло своеобразное искусство, выросшее на почве соединения древнего натурализма с новой, более острой выразительностью. Эти моменты отражают торсы Эхнатона и Нефертити.
Влияние амарнского искусства, в особенности характерная для этого времени плавная текучесть линий, заметно в произведениях времени Тутанхамона, Хоремхеба и Сети I. Таковы изящные рельефы из храма Сети в Абидосе и сцены охоты в храме Рамзеса III в Мединет-Абу. Таков изящно стилизованный рельеф с изображением плакальщиков.
На закате египетской цивилизации великие пирамиды вызывали у греков и римлян не только восхищение как создания человеческих рук, одно из чудес света, но и чувство негодования, так как воспринимались они и как символы жестокости и деспотизма царей, обрекших народ на неисчислимые страдания
Кроме религиозного смысла, некоторые ученые усматривают в пирамидах еще и смысл астральный. Вся культура Древнего Египта была построена на религиозном фундаменте, но кроме этого, служители культа – жрецы, обладали широкими научными познаниями.
Культурное наследие Египта продолжало жить в юлианском календаре, геометрии Герона, исследовании дробей у греческих математиков и в задаче на решение арифметической прогрессии у армянского математика седьмого века нашей эры Анания Ширанского. Греческие мудрецы, например Пифагор, стремились овладеть знаниями египетских жрецов, и проводили много лет у них в ученичестве.
«Огромная роль Древнего Египта в истории мировой культуры до сих пор ещё не оценена должным образом, - пишет русский египтолог М. Э. Матье. - Ряд открытий в науке и технике всё ещё приписывается то грекам, то арабам, ибо мы узнаём о появлении этих открытий из античных или средневековых арабских источников, не подозревая подчас о том, что, в сущности, речь идёт о плодотворном использовании культурного наследия древности».
За три тысячелетия