Культура Древнего Рима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 15:27, контрольная работа

Краткое описание

Более двадцати веков (VII в. до н.э.- V в. н.э.) существовала Римская культура, которая была явлением более сложным, чем греческая. Рим, позже Греции, появился на арене мировой истории и был столицей необъятной империи, захватившей все территории вокруг Средиземноморья. «Все дороги ведут в Рим» - говорит пословица, так как со всего света сюда стремились путешественники, торговцы, деятели культуры и искусств.

Вложенные файлы: 1 файл

Культурология 2.docx

— 38.87 Кб (Скачать файл)

Тема №10

 

Культура Древнего Рима.

 

Задание 1. Осветите проблему: «Основные этапы развития древнеримской культуры».

 

Задание 2. Кратко ответьте на вопросы:

- В области каких  наук проявили себя римляне  ?

- Какие выдающиеся  литературные произведения созданы  в Древнем Риме ?

- Какие технические  новшества появились в древнеримской архитектуре?

 

Задание 3. Объясните  термины: «базилика», «термы», «акведук», «мозаика», «фреска».

 

Задание 4. Выполните  тесты:

 

1. Какие архитектурные  сооружения прославили римскую  культуру ?

а) храм Апполона в Дельфах;

б) Триумфальная арка Констатина;

в) пантеон

г) Парфенон

д) Колезей

е) Эрехфейон

 

Ответ: б,в,д.

 

2. Самым развитым  жанром древнеримской скульптуры  являлся:

а) бегущий атлет

б) оратор в тоге

в) конная статуя

г) портрет-бюст

д) скульптурная группа

 

Ответ: г.

 

3. Кто из этих  знаменитых людей внес выдающийся  вклад в древнеримскую культуру ?

а) Пифагор

б) Цецерон

в) Тацит

г) Перикол

д) Сенека

е) Софокал

ж) Лукреций

 

Ответ: б,в,д,ж.

 

Задание 1. Осветите проблему: «Основные этапы  развития древнеримской культуры».

 

Введение. 
 
         Античная культура и цивилизации развивались в рамках истории «вечного Рима» - государства, прошедшее путь от крестьянской общины на р. Тибр до мировой державы – владыки всего мира. Наивысшего расцвета античная культура достигает во времена Римской цивилизации. 
         Более двадцати веков (VII в. до н.э.- V в. н.э.) существовала Римская культура, которая была явлением более сложным, чем греческая. Рим, позже Греции, появился на арене мировой истории и был столицей необъятной империи, захватившей все территории вокруг Средиземноморья. «Все дороги ведут в Рим» - говорит пословица, так как со всего света сюда стремились  путешественники, торговцы, деятели культуры и искусств.          

Рим оказал своё влияние  на покоренные им эллинистические территории. Таким образом формировался синтез греческой и римской  культур, результатом которого стала позднеантичная греко-римская культура (I-V вв. н.э.),  лежавшая в основе цивилизации Византии, Западной Европы и многих славянских государств. 
         Под Древним Римом подразумевается не только город Рим античной эпохи но и все завоеванные им страны и народы, входившие в состав колоссальной Римской державы - от Британских островов до Египта. Римское искусство - высшее достижение и итог развития древнего искусства, так как его создавали не только римляне, но покоренные ими народы: древние египтяне, греки, шины, жители Пиренейского полуострова, Галлии, Древней Германии, иногда стоявших на более высокой ступени культурного развития. 
        Как мы видим, Рим распространил свою власть не только на земли соседей, но и на прилегающие обширные страны. Уже тогда, в древности, современники искали объяснения этим впечатляющим достижениям: историки и поэты находили их причины главным образом в силе римского оружия и героизме римлян.  
 
Основные этапы развития древнеримской  культуры.  
 
     Как ни развита была культура античной Греции, всё же не она непосредственно лежит в основании европейской культуры. К концу I в. до н. э. древнегреческая культура приходит в упадок, Греция теряет самостоятельность, на авансцену мировой истории приходит другой народ со своей своеобразной культурой - древние римляне. 
В истории культуры Древнего Рима мы выделяем ряд периодов. Обычно выделяют три главных стадии в развитии формы культуры любого общества, в том числе и римского.  
          Первая стадия - возникновение, становление явления, его существование наряду с другими и постепенное выделение в качестве господствующего, доминирующего. Применительно к культуре Древнего Рима эта стадия охватывает время с VIII в. до н. э., момента основания "Вечного города", утверждения этрусской династии, принятия закона XII таблиц, и до Ш в. до н. э., завершения борьбы патрициев и плебеев и завоевания Римом всей Италии. 
         Вторая стадия связана с функционированием зрелых форм культуры, наиболее развитых, "классических". Для Древнего Рима этап зрелости охватывает период со II в. до н. э., когда классическое рабство приобрело доминирующее значение в городах, и вплоть до II в. н. э., когда рабство распространилось на периферию республики. 
        Третья стадия связана с отмиранием, разложением культуры, возникновением элементов новой культуры, в будущем - доминирующей и господствующей. Для античного Рима эта поздняя стадия охватывает период со II в. н. э. до V в. н. э., времени завоевания Рима варварами. 
Но иногда можно встретить и иную периодизацию, где за основание отсчёта периодов берётся эволюция политического строя древнего Рима. В таком случае выделяют:  
1. культуру эпохи царей (царский период) (VIII в. до н. э. - VI в. до н. э.); 
2. культуру эпохи республики (период республики) (V в. до н. э. - I в. до н. э.); 
3. культуру периода империи (период империи) (I в. н. э. - V в. н. э.). 
Как видим, эта периодизация несколько отличается от ранее приведённой по историческим датам, но не по сути: и в том, и в другом случае речь идёт о возникновении культуры, о периоде её расцвета и стадии отмирания, разложения. 
Царский период. 

 

Царь обладал высшей религиозной, судебной и военной властью. Он распоряжался государственной казной и владел значительной частью земли. Власть царя ограничивалась волей сената и народного  собрания. В сенат, совещательный  орган при царе, входили представители 300 родов, составлявших римскую гражданскую  общину. Законодательным органом  власти, в функции которого входили  вопросы войны и мира и избрание царя, было народное собрание.  
Римскими гражданами считались только члены родов. Они называли себя патриции. Родичи сообща владели землей, имели родовые кладбища. Члены рода вели происхождение от общего предка и носили одну фамилию.  
Остальное население Рима составляли клиенты, плебеи и рабы.

Клиенты — лично свободные люди, не имевшие римского гражданства. Обычно это были бедняки, искавшие покровительства какого-нибудь «отца семейства».  
Плебеи были также лично свободны. Они не обладали правами гражданства, хотя иногда были богаты, даже знатны. Плебеи по происхождению были «чужаки» — представители покоренных народов, переселенцы, рабы, отпущенные на свободу.  
Рабами были пленники, должники и преступники. Рабство было патриархальным. Рабы принадлежали отцам семей, и работали вместе с другими домочадцами.  
Период Республики. 

 

Республиканские органы власти были представлены народным собранием, магистратурой и сенатом.  
Магистратура формировалась по принципу выборности, коллегиальности, временности и безвозмездности. Это были должностные лица, избиравшиеся народным собранием обычно на год. Платы за службу государству они не получали (в противоположность политической системе Греции, где платили за отправление должности, чтобы ее мог занимать человек из любого социального слоя граждан). Магистраты обладали властью законодательной, исполнительной и судебной.  
Сенат из 300 человек — утверждал законы, и результаты выборов. Он контролировал деятельность магистратов, давал им рекомендации, советы. Сенат определял внешнюю политику, ведал финансами и отправлением культа — организацией религиозных церемоний. Постановления сената имели силу закона, так же как и постановления народного собрания. Формировался сенат цензором из бывших магистратов. Они включались в состав сената пожизненно.  
Всадники также формировались цензором. Необходимыми условиями для включения в сословие всадников были высокий имущественный ценз — не менее 400000 сестерциев — и участие в нескольких военных походах.  
Великие завоевания имели для Рима ряд следствий, приведших к кризису республики. Огромный приток в Италию дешевой рабочей силы вызвал массовое разорение мелких землевладельцев. Они превратились в неимущих, пролетариев, и наводнили итальянские города, прежде всего Рим. Исчезновение мелкого крестьянства подрывало социальную основу римского гражданства, основанного на владении землей равноправными членами общины.  
Период  Империи. 

 
Новый период гражданской войны, начавшийся после смерти Цезаря, привел к власти родственника Цезаря — Октавиана, получившего от сената в 27 г. до н.э. почетный титул Августа («священный», «величественный»). Форма правления, установившаяся при Августе, получила название принципата. Республиканские органы власти формально сохранились, но фактически вся полнота власти принадлежала принцепсу (первому в списке сенаторов). Август, как и Цезарь, совмещал высшие должности. Как консул, он был главнокомандующим. Как цензор, формировал угодный ему сенат. Параллельно республиканским органам власти возникли императорские. Это был Совет Августа, сформированный из его сторонников. К нему фактически полностью перешла власть сената. Выборные магистраты делили власть с чиновниками, назначаемыми самим Августом.  
С 14 г. н.э. (год смерти Августа) перестало созываться народное собрание. Империя в республиканских одеждах принципата просуществовала до 284 г. н.э., когда при императоре Диоклетиане она и формально и по существу стала неограниченной монархией доминатом (от лат. dominatus -«господство»).  
Римская держава достигла максимальных размеров при императоре Траяне в начале II в. н.э. Со второй половины этого века античная цивилизация, расцветшая на принципах полисного земледелия и народовластия, втиснутая в рамки имперских институтов, стала заметно клониться к упадку. Кризис проявлялся в частой смене императоров, военных неудачах, потере значительных территорий, упадке городского самоуправления и разрушении античного типа хозяйства.  
В 395 г., после смерти императора Феодосия, произошло разделение Римской империи на Западную, со столицей Римом, и Восточную, со столицей в Константинополе. Нашествия так называемых «варварских» племен — гуннов, готов, вандалов и др. — закончились падением Западной Римской империи.  
До сих пор широко распространено представление о том, что древнеримская культура не является самобытной, ибо римляне пытались подражать недосягаемым образцам классической греческой культуры, все перенимая и практически не создавая ничего своего. Однако новейшие исследования показывают самобытный характер культуры Древнего Рима, ведь она представляет собой определенное единство, возникшее в результате сочетания оригинального с заимствованными культурными инновациями.  
Но сходство отнюдь не означает тождества — Рим во многом отличался от греческого, в первую очередь афинского, полиса. С самого начала своего существования Рим вел постоянные войны со своими соседями, что в значительной мере определило и его организацию, весь строй жизни и историю. Если греки создавали мифы о богах и полубогах, то для римлян в центре их мифологии был сам Рим, его героический победоносный народ, те, кто боролся и погиб за его величие. Боги, по убеждению римлян, лишь помогали им победить, выказывая тем самым свое особое расположение к римскому народу. Железная воинская дисциплина требовала воинских добродетелей — мужества, верности, стойкости, суровой непреклонности, гордого достоинства. Такие добродетели требовались не только для войны, но и для мирной жизни, для исполнения долга хорошего гражданина. Свои особенности были и в отношениях патрициев и плебеев — первостепенное значение приобрела борьба за различные законы, вырывавшиеся плебеями у их противников, что обусловило особую роль права в жизни общества. Обе стороны использовали в своих интересах религию, первоначально очень близкую к праву. Тесная связь религии с правом, с политической борьбой, с одной стороны, повышала ее значение в жизни общества, с другой — способствовала ее формализации, детализации различных способов общения с богами, узнавания их воли. Это исключало полет фантазии и собственную инициативу в религиозной сфере, не ставшей источником поэтического творчества. Упомянутые различия во многом определили путь освоения римлянами греческой культуры. Не удивительно, что здесь мы сталкиваемся с интересным феноменом — если греческое искусство и литература благополучно были «пересажены» на римскую почву, то греческая математика и логика на ней не прижились. Логика перестала быть моментом научного поиска, логические знания античности как бы «засыхали» в силу интеллектуального уровня «потребителей» римской культуры, их практичности и трезвости. В результате произошло обеднение развитых логических традиций, для ранних латинских переводов характерны поверхностность и путаница в терминологии. 

 

Вывод. 

 

Не следует забывать того существенного момента, что древнеримская культура формировалась и развивалась на базе античной гражданской общины. Весь ее строй предопределял шкалу основных ценностей, которыми, так или иначе, руководствовались все сограждане. К таким ценностям принадлежали: идея значимости и изначального единства гражданской общины при неразрывной связи блага индивида с благом всего коллектива; идея верховной власти народа; идея теснейшей связи гражданской общины с богами и героями, которые заботятся о ее благе.  
Такое восприятие божества в Риме открывало простор свободному поиску в области философии, науки, искусства и самой религии, не связанному догмами и канонами. Имеет значение и отсутствие жреческой касты. Необходимо отметить и то, что политическая жизнь, как греческих полисов, так и Рима, борьба лидеров различных направлений, стремившихся заручиться поддержкой народного собрания, открытые судебные процессы, игравшие немалую роль в политике и привлекавшие массу слушателей, стимулировали развитие ораторского искусства, умения убеждать, способствовали отточенности логической аргументации, определяли методы философии и науки. 

 

Заключение.

 
 Искусство Древнего Рима оставило человечеству громадное наследие, значимость которого трудно переоценить. Великий организатор  и создатель современных норм цивилизованной жизни, Древний Рим  решительно преобразил культурный облик  огромной части мира. Только за это  он достоин непреходящей славы и  памяти потомков. Кроме того, искусство  римского времени оставило множество  замечательных памятников в самых  разных областях, начиная от произведений архитектуры и кончая стеклянными  сосудами. Каждый древнеримский памятник воплощает спрессованную временем и доведённую до логического конца традицию. Он несёт информацию о вере и ритуалах, смысле жизни и творческих навыках народа, которому он принадлежал, месте, какое занимал этот народ в грандиозной империи. Римское государство очень сложно.

Ему единственному выпала миссия прощания с тысячелетним миром  язычества и сотворения тех принципов, которые легли в основу христианского искусства Нового времени. 
          Латынь, язык древних римлян и всех подвластных им народов, сделалось основой романских языков, а также языком науки и католической церкви. Латинский алфавит был усвоен в Западной Европе, а греческий лег в основу славянских языков. Римская строительная техника и архитектура оказали большое влияние на западноевропейскую архитектуру, особенно

Испании, Франции, Италии. Восхищаясь своими современными писателями, скульпторами, полководцами мы и сейчас сравниваем их с великими античными героями. 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 2. Кратко ответьте на вопросы:

 

- В области  каких наук проявили себя римляне  ?

 

Римляне проявили себя в областях:  сформировали латинский  алфавит, римская нумерация, стали  делать портреты из глины, бронзы, мрамора. Преуспели в области литературы, архитектуры. В юриспруденции-науки  о праве, в римском ораторском  искусстве. 

 

- Какие  выдающиеся литературные произведения созданы в Древнем Риме?

 

Произведение Варрона (116-27 в.д.н.э.) «Древности дел божеских и человеческих». Работы Тацита по историографии «Анналы» и «Истори» поэма Вергилия «Энеида», творчество Горация ода «Памятник» Овидия, его сборник «Искусство любви» «Метаиорфозы» «Письма к Понту» «Метоморфозы, или Золотой осел» Апулия.

До наших дней многие произведения не дошли, но живо много афоризмов, которые живы и  сейчас: «Карфаген должен быть разрушен» (Катон), «Пришел, увидел, победил»(Юлий Цезарь), «Доколе, Катилина, ты будешь подвергать испытанию наше терпение?» (Цицерон) и много других. Цицерон, который считал себя прежде всего политиком, по сути был творцом латинской художественной прозы. Образцовым став стиль его речей, писем, философских произведений.

 

- Какие  технические новшества появились  в древнеримской архитектуре? 

 

Римские архитекторы  разработали новые конструктивные принципы, в частности, широко применяли  арки, своды и купола, наряду с  колоннами использовались столбы и  пилястры. Начинают широко применять  бетон, сводчатые конструкции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 3. Объясните термины: «базилика», «термы», «акведук», «мозаика», «фреска».

 

 

«Базилика»(от греч.basilike-царский дом), вытянутое, прямоугольное в плане здание, разделенное внутри продольными рядами колонн или столбов на несколько (обычно 3или 5) частей (нефов), имеющих самостоятельные перекрытия.

 

«Термы»(лат.thermae, от греч. Therme-тепло, жар) – общественные бани, включавшие кроме горячей, теплой и холодной бань, так же парильни, залы для спорта, собраний, библиотеку, небольшой театр, художественную галерею и т.д.

 

«Акведук»(от лат. аqua-вода и duko-веду), водопровод (канал, труба) для подачи воды к населенным пунктам, оросительным и гидроэнергетическим системам из расположенных выше источников.

 

«Мозаика»(франц. Mosaique), изображение или узор, выполненный из цветных камней, смальты, керамических плиток и т.д.; разновидность живописи, используемая преимущественно для украшения зданий.

Информация о работе Культура Древнего Рима