Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 08:18, реферат
История культуры Древнего Рима охватывает период с VIII в. до н.э. по V в. н.э. Просуществовав более 12 веков, последняя стала явлением значительно более сложным, чем греческая культура. Само слово «Рим» когда-то трактовалось как синоним величия, славы, военной доблести, богатства, но впоследствии превратилось в печальный символ надлома и краха мощной экспансионистской цивилизации, даже во времена своего подъема испытывавшей кризисные потрясения. Милитаризм являлся одной из характерных особенностей римской цивилизации.
1. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА
1.1 Ментальные основы и характерные черты древнеримской культуры и цивилизации
1.2 Культура этрусков
1.3 Культура Древнего Рима периода Республики (510 – 30 гг. до н.э.)
1.4 Культура Древнего Рима периода империи (30 г. до н.э. – 476 г. н.э.)
Список использованных источников
1. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА
Религия. Римская религия периода республики испытала на себе сильное влияние этрусков и греков. Строились храмы, появилось антропоморфное представление о богах. Возникло множество жреческих коллегий. Религия по-прежнему оказывала значительное влияние на политическую жизнь. Так, народное собрание могло состояться только при благоприятной погоде и после совершения гаданий. Неблагоприятными знаками считались, к примеру, внезапная молния, гром, дождь, припадок падучей болезни у кого-то из жителей и т.п. Доклады по религиозным вопросам зачитывались в сенате первыми. Вступление в должность сопровождалось строго регламентированными ритуалами и религиозными обрядами.
Архитектура и искусство.
Ведущую и объединяющую роль в
римском искусстве этого
Обобщая сложившийся идеал архитектуры республиканского периода, наиболее известный римский зодчий Bumpyвий в I в. до н.э. сформулировал основные требования к архитектурному сооружению: польза, прочность, красота. Изящество, роскошь, целесообразность и монументальность – черты, которые отличают большинство построек римских архитекторов, создавших новые типы частных домов и общественных сооружений.
Наиболее интенсивное строительство велось в то время в столице. Центром города стал Форум Романум – главная площадь, на которой размещались не только сенат, суд, архив, тюрьма, храмы, но и статуи, триумфальные колонны, арки в честь прославленных граждан и важных событий.
Облик центральной части города не оставался неизменным. В разное время его дополняли (отразившие вкусы правителей) форумы Цезаря, Августа, Веспасиана, Нервы и Траяна. Отсюда – асимметричность планировки и некоторая эклектичность композиции комплексов римского Форума, отличающие его от афинского Акрополя, который славился гармонично согласованными между собой постройками.
В ансамблях форумов эпохи Республики значительную роль играли Храмы. Их облик сложился под влиянием этрусской и греческой храмовой архитектуры. Основными типами римских храмов были псевдопериптер со входом в здание с одной стороны (храм Фортуны Вирилис в Риме, I в. до н.э.) и круглый храм-ротонда (храм Весты в Тиволи близ Рима, I в. до н.э.).
Псевдопериптер представлял собой прямоугольное здание, в котором портик с колоннами помещался только со стороны фасада, а три глухие стены украшались выступающими полуколоннами – пилястрами. Храм-ротонда имел вид круглой постройки, обычно небольших размеров, обнесенной колоннадой по всей окружности.
Своеобразно преломив традиции
греческого и этрусского зодчества,
римские мастера периода
Римские амфитеатры представляли собой арену в форме эллипса с повторяющими ее форму рядами зрительских мест. Они служили в основном для проведения гладиаторских боев (амфитеатр в Помпеях, 70 г. до н.э.).
Римские термы – это комплекс построек для отдыха, занятий спортом, развлечений. Термы выполняли как бытовую, так и общественно-культурную роль. В них ходили не только для мытья и гимнастических упражнений, но и для занятий в библиотеке, прогулок в саду, бесед с друзьями в комнатах отдыха. Самыми известными и большими были термы Каракаллы и Диоклетиана, построенные уже в императорском Риме.
Для обеспечения городов водой был создан водопровод, протянувшийся на десятки километров. Большая его часть находилась под землей, но на некоторых наземных участках вода поднималась на высоту до 10 м над землей. С этой целью строились большие одноуровневые (редко двухуровневые) каменные или кирпичные мосты на арках – акведуки. По ним прокладывались желоба для подачи воды, имевшие сверху перекрытие, препятствовавшее испарению и загрязнению воды (акведук Аква Марция, 144 г. до н.э.).
Типичными жилищами зажиточных римских граждан были домусы, имевшие парадные и хозяйственные помещения. Центрами жилых домов являлись атрии – внутренние сооружения, перекрытые крышами с отверстиями для дождевой воды, и перистили – открытые дворы. Последние окружались по периметру колоннадой, имели бассейн, фонтаны и цветники (Вилла Мистерий в Помпеях).
Стремление к роскошному оформлению интерьеров общественных и жилых зданий обусловило расцвет римской монумен талъной живописи. Сохранившиеся фрески и мозаики продолжают и превосходят греческие традиции. Изображенные на них фигуры отражают идеал одухотворенного, возвышенного человека. Он весь в движении, и движения его спокойно-величавы. Римские художники умели придать объемность фигуре, использовали элементы пространственной перспективы (росписи Виллы Мистерий в Помпеях).
Скульптура периода
Характерные признаки римской скульптуры просматриваются в портрете, названном «Брут» (300 г. до н.э.). Точно не установлено, кого именно изобразил талантливый ваятель, но ясно видно, что в этом портрете с глубокой выразительностью переданы черты сдержанного и волевого человека, крупного государственного деятеля Римской республики, примерного гражданина и патриота. В скульптурных портретах, выполненных в полный рост, нашли воплощение общественные идеалы того времени («Оратор», после 89 г. до н.э.).
Литература. Расцвет римской литературы начался в III в. до н.э. с подражания греческим оригиналам. Однако в отличие от Греции, где основными литературными жанрами были эпос, лирика, трагедия, в республиканском Риме развивались драма и комедия. Самым известным комедиографом того периода был Тит Макций Плавт. Используя различные произведения Менандра и других мастеров греческой аттической комедии, Плавт по-своему развивал и дополнял греческий сюжет. Сочный, яркий язык его произведений («Амфитрион», «Ослы», «Хвастун» и др.) пестрит площадной бранью и грубоватым римским юмором. Многие его сочинения легли в основу комедий европейских писателей. Другим известным комедиографом II в. до н.э. был Публий Теренций Африканец, который на свой манер продолжил греческую традицию аттической комедии. В отличие от Плавта он писал утонченно и изысканно («Девушка с Андроса», «Евнух» и др.). Во II в. до н.э. популярным становится жанр сатиры, который его создатели считали самостоятельным римским изобретением. В конце республиканского периода творил оригинальный поэт-лирик Гай Валерий Катулл.
1.4 Культура Древнего Рима периода империи (30 г. до н.э. – 476 г. н.э.)
культура древний рим
Политика. В 44 г. до н.э. Римское государство, до того раздираемое непрерывной борьбой высших и низших сословий, гражданскими войнами и восстаниями рабов, впервые обратилось к идее неограниченной власти: Гай Юлий Цезарь был объявлен пожизненным диктатором. В такой ситуации народное собрание и сенат превратились в формальные органы. Нобилитет, недовольный создавшимся положением, организовал заговор. После убийства Цезаря Рим еще на 13 лет погрузился в кровавую резню за обладание властью. В 30 г. до н.э. племянник Цезаря Октавиан, расправившись в Египте со своими самыми серьезными противниками Антонием и Клеопатрой, вернулся в Рим, где получил от сената и магистратов почетное имя Август (лат. – «Возвеличенный богами»). Так началась история императорского Рима. Время правления Августа (закончившееся в 14 г. н.э.) называют «золотым веком» римской культуры.
Несмотря на то, что Октавиан Август обладал фактически неограниченной властью, он всячески подчеркивал, что является в сенате первым среди равных – принцепсом. Формально решения принимались регулярно собиравшимся сенатом, работало народное собрание. На деле же управление государством полностью контролировалось Августом. Однако в глазах пережившего ряд гражданских войн общества такая форма правления, как принципат, была едва ли не идеальным государственным устройством, способным обеспечить долгожданный мир и расцвет культуры.
После смерти Августа для Рима наступила новая полоса практически не прекращавшихся кровавых распрей, заговоров и террора. Захватнические войны 101–117 гг. н.э., которые вел император Траян, можно считать знаменательным рубиконом в экспансионистской политике Рима. С окончанием правления Антонинов (138–192 гг. н.э.) империя стала неуклонно терять завоеванные территории.
Императоры, правившие после Августа, все менее скрывали претензии на неограниченную власть. Во время правления Диоклетиана (284– 305 гг. н.э.) власть верховного правителя окончательно приобрела монархический, абсолютный характер. Уже не закон, а воля правителя определяла все государственные решения. Сложился доминат – последний этап правления в истории императорского Рима.
Экономика. В экономической
жизни Рима первых веков новой
эры также происходили большие
изменения. В состав империи вошли
огромные материковые территории, однако
становилось невозможным
Прекращение завоевательных
походов обернулось резким уменьшением
притока рабов. Рабы подорожали, к
ним стали относиться более бережно.
Некоторое время кризисная
Следствием превращения
латифундий в самодостаточные
Архитектура и искусство. Для искусства периода империи характерно обращение к монументальным формам, рельефно воплощавшим идеал могущества верховной власти. Скульпторы, архитекторы, поэты восхваляли и идеализировали «образцовых» императоров. Постройкам придавалась невиданная ранее роскошь.
Наиболее ярко изменения в искусстве Рима в период империи проявились в архитектуре: воздвигались грандиозные общественные здания, строились форумы, мавзолеи, акведуки. В конце I – начале II в. н.э. в столице зодчим Аполлодором Дамасским был построен величественный архитектурный ансамбль – форум Траяна. Его возведение – дань заслугам Траяна, имевшего титул «наилучший император» за многочисленные победы и «дружбу» с сенатом.
Форум представлял собой прямоугольную площадь, окруженную колоннадой. Слева находилось монументальное здание рынка, по главной оси размещались базилика Ульпия, библиотеки, храм Траяна, триумфальная колонна и арка. Из этих построек целиком сохранилась только триумфальная колонна высотой 30 м. Снаружи ее обвивает 200-метровый ленто- подобный скульптурный фриз, языком пластики описывающий сцены победы римлян над даками. Венчала колонну статуя императора.
В императорском Риме строилось много театров и амфитеатров. Самый большой из них – Колизей (от лат. colosseus – колоссальный), построенный при Флавиях в 72–80 гг. н.э. К числу выдающихся сооружений эпохи Римской империи принадлежит Пантеон – храм всех богов, возведенный по заказу императора Адриана в 118–128 гг. н.э. и в отличие от других хорошо сохранившийся до нашего времени. Замысел храма связан с идеей объединения религий и народов под властью Рима. Это классический образец купольного сооружения, послуживший образцом для храмового зодчества Византии.
К популярным типам построек
того времени принадлежит