Культура Древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 13:32, контрольная работа

Краткое описание

Исследование культуры и быта этих цивилизаций помогает проследить тенденции развития современной культуры и предсказать её будущее. Актуальность данной темы главным образом и обуславливает выбор данной темы реферата.
Основная задача контрольной работы – описать основные особенности древнегреческой культуры. В каждой главе проводится сравнение какого-то направления культуры, которое базируется на результатах изучения материальных памятников культуры древнего мира, археологических исследований и работах известных ученых.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ 3
2. РЕЛИГИЯ 9
3. ИСКУССТВО 12
3.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 12
3.2 ЛИТЕРАТУРА, ПОЭЗИЯ И ТЕАТР 13
3.3 АРХИТЕКТУРА 16
3.4 СКУЛЬПТУРА 17
4. ПИСЬМЕННОСТЬ И ЯЗЫК 20
5. НАУКА 21
6. ПРАЗДНИКИ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 24

Вложенные файлы: 1 файл

древняя греция.doc

— 141.50 Кб (Скачать файл)

В греческой вазописи V в. до н. э. преобладает краснофигурный стиль. Очертания фигур обводились черным лаком, после чего лаком закрашивали весь фон, а фигуры сохраняли естественный цвет глины. В отличие от чернофигурных ваз, обладавших обычно довольно богатой полихромией. красочная гамма краснофигурных ваз в основном двухцветна.

В росписи краснофигурных ваз окончательно преодолевается старая система поясов, и чаще всего роспись представляет теперь единую композицию из нескольких фигур, мифологическую или бытовую сцену. Новые философские и моральные идеи, искания, находившие воплощение в различной трактовке всем хорошо известных мифов, в творениях прославленных трагиков, воздействовали и на искусство, в том числе вазопись. Более частыми стали изображения бытовых сцен. Это и трогательные сцены прощания с близкими воинов, уходящих в поход, и разнообразные картины мирного быта: многочисленные изображения юношей-атлетов, сцены пира, девушки, занятые туалетом. При всем разнообразии сюжетов везде господствует человек как основная тема художника. Одним из крупнейших аттических вазописцев был Евфроний, в творчестве которого большое место занимали жанровые сцены. Как бы желая вдохнуть жизнь в своих персонажей, он писал около каждого произнесенные им слова. Замечательный образец такого рода росписи хранится в Эрмитаже. Глядя вверх на летящую ласточку и указывая на нее рукой, юноша говорит: «Смотри: ласточка!» Сидящий рядом с ним мужчина, повернувшись, чтобы увидеть   птицу,   подтверждает: «Правда, клянусь Гераклом!» А мальчик, подняв руку, восклицает: «Вот она!» И мужчина завершает разговор: «Уже весна». Некоторые вазописцы того времени испытали влияние Полигнота, и их росписи позволяют судить о стиле этого прославленного художника.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Письменность и язык

Величайшим достижением  греческой культуры архаической эпохи стало создание алфавитного письма. Преобразовав финикийскую слоговую систему, греки создали простой способ фиксации информации. Для того чтобы научиться писать и считать, теперь не нужны были годы упорного труда, произошла «демократизация» системы обучения, позволившая постепенно сделать практически всех свободных жителей Греции грамотными. Тем самым знания были «секуляризованы», что стало одной из причин отсутствия в Греции жреческого сословия и способствовало повышению духовного потенциала общества в целом.

По мере распространения  латинского языка и вытеснения им местных языков и наречий в него проникли многие элементы этих языков (буквы, слова, словосочетания и т. д.). Особенно большое влияние на развитие латинского языка оказал родственный ему греческий язык и, вероятно, этрусский язык,

По предположениям некоторых  ученых от греков же из г. Кумы в Кампании римляне и заимствовали алфавит. Однако существует мнение, что римляне приняли этрусский алфавит, который, в свою очередь, был составлен на основе греческого.

Латинский алфавит известен с VII в. до и. э., и с этого времени  начинается латинская письменность. Самым ранним сохранявшимся образцом латинского письма является надпись на золотой пряжке, найденной в г. Пренесте (в 17 км от Рима). Эта надпись датируется концом VII в. до и. э. и содержит всего 5 слов: «Маний (имя мастера) сделал меня для Нумерия» (имя заказчика). В VI в. до н.э. письменность была уже в широком употреблении. К середине V в. до н. э. относится составление и запись законен XII таблиц на медных досках.

Писчими материалами  были камень (для надгробий, монументальных памятников), медные пластины, специально обработанная кожа — пергамент, покрытые тонким слоем воска деревянные дощечки, папирус.

  1. Наука

Важнейшей чертой развития науки являлось происходившее в V в. до н. э. выделение из натурфилософии отдельных наук. Показателен прогресс в медицине, связанный в первую очередь с деятельностью Гиппократа. Для Гиппократовой медицины характерен строгий рационализм. По мнению Гиппократа, все болезни вызываются естественными причинами. Он требовал от врача индивидуального подхода к больному, учета особенностей, как самого пациента, так и естественной среды обитания его.

Математика развилась, прежде всего, под влиянием пифагорейских ученых. В V в. до н. э. она превращается в самостоятельную научную дисциплину, перестает быть прерогативой одних только пифагорейцев становясь предметом профессиональной деятельности ученых, не примыкавших ни к какому философскому направлению. Прогресс математического знания особенно заметен в арифметике, геометрии, стереометрии. К V в. до н. э. относятся также значительные успехи в астрономии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Праздники

Картина культурной жизни  греческого города будет неполной, если не сказать о праздниках. Так, в Афинах отмечалось около 60 праздников, некоторые из них продолжались по несколько дней. Самые важные—Дионисии, Леней и Большие Панафинеи. Именно в праздниках наглядно проявлялся всенародный характер греческой культуры, ее демократизм и свойственный жизни древних греков дух соревнования, стремление превзойти других и тем самым достичь наивысшего совершенства. Праздники включали всякого рода состязания, массовые пляски, костюмированные процессии, драматические представления.

Среди общегреческих  праздников самыми известными были Олимпийские игры, которые проходили каждые четыре года на юге Греции, в Олимпии. Заранее назначались судьи, внимательно изучавшие их правила. Из Олимпии отправлялись специальные вестники, они шли из города в город, приглашая принять участие в состязаниях и возглашая священное перемирие, поскольку с момента объявления священного месяца игр все враждебные действия среди греков прекращались. К участию в них допускались только свободные греки, никогда не осуждавшиеся по суду и не уличенные в бесчестных поступках. Женщины не должны были во время игр показываться в Олимпии под страхом смерти. Правила запрещали убивать своего противника, прибегать к недозволенным приемам, спорить с судьями. Участники состязаний прибывали в Олимпию заранее и проходили здесь тренировки.

 

 

 

 

 

Заключение

 

Развиваясь под влиянием  ранней  цивилизации,  культура  античности  внесла огромный вклад в развитие мировой культуры.  Дошедшие до нас памятники  архитектуры и скульптуры, шедевры живописи и поэзии, являются свидетельством высокого уровня развития культуры. Они имеют значение не только как произведения искусства, но и социально-нравственное значение.

Скорее всего, греческая  культура оказала большее влияние  на развитие римской за счет того, что  она развивалась в более ранний период времени, а римская культура как бы наследовала её черты, она являлась их логическим развитием и конечно добавляла к ней множество новых признаков и особенностей. На почве античной культуры впервые появилась, и стали развиваться категории научного мышления,  велик вклад античности в развитие астрономии,  теоретической математики. Именно поэтому античная философия и наука сыграли столь важную роль в возникновении науки нового времени,  развитии техники.  В целом же культура античности  явилась основой для дальнейшего развития мировой культуры.

Конечно, в столь небольшой  работе невозможно полностью описать  богатейшее культурное наследие Греции, можно только говорить об основных чертах культуры.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

  1. Древние цивилизации.   Под общей ред. Бонгард-Левина Г.М.    М., Мысль, 1989
  2. Дмитриева Н.А    Краткая история искусств    М., Искусство, 1985
  3. Лурье С.А    История Греции    С.-Пб, Издательство Санкт-Петербургского университета, 1993
  4. Любимов Л.    Искусство древнего мира    М., Просвещение, 1980

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная задача реферата – описать основные особенности  древнегреческой  культуры.

Цивилизация Древней  Греции стала основой для возникновения  европейской цивилизации  «Без того фундамента, который был заложен Грецией, не было бы и современной Европы».

Общая характеристика

Искусство древней Греции, развивалось в рамках рабовладельческого общества, поэтому именно это имеют  в виду, когда говорят об "античном искусстве". Античность была и осталась вечной школой художников. Когда начинающий художник приходит в классы, ему дают рисовать торс Геракла, голову Антиноя. Период ученичества остается далеко позади, а зрелый мастер снова и снова обращается к образам античности, разгадывая тайну их гармонии и неувядаемой жизни.

В произведениях древних  греков, грек видел мир как бы сквозь все объединявшую и связывавшую воедино поэтическую  дымку мифа. Для римлянина она начинала рассеиваться, и явления воспринимались в более отчетливых формах, познавать которые стало легче, хотя это же приводило к утрате ощущения цельности мироздания.

Архитектура достигла небывалых успехов как в ее строительно-инженерном, так и в ансамблевом выражении. Древнегреческие площади всегда были открыты пространству, подобно Агоре в Афинах или других эллинистических городах.

Тот же принцип проявлялся и в скульптуре. Пластичные формы греческих атлетов всегда представлены открыто. Образы, подобные молящемуся римлянину, набросившему на голову край одеяния, большей частью заключены в себе, сосредоточены.

Литература, поэзия и  театр

В классическую эпоху греческая литература переживает расцвет. Последний и самый выдающийся певец греческой аристократии Пиндар слагал торжественные оды в честь победителей на всеэллинских – Олимпийских спортивных состязаниях. Пиндар не описывает самих состязаний. Победа интересует его как возможность для прославления доблести в лице победителя. Доблесть не есть личное качество победителя, она передается по наследству в знатных родах в силу их божественного происхождения.

«С начала VI века уже наблюдается начало упадка литературы. Отсутствие интереса к политической жизни, любование личными интересами отдельных людей характерны для этого времени. Продолжает развиваться красноречие и создается философский диалог»

V век до н. э. - время  расцвета драматического искусства. Важнейшими драматическими жанрами были трагедия, сюжетами которой служили мифы о богах и героях, и комедия, чаще всего политическая.

Наиболее острым в  политическом отношении жанром являлась аттическая комедия, которая по происхождению и по социальным симпатиям была наиболее близка крестьянству. Крупнейший представитель    этой    комедии – Аристофан. Комедии Аристофана дают живое представление о публицистической    направленности творчества их создателя. Ведущая тема его комедий тех лет - мир.

Особенностью всех древних драм был хор, который пением и танцами сопровождал все действие.  Женские роли исполнялись мужчинами. Герои трагедий выступали в пышных одеждах, в обуви на толстой подошве (котурны), что увеличивало их рост; лица покрывали маски, выражение которых отвечало характеру персонажа. Комические актеры облачались в нарочито уродливые шутовские наряды.

В отличие от современного театра в Греции не было постоянных трупп, да и профессиональные актеры появились не сразу. Первоначально играли, пели и танцевали сами граждане. Для каждой постановки готовились костюмы, маски и очень простые декорации. Финансирование и организация театрального представления были одной из обязанностей наиболее богатых граждан.

Театральные представления, обычно продолжавшиеся во время общенародных государственных праздников три дня и длившиеся от восхода до заката солнца, носили характер соревнований. К состязаниям допускались три трагических поэта и три комических, причем каждый трагик должен был представить три трагедии и одну так называемую сатировскую драму. Каждое утро, захватив с собой еду и подушку для сидения, в театр собирались все, чтобы своей реакцией вдохновлять исполнителей и сопереживать им, тогда как победителей определяли специальные судьи.

Древнегреческий театр, особенно афинский, был тесно связан с жизнью полиса, будучи по существу вторым народным собранием, где обсуждались самые животрепещущие вопросы. Сходство с народным собранием усиливалось благодаря тому, что театральные представления давались по праздникам.

«Через школу и через  сцену греческому влиянию были широко открыты пути в римское общество. Влияние это для Рима было самым  революционным, так как в греческой литературе того времени, когда в нею познакомились римляне, безусловно, господствовали тенденции, совершенно противоположные всему складу римской жизни, всему духу римских установлений»

Архитектура

Архаическая эпоха - время  становления греческой архитектуры. Жилища того времени просты и примитивны, все силы общества обращены на монументальные сооружения, прежде всего храмы. Среди них первенствовали храмы богов — покровителей общины. Формирующееся чувство единства гражданского коллектива находило свое выражение в создании таких храмов, считавшихся местом обитания богов. Ранние храмы повторяли устройство мегарона II тыс. до н. э. Храм нового типа родился в Спарте — древнейшем полисе Эллады. Характерная особенность греческой архитектуры — применение ордеров, т. е. особой системы построения, которая подчеркивает архитектонику здания, придает выразительность несущим и несомым элементам конструкции,  выявляя их функцию. Ордерное здание обычно имеет ступенчатое основание, на него ставился ряд несущих  вертикальных  опор — колонн, поддерживавших несомые части —антаблемент, который отражал конструкцию балочного перекрытия и крыши. Первоначально храмы строились на акрополях— укрепленных возвышенностях, древних центрах поселений. Позднее в связи с общей демократизацией общества происходят изменения в местоположении храмов. Их возводят теперь в нижнем юроде, чаще всего на агоре—главной площади, бывшей центром общественной и деловой жизни полиса.

Информация о работе Культура Древней Греции