Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 13:36, контрольная работа
Все большее число людей осознает, что приобщение к историческому прошлому - это не только знакомство с шедеврами мировой цивилизации, уникальными памятниками древнего искусства, не только школа воспитания, но и нравственности и художественного неотъемлемая часть современной жизни, в определённой мере оценка настоящего и даже «открытие» будущего. Это обуславливает необходимость исторических исследований прошлого.
Крупнейшей цивилизацией древнего мира была древнегреческая. Эта цивилизация обладала развитой культурой, которая развивалась, взаимодействуя с другими цивилизациями.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ 3
2. РЕЛИГИЯ 9
3. ИСКУССТВО 12
3.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 12
3.2 ЛИТЕРАТУРА, ПОЭЗИЯ И ТЕАТР 13
3.3 АРХИТЕКТУРА 16
3.4 СКУЛЬПТУРА 17
4. ПИСЬМЕННОСТЬ И ЯЗЫК 20
5. НАУКА 21
6. ПРАЗДНИКИ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 24
Храм как институт способствовал развитию различных видов искусства. Рано установился обычай приношения даров в храм, ему жертвовали часть добычи, захваченной у врагов, оружие, подношения по случаю избавления от опасности и т. д. Значительную часть таких даров составляли произведения искусства. Важную роль играли храмы, приобретшие всегреческую популярность, прежде всего храм Аполлона в Дельфах. Соперничество сначала знатных родов, а затем полисов способствовало тому, что здесь сосредоточивались лучшие произведения искусства, территория святилища становилась чем-то вроде музея.
Скульптура и живопись Греции V в. до н.э. развивали традиции предшествующего времени. Основными оставались изображения богов и героев—покровителей полиса и «идеальных» граждан. Однако искусство сделало шаг к реализму, что связано с распространением идеи «мимесиса»—подобия—как основной эстетической категории.
В архаическую эпоху возникает монументальная скульптура — вид искусства, ранее неизвестный Греции. Древнейшие скульптуры представляли собой изображения, грубо вырезанные из дерева, часто инкрустированные слоновой костью и покрытые листами бронзы. Усовершенствования в технике обработки камня не только сказались на архитектуре, но и привели к возникновению каменной скульптуры, а в технике обработки металла—к отливке скульптуры из бронзы. В VII—VI вв. до н.э. в скульптуре господствуют два типа: обнаженная мужская фигура и задрапированная женская. Рождение статуарного типа обнаженной фигуры мужчины связано с основными тенденциями развития общества. Статуя изображает прекрасного и доблестного гражданина, победителя в спортивных состязаниях, прославившего родной город. По этому же типу стали изготовлять надгробные статуи и изображения божеств. Появление рельефа в основном связано с обычаем ставить надгробные памятники. В дальнейшем рельефы в виде сложных многофигурных композиций стали непременной частью антаблемента храма. Статуи и рельефы, как правило, раскрашивались.
Греческая монументальная живопись известна намного хуже, чем вазопись. На примере последней лучше всего прослеживаются основные тенденции развития искусства: возникновение реалистических начал, взаимодействие местного искусства и влияний, пришедших с Востока. В VII—начале VI в. до и. э. преобладали коринфские и родосские вазы с пестрыми росписями так называемого коврового стиля. На них обычно изображались растительный орнамент и расположенные в ряд различные животные и фантастические существа. В VI в. до н.э. в вазописи господствует чернофигурный стиль: закрашенные черным лаком фигуры резко выделялись на красноватом фоне глины. Росписи на чернофигурных вазах часто представляли собой многофигурные композиции на мифологические сюжеты: различные эпизоды из жизни олимпийских богов, популярностью пользовались подвиги Геракла, Троянская война. Реже встречались сюжеты, связанные с повседневной жизнью людей: битва гоплитов, состязания атлетов, сцены пира, хоровод девушек и др.
Поскольку отдельные изображения исполнялись в виде черных силуэтов на фоне глины, они производят впечатление плоских. Вазам, изготовлявшимся в разных городах, присущи только им свойственные черты. Чернофигурный стиль достиг особого расцвета в Афинах. Аттические чернофигурные вазы отличались изяществом форм, высокой техникой изготовления, сюжетным разнообразием. Некоторые вазописцы подписывали свои росписи, и благодаря этому мы знаем, например, имя Клития, расписавшего великолепный сосуд для вина (кратер): роспись состоит из нескольких поясов, на которых представлены многофигурные композиции. Другой великолепный образец росписи—килик Эксекия. Всю круглую поверхность чаши для вина вазописец занял одной сценой: на плывущем под белым парусом судне возлежит бог Дионис, возле мачты вьются виноградные лозы, свисают тяжелые гроздья. Вокруг ныряют семь дельфинов, в которых, согласно мифу, Дионис превратил тирренских пиратов.
В греческой вазописи V в. до н. э. преобладает краснофигурный стиль. Очертания фигур обводились черным лаком, после чего лаком закрашивали весь фон, а фигуры сохраняли естественный цвет глины. В отличие от чернофигурных ваз, обладавших обычно довольно богатой полихромией. красочная гамма краснофигурных ваз в основном двухцветна.
В росписи краснофигурных ваз окончательно преодолевается старая система поясов, и чаще всего роспись представляет теперь единую композицию из нескольких фигур, мифологическую или бытовую сцену. Новые философские и моральные идеи, искания, находившие воплощение в различной трактовке всем хорошо известных мифов, в творениях прославленных трагиков, воздействовали и на искусство, в том числе вазопись. Более частыми стали изображения бытовых сцен. Это и трогательные сцены прощания с близкими воинов, уходящих в поход, и разнообразные картины мирного быта: многочисленные изображения юношей-атлетов, сцены пира, девушки, занятые туалетом. При всем разнообразии сюжетов везде господствует человек как основная тема художника. Одним из крупнейших аттических вазописцев был Евфроний, в творчестве которого большое место занимали жанровые сцены. Как бы желая вдохнуть жизнь в своих персонажей, он писал около каждого произнесенные им слова. Замечательный образец такого рода росписи хранится в Эрмитаже. Глядя вверх на летящую ласточку и указывая на нее рукой, юноша говорит: «Смотри: ласточка!» Сидящий рядом с ним мужчина, повернувшись, чтобы увидеть птицу, подтверждает: «Правда, клянусь Гераклом!» А мальчик, подняв руку, восклицает: «Вот она!» И мужчина завершает разговор: «Уже весна». Некоторые вазописцы того времени испытали влияние Полигнота, и их росписи позволяют судить о стиле этого прославленного художника.
Развиваясь под влиянием ранней цивилизации, культура античности внесла огромный вклад в развитие мировой культуры. Дошедшие до нас памятники архитектуры и скульптуры, шедевры живописи и поэзии, являются свидетельством высокого уровня развития культуры. Они имеют значение не только как произведения искусства, но и социально-нравственное значение.
Скорее всего, греческая культура оказала большее влияние на развитие римской за счет того, что она развивалась в более ранний период времени, а римская культура как бы наследовала её черты, она являлась их логическим развитием и конечно добавляла к ней множество новых признаков и особенностей. На почве античной культуры впервые появилась, и стали развиваться категории научного мышления, велик вклад античности в развитие астрономии, теоретической математики. Именно поэтому античная философия и наука сыграли столь важную роль в возникновении науки нового времени, развитии техники. В целом же культура античности явилась основой для дальнейшего развития мировой культуры.
Конечно, в столь небольшой работе невозможно полностью описать богатейшее культурное наследие Греции, можно только говорить об основных чертах культуры.