Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2014 в 08:40, контрольная работа
Во многовековой истории развития человеческого общества особая
роль принадлежит античному периоду, что обусловлено, главным образом,
его вкладом в мировую культуру. При этом культура античности
(как и культуры других эпох) рядом исследователей часто отождествляется
с понятием "цивилизация", как это имеет место, например, во
взглядах Э.Тэйлора.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..2
1. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ…………………………………………….4
2. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМ………………………………………………..8
3. АНТИЧНАЯ НАУКА………………………………………………………...11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..15 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………….16
Великолепный памятник античной культуры поэмы Гомера "Иллиада"
и "Одисея" (VI в. до н. э.). Когда-то афинская молодежь заучивала их
наизусть, что являлось частью образования. Поэмы Гомера имели не
только большое значения, как произведения исскуства, им предавалось
также важное государственное, социальное и нравственное значение.
Эти поэмы о человеческих отношениях, о добре и зле, о чести и бес-
честии, о свободе и судьбе. Во все времена они читались , как глубо-
ко современные.
Поэмы учат спокойному отношению к смерти как естейственной не-
обходимости. Приводя много ценных наблюдений. Например, о том, что
сильное чувство двулико: горе и разъединяет и сплачивает; плач од-
новременно несет просветленье и т. д.
Античная культура - это также культура Сократа, философа, пос-
тавившего знание превыше всех авторитетов и мнений. Этому принципу
учил он и своих учеников. Рассказывают, что он присматривался к ода-
ренным юношам и из них готовил учеников.
Сократ не писал книг, считал, что в них мысль мертвеет, стано-
вится правилом, а это уже не есть знание. Самая большая мудрость по
Сократу, состоит в том, чтобы не обольщаться своими знанием, не аб-
солютизировать его ("Я знаю,что ничего не знаю"). Самое позорное не-
вежество - "воображать что знаешь то, чего не знаешь". Сократ был
постоянно добродушен и радостен, чем раздражал, вызывал нападки, его
били. Ученики возмущались и спрашивали, почему учитель не отвечает
тем же. Сократ отвечал: "Разве я потащу в суд осла, если он меня
лягнул?".
Особенностью
античной культуры было
способом жизни (мы это видели на примере Сократа). Это относилось не
только к философам, но и к искусству, поэзии. Греческая культура во
многом основала дальнейшее развитие культуры. Основными символами ее
были два бога: Аполлон и Дионис, породившие, как считали древние
греки, два противоположных мироощущения и две культуры. Бог Аполлон
- бог пластического искусства, умеренности, гармонии, красоты и по-
коя. Бог Дионис - бог раскованности и свободы, стихии природы и инс-
тинктов, бог вина и виноделия, непокоя и чрезмерности.
Почитание Аполлона привело к господству пластического искусс-
тва, искусства Гомера, эпохи Ренессанса, христианской религии. Почи-
тание Диониса привело к рождению греческой трагедии с ее (часто не-
лицеприятной) правдой жизни, к философскому пессимизму и нигелизму.
Греки считали, что в культуре, как и в самой жизни, должно сочетаться
аполлоновское ее качество и дионисийское, в противном случае воз-
можна гибель культуры. Господство аполлоновского в культуре приведет
в конце концов к стагнации, застою. А возобладание дионисийского к
разрушению, протесту ради протеста.
В Древней
Греции существовал обряд
удалось отыскать фрагменты календаря, где речь идет о жрецах, о
празднествах и о жертвах, которые полагалось приносить в те или иные
месяцы. Функции верховного жреца исполнял, как предполагается, сам
царь, хотя бесспорных доказательств тому нет.
IV в до н.
э. ознаменовался в Древней
различных школ, хотя обучение стоило очень дорого. Например, обуче-
ние риторике, у виднейшего, наряду с Демосфеном, греческого оратора
той эпохи, Исократа, стоило едва ли не дороже, чем обучение у софис-
тов, и было доступно только состоятельной верхушке горожан. Все бо-
лее многочисленные философские школы ориентировались также лишь на
социальную элиту. Интенсивная интеллектуальная, творческая жизнь все
больше сосредоточивалась на одном из полюсов общества. Характерно,
что обращенное к широким массам искусство театра, получившее столь
явное развитие в Афинах V в. до н. э., уже не играло в следующем
столетии прежней социально - воспитательной роли. Трагедия пережива-
ла упадок, комедия претерпела существенные изменения. Но если поэзия
спустилась с высот, достигнутых ею в Греции эпохи Перикла, то проза,
напротив, поднялась на небывало высокий уровень. Ораторское искусс-
тво IV в. до н. э. вплоть до последних веков античности оставалось
непревзойденным образцом литературного мастерства, правильности,
чистоты и красоты стиля. Еще большее влияние оказала на последующие
поколения, и не только в древности, философия IV в. до н. э., предс-
тавленная именами Платона и Аристотеля. Изобразительное искусство,
особенно скульптуру, прославили в то время шедевры Праксителя и
Скопаса, не уступавшие великим творениям Фидия, Поликлета и Мирона.
2. К У Л Ь Т У Р А Д Р Е В Н Е Г О Р И М А
Природные условия на Апеннинском полуострове в древности мало
отличались от сегодняшних, если не считать того, что столь характер-
ных для Италии апельсиновых и лимонных деревьев, агавы и эвкалиптов
древнейшие обитатели страны еще на знали, а финиковую пальму и гранат
распространили там только карфагеняне. В сравнении с Грецией
Италия обладает более плодородными почвами, особенно в долине реки
По и в Кампании, славившейся к тому же своими цекубскими и фалерн-
скими винами. Но как и в Греции, обработка земли требовала и здесь
огромных человеческих усилий; необходимо было осушить многие заболо-
ченные территории, другие же обеспечить искусственным орошением.
Мастерами этого дела были этруски, чьи достижения сегодня не могут
не удивлять. Однако Италия была значительно беднее, чем Греция, ме-
таллами, которые ей с незапамятных времен приходилось ввозить. Толь-
ко в Этрурии добывали медь и олово, а на острове Эльба - железо. В
обработке металлов больших успехов добились те же этруски.
Обосновавшись в Южной Италии, римляне уже не могли не вмешаться
в дела соседней Сицилии, где веками шло соперничество между Сираку-
зами и североафриканским Карфагеном. Захват римлянами Мессаны вызвал
23 - летнюю войну между Римом и Карфагеном, проходившую на суше и на
море к выгоде то одной, то другой стороны. Морское могущество про-
тивника заставило римлян перейти к строительству собственного воен-
ного флота. Нехватку опыта морской войны они восполняли своеобразной
тактикой, позаимствованной, впрочем, у сицилийских греков. Римские
корабли были оснащены так, чтобы воины могли легко перебраться на
вражеские суда, превращая таким образом морскую битву в сухопутную.
Захватнические войны II в. до н. э. принесли Риму новые терри-
тории, большие массы рабов, небывалый приток богатств. Римское госу-
дарство отнимало у покоренных народов часть земель, обращая ее во
все расширяющийся римский "агер публикус", а также обширные владения
бывших правителей, их пастбища, леса, золотые и серебрянные рудники,солеварни и каменоломни. Огромные контрибуции, доходы от продажи
пленных в рабство, дань с побежденных, военная добыча сделали Рим
крупнейшей финансовой величиной античного мира.
Обычной практикой
римского войска стали
воеванных городов и целых областей - об этом ясно говорит печальная
судьба Сиракуз во время II Пунической войны и Коринфа в 146 г. до н.
э. Главной целью походов было теперь разграбление покоренных городов
с захватом добычи и рабов. В рабство продавали десятки тысяч чело-
век, а добычи набиралось столько, что сгибаясь под ее тяжестью римс-
кие войны оказывались уже не в состоянии совершать переходы больше,
чем 5 километров в день.
Культура Древнего Рима, в основном представляла собой перемешанные
культуры других стран. Как, например, кроме многих предметов
быта, заимствованных из Греции и стран Востока, были заимствованы
также моды и нравы. Сципиона Африканского, победителя Ганнибала, ви-
дели в сиракузской палестре в греческой одежде и обуви. Его жена, на
восточный манер, показывалась на людях лишь в сопровождении целой
толпы служанок, в модных тогда колясках, запряженных мулами.
Завоевание Тарента в 272 г. до н. э. оказалось важной вехой не
только в политической истории Рима, но и в истории его литературы.
Тогда вместе с множеством других пленных в Рим прибыл грек Андроник.
Отпущенный на свободу своим господином Ливием Салинатором, он принял
имя Тит Ливий Андроник. Андроник занялся тем, что стал переводить на
римский язык, а затем читать, известные греческие трагедии, главным
образом, Софокла и Еврипида. Современную же ему эллинистическую поэ-
зию он знал мало, и ее влияние никак не отразилось на его творчест-
ве. Да и навряд ли индивидуалистическая литература эпохи эллинизма
нашла бы тогда отклик у суровых и сплоченных римлян, впервые бросив-
ших в ту пору вызов всесильному Карфагену.
Деревняя архитектура
с террактовой орнаментикой
ла в Риме в III в. до н. э. и только в следующем столетии начала ус-
тупать место каменным постройкам. Но храмы сооружали из мягкого вул-
канического туфа, так как своего мрамора в Италии II в. до н. э. еще
не было: и "лунский", позднее каррарский, мрамор, и "тибуртинский"
твердый известняк - травертин стали применяться повсеместно уже в
эпоху Августа. Ограниченность в выборе строительного материала нало-
жила отпечаток и на саму архитектуру. Из мягкого туфа не удавалось
вытесывать длинные прочные балки, поэтому зодчим приходилось созда-
вать арочные своды. кроме того, мягкий туф не позволял делать ярко
выраженные, подчеркнутые орнаменты, как на греческих мраморных хра-
мах, и надо было украшать постройки гибсовой пластикой.
Все это
рано придало римской
греческой характер. Своеобразие римской архитектуры хорошо видно,
например, в сооруженном Квинтом Лутацием Катулом табулярии (архивох-
ранилище), обращенном фасадом на форум, с арками между дорическими
полуколоннами, со сводчатыми покрытиями внутренних корридоров.
Начав покорять мир, римляне знакомились со все новыми способами
украшения домов и храмов, в том числе с фресковой живописью. С тра-
дициями эллинистических фресок тесно связан первый римский тип живо-
писи - так называемый помпейский, изученный по фрескам, обнаруженным
археологами в раскопанных археологами провинциальных Помпеях и в
других городах Кампании. Интересно, что как и в тогдашней римской
риторике, здесь сосуществовали и нередко выступали два стиля - прос-
той, с тонким рисунком, и рядом другой, патетический, со светотенями
и насыщенными цветами. Эти своеобразные "аттицизм" и "азиазианизм" в
живописи соседствовали иногда на стенах одной и той же комнаты, как,
например в вилле Фарнезина в Помпеях.
В скульптуре явлением, характерным для оригинального римского
искусства, стал начиная со II в. до н. э. реалистический портрет. В
новизне и самобытности римского скульптурного портрета нетрудно убе-
диться, если сравнить грубоватые, крестьянские лица на надгробных
рельефах эпохи республики с тонко моделированными, рафинированными
эллинистическими портретами. Пластический реализм римских мастеров
достиг расцвета в I в. до н. э., породив такие шедевры, как мрамор-
ные портреты Помпея и Цезаря.
3. А Н Т И Ч Н А Я Н А У К А
Исходя из содержания понятия культуры, науку следует рассматри-
вать как явление культуры, т. е. ее областью. Вместе с тем наука как
система развивающего знания отличается от всех явлений культуры
прежде всего тем, что ее содержанием является объективная истина, т.
е. что содержание научного знания не зависит от человечества. В этом
знании раскрывается объективный мир, его законы и свойства, его свя-
зи и отношения.
Наука выполняет функцию культуры и потому может рассматриваться
как явление культуры, когда она обращается к человеку, когда добытое
ею знание становится фактором человеческого мира.
Феноменологически наука существует в обществе и, следовательно,
включена в систему исторически определенной культуры.
Так в культуре Древнего Египта знание - существовавшее тогда
зачатки науки - было достоянием лишь посвященных и носило Эзотерми-
ческий характер.
В рамках
индийской культуры уже в
рыты такие глубинные свойства и способности человеческого организма,
существо которых во многом до сих пор остается не объясненным в по-
зиции современной биологии и медицины. Но эти знания обликаются в
неадекватную полумистическую форму (йога и другие школы), которую
можно было бы условно назвать символической формой представления на-
учного знания.
И, наконец, на
почве древнегреческой
и стала произрастать и развиваться теоретическая форма представления
знания, стали разрабатываться категории научного мышления.
Античная наука возникла в VI в до н. э. в весьма своеобразной
обстановке греческих городов-государств малоазийского и (несколько
позднее) италийского Средиземноморья. Именно эта обстановка послужи-
ла той неблагоприятной средой, которая способствовала зарождению