Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 12:02, контрольная работа
Краткое описание
Древняя Греция и ее культура занимают особое место в мировой истории. В высокой оценке античной (т.е. греко-римской) цивилизации сходятся мыслители разных эпох и направлений. Французский историк прошлого века Эрнест Ренан назвал цивилизацию древней Эллады "греческим чудом". Самые высокие оценки греческой цивилизации не кажутся преувеличенными.
Древняя Греция и ее культура
занимают особое место в мировой истории.
В высокой оценке античной (т.е. греко-римской)
цивилизации сходятся мыслители разных
эпох и направлений. Французский историк
прошлого века Эрнест Ренан назвал цивилизацию
древней Эллады "греческим чудом".
Самые высокие оценки греческой цивилизации
не кажутся преувеличенными. Но что породило
мысль о "чуде"? Греческая цивилизация
-- не единственная, да и не самая древняя.
Когда она появилась, некоторые цивилизации
древнего Востока измеряли свою историю
уже тысячелетиями. Это относится, например,
к Египту и Вавилону. Мысль о чуде греческой
цивилизации вызвана, скорее всего, ее
необычайно быстрым расцветов. Общество
и культура Древнего Египта уже в начале
третьего тысячелетия до нашей эры находилась
на той ступени развития, которая позволяет
говорить о переходе от варварства к цивилизации.
Создание греческой цивилизации относится
к эпохе "культурного переворота"
-- VII - V вв. До н. Э. В течение трех веков
в Греции возникла новая форма государства
-- первая в истории демократии. В науке,
философии, литературе и изобразительном
искусстве Греция превзошла достижения
древневосточных цивилизаций, развивающихся
уже более трех тысяч лет. Разве не было
это чудом? Конечно, никто не имел в виду
сверхъестественное происхождение греческой
цивилизации, но указать исторические
причины появления "греческого чуда"
оказалось совсем непросто. Возникновение
и расцвет греческой цивилизации, совершившиеся
фактически на протяжении жизни нескольких
поколений, составляли загадку уже и для
самих греков. Уже в V в. до н. э. появились
первые попытки объяснения этого феномена.
Прародителем многих достижений греческой
культуры был объявлен Египет. Одним из
первых был здесь "отец истории" Геродот,
чрезвычайно высоко ценивший культуру
Древнего Египта. Знаменитый Ритор и Сократ
утверждал, что Пифагор воспринял свою
философию в Египте, а Аристотель называет
эту страну родиной теоретической математики.
Родоначальник греческой философии Фалес
был финикийцем по происхождению. Приехав
в Египет, он учился у жрецов, заимствовал
у них представление о воде как первоначале
всего сущего, а также знания по геометрии
и астрономии. Такие же сведения мы находим
у древних авторов относительно Гомера,
Ликурга, Солона, Демокрита, Героклита
и других выдающихся представителей греческой
культуры. Что же заставляло греков искать
восточные корни своей собственной культуры?
Современная наука указывает несколько
причин. Во-первых, греки, знакомясь с египетской
культурой и культурой других стран Древнего
Востока, действительно, многое заимствовали,
а в других случаях обнаруживали черты
сходства между своей культурой и культурами
востока. Зная о большой древности восточных
цивилизаций, греки склонны были объяснять
происхождение того или иного явления
греческой культуры заимствованиями эллинов
на Востоке, что казалось логичным. Во-вторых,
этому способствовал консерватизм жизненных
устоев, характерный для всех древних
обществ. Греция не составляла исключения
в этом отношении. Древним грекам было
присуще глубокое уважение к старине.
Вот почему греки были готовы щедро отдать
другим народам свои собственные достижения.
Современная наука дает и другие объяснения
происхождения древнегреческой цивилизации.
Ренан усматривал причину "греческого
чуда" в свойствах, якобы присущих арийским
языкам: абстрактности и метафизичности.
Выделяли особую одаренность греков в
сравнении с другими народами древности.
Различные гипотезы рассмотрены в книге
историка А. И Зайцева "Культурный переворот
в Древней Греции VIII - V вв. до н. э.". Им
приведены конкретные сведения, опровергающие
расистские гипотезы. Многие историки
приходят к выводу, что причины величия
греческой цивилизации следует искать
не в расовой предыстории Греции, а в конкретной
исторической действительности первого
тысячелетия до н. э. Известный швейцарский
ученый Андре Боннар в своей книге "Греческая
цивилизация" утверждает, что греческая
цивилизация и античная культура базировались
на античном рабстве. Греческий народ
прошел те же этапы развития, что и другие
народы. Боннар утверждает, что греческого
чуда не существует. В центре его книги
люди, создавшие греческую цивилизацию
и созданные ею. "Отправной точкой и
объектом всей греческой цивилизации
является человек. Она исходит из его потребностей,
она имеет в виду его пользу и его прогресс.
Чтобы их достичь, она вспахивает одновременно
и мир, и человека, один посредством другого.
Человек и мир, в представлении греческой
цивилизации являются отражением один
другого - это зеркала, поставленные друг
против друга и взаимно читающие одно
в другом".
Общая характеристика.
Античная Греция не была отягощена
азиатской традицией, хотя древним грекам
и были знакомы достижения культуры народов
Востока. Усвоив культурный опыт Египта
и Вавилона, они определили свой собственный
путь социально-политического развития,
в философских поисках и в художественно-эстетическом
осмыслении мира.
Антропологическое противоречие духа
и тела решено было античной культурой
в пользу последнего, придав ей «телесный»
стиль. Современные исследователи усматривают
корни этой «телесности» в античном рабстве.
В рабовладельческом обществе ни полноценность
человека, ни сам человек не могли быть
поняты, а потому человек и его духовная
жизнь осмысливались по типу физических
тел или вещей. Так конструируется все
античное мировоззрение: наука, религия,
философия, искусство, общественно-политическая
жизнь. Античный гуманизм прославляет
лишь физическое совершенство человека,
но субъектность личности, ее духовные
возможности еще не раскрыты. Эталоном
гармонии было тело человека. Даже греческие
боги — прежде всего вечные совершенные
тела. Отсюда вытекает соразмерность пропорций
греческой архитектуры, расцвет скульптуры.
Показательным выражением телесности
античного гуманизма было исключительное
положение физической культуры в системе
воспитания. Однако в античном обществе
признавалась биосоциальная природа человека,
закрепленная в формуле Аристотеля: «Человек
— животное общественное». Тело осмысливалось
как эстетический символ греческого города-государства,
«полиса». Древние греки пытались через
тело и благодаря ему воспитывать в себе
соответственно гармонические духовные
качества, усматривая в нем наличие чувства
и ума в их взаимном единстве и противоречии,
но слабое развитие индивидуальности
личности не позволило греческой культуре
отразить высоты проявления человеческой
эмоциональности и духа. Возвеличивая
тело, в целом античные искусство и культура,
как и на Востоке, решали противоречие
между личным и общественным в пользу
последнего. Личность считалась полезной
обществу лишь благодаря своим гражданским
добродетелям. Противоречия объекта н
субъекта как сторон человеческой личности
можно назвать главным нервом античной
культуры. Если во взаимоотношениях с
социумом личность находила какой-то выход,
то по отношению к судьбе и личность, и
общество были лишь объектами, слепыми
орудиями Рока. Идея неумолимости Рока
тесно связана с античным рабством, ибо
в античном мире свободные люди мыслили
себя рабами общего мироустройства. Единичные
прорывы человеческого духа в античной
культуре не стали парадигмой античного
мировоззрения, не выразили его сути.
Культура
Древней Эллады.
Изучение культурологии лучше
всего начать с рассмотрения реальной
культуры - хорошо изученной, близкой по
духу и языку, внесшей вклад в развитие
человечества и более или менее "обозримой".
Именно такой является культура древней
Эллады.
Греческая классика послужила основой
гуманитарного образования в европейских
странах в течение столетий. И это - не
случайно. Изучая Древнюю Грецию, мы видим,
как открываются, опробываются, взаимодействуют
фундаментальные основания культуры:
нормы морали и права, политические институты,
научные методы, художественные жанры.
Маркс считал античность "детством
человечества". Шлегель подчеркивал
в ней "естественный момент" - свободное,
гармоничное развитие задатков человека,
неразрывность мысли, образа, слова, звука,
действия. Лессинг и Винкельман видели
в античной эпохе не период "невозвратного
детства", а вечный идеал, от которого
человечество отклонилось под влиянием
разного рода исторических превратностей.
Конечно, они имели в виду не общественный
строй, не бытовую культуру, а культуру
духа - философию, искусство, науку, которые
в Греции были органически вплетены в
жизнь. Древнюю Элладу считают наиболее
"состоявшимся", завершенным типом
цивилизации, на примере которой лучше
всего различимы проблемы и парадоксы,
характерные для любой культуры.
Античностью принято называть культуру
Древней Греции и Рима, но мы ограничимся
лишь Грецией - как по соображениям объема
книги, так и потому, что многие элементы
Римской культуры были заимствованы от
греков, которых римляне победили в военном
противоборстве.
Указать исторические причины "греческого
чуда" - не просто. Они были загадкой
и для самих греков. Десятки факторов:
природных, этнических, экономических,
демографических сошлись вместе в географическом
и социальном пространстве небольшого
полуострова для того, чтобы родились
Гомер, Солон, Перикл, Эсхил, Фидий, Платон,
Геродот, Аристотель и еще десятки гениев
мирового масштаба, которые жили и творили
почти одновременно, могли спорить и полемизировать
друг с другом, развивать свои идеи.
В Греции впервые проявился феномен творческого
сообщества, такой формы общения, при которой
люди направляют максимум своей энергии
в духовное русло, видя смысл жизни в том,
чтобы мыслить и познавать, учить других
и учиться самим Сами греки иногда объясняли
расцвет своей культуры заимствованием
у других народов. Например, известно,
что Фалес и Пифагор почерпнули свои математические
знания в Египте. Но интеллектуально-художественная
и нравственно-политическая одаренность
греков, несомненно, важнее, чем их культурные
заимствования. Неповторимое сочетание
в их национальном характере таких качеств,
как любознательность, страстность, открытость,
непритязательность в быту, нежелание
физически трудиться, способность наслаждаться
распутыванием интеллектуальных парадоксов,
стремление посвящать досуг дискуссиям
и состязаниям, любви и дружбе, - вот что
сыграло главную роль в формировании плодоносной
почвы, на которой взросли побеги всех
важнейших феноменов греческой культуры.
Разнообразие греческого ландшафта: горы
и долины, море, лес, прекрасные пейзажи,
озаренные солнцем девять из десяти дней
в году, сами по себе способствовали формированию
богатства мировоззрений, мотивов действительности
и эстетического воспитания. Не было ни
одного греческого города-государства,
откуда нельзя было бы видеть, поднявшись
на гору, бесконечную, сверкающую морскую
даль. Горы разъединяют, защищают, воспитывают
мужество и требуют внутренней мобилизованности.
Разнообразие почв и природных условий
дает стимул развитию многих видов хозяйственно-земледельческого
труда. На этой основе возникают особенные
уклады жизни, манеры мышления, психологические
типы, социальные интересы. В спорах и
столкновении характеров рождается истина,
вырабатываются общечеловеческие категории
разума и моральные нормы.
Грозное море манит и зовет в дорогу. Путешествия
обходятся недорого. После нескольких
веков пиратства и грабительских набегов
греки устанавливают дружеские отношения
с соседними цивилизациями. Талантливые
молодые афиняне часто начинали свою взрослую
жизнь с путешествий. Солон, Эсхил, Геродот,
Платон посетили Египет, Малую Азию, Вавилон,
Сицилию. Нет грека, который бы не знал,
что у древних варваров есть чему поучиться.
Море - дорога в страну чудес. Там, за горизонтом
- огромные пространства. Их надо открыть,
освоить. Уже с VIII в. до н.э. возникают греческие
колонии в заморских землях. Учась ориентироваться
в морских просторах по звездам, греки
открывают астрономию.
Солнечная и сухая летом, с яростными зимними
ураганами погода, формирует радостно-оптимистическое,
страстное мироощущение и уверенность
в себе. Оливки, виноград, овощи, рыба, козье
молоко и сыр доступны всем. Это не роскошный,
но надежный рацион освобождает от забот
о хлебе насущном и позволяет посвящать
время общению, созерцанию и политике.
Греки страстны, эмоциональны, но в быту
проявляют умеренность. Вино пьют только
в праздники, с друзьями, разбавляя его
водой. Принципом "золотой середины"
принято руководствоваться во всех делах.
Ясная, яркая, сухая летом, с яростными,
зимними ураганами погода формирует светлое,
приподнятое настроение, восприимчивость
к красоте, страстность. Нет более нужды
заботиться о калорийной пище, теплом
жилище и одежде. Оливки, виноградное вино,
зерновые, рыба, козье молоко, овощи, фрукты
и сыр доступны всем. Этот не роскошный,
но надежный рацион позволял посвящать
время философствованию, созерцанию мира
и политике. Страстность и состязательность
сочетались у греков с развитыми любовно-дружественными
чувствами. Совместные пиры были основной
формой общения. Они могли устраиваться
за счет хозяина или в складчину. Вино,
разбавленное водой, пили, чтобы возбудить
ум и поднять настроения, но пьянства не
было. Полагалось выпить три чаши: первая
несет здоровье, вторая - радость, третья
- сон, и после нее следует идти домой. Пиры
начинались с возлияния в честь богов
и священной песни. За каждого участника
по кругу пили заздравную чашу, подчеркивая
тем самым равенство всех присутствующих.
Вокруг стола пирующие возлежали в праздничных
венках. Наслаждение музыкой и философские
беседы служили основным содержанием
любого застолья.
Случилось так, что на заре европейской
истории именно Древняя Греция стала творческой
лабораторией культуры. Технико-рациональные,
инструментальные элементы, все, что связано
с адаптацией человека к природе и бытовым
комфортом - слабо представлено в античном
обиходе. Зато духовная культура - школа
человеческого духа - находилась в центре
внимания свободных граждан. Кстати сказать,
само слово школа ("схоле") по гречески
означает "досуг", то есть, вполне
свободное, полнокровное существование.
Первоначально школой называли кружок
философов, собравшихся на площади или
даже состояние души философа - никаким
бытом не обремененного, никуда не спешащего,
не вынужденного работать или торговать,
занятого лишь философским созерцанием.
"Полнота бытия", то есть подлинность,
богатство, радость человеческого пребывания
в мире связывались в сознании греков
именно и интеллектуальным общением.
Влияние античной культуры обнаруживается
во всех странах мира. Без фундамента,
заложенного древними греками, европейская
цивилизация имела бы совсем другой вид
и не было бы России, какой мы ее знаем.
Многие выражения, унаследованные от греков,
мы употребляем повседневно, не вспоминая
об их источнике. "Гомерический смех",
"лебединая песня", троянский конь";
обыденные слова, такие как школа, церковь,
демократия, тетрадь, огурец, фабрика,
мастер, коммунизм, федерация, губернатор;
собственные имена - Адриан, Александр,
Василий, Ирина и многое другое перешло
к нам от греков и римлян. На почве Греции
и Рима выросло современное человечество.
Без фундамента, заложенного древними
греками, не было бы России, какой мы ее
знаем, и вся земная цивилизация имела
бы другой вид.
В течение всего трех веков (VIII-V в.в. до
н.э.) в Греции возникло правовое государство,
родилась поражающая силой воображения
мифология, выработались основные жанры
искусства, были заложены основы физики,
астрономии, медицины и других наук, высказаны
и развиты, иногда до крайних пределов,
многие философские мировоззрения, политические
идеологии, которые потом варьировались
на все лады европейскими мыслителями.
В Греции развилась устойчивая, регулируемая
правом, система рабства. Имея двух-трех
рабов, которых можно было купить на рынке
почти за бесценок, гражданин освобождал
себя от бытовых забот и мог целыми днями
предаваться философским беседам, театру,
политике судебным разбирательствам и
дружеским пирушкам. Так возник "праздный
класс", который мог и хотел жить только
ради умственных занятий и политической
работы.
В Греции сформировалась особая разновидность
общежития - полис, город-государство.
Условия общения породили потребность
в общепринятых и обязательных нормах
поведения, а, следовательно, в механизмах
власти и поддержания правопорядка. Греция
- родина гражданского общества, самоуправляющих
коммун и концепции прав человека, из которых
особенно важны два: право равенства перед
законом (исономия) и право свободного
словоговорения (исоагория). Греки изобрели
прямую демократию, рано осознав, что ее
нужно защищать как от анархии, так и от
деспотии. Развитое сознание гражданского
долга обеспечивало стабильность, боеспособность
городов и высокий авторитет судебной
власти.
Многочисленные города соперничают между
собой в экономике и политике, воюют и
никогда не заключают мира, а только перемирие
на несколько лет. Социальные процессы
в городе идут быстро и логика развития
политических режимов для вдумчивого
мыслителя открыта, как на ладони. Миниатюрные
греческие полисы, насчитывающие редко
более десятка тысяч человек свободнорожденных
граждан, принимающих активное участие
в политике, смогли "проиграть" за
несколько десятилетий и даже удачно решить
множество политических и социально-культурных
проблем, которые впоследствии тревожили
европейские государства в течение столетий.
Среди них можно назвать проблемы правопорядка,
экономической и политической свободы,
справедливости, социальной защищенности,
классовой борьбы, массовой культуры,
свободного времени, интеллектуальной,
религиозной и художественной цензуры,
гражданской ответственности и надлежащего
воспитания детей и молодежи.
Полисы - миниатюрны. В них были представлены
в виде небольших групп едва ли не все
возможные социально-политические силы
(народ, чернь, нищие бездельники, ремесленники,
торговцы, спекулянты, политическая элита,
аристократия, военные, инородцы, рабы,
слуги). При желании можно было иметь личное
знакомство со всеми знаменитыми людьми.
Сократ, Платон и Аристотель могли просто
"указывать пальцем" на важные социокультурные
феномены, которые сегодня приходится
с большим трудом и с помощью сложные теоретических
построений буквально "отцеживать"
и "отсеивать" из хаотического потока
современной культуры. Для творчества
и созидания культуры необходим особый
духовный климат, эмоциональный настрой,
сочетающий в себе элементы социального
оптимизма, патриотизма, участия, личной
свободы, конкурентности, честолюбия,
любви и вражды.
Доминирующий настрой античной культуры
принято называть "агональным". Агон
- греческое слово, означавшее состязание.
Состязательность была органически свойственна
греческому характеру. Любовь к честной
борьбе, "игре по правилам" пронизывала
частную и публичную жизнь. Неудивительно,
что именно Греция стала родиной Олимпийского
движения. Во время проведения олимпийских
игр прекращались военные и политические
распри, откладывались суды и приведение
в исполнение смертных приговоров. Никто
из спортсменов-олимпиоников не искал
выгоды в спорте. Слава спортсмена была
результатом столь же бескорыстного и
самоотверженного подвига, как слава воина,
защитившего родной город, слава философа,
создавшего философскую школу или оратора.
Состязались все: воины, политики, гимнасты,
философы, поэты, музыканты. Известно,
например, состязание двух великих поэтов:
Гомера и Гесиода. Гесиод запевал загадочные
или прямо бессмысленные строки, а Гомер
должен был их подхватывать и продолжать
со смыслом. О том, сколь высоко ценились
ум, находчивость, понятливость, рассказывает
анекдотическая легенда о смерти Гомера.
Он был прославленным поэтом. За честь
называться его родиной спорили семь городов.
Однажды он встретил двух рыбаков, которые
сидели на берегу и обирали вшей с одежды.
Он спросил их: "Велика ли добыча"?
Те ответили: "Все, что поймаем, - отбросим,
чего не поймаем - уносим". Гомер был
слеп и не смог разгадать загадку. Узнав
позже, насколько она была проста, он загрустил
и от горя умер.
Агональный дух честной игры преобладал
в политике, философии, образовании, искусстве.
Греческие боги и всенародно почитаемые
герои тоже состязаются: покровительствуют
враждующим городам, помогают своим любимцам,
ставят преграды тем, кого хотят погубить.
Боги не всесильны: и для них есть "общий
закон" - Рок, благодаря которому, в конце
концов, устанавливается "должное"
равновесие во всем.
Греческая культура не была выделена из
массива общественной и природной жизни.
Культурное, социальное, биологическое,
равно как историческое и повседневное,
личное и общественное в ней сливались.
На языке повседневного обихода написаны
философские диалоги Платона. Греки не
задумывались о том, имеют ли они "культуру",
в чем она состоит, хороша она или плоха.
Иногда обозначают греческое понимание
культуры словом "пайдейя". Его, однако,
следует переводить как образованность,
воспитанность, мудрость, страсть к науке
и философии, но оно никоим образом не
относится к труду, быту, хозяйствованию,
техническим умениям, личной гигиене,
сексу, семейным отношениям, политике
- всему тому, что мы привычно относим к
культуре. Пайдейя - это мудрая жизнь. Понятия
"материальной культуры", "экономической
культуры", "культуры труда" чужды
греческому уму. Мы понимаем культуру,
прежде всего, как нечто искусственное,
внеприродное, созданное человеком. Для
грека весь мир - как природный, так и человеческий,
создан по единому плану, одним и тем же
Великим Мастером. Греки не разделяли
культуру и общество, не ощущали "отчуждения",
связанного с объективацией продуктов
творчества.
Можно сказать, что они были слиты со своей
культурой, тогда как для нас культура
предстоит в виде особого мира, отличного
от других миров: природного, материально-вещного
и социально-человеческого. Само понятие
творчества - как активно-созидательной
деятельности сознания - в греческом языке
отсутствует. Творец - это тот, кто подражает
богам, природе, раз навсегда установленному
порядку вещей. Художник и драматург не
обладают каким-то особым даром, но просто
лучше других видят божественные архетипы
- идеальные прообразы вещей и в соответствии
с ними лепят, рисуют и мыслят. Горький
когда-то сказал, что "Зевса создал народ,
а Фидий только высек его из мрамора".
Народная фантазия естественно переливалась
у греков в мифологию и религию. Творец
культуры в греческом понимании больше
всего похож на ремесленника. Он имеет
в уме идеальную форму предмета и воплощает
ее в камне, дереве или глине. Но это касается
отдельных вещей. Космос же, как целое,
хотя и мыслится как произведение гениального
ремесленника, считается все-таки несотворенным.
Космос не создан никем из богов и никем
из людей. Он существует вечно и управляется
множеством вневременных сущностей, наделяющих
действительность содержанием и смыслом.
Таков преобладающий в народе взгляд на
мир, из которого исходят и философы. Космос
включает в себя богов, природу, человека,
общество, культуру; эти сферы подчинены
одним и тем же законам. В греческой мысли
дофилософского периода они олицетворялись
в мифических персонажах, таких как Эрос,
Хаос, Небо (Уран), Земля (Гея).
Более персонифицированы фигуры богов
и титанов (Зевс, Афродита, Прометей). Каждый
из них "заведует" своей областью,
контролирует порядок в ней. Основным
принципом греческой семьи было единобрачие.
Мужу-хозяину полагалось иметь одну жену,
которая была хозяйкой дома и матерью.
Женились обычно не по любви. Жену старались
выбрать знатную, красивую, умную, искусную
в домашних делах. Кроме жены не возбранялось
иметь любовниц и любовников. Это были
либо рабыни - наложницы, либо гетеры -
образованные, свободные женщины, принимавшие
у себя дома образованных мужчин, любителей
пофилософствовать. Главой семьи был отец,
но его власть в отношении жены и детей
имела свои пределы. Воспитание происходило
в доме, причем, нередко знатный отец, занятый
политикой или военными делами, поручал
воспитание детей специально нанятому
учителю. Из мальчика старались сделать
хорошего хозяина и храброго воина, а девочки
росли при матери и обучались женским
работам. Дом был центром семейного хозяйства
и должен был обеспечивать семью всем
необходимым.
Что касается общественного быта, то он
издревле был представлен состязаниями,
военными походами, театром, культом, праздниками,
государственными делами. Государство
в древний период было представлено царем
и царским советом. Власть государства
умерялась народным собранием, членами
которого могли быть практически все свободные
граждане.
Известно, что в Греции признавалась и
почиталась, прежде всего, однополая любовь.
Считалось, что любовь к женщине - существу
по природе слабому, не наделенному мужеством
и интеллектом, не способствует росту
и развитию мужчины. Но когда пожилой,
умудренный жизненным опытом мужчина
любит молодого юношу, он передает ему
свою мудрость, повседневно воспитывает
его, являя живой образец зрелого мужа.
Человеческие жертвоприношения практиковались
постоянно. В утро битвы при Саламине,
когда афиняне спасли свободу Греции,
главнокомандующий Фемистокл собственноручно
задушил на флагманском корабле трех пленных
юношей - племянников персидского царя,
одетых по этому случаю в прекрасные одежды
и увешанных золотыми украшениями. Это
не было ни жестокостью, ни местью, но лишь
священной жертвой.
Города Греции всегда содержали "на
всякий случай" в заключении некоторое
количество нищих, калек, идиотов или лиц,
приговоренных к смертной казни, чтобы
при наступлении голода или чумы принести
их в жертву богам. Заключенных били прутьями
по половым органам, затем сжигали и пепел
развеивали над морем. Это был обычай "Фармака"
или козла отпущения, который впоследствии
распространился в средневековой Европе.
Дети не имели прав, не считались гражданами.
Отец мог избавиться от ребенка сразу
же после рождения. Часто можно было видеть
новорожденных, брошенных на обочинах
дорог или ступеньках храма. Если отец
все-таки кормил детей до отроческого
возраста, он имел возможность с выгодой
продать их работорговцам. Так поступали
бедные - чтобы расплатиться с долгами,
и богатые - чтобы спасти от дробления
родовое наследство.
Говоря о греческой культуре, мы имеем
возможность "на близком расстоянии"
обсуждать множество вещей: политический
строй, систему хозяйствования, бытовые
и семейные отношения, религию, обряды,
спортивные соревнования, мифологию, науку,
философию, искусство, этику, публичную
риторику, образование и воспитание.
Главные особенности античной культуры:
ее синкретизм, компактность, органичность,
укорененность в народном сознании, слитность
гражданских и личных отношений, публичного
и приватного, интеллектуальная свобода
и агональный дух при отсутствии касты
профессиональных идеологов - жрецов,
уравновешенность интеллектуального,
зрительно-образного и эмоционально-деятельного
компонентов.
Основная часть.
Эпохи развития
культуры Древней Эллады.
Его основные характеристики:
гармония, уравновешенность, упорядоченность,
успокоенность, красота форм, пропорциональность.
Оно глубоко гуманистично, ибо рассматривает
человека как "центр Вселенной и меру
всех вещей". Искусство носит идеалистический
характер, так как представляет человека
в его физическом и моральном совершенстве.
Главная цель древнегреческого искусства
— эстетическое наслаждение.
Трехмерность, пластика, скульптурность
греческого искусства была отражением
целостной и гармоничной модели мира и
соответствующего ей целостного бытия
греков. В греческом мире индивид идеально
вписывался в полис, а полисная структура
в космос. Соответственно, в греческой
модели мира космос, несмотря на свою величественность,
был понятен и доступен. Боги в такой модели
мира были хоть и высшими существами, но
вполне доступными для общения. Более
того, боги даже обладали понятными для
человека слабостями. Человек был уверен,
что похож на богов, и с этим связывалась
идея свободного владения пространством
и временем, воплотившаяся в греческом
искусстве.
В античной Греции процветали различные
виды искусства, включая пространственные:
архитектура, скульптура, вазопись. История
античного искусства включает в себя несколько
этапов.
Крито-микенский,
или эгейский, период в искусстве (III—II
тысячелетие до н. э.)
Искусство этого периода характеризует
высокое мастерство художников и зодчих
Крита. Благодаря раскопкам А. Эванса на
рубеже XIX—XX веков была открыта удивительная
по красоте художественная культура Крита,
названная им минойской. Ансамбли дворцов,
росписи стен (фрески), керамика впечатляют
свободной живописностью, фантазией, высоким
художественным уровнем исполнения. Кнооский
Дворец представлял собой уникальный
памятник художественной культуры Крита.
Он занимал площадь 16 тыс. м2. Его росписи,
архитектура, керамика являются образцом
искусства; напоминающего египетское,
но более непринужденное, с плавными линиями,
красивыми силуэтами и красочными рисунками.
При всей своей величественности он не
подавляет человека, а выступает соразмерным
ему. Фрески дворца свидетельствуют о
том, что главный герой критского искусства
— человек, его впечатления от окружающей
жизни, которые были положены в основу
изображения пейзажа и животных.
Зная лишь пять красок — белую, красную,
голубую, желтую и черную, владея лишь
«цветным силуэтом», живописцы Крита сумели
создать яркие эмоциональные образы.
По сравнению с искусством Египта и Месопотамии
искусство Крита раскрывает совершенно
новый мир, полный гармонии.
Обожествление природы и красоты, радость
бытия, ликующее восприятие мира отражены
в искусстве Крита, считающемся самым
изящным и абсолютно законченным в своем
мастерстве из всех, до и после него возникших.
Изменчивость и Движение как основы художественного
образа, быстрая смена видений, стремление
запечатлеть мгновенность — вот то новое,
что дало миру искусство Крита.
Искусство гомеровской
эпохи характеризуется новым типом.
Художественное ремесло достигает расцвета,
и особо ценится мастер-ремесленник, создающий
искусно выполненные вещи. Главным в искусстве
этого периода является не изображение
окружающего мира, не передача впечатлений
от него, а создание нового изделия, работа
в материале, конструирование новых форм,
не существующих в природе, в противоположность
тому, что было в минойский период. Постепенно
над поэтическим видением мира преобладает
анализ, расчет, поиск рационального, т.
е. разум человека становится все более
независимым от природы. Стиль становится
более строгим, композиции — более стройными.
Упорядоченность формы и стиля вызвана
представлениями об упорядоченности мира,
космоса, торжества его над хаосом. Расчет,
ритм, симметрия в искусстве получают
философское обоснование, а прекрасное
как эстетическая категория и правила
красоты получают математическое, числовое
выражение. Почвой для этой новой, более
развитой формы культуры стала греческая
мифология, дающая космогоническую картину
происхождения мира. Именно в этот период
боги, герои, мифологические существа
получают человеческий облик, т. е. абстрактно-знаковая
форма сменяется изобразительной. Начинают
бурно развиваться пластика, монументальная
скульптура. Скульпторы ищут возможности
свободного и живого изображения тела
человека сначала в статичном положении,
а потом и в динамике.
С развитием городов, земледелия и торговли
усложняется мифологическое осмысление
мира. В культуре Древней Греции такие
изменения характеризуют период архаики
(VII— VI вв. до н. э.). Расцветает поэзия, в
которой прославлялись зодчие, вазописцы,
наиболее известные музыканты. Греческая
архитектура в своем развитии выходит
на новый виток: особое распространение
получает храмовое строительство. Архитектура
и вазопись являются в период архаики
наиболее развитыми областями художественной
культуры. Архаическая вазопись претерпевает
качественные изменения: стремясь передать
пространство, объем и движение, мастера
меняют технику изображения, и силуэтная
чернофигурвая роспись сменяется краснофигурной.
Краснофигурный стиль позволял воплотить
задуманное: росписи получили необходимый
объем и глубину пространства. В скульптуре
появились произведения, передающие человеческий
образ, приближенный к реальности,
Переход от архаики
к классике ( VI-V вв. до н.э.) был к значительной
мере обусловлен социальными и политическими
изменениями в обществе. В результате
в мировоззрении греков наметился переход
к качественно новому осмыслению мира,
что проявилось в искусстве в виде новых
форм художественного выражения. Центром
античной культуры классической эпохи
становятся Афины. Афинское государство
стало примером в стремлении к развитию
культуры своих граждан. Театр, спортивные
состязания, всевозможные празднества
стали доступны не только аристократам,
но и простым гражданам. Культ тела и физической
красоты стал одной из сторон воспитания
личности. Расцвет архитектуры и размах
строительства характеризуют культурный
подъем Афин V в. до н.э. Образцом классического
совершенства стала скульптура афинских
мастеров. Лирика и греческая трагедия,
как и гомеровский эпос, выполняли вместе
с эстетическими и воспитательные функции.
В трагедии получило наиболее полное выражение
такое понятие, как катарсис, т. е. очищение,
облагораживание людей, освобождение
их души от негативных эмоций. Герои трагедии
определяли понятие правды и справедливости,
установленных богами законов. Но во всех
трагедиях человек зависим от воли богов,
и только в трагедиях Софокла, а впоследствии
и Еврипида, он является личностью, самостоятельно
определяющей свой выбор. С этого началось
обращение к человеку как к свободной
личности и рост индивидуализма, проявившиеся
в культуре Древней Греции в конце V в.
Идеалом выступает человек-индивидуалист,
неповторимый и особенный, а не гражданин-коллективист,
т. е. начинается процесс формирования
новых культурных ценностей. Внимание
уделяется всему единичному, особенному.
Меняется требования, предъявляемые к
произведениям искусства. В них выражалось
новое отношение человека к миру, утрата
его ясности и гармоний. Человек стал остро
ощущать трагические конфликты жизни.
Это отразилось и в произведениях архитектуры,
и в скульптуре.
Наступала эпоха эллинизма
(III в. до н.э. и последние десятилетия I
в. до н.э.). Ее искусство характеризуется
исключительно интенсивным развитием
всех художественных форм, связанных и
с греческими, и с «варварскими» принципами
культуры, с развитием науки, техники,
философии, религии, с расширением кругозора.
Это объясняется и обширными военными
походами, н торговыми контактами, и научными
путешествиями того времени. Границы,
на которых существовал гражданин полиса
и которые формировали его мировоззрение,
снимаются, и возникает неведомое ранее
«чувство мировых просторов». Этот сложный
мир, лишенный привычной гармония, был
новым. Его необходимо было понять, а значит,
и выразить в художественных формах средствами
искусства.
Бурно развивается архитектура как результат
развития старых и строительства новых
городов и скульптура, отражающая стремление
многих правителей прославить мощь своих
государств и себя в памятниках. Расцветают
виды искусства, связанные с украшением
зданий и интерьеров: мозаика, расписная
керамика, декоративная скульптура. Искусство
эпохи эллинизма более демократично, лишено
жестких норм, канонов, более реалистично
н гуманистично, ибо человек с его страстями
и в реальном обличье стал центром внимания
искусства того периода.
Религия.
Религия античной Греции имеет
две главные характеристики:
Политеизм(многобожие).
При всем множестве греческих богов можно
выделить 12 главных. Пантеон общегреческих
богов сложился в эпоху классики.
Каждое божество в греческом пантеоне
выполняло строго определенные функции:
Зевс — главный бог, властитель неба, громовержец,
олицетворял силу и власть.
Гера — жена Зевса, богиня брака, покровительница
семьи.
Посейдон — бог моря, брат Зевса.
Афина — богиня мудрости, справедливой
войны.
Афродита — богиня любви и красоты, рожденная
из морской пены.
Арес — бог войны.
Артемида — богиня охоты.
Аполлон — бог солнечного света, светлого
начала, покровитель искусств.
Гермес — бог красноречия, торговли и
воровства, вестник богов, проводник душ
умерших в царство Аида — бога подземного
царства.
Гефест — бог огня, покровитель ремесленников
и особенно кузнецов.
Деметра — богиня плодородия, покровительница
земледелия.
Гестия — богиня домашнего очага.
Древнегреческие боги жили на заснеженной
горе Олимп.
Кроме богов существовал культ героев
— полубожеств, родившихся от брака богов
и смертных. Гермес, Тезей, Ясон, Орфей
являются героями многих древнегреческих
поэм и мифов.
Второй особенностью древнегреческой
религии является антропоморфизм
— человекоподобие богов.
Что древние греки понимали под божеством?
Абсолют. Космос — абсолютное божество,
а античные боги — это те идеи, которые
воплощаются в космосе, это законы природы,
которые им управляют. Поэтому все достоинства
и все недостатки природы и человеческой
жизни отражаются в богах. Древнегреческие
боги имеют облик человека, похожи на него
не только внешне, но в поведении: они имеют
жен и мужей, вступают во взаимоотношения,
подобные человеческим, имеютдетей,?любляются,
ревнуют, мстят, т. е. обладают теми же достоинствами
и недостатками, что и смертные Можно сказать,
что боги — это абсолютизированные люди.
Эта черта оче'нь повлияла на весь характер
древнегреческой цивилизации, определила
главную ее черту — гуманизм.
Античная культура вырастает на основе
пантеизма древнегреческой религии, который
возникает как результат чувственного
понимания космоса: идеальные боги являются
только обобщением соответствующих областей
природы, как разумной, так и неразумной.
Это судьба, осознанная как необходимость,
и выйти за ее пределы нельзя. Из этого
можно сделать вывод, что античная культура
развивается под знаком фатализма, который
античный человек преодолевает с легкостью,
борясь с судьбой, как герой. В этом — смысл
жизни. Поэтому культ героя особенно характерен
для древнегреческой культуры. В античности
присутствует удивительный синтез фатализма
и героизма, вытекающий из особого понимания
свободы. Свобода поступка порождает героизм.
Пантеизм и культ героев наиболее ярко
выражены в древнегреческой мифологии.