Культура Ислама

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 17:17, реферат

Краткое описание

Основная цель данного реферата - рассмотреть ислам как культурное явление.

Для достижения этой цели предполагается решить следующие задачи:
во-первых, рассмотреть ислам как культурный феномен, причины его возникновения и развитие;

во-вторых, показать особенности арабо-мусульманской культуры и влияние на нее традиций ислама;

в-третьих, проследить влияние культуры ислама на мировую культуру.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
1 ИСЛАМ КАК КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН, ЕГО ЗАРОЖДЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5

2 ИСЛАМ И АРАБО-МУСУЛЬМАНСКАЯ КУЛЬТУРА . . . . . . . . . . . . . . . . 8

2.1 Архитектура и искусство. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8

2.2 Арабский язык . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12

2.3 Поэзия и проза . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13

3 Культура ислама и ее влияние на мировую культуру. . 18

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19

Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20

Вложенные файлы: 1 файл

Культура Ислама.doc

— 118.50 Кб (Скачать файл)

Наиболее "народным" был жанр рубаи, который представляет собой стихотворный афоризм из четырех строк. Первые две строки содержали экспозицию, третья — вывод и уже последняя — собственно "летучие слова". Иногда рубаи именуют дубайти (т.е. два бейта — двустишия).

Рубаи до X в. были сугубо устным народным жанром, поэтому форма их не была строгой. Ролевое значение строк, стихотворные размеры и виды рифм изменялись по желанию автора. Признанным мастером рубаи был ученый мудрец XI в. Омар Хайям. Рубай Хайяма откровенно противостояли официальным мусульманским догмам. Потому и тематика всеобъемлюща, не оставляет без внимания ни одну из сторон жизни общества и человека. Жизнелюбие и фатализм, гедонизм и отречение от мирских наслаждений непринужденно сосуществуют, облеченные в удивительные, ставшие каноническими формы. В сборнике Хайяма около пятисот четверостиший, он невелик по объему, но содержит глубокие интерпретации человеческой сущности.

Поэзия Омара Хайяма и Низами Гянджеви стала вершиной гуманистической ветви исламской литературы. Уже с XII—XIII в, возникает новый энциклопедический жанр — тазкире, труды антологическо-библиографического характера. Здесь, кроме имен и фрагментов из произведений, содержатся и краткие биографии авторов. Это настоящие энциклопедии, хранилища литературных древностей.

 


3                    Культура ислама и ее влияние

на мировую культуру

 

Вклад арабо–мусульманской культуры в сокровищницу мировой культуры весьма значителен. Существующее свыше тысячи лет, от Испании до Индии, искусство ислама играет в искусстве мира важную роль, особенно произведения художественного ремесла и ткани. Запад использовал его в качестве образца, перенимая мотивы из мусульманской Испании; в архитектуре Сицилии и Венеции, в тканях из Лукки и Флоренции видно сильное влияние искусства ислама. В XVII в. на Западе возникла мода на культуру и украшения мусульманского Востока. Поэзия поэтов-жизнелюбцев средневековья — Низами, Хафиза, Джами, Омара Хайяма, Руми и многих других — вдохновляла европейских и американских поэтов на создание шедевров мировой поэзии. Действенность арабо–мусульманской культуры проявляется в наше время в феномене сильного противостояния мира ислама вестернизации, идущей из круга западных культур.

 

 


Заключение

 

В заключение хотелось бы отметить, что ислам возник как идеологическое и организационное обеспечение целостного торгового и налогового пространства в ареале караванного пути из Индии в страны Средиземноморья (вдоль берега Красного моря). Объединение племен и стирание различий между ними, а также замирение торговых городов и воинственных бедуинов, живущих за счет грабежа караванов, произошло благодаря упразднению культов сотен родовых божеств и провозглашению единым богом Аллаха.

Пятью столпами (обязанностями) ислама являются:

                 вера в единственность Аллаха,

                 почитание пророка Мухаммеда,

                 пятикратное ежедневное совершение молитвы (салат),

                 пост в месяце рамадан (сауи),

                 паломничество в Мекку (хадж).

Мусульманская культура зародилась в тот, день, когда Слово Божье было ниспослано Пророку Мухаммаду. Новое мировоззрение, принесенное Исламом, изменило культурный облик покоренных народов. Литераторы, музыканты и художники избавились от вольнодумия и вседозволенности, господствовавшие в доисламский период и стали опираться в своем творчестве на каноны Ислама. Наивысший расцвет мусульманской культуры пришелся на IX-XII века, когда были сформированы общие принципы мусульманской культуры, определившие идеологию, традиции, нравственные нормы, психологию и поведение мусульман. "Золотой век" мусульманской цивилизации подарил миру богатые культурно-исторические памятники, многие из которых сохранились до сих пор и продолжают оказывать влияние на мировую культуру.

 

 


Список  использованной  литературы:

 

1.                  Гриненко Г.В. Хрестоматий по истории мировой культуры. - М.: Юрайт, 1998. -С.349-382.

2.                  Запад и Восток. Традиции и современность. - М.: О-во «Знание», 1993. - С. 157-177.

3.                  Капустин М.П. История мировой культуры. Древность. Учеб. пособ. – М.: Флинта, 2000. – С. 57 – 95. – С. 57-95.

4.                  Малюга Ю.Я. Культурология. - М.:ИНФРА-М, 1998. - С. 77-94.

5.                  Очерки по истории мировой культуры. - /Под ред. Кузнецовой. - М: Языки культуры, 1997.- С. 397-426.

6.                  Поликарпов B.C. Лекции по культурологии. - М.: Гардарика, Экспертное бюро, 1997.- С 135-146.

 



Информация о работе Культура Ислама