Культура Киевской Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 18:24, контрольная работа

Краткое описание

Прежде чем сесть за этот реферат, я долго думала, какую же тему мне взять. Перебрав все, я решила остановиться на культуре Киевской Руси. На это есть две причины. Во-первых, этот реферат помог мне лучше узнать историю моей страны. Во-вторых, хотелось лишний раз попутно уяснить для себя, что все разговоры о превосходстве украинского народа над российским или наоборот – не более, чем нелепица, так как корни ОБЩИЕ! После выбора темы мне предстояло выяснить какую Русь называть Древней. Этими историческими изысками я и поделилась в самом начале своей работы. С датой начала я особо не беспокоилась - за время появления Древней Руси можно считать IX век. Я решила описать культуру Киевской Руси до 1236 года - начала татаро-моногольского ига. После этого, на мой взгляд, Руси навязали пласт чужеродной культуры, который сам по себе также интересен, но выпадает из контекста данного реферата.

Содержание

1.ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………….…3
1.1 Древнерусское государство – когда и как………………………………..3
2. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА………………………………………………………………….…..5
2.1 Солнечные боги славян……………………………………………….………5
2.2 Славянская мифология………………………………………..……….……..7
2.2.1 Вступление………………………………………………………………7
2.2.2 Происхождение богов………………………………………..…..9
2.2.3 Изображение богов…………………………………….………..10
2.2.4 Храмы………………………………………………………..…………..11
2.3 Народные и языческие праздники Киевской Руси………..…12
2.3.1 Возникновение религиозных праздников
у славян………………………………………………………………………………………………12
2.3.2 Земледельческий религиозный культ
древних славян…………………………………………………………………………..……..13
2.3.3 Религиозный культ в славянском городе……….……17
3. МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА……………………………………………………….….18
3.1 Зодчество Киевской Руси…………………………………………………..18
3.1.1 Ах, дерево, дерево...................................................18
3.1.2Архитектурно-композиционные формы
и их эволюция…………………………………………………………………………….……..21
3.2 Живопись Киевской Руси……………………………………………….….25
3.3 Прикладное искусство…………………………………………………….…28
3.3.1 Внутреннее убранство дома…………………………………28
3.3.2 Народный костюм……………………………….…30
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..…….34
5. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………….…………….35

Вложенные файлы: 1 файл

_моя К_Р по культурологии.docx

— 97.47 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА

 

3.1 Зодчество Древней Руси

 

3.1.1 Ах, дерево, дерево ...

 

Зодчество Киевской Руси – яркая страница в истории мировой архитектуры. Развиваясь, оно прошло большой и  сложный путь, отражая  своеобразные социальные условия жизни народа.

“Древнерусское  зодчество при наличии большой  монументальности  характеризуется  чрезвычайной пластичностью форм, каким-то особым  ощущением их спокойствия  и незыблемости, соизмеримостью с  размерами человека, его масштабами и потребностями. Все это относится  так  же в полной мере к интерьерам светских и культовых сооружений.

Древнерусское зодчество, развивавшееся на протяжении восьми веков, до конца ХVII столетия, дает целостную картину развития достаточно устойчивых и постепенно эволюционизирующих стилистических черт  и признаков. Параллельно развивались формы деревянной и каменной  архитектуры. причем деревянное строительство явно преобладало и оказывало значительное влияние на каменное. Основной строительный материал на Руси – дерево – использовался для строительства всех видов сооружений –жилых домов, городских укреплений, дворцовых зданий,  церквей. Город Древней Руси вплоть до ХVII пека оставался в основном деревянным. В деревянных постройках объемно-планировочная структура определялась бревенчатой конструкцией и ее естественными параметрами; однако при всей "жесткости" деревянной строительной  системы народные мастера-зодчие умели композиционно ее разнообразить и пластически оживить. В результате возникает очень широкая композиционная "амплитуда" от простейшей крестьянской избы-сруба до сложнейших объемных решений, типа шатровых и ярусных храмов." (Л.4)

"Дерево  украшало Русь теремами и деревянными  храмами, избами и мельницами, колодцами, и, конечно, за  долгие  годы сложилось искусство резьбы  и росписи по дереву.

И хотя из-за пожаров мало сохранилось старинных  деревянных построек, но и они дают представление о прекрасных теремах  и палатах. А вот описание терема из  сборника "Древних российских стихотворений" Кирши  Данилова:

Три терема златоверхие,

Да  трои сени косящаты,

Да  трои сени решетчаты,

Хорошо н теремах изукрашено,

На  небе солнце, в терему солнце,

На  небе месяц, в терему месяц,

На  небе звёзды, я терему звёзды,

На  небе заря, в терему заря –

И вся красота поднебесная.”

 

Из дерева строились и избы – добротные, просторные,  удобные и нарядные, с любовью и мастерством украшенные затейливой резьбой. Богаты и разнообразны традиции крестьянского зодчества. Они складывались веками и, имея общие  корни, приобрели свои особенности  не только на уровне стран (Украина, Россия, Белорусь и т.д.) , но и в “районных масштабах”. Разной была и украшающая дома резьба. Опытом многих  поколений был найден наиболее удобный для каждого района тип крестьянского дома.

В Киевской Руси северная изба -  высокая, часто  двухэтажная, окна небольшие, но их много  – пять или шесть – и все  к солнцу тянутся,  высоко от земли  поднялись. Под бок к избе прижались  сени, сарай, кладовые – всё под  одной крышей. Трудно придумать жилище более удобное для сурового климата  Севера с долгими студёными зимами. Наличники,  крыльцо, скаты кровель  северных русских изб украшает  строгий, но изящный геометрический орнамент. Любимый  мотив резьбы – солнечная розетка, древний  символ жизни  счастья, благополучия.

Особенно  нарядны избы Нижегородского края, что на  реке Волге. Они похожи на сказочные терема, сплошь покрытые затейливой резьбой. Здесь на Волге  любили растительные орнаменты. Среди  роскошного узора из густых  упругих  ветвей, листьев и цветов, гроздей  винограда мастера помещали фантастических птиц, львов, похожих на добродушных  улыбающихся котов, русалок, которые  по  крестьянским поверьям охраняли живущих в доме от злых  сил. Рельефную  резьбу по дереву называют корабельной.  Ею исстари украшали не только дома, но и суда, которые  плавали по Волге от древнего Ярославля до Астрахани, бороздили воды Каспия." (Л.5)

Теперь  я немного расскажу о "технологии" строительства деревянных сооружений, а в частности избы... Как отмечено выше, ведущим видом строительства  в Киевской Руси являлись деревянные постройки. Помимо каменных церквей  были широко распространены и деревянные. Кроме того из дерева строились самые  разные сооружения - от жилых и хозяйственных  зданий до больших дворцовых с  разветвленной планировочной системой. "Основным мерилом, модулем деревянной архитектуры является бревно или  брус нормальной длины. Четыре бревна, образующие по контуру прямоугольник  и связанные в концах посредством  врубок, создают венец, укладываемый горизонтально. Бревна в венце связываются  между собой в основном двумя  способами врубок - "в обло"  и "в лапу". Врубку "в обло" можно наблюдать только в очень старых зданиях и деревенских избах. Второй тип врубки - "в лапу" - сложнее первого, но прочнее конструктивно. Венцы накладываются один на другой, и в результате образуется сруб. Вследствие того, что размеры сруба определяются по горизонтали длиной бревна, то при строительстве зданий больших размеров необходимо соединять несколько срубов, располагающихся в том или ином порядке. Квадратный сруб носит наименование четверика, сруб же восьми угольной формы, образованный восемью бревнами - восьмерика. Деревянный сруб, или же - что реже - срубы, присоединенные друг к другу, составляли основу традиционного русского крестьянского дома - избы. Перекрытие производилось обычно на два ската. По этому же принципу иногда (главным образом на Севере) строились большие деревянные дома на подклетах или в два этажа. Примером может служить крестьянский дом в сельце Заозерье, перенесенный в настоящее время в заповедник на остров Кижи" (Л.4)

С ХI века постепенно начинает распространяться и каменное строительство. Сначала  этот процесс шел очень медленно, но в последующие  столетия он заметно  ускорялся. В городах начинают строиться  каменные церкви, самые значительные дворцовые здания, и позже, с ХVII века – богатые жилые дома. С  ХII - XIV века из камня возводятся и  оборонительные стены городов. Самые. ранние монументальные сооружения относятся  к эпохе Киевской Руси, за ними следуют  замечательные памятники архитектуры  Владимира, Суздаля, Новгорода и  Пскова и, наконец, величавые соборы и дворцовые комплексы Москвы – собирательницы  русских земель.

В каменном светском строительстве, в жилых  и дворцовых постройках преобладали  асимметричные и очень живописные равнения. Сложные организмы, такие, как дворцы – Колымой Кремлевский  Ивана III и другие складывались из ряда простых объемов – палат, соединяемых  переходами и галереями, в чем  нельзя опять-таки не видеть воздействия  деревянных построек.

В культовом  каменном строительстве на века утвердился тип кубического храма, внутреннее пространство которого определилось наличием  параллельных нефов с четырьмя, шестью и большим числом опорных  крещатых столбов, поддерживающих своды и купола; число последних составляло от одного до пяти. При наличии сходной объемной и конструктивной структуры, русские культовые сооружения дают картину чрезвычайного разнообразия размеров, объемных форм и средств декоративной  обработки сооружений. Подавляющее большинство сооружений до ХIV века включительно отличается органичностью и единством объемной композиции и конструктивного решения, их внутренняя структура четко и последовательно выражается во внешних формах.

 

3.1.2 Архитектурно-композиционные формы их эволюция

 

Можно без  сомнения утверждать, что первый значительный этап в развитии культуры, в том  числе и архитектуры, нашел свое проявление в эпохе Киевской Руси.  Период расцвета Киевского государства  – конец Х – ХI века. В эти  десятилетия в Киеве наряду с  деревянными сооружениями появляются дворцы, храмы и крепостные башни, построенные из кирпича и камня, выложенных рядами на розоватого цвета известковом растворе и образующих  "полосатую" кладку. Крупнейшим памятником архитектуры Киева явился Софийский собор (начат в 1037 г. – окончен в конце ХI в.),  первоначальный облик которого позже был искажен перестройками.  Церкви на Руси имели не только культурное, но и общественное назначение.  Это усиливало то внимание, которое уделялось их строительству. Первоначально Софийский собор представлял собой пятинефный крестовокупольный храм с тринадцатью главами, из которых пять средних были  болот крупными, а центральная, осевая, самой большой. С севера, юга и запада собор окружался открытыми одноэтажными галереями на аркадах. С восточной стороны каждый из пяти нефов завершался полукруглой в плане апсидой. Спустя несколько десятилетий наружные галереи были надстроены вторым этажом. Кроме того, возник еще один ряд одноэтажных галерей, появились башни, заключавшие лестницы для подъема на хоры. Значительно позже – в ХVII - ХVIII веках надстроили и наружный ряд галерей, возникли прямоугольные контрфорсы, основная кладка скрылась под слоем штукатурки, на северной и южной сторонах возвели новые купола, были произведены и другие существенные  изменения в архитектурном облике храма.

Меньше  преобразований произошло внутри собора. Стены и своды  были покрыты  монументальной фресковой живописью  н мозаикой. Изображения, в которых ясно просматривается стилистическая общность со статуарными, статичными образами Византии, полны торжественности и парадности. В главной алтарной апсиде мозаики размещены в трех ярусах.  В верхнем - Большая торжественная фигура Богоматери с поднятыми руками. Мозаики набраны из кубиков смальты разного цвета. Яркие чистые краски с преобладанием сине-лиловых тонов декоративно выделяются на сверкающем золотом фоне. Монументальная живопись киевской Софии, сплошным ковром покрывающая архитектурные формы и органически связанная сними, является высшим достижением той эпохи. Большие масштабы, целостное композиционное построение и ряд других признаков позволяют провести грань между Софией в Киеве, первым крупным монументальным сооружением Древней Руси, и современными ему византийскими храмовыми постройками.

Следующая стадия развития архитектуры Киевской Руси связана с Великим Новгородом. Здесь, в середине XI века  (1045 -1050), был построен Софийский собор  с пятинефным внутренним пространством, строгий, композиционно собранный и величавый. Несмотря на последующие перестройки, собор сохранил до наших дней свои основные черты и прежде всего монументальность и лаконичность облика. Новгородская София в основном построена из камня, кирпич использован лишь частично - в кладке арок, окон, порталов. Фасады собора разделяются широкими пилястрами - лопатками, которые выражают внутреннее строение храма. Между ними так называемые закомары-завершения, соответствующие сводчатым покрытиям нефов. Собор увенчан пятью главами, над башней, ведущей на хоры, находится еще одна - шестая глава. Внешний облик собора не имел каких-либо декоративных деталей. В интерьере основную роль имеют мощные крещатые столбы, несущие своды. И стены, и столбы, и своды, так же как и в киевской Софии, были покрыты живописью, в данном случае исключительно фресками.

В XII веке в Новгороде устанавливается  республиканская форма правления. Вместо больших храмов, возведение которых  было связано с княжеским  периодом, строятся церкви однокупольного типа. Широко известна церковь Спаса-Нередицы близ Новгорода (конец XII века), в которой определилась типичная для последующего развития русского зодчества форма - необычайно простая, призматическая, близкая к кубу. Фактически она возникла из больших храмов, таких, как киевская и новгородская Софии, но там было пять внутренних нефов и пять куполов в основной части здания, здесь же эта система еще более упрощается, вводятся лишь три продольных нефа и один купол.  Выявление внутренней структуры сооружения снаружи - характерная черта, проявившаяся уже в самых ранних сооружениях Древней Руси, обнаруживается и здесь, на фасадах Нередицы - трехчастное деление, внутренние своды определили появление внутренних арок-закомар, на восточной стене трем нефам соответствуют три алтарные апсиды. Единственный купол поддерживается четырьмя внутренними столбами. Существующее в настоящее время луковичное покрытие купола появилось позже. Первоначально купол, как и во всех древнерусских храмах был шлемовидным. Типичны узкие, щелевидные окна на фасадах и барабане купола.

Церковь покрыта обмазкой и побелена. Лепные детали на фасадах почти отсутствуют. Слегка неровные, "текучие" линии  штукатурных поверхностей фасадов, углов здания, лопаток, закомар, придают  сооружению мягкую пластичность. Церковь  Спаса-Нередицы была разрушена немецкими фашистами, но в настоящее время восстановлена. Первоначально она вся была расписана фресками - от пола до купола включительно. Фрески сохранились на уцелевшей части сооружения. Поверхности стен и сводов членились коричневато-красными полосами на отдельные большие поля нередко даже не совпадающие с границами архитектурных членений. В границах этих полей были изображены святые и различные религиозные сюжеты. Общий колорит фресок определяется типичным для других фресковых росписей голубоватым фоном, на котором выступали охристые, коричневатые и белые пятна - лики святых, нимбы, детали одежды.

Близка  по своему типу к Нередице церковь в Старой Ладоге, относящаяся к XII веку, в которой сохранились остатки замечательных фресок того же времени.

Близок  к Новгороду по характеру архитектуры  город Псков. Здесь тоже возводились  многочисленные одноглавые церкви, строившиеся  из местного грубо околотого плитняка. По сравнению с новгородскими они более массивны и отличаются особой сочностью форм.

Колоколен в Новгороде и Пскове не строили, они появились в Москве позже, в конце XV века. В Пскове существовали только звонницы - каменные стенки, завершавшиеся  невысокими круглыми столбами, между  которыми подвешивались колокола. Иногда колокола крепились просто к толстому деревянному брусу, укреплявшемуся на врытых в землю деревянных столбах.

Крупным центром зодчества было Владимиро-Суздальское  княжество. Здесь, во второй половине XII столетия был построен ряд первоклассных  сооружений, возведенных из высококачественного  белого камня - известняка. При князьях  Андрее Боголюбском и Всеволоде III во Владимире строятся храмы и дворец, которые должны были содействовать прославлению столицы княжества. Самое крупное сооружение Владимира - Успенский собор, начатый строительством в 1158 году и затем, после пожара, перестроенный. Первоначальное здание было окружено галереями, добавлены четыре главы, внесены и другие изменения. Расширенный и переделанный собор получил необычайно гармоничное, композиционно четкое, превосходно проработанное во всех деталях белокаменное оформление. Фасады строения расчленены на отдельные вертикальные поля, разграниченные тонкими полуколонками и завершенные закомарами. Посередине высоты здания проходит широкая лента - колончатый пояс, состоящий из маленьких колонок, соединенных арочками. Главы завершены шлемовидными покрытиями. Медная крыша была первоначально позолочена. Внутри собор был расписан и содержал драгоценную утварь.

Информация о работе Культура Киевской Руси