Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2012 в 20:31, реферат
Конец раннего железного века (III вв. н.э.) – это укрепление раннефеодальной государственности в период трёх государств Корейского полуострова. Культурный комплекс Когурё, Пэкче и Силла основан на развитом железе. Письменные источники утверждают, что эти государства возникли в I в. до н.э., однако исторические данные свидетельствуют о том, что к I в. до н.э. относится лишь образование трёх крупных племенных союзов, а процессы формирования государств в разных частях полуострова завершаются на протяжении III – VI вв. н.э
Отталкиваясь от китайского учения о 28 созвездиях, корейские астрономы создали собственные представления о светилах и звездные карты. Наиболее ранние из них представлены в курганных захоронениях Когурё близ г. Тункоу – Муёнчхон («Курган танцоров», вторая половина IV в.) и Какчочхон («Курган борцов»). На потолке погребальной камеры достаточно точно расположены рисунки нескольких звездных скоплений, линиями объединенных в созвездия. Вершиной астрономического знания когурёсцев является высеченная на камне карта звездного неба, представляющая почти полторы тысячи светил; её создание относят к рубежу V – VI вв. Звездная карта была утрачена, но в 1395 г. обнаружилась её бумажная копия: оттолкнувшись от когурёского научного памятника ученые династии Ли создали знаменитую «Чхонсаннёльчха пунъя чидо» / «Астрономическую карту созвездий».
О регулярных наблюдениях за небом и светилами свидетельствуют археологические памятники: развалины астрономической башни с солнечными часами в Пэкче и обсерватория Чхомсондэ (
Забота о надежности календаря – важнейшая задача древней астрономической деятельности. Когурёсцы перешли на солнечно-лунный китайский календарь в 624 г., Пэкче – в V в., а Силла – в 674 г., отказавшись от собственной календарной системы, созданной веком раньше. Принятия китайской системы летосчисления и календаря требовал режим вассальных отношений, поскольку ханьцы полагали наличие собственного календаря и карты признаком культурно-политической независимости. Силла числится среди вассалов Китая с VI – VII вв., оно первым заимствовало в Танской империи календарное летосчисление, 60-летний годичный и универсальный двенадцатиричный временной циклы, счет лет по девизам правления ванов.
В целом, календарные и астрономические наблюдения в Когурё, Пэкче и Силла были возведены в ранг государственной политики, это связано со многими научно-прикладными, хозяйственными, политико-культурными и, конечно же, сакральными их функциями. Бесспорность и незыблемость связи между небесами и жизнью на Земле, а также божественное происхождение власти и государя характерны для миропонимания древних корейцев. Астрономия давала возможность проследить и предугадать воздействие небесных феноменов на ситуацию в государстве, с этой точки зрения наибольший интерес вызывали солнечные и лунные затмения, движение пяти планет (Венеры, Юпитера, Меркурия, Марса и Сатурна), непредсказуемые явления: кометы, метеоры, звездные «дожди». Луна и Солнце персонифицировались в личности правителя; затмения и прочие события в небесах, особенно непредвиденные, воспринимались как неблагоприятная реакция небес на земные события. Избежать божественной немилости, предвосхитить её можно было с помощью сакральных обрядов и церемоний, совершать которые следовало в надлежащее время, а это позволяли делать лишь астрономия и надежный календарь.
Наряду с астрономией развивались и метеорологические наблюдения, имевшие первостепенное значение для развития сельского хозяйства. Астрономы обращали внимание не только на звездное небо, но и на смену сезонов, особенности погоды и климата, выделяли небесные осадки, которые могли быть свидетельством и благосклонности, и гнева небес. По понятным причинам очень пугал жителей полуострова град, он не только вредил посевам, но и вселял в души людей ужас перед наказанием за совершенные государём или его челядью «проступки». Особое развитие метеорологии наблюдалось в Пэкче, где с конца IV в. существовал штат чиновников ильгванджа, призванных следить за погодой, собирать и обобщать метеорологические сведения. Материалы обобщались и находили отражение в летописях, практических рекомендациях и наставлениях по ведению земледельческих работ.
Корейцы восприняли танскую установку о государственном значении истории и географии, причем последняя оценивалась ими в качестве не столько естественной, сколько общественной науки. Появление письменности стимулировало начало систематической записи событий. В Когурё уже к началу VI в. существовал официальный 119-томный сборник исторических документов и хроник «Юги» / «Памятные записки». Примерно к 600 г. преподаватель «Тхэхак» Ли Мунджин* отредактировал его и на этой основе составил 5-томную историю Когурё, получившую название «Синджип» / «Новое собрание [документов]». Оба сочинения носили явно выраженный исторический и летописный характер. В третьей четверти IV в. по поручению вана Кынчхого (346 – 375 гг.) ученый Ко Хын* написал «Соги» / «Исторические хроники», повествующие об истории Пэкче. Силланский ван Чинхын (534 – 576 гг.) создал группу ученых во главе с Ко Чхильбу (502 – 579 гг.) для составления «Кукса» / «Отечественной истории» (545 г.). К сожалению, эти исторические произведения не пережили раннего средневековья, но они послужили материалом для следующих поколений ученых: Ким Бусик (1075 – 1151 гг.), автор «Самгук саги», активно использовал сохранившиеся материалы в XII в.
Географические знания требовались, в первую очередь, для укрепления и усовершенствования системы управления государством. Результатом достижений в этой области (определение направления по сторонам горизонта; определение меры длины; отсчет расстояния от знаменательного географического пункта, например силланской Чхомсондэ) явилось составление первых карт страны. В IV в. прообраз географической карты появился на стенах когурёской гробницы (курган Сынчон, Северный Пхёнан, а по некоторым данным – окрестности г. Сунчхона, Южный Пхёнан), здесь был изображен Ляодунский полуостров с окрестностями, включая часть Кореи. Фреска гробницы Яксу (район г. Нампхо) изображала план крепости. В 628 г. ван Когурё в знак вассалитета отослал в Китай «Понъёкто» / «Изображение границ [владений и пределов]», по общему признанию, первую в истории Кореи географическую карту отечества. Есть упоминания о ранних картах Пэкче («Тоджок» / «Собрание карт»), летописи свидетельствуют, что в 602 г. и в дальнейшем из Пэкче в Японию отправляли какие-то географические сочинения.
Исключительно прикладное значение имели другие научные дисциплины: математика, химия, физика. Математика применялась для обслуживания астрономии и строительных работ. Наибольшей популярностью в среде астрономов пользовался китайский трактат «О солнечных часах», в котором не только шла речь о правилах пользования и возможностях прибора, но описывались формулы для астрономических (высота Солнца над горизонтом) и геометрических (аналоги теоремы Пифагора и коэффициента длины окружности «π») вычислений. Циркуль, угломер и другие изобретения астрономов-математиков широко применялись в строительстве: при возведении фундамента сооружений и особенно в погребальной архитектуре. Математические приемы использовала картография. Расширились познания корейцев в области химии, об этом свидетельствует появление многоцветных стойких красок на ртутно-минеральной основе, именно их использовали авторы курганных фресок. Развитие физических представлений, несомненно, сказалось на описанных выше технологических новшествах.
Значительных успехов достигла эпоха Самгук в области врачевания различных болезней и создания отечественной фармакопеи. Когурё стало проводником пришедших из Китая познаний в области медицины. В 651 г. сюда прибыл китайский врач Чжи Цзун, он привез с собой лекарства и лечебники. Но ещё раньше здесь в ходу были различные медицинские трактаты и даосские сочинения о методах терапии; развивали траволечение, иглоукалывание, лечение прижиганием и компрессами; издавна применялись женьшень и горячие источники. Опыт когурёской медицины был обобщен в сборнике «Носабан» / «Лечебные предписания» (начало V в.), когурёские врачи практиковали в Пэкче и Силла, славились далеко за пределами страны. В 414 г. в Японию из Силла был отправлен экземпляр «Носабан», в 459 г. уже из Пэкче туда отправился лекарь-когурёсец. В 553 – 554 гг. врач Ван Ю Рынтха* и травник Пан Генпхун* из Пэкче выехали в Японию. Существуют упоминания о послужившем становлению японской медицины «Пэкче синсю» / «Новый сборник Пэкче» или «Пэкче синчиппан» / «Новый сборник предписаний Пэкче». Ездили в Японию для лечения государя и врачи Силла (414 г.), силланцы же принимали японских «стажеров» у себя, обучая иглоукалыванию и другим методам лечения, был составлен объемный труд «Посабан» / «Руководство по лечению». Книги «Носабан» и «Посабан» высоко ценились в Японии и даже в Китае, прародине восточной медицины. С конца VII в. в Силла действует специализированное медицинское училище.
Широкое распространение образования и науки в трёх государствах опиралось на активное заимствование в Китае религиозных систем и философии буддизма, даосизма и конфуцианства.
2.Заимствование религиозно-философских систем и идеологии
Основанные на культах предков и неба местные верования эпохи Самгук способствовали тому, что в сознании древних корейцев сложилась цельная картина о мире, которая нашла отражение в погребальных сооружениях, олицетворявших сакральное единство природы и человека. Главная погребальная камера в кургане – это миниатюрное воспроизведение мира: на постаменте – земле – покоится умерший; вокруг него стены с фресками, «населенные» людьми, животными и материальными предметами; опорные столбы поддерживают верхнюю плиту, имитирующую небесный свод, часто на ней изображалось солнце или звездное небо. Ритуальный инвентарь погребений дополнял бытовую картину мира и делал её ещё более похожей на Вселенную в миниатюре.
Сложившееся в древности целостное восприятие мира облегчило процесс заимствования корейцами стройных религиозных систем и философии буддизма, даосизма и конфуцианства. Принятие буддизма в качестве официальной религии стало крупнейшим историческим событием в развитии религиозного сознания и корейской культуры в целом. Уже на раннем этапе заимствования буддизм в Корее укрепился в культовой сфере и в нише художественной культуры, в то время как идеология и философия, наука и образование строились преимущественно на конфуцианской основе. Такое уникальное сочетание буддийского культа и преобладания конфуцианства в общественно-политической и государственной сфере сохранялось на протяжении всего периода трёх государств, Объединенного Силла и Корё, вплоть до превращения конфуцианства в государственный религиозный культ с установлением династии Ли на рубеже XIV – XV вв.
На первый взгляд, появление новых религиозных систем на полуострове выглядит как внешнее и случайное привнесение буддизма и конфуцианства на корейскую почву, на самом деле они распространяются на полуострове со второй половины IV в. не только при помощи китайских монахов, но и за счет сподвижничества вновь обращенных местных адептов. Таким образом, можно предположить, что знакомство корейцев с новой религией произошло раньше, чем это традиционно представляется на основе летописных материалов о буддийском миссионере из Северного Китая Сундо* (кит. – Шунь Дао), посетившем Корею в 372 г. Существуют упоминания о неких проповедниках Ториме, или Чидориме (кит. – Дао Лин, 314 – 366 гг.), бывшем в Корее как минимум шестью годами раньше Сундо, и Адо (357 – ? гг.), возможно, когурёсце, возвратившемся из Китая в 374 г.; очевидно, что его поездка должна была состояться раньше 372 г.
Так или иначе, в 372 г. в Когурё прибывает проповедник Сундо и привозит с собой буддийскую литературу и статуи. Его миссия увенчалась успехом: ван Сосурим (? – 384 гг.) радушно встретил гостя, приветствовал его миссионерские намерения, объявил о принятии буддийской веры в качестве государственной религии и даже согласился открыть в столице учебное заведение. Видимо, двор и знать Когурё уже имели представление о буддизме и были готовы к такому развитию событий. Однако правовое оформлениебуддизма как официальной когурёской религии состоялось лишь в 392 г. особым королевским указом. Первые буддийские храмы в Когурё воздвигнуты в 375 г., после указа короля храмовое строительство ускорилось, через год только в окрестностях Пхеньяна сооружено девять храмовых комплексов, наиболее прославились монастыри Чхомунса и Ибулланса
Проникновение буддизма в Пэкче связано с миссионерами из Южного Китая во главе с Маранантха* (кит. – Молонотоу). В 384 г. они добились от вана Чхимню (384 г.) принятия новой религии. С 385 г. в специально основанном храме проповедник рукоположил десять новых священников. В V – VI вв. проповедь буддизма всемерно поощрялась, корейский монах Кёмик* выехал в Индию, изучал там санскрит и учение виная и через пять лет, в 529 г., вернулся домой, привезя множество буддийских книг. Получив в своё распоряжение 28 помощников, он возглавил труд по переводу сутр на язык Пэкче, его усилиями здесь была создана секта виная (кор. – юль). Однако, преуспев по сравнению с Когурё, буддисты в Пэкче в середине VII в. утратили многие позиции, и начался их отток в Силла и Японию.
Упомянутый выше Адо пытался пропагандировать буддизм в Силла в третьей четверти IV в., но был оттуда изгнан. Провалом закончилась и миссия китайского проповедника Мукходжа* (иногда – Моходжа), приезжавшего в Силла из Когурё при ване Нульджи (417 – 458 гг.). Нормальные условия для буддистов были созданы лишь при ване Тосоне (479 – 500 гг.), а в 527 – 528 гг. силланские власти официально приняли новую религию при активном сподвижничестве монаха Вон Чхыка (613 – 696 гг.). Позднее принятие буддизма объясняется серьезным противодействием родовой знати из кланов Пак и Сон правителям Кимам. В этих условиях династия предпочла пойти на союз с буддийским духовенством, желая добиться от них «освящения» своей монополии на власть в Силла. Иерархия духовенства попала под контроль королей, а сам буддизм избежал такого слияния с местными культами, которое было характерно для Пэкче и Когурё. Проповедь буддизма стала служить монархии, поставившей целью объединить Корею под своей эгидой. Силланские короли начали принимать буддийские имена, иногда стричься в монахи. Они поощряли строительство храмов, отливку буддийских статуй. По заказу властей из Китая прибыл священник Мёнгван с несколькими сотнями свитков сутр. В свою очередь, буддисты создали легенду о происхождении основателя династии от выходца из Индии, понятие «ван» стали отождествлять с понятием «будда».