Культура Месопотамии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 11:29, реферат

Краткое описание

Существует два основных варианта шумерского мифа о сотворении человека. Согласно первому, бог Энки и богиня Нинмах вылепили первых людей из глины подземного мирового океана, замешанной на крови какого-то убитого ими бога. Затем Энки и Нинмах определили судьбу первого человека и устроили по этому поводу пир. Охмелев, они снова начали лепить людей, но теперь у них стали выходить уроды. Во втором варианте рассказывается, что раньше люди росли под землей, как трава. Бог Энлиль пробил мотыгой дыру в земле, через которую люди вышли на поверхность.

Вложенные файлы: 1 файл

культ.docx

— 29.12 Кб (Скачать файл)

 Шумерские города застраивались  стихийно, без какой-либо единой планировки. Между глухими стенами, окружавшими глинобитные прямоугольные дома без окон, пролегали кривые и узкие не мощеные улицы. В каждом шумерском доме обязательно был внутренний дворик, многие имели канализацию. Сами города обносились высокими и толстыми стенами.

 В Шумере существовала  достаточно высокоразвитая пластика. Скульптуры изготавливали из алебастра иди мягкого камня — песчаника или известняка. Это искусство было весьма далеко от реалистичного. Мастера не ставили перед собой задачу правильно передать пропорции тела человека или черты лица. Шумерские скульптуры угловаты, приплюснуты, они кажутся слишком массивными и тяжелыми. Вместо лиц — застывшие маски с несколько птичьими чертами и непропорционально огромными, широко раскрытыми глазами. Часто вместо глаз и бровей вставлялись драгоценные камни, скульптуры украшались ожерельями, кольцами и браслетами, в которых ювелиры чередовали три основных цвета: синий (лазурит), красный (сердолик) и желтый (золото).

 

 Широко распространенные  рельефы изображали сцены охоты  или мифологические сюжеты. Изображение  было поделено на несколько  параллельных друг другу частей, которые следовало «читать» снизу  вверх. Особенно искусно были  выполнены многочисленные цилиндрические  печати. Резчики изображали людей  в строго определенных позах:  полный поворот плеч, профильное  изображение ног и лица, глаза  — в фас. Животные и птицы  также изображались в профиль,  только некоторые детали (рога, глаза,  крылья) — в фас. Собственно, из  глубокого рельефа и родилась  скульптура, появление которой говорит  о начале пространственно-художественного  мышления. Сам шумерский рельеф  представлял собой небольшую  плитку из мягкого камня, созданную  в честь какого-либо значительного  события. Классическим примером  этого является так называемая  «стела коршунов» энси Лагаша Эанатума, выполненная около 2500 года до н. э.

 Искусство аккадцев  отличалось гораздо большим реализмом. Впервые скульпторы стали правильно передавать пропорции человеческого тела, они пытались если не добиться портретного сходства, то выработать единый тип реалистического изображения человеческого лица. Все это свидетельствовало о появлении у художника интереса к отдельной человеческой личности. Работы, выполненные в «аккадской» манере, отличают: тщательная проработка мельчайших деталей одежды, прически, правильная передача мускулатуры и движения человеческих тел. Подлинными шедеврами аккадской пластики являются: стела царя Нарамсина и медная голова царя Саргона Древнего.

 В конце II тысячелетия  до н. э. начался невиданный расцвет ассирийской культуры, вобравшей в себя черты шумерской, аккадской, хеттской, хурритской и египетской культур. Раскопки, благодаря которым были -обнаружены Ниневия, Ашшур и царские резиденции, явили миру скрытую на протяжении тясячелетий под слоем земли великую культуру исчезнувшей Ассирийской империи.

 Практически все города  Ассирии являлись мощно укрепленными  крепостями с толстыми стенами  и глубокими рвами. В храмовом  строительстве по-прежнему господствовал  зиккурат, который, однако, больше не господствовал над городом, уступив ведущее место дворцу. Застройка носила следы единой планировки, что особенно заметно в царских резиденциях. Каждый ассирийский царь строил для себя новую резиденцию, являвшуюся по сути дела городом. Наиболее известной резиденцией является Дур-Шаррукин, выстроенная Саргоном II.

 

 Дворец-цитадель в  Дур-Шаррукин представлял собой целый комплекс, выстроенный на гигантской 14-метровой платформе площадью в 10 га. К этой платформе вели два широких пандуса, по которым можно было подъехать к дворцу, состоявшему более чем из 200 помещений. У входа в здание стояли огромные 5-метровые каменные статуи крылатых львов с человеческими лицами — добрых духов-хранителей шеду.

 

 Комнаты и галереи  дворца были покрыты росписями  или облицованы глазурованными  цветными кирпичами, а также  украшены множеством рельефов  и статуй. Ассирийская скульптура  была довольно сильно связана  с архитектурой. Сами статуи первоначально  являлись декоративно обработанной  колонной. Для ассирийских мастеров  была характерна педантичная  проработка мельчайших складок  одежды и завитков прически, создание  массивных гипертрофирован--но мускулистых форм.

 

 Многочисленные громадные  ассирийские рельефы невольно  наводят на мысль о целых  армиях художников, которые трудились  над их созданием. Главными  их темами были сцены войны  и охоты. Тщательно выполненные  рельефы было принято раскрашивать, что еще больше увеличивало  впечатление помпезности и блестящей  роскоши империи. Скульпторы подчеркивали  физические качества человека  — тяжелые руки, массивные ноги, вздутые мускулы, каменная, даже  в движении статичная поза  — все это создавало образ  сильных, железных и жестоких  правителей-воинов.

 

 На руинах Ассирии  ненадолго расцвело Нововавилонское Царство, главными памятниками которого являются развалины Вавилона. Самый крупный город на Древнем Востоке представлял собой прямоугольник площадью более 10 км2. Он был разделен Евфратом на восточную (старую) и западную (новую) части. Обе половины города соединялись деревянным мостом на каменных опорах. Вавилон был обнесен рвом и тремя рядами высоких стен с 360 башнями. Первая стена была толщиной 7 м, вторая — 8 м, а третья — 3,5 м. Все они были облицованы глазурованными кирпичами, некоторые из них составляли рельефы, изображавшие животных и воинов. Кроме того, хитроумные инженерные сооружения позволяли в случае угрозы затопить водой всю раскинувшуюся перед Вавилоном плоскую, как стол, равнину.

 Город имел четкую  планировку, проявившуюся в системе  пересекающихся прямых улиц, так  называемых «дорог процессий». Однако  кварталы между этими улицами  были застроены, как правило,  беспорядочно. Через весь город  с северо-запада на юго-восток  проходила главная улица, которая  соединяла храм бога Мардука  с главными воротами города, посвященными  Иштар. Сейчас эти ворота, облицованные синими глазурованными кирпичами, находятся в Пергамон-музее в Берлине.

 В Новом Вавилоне  было более 50 больших и маленьких  храмов. Среди них выделялся семиярусный зиккурат Этеменанки — знаменитая вавилонская башня, «Дом основания неба и земли». Высота этого храма, в последний раз восстановленного при Набопаласаре и Навуходоносоре II, превышала 90 м. Всего вавилонскую башню выстраивали заново не менее 5 раз. До наших дней от этого сооружения сохранился только фундамент.

 

 Другим не менее  знаменитым вавилонским зданием  были Висячие сады Семирамиды, которые древние греки считали  вторым из семи чудес света.  Предание гласит, что это строение  было возведено по приказу  Навуходоносора II для его любимой  жены-мидянки, скучавшей в непривычной для нее пустынной равнине, окружавшей Вавилон. В начале XX века немецкая археологическая экспедиция раскопала мощный фундамент Висячих садов. По-видимому, наземная часть этого сооружения представляла собой сложную конструкцию из стен или столбов в несколько этажей, на которых были расположены террасы с оранжереями, куда при помощи специальных устройств подавалась вода из Евфрата.


Информация о работе Культура Месопотамии