Культура Ренессанса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 22:06, реферат

Краткое описание

Культура Ренессанса зародилась во второй половине ХIVв. И продолжала развиваться на протяжении ХV и ХVI вв., постепенно охватывая одну за другой, все страны Европы. Возникновение культуры Возрождения было подготовлено рядом общеевропейских и локальных исторических условий. В XIV - XV вв. зарождались раннекапиталистические, товарно-денежные отношения. Одной из первых вступила на этот путь Италия, чему в немалой степени способствовали: высокий уровень урбанизации, подчинение деревни городу, широкий размах ремесленного производства, финансового дела, ориентированных не только на внутренний, но и на внешний рынок.

Вложенные файлы: 1 файл

ИСТОРИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ.docx

— 49.84 Кб (Скачать файл)

 

Введение

Культура Ренессанса зародилась во второй половине ХIVв. И продолжала развиваться на протяжении ХV и ХVI вв., постепенно охватывая одну за другой, все страны Европы. Возникновение  культуры Возрождения было подготовлено рядом общеевропейских и локальных  исторических условий.

В XIV - XV вв. зарождались раннекапиталистические, товарно-денежные отношения. Одной  из первых вступила на этот путь Италия, чему в немалой степени способствовали: высокий уровень урбанизации, подчинение деревни городу, широкий размах ремесленного производства, финансового дела, ориентированных  не только на внутренний, но и на внешний  рынок .

Складывание новой культуры было подготовлено и общественным сознанием, изменениями в настроениях различных  социальных слоев ранней буржуазии. Аскетизм церковной морали в эпоху  активного торгово-промышленного  и финансового предпринимательства  серьезно расходился с реальной жизненной  практикой этих социальных слоев  с их стремлением к мирским  благам, накопительству, тягой богатству. В психологии купечества, ремесленной  верхушки отчетливо проступали черты  рационализма, расчетливости, смелости в деловых начинаниях, осознания  личных способностей и широких возможностей. Складывалась мораль, оправдывающая  “честное обогащение”, радости мирской  жизни, венцом успеха которой считались  престиж семьи, уважение сограждан, слава в памяти потомков .

Термин "Возрождение" (Ренессанс) появился в XVI веке. Рассматривая эпоху  Средневековья как простой перерыв  в развитии культ. Еще Джордано Вазари - живописец и первый историограф  итальянского искусства, автор прославленных "Жизнеописаний" наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих (1550 г.) писал о "возрождении" искусства  Италии1. Это понятие возникло на основе широко распространенной в то время исторической концепции, согласно которой Эпоха Средневековья представляла собой период беспросветного варварства и невежества, последовавший за гибелью блестящей цивилизации классической кльтуры, историки того времени полагали, что искусство некогда процветавшее в античном мире, впервые возродилось в их время к новой жизни. Термин "Возрождение" означал первоначально не столько название всей эпохи, сколько самый момент возникновения нового искусства, который приурочивался обычно к началу XVI века. Лишь позднее понятие это получило более широкий смысл и стало обозначать эпоху, когда в Италии, а затем и в других странах сформировалась и расцвела оппозиционная феодализму культура. Энгельс охарактеризовал Возрождение как "величайший прогрессивный переворот из всех, пережитых до того времени человечеством".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. ПРЕДПОСЫЛКИ ИЗМЕНЕНИЙ

 

-  Развитие элементов капиталистической экономики (развитие централизованной и рассеянной мануфактур, разрушение цеховой организации ремесла, развитие банковской деятельности, формирование торгового и ростовщического капиталов, большой дефицит свободных денег).

-  Именно экономические причины вызвали волну путешествий. В поисках золота европейцы устремились в далекие земли. Так была открыта Колумбом Америка, совершено кругосветное путешествие Магеллана, и состоялась целая эпоха «Великих географических открытий».

-  За счет грабежа колоний происходил быстрый рост капитала. Но эпоха первоначального накопления капитала сопровождалась резким снижением уровня жизни огромной массы людей и чудовищным обнищанием народов всех стран Европы. Появились коммунистические утопии, которые были своеобразной формой протеста.

-  В этот период произошла настоящая техническая революция. Такие технические новшества, как самопрялка, педальный ткацкий станок, наливное мельничное колесо, печатный станок, доменный металлургический процесс, использование компаса, широкое применение пороха значительно увеличили производительность труда и привели к резкому росту практических и технических знаний.

-  Произошел грандиозный взлет в развитии искусства: живопись, скульптура, архитектура, литература до сих пор поражают нас удивительной силой и красотой своих форм. Поддерживаемая меценатами и государственной властью, светская культура в своем развитии значительно окрепла на основе возрождения античного наследия. 

-  Колоссальные изменения произошли и в христианской церкви. В ходе ожесточенных религиозных войн победил протестантизм.

Глава II. Основные представители науки эпохи Возрождения

    1. Леонардо да Винчи

Первый из первых, титан  эпохи Возрождения – Леонардо да Винчи (1452-1519). Величайший художник мира, инженерный гений, ученый, мыслитель, мастер. Кажется, что сочетание талантов этого человека превосходит возможности человека. Не получив классического университетского образования, Леонардо был далек от философско-схоластической учености. По мнению ученого, единственным объектом науки и искусства являются тайны Природы. Леонардо отвергает с презрением и мистико-магические учения, несмотря на то, что молва судила о нем как о чародее и чернокнижнике. Для познания природы необходим научный метод. Научный метод – это Опыт и математика. Леонардо был не только блестящим практиком и теоретиком науки, но и великим инженером. Сохранились его чертежи хитроумных машин: робота, парашюта, подводного аппарата, танка, летательного аппарата, приспособления для передачи и преобразования движения (цепные передачи). 

Леонардо серьезно изучал медицину, анатомировал трупы и сделал несколько потрясающих открытий, в частности, он нашел причину  старения и смерти человека. От того, что на стенках сосудов скапливаются выделения крови, они затвердевают, закупоривают сосуды и приводят к  смерти. 

 

    1. Теофраст фон Гогенгейм (Парацельс)

 

 

Теофраст фон Гогенгейм (Парацельс) (1493-1541) был ярким выразителем  духа эпохи Возрождения. Натурфилософ, маг, врач, мистик, человек, жизнь которого была наполнена борьбой, скитаньями, приключениями и напряженным  трудом. Парацельс был сыном врача, закончил Феррарский университет, но не проявлял никакого почтения к книжной  учености. Говорят, что он начинал  лекции в Базельском университете с  того, что публично сжигал популярные книги по медицине. Его имя было овеяно легендами о враче-чудотворце и чернокнижнике. Именно Парацельс  послужил для Гете прообразом доктора  Фауста. По словам Парацельса: «Чтение  никогда еще не создало ни одного врача…, а медицина является ни чем  иным, как большой добросовестной опытностью».

Парацельс был новатором. Он ввел в употребление много новых  лекарств растительного и минерального происхождения. Он полагал, что процессы, совершающиеся в организме человека, сводятся к тем же химическим превращениям, тех же химических начал, из которых  происходят все остальные тела. Отвергнув  теорию Аристотеля о четырех неразложимых элементах, Парацельс заменил их тремя алхимическими началами 1) ртутью, соответствующей духу, 2) солью  – телу, 3) серой – душе, связывающей  дух с телом. Все свойства тел  он объяснял различной пропорцией этих начал. Парацельс стал родоначальником  медицинской химии (ятрохимии).

Но Парацельс был полностью  сыном своего времени. Признавая  опыт в качестве основы познания, он занимался магией. Он считал, что  вселенная – это единый живой  организм, одушевленный жизненной силой  – археем. Звезды – видимые тела невидимых духов. Человек есть микрокосм, он подобен космосу, поэтому должно существовать средство магического  воздействия на природу. Наши мысли  представляют собой астральные тела, поэтому мыслью можно воздействовать через архей на другие тела.

 

    1. Джеронимо Кардано

 

Еще одной яркой фигурой  эпохи Возрождения был ^ Джеронимо  Кардано (1500-1576). Выдающейся была его  работа «Великое искусство» (1545), в которой  дан алгебраический способ решения  уравнений третей и четвертой  степени. Он оставил работу по гидростатике, которая весь 17 век выполняла  роль учебника. Он сделал изобретение, которое носит его имя «карданов  подвес». И преподнес его в  подарок Карлу V. Кардано знал и  нищету, и роскошь, жил и во дворцах  и в тюрьме, перенес чуму, видел  казнь своего сына, жизнь его была полна опасностей и приключений, но неукротимый дух познания вел  его постоянно вперед и не давал  останавливаться.

 

    1. Николай Каперник

 

Решающее значение для  науки эпохи Возрождения и  современной науки имело величайшее открытие польского каноника ^ Николая  Коперника (1473-1543), создание им гелиоцентрической  системы мира. Это было начало первой научной революции.

Коперник получил блестящее  образование в Болонском и  Падуанском университетах, где слушал лекции знаменитого Петра Помпонацци. По Копернику, Земля вращается вокруг своей оси и вместе с другими  планетами по круговым орбитам вращается  вокруг Солнца. Коперник опасался высказывать  свои взгляды публично и медлил с  изданием своего сочинения. Сочинение, которое совершило переворот  в науке и мировоззрении целой  эпохи «Об обращении небесных кругов» вышло в 1543 г. и было доставлено автору за несколько часов до его  смерти. Сочинение включало 6 книг.

Издание было снабжено предисловием, которое на несколько лет задержало  реакцию церкви, которую несложно предугадать. В предисловии говорилось, что новая система есть всего  лишь гипотеза для более легкого  вычисления движения планет, и она  не в коей мере не противоречит Святому  писанию. Осиандер, лютеранский богослов, писал в «предохранительном»  предисловии буквально следующее: «Нет необходимости, чтобы эти гипотезы были верными, или даже вероятными, достаточно только одного, чтобы они  давали сходящийся с наблюдениями способ расчета. Ни философ, ни астроном не в состоянии что-либо открывать или что-либо нам передавать без божественного Откровения».

Выдвинув смелую гелиоцентрическую  гипотезу, Коперник сделал из нее не менее смелые выводы. Первое – так  как движение Земли не отражается на видимой картине сферы неподвижных  звезд, необходимо заключить, что эта  сфера чрезвычайно велика и очень  далека от Земли, и размер Вселенной, следовательно, представляет собой  бесконечно большую величину. Отношение  Земли и Вселенной, по словам Коперника, подобно отношению атома к  телу человека. Второе – Коперник пытается обосновать возможность движения Земли  вокруг Солнца и согласовать это  с повседневным восприятием движения Солнца на обыденном уровне. Коперник говорит о принцип относительности  всякого движения. «Всякое представляющееся нам изменение места происходит вследствие движения наблюдаемого предмета или наблюдателя… Так при движении корабля в тихую погоду все, находящееся  вне его, представляется мореплавателям движущимся, а сами наблюдатели считают  себя в покое. Это же, без сомнения, может происходить и при движении Земли, так что мы думаем, будто  вокруг нас вращается вся Вселенная».

Католическая церковь  не сразу поняла опасность, исходившую от этой книги. Занятая борьбой с  протестантами, она только в начале 17 века, уже после сожжения Бруно  в 1616 г. внесла эту книгу в индекс запрещенных книг и предала ее публичному сожжению. Запрет был снят лишь в 1935 г. Перед сожжением книги  было зачитано обвинение: «глупое, философски ложное произведение, решительно противоречащее священному писанию и прямо еретическое, – сжечь». Кальвин говорил о  Копернике: «Бог поставил Землю на твердых  основах, не поколеблется она во веки веков. Кто посмеет ставить авторитет  Коперника выше авторитета святого  Духа». Ему вторил Лютер: «Люди слушают новомодного астролога, который тщится доказать, что вращается Земля, а не небесная твердь, Солнце и Луна. Кто желает показать свой ум, тот изобретает какую-нибудь систему, из всех систем, конечно же, наилучшую. Этот дурак хочет перевернуть всю науку астрономию. Но Священное писание говорит, что Иисус повелел остановиться Земле, а не Солнцу».

Учение Коперника было принято не всеми. Не разделяли его  взгляды астроном Тихо де Браге, философ  Френсис Бэкон, как уже было показано, религиозный реформатор Лютер. В 1540 г. в католической церкви был создан орден иезуитов для борьбы с ересями. Этот орден сыграл главную роль в  борьбе с новым учением.

 

    1. Джордано Бруно

Одним из первых, кто стал жертвой иезуитов, и одновременно горячим сторонником и пропагандистом учения Коперника, был философ и  ученый Джордано Бруно (1548-1600).

В 16-летнем возрасте юный Филиппе  из города Нола постригся в монахи и получил имя Джордано. В 24 года он становится священником в Кампанье и знакомится с сочинениями гуманистов и книгой Коперника. Разделяя взгляды  Коперника, Бруно развивает их дальше. В произведениях «Пир на пепле», «О бесконечности Вселенной и  мирах» он учит о множественности  миров и бесконечности Вселенной. В противовес аристотелевской концепции  о конечной Вселенной, о противоположности  земного и небесного, о наличии  абсолютно неподвижного центра Вселенной, Бруно говорит о том, что части  и атомы Вселенной «находятся в бесконечном течении и движении, испытывают бесконечные перемены, как  по форме, так и по месту».

Бруно придерживается пантеистической  модели мира, разделяет взгляды Кузанского, утверждая, что у Вселенной нет  центра, центры есть только у отдельных  миров. «Достаточно знать, – пишет  Бруно, – что существует бесконечное  поле и непрерывное пространство, которое охватывает все и проникает  во все. В нем существуют бесчисленные тела, подобные нашему, из которых ни одно не находится в большей степени  в центре Вселенной, чем другие, ибо  Вселенная бесконечна, и поэтому  она не имеет ни центра, ни края; ими обладают лишь отдельные миры. Существует столько миров, сколько мы видим вокруг нас сверкающих светил».

Информация о работе Культура Ренессанса