Культура Ренессанса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 22:06, реферат

Краткое описание

Культура Ренессанса зародилась во второй половине ХIVв. И продолжала развиваться на протяжении ХV и ХVI вв., постепенно охватывая одну за другой, все страны Европы. Возникновение культуры Возрождения было подготовлено рядом общеевропейских и локальных исторических условий. В XIV - XV вв. зарождались раннекапиталистические, товарно-денежные отношения. Одной из первых вступила на этот путь Италия, чему в немалой степени способствовали: высокий уровень урбанизации, подчинение деревни городу, широкий размах ремесленного производства, финансового дела, ориентированных не только на внутренний, но и на внешний рынок.

Вложенные файлы: 1 файл

ИСТОРИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ.docx

— 49.84 Кб (Скачать файл)

Бруно яростный противник  схоластики, он с горечью обличает факт засилья схоластики в университетах. Бруно писал о том, что философии  нечего делать с богословскими вопросами. Цель философии – познание природы  в ее единстве. Бруно говорит о  нелепости догматов и обрядов  церкви, например, он высмеивает догмат о богочеловеческой природе Христа и обряд причащение «телом и кровью».

Однако Бруно – дитя своего времени, как и Парацельс, он утверждает, что вселенная пронизана  активной «мировой душой» и что все  в мире одушевлено. «… Нет вещи, не обладающей душой, по крайней мере, жизненным началом… Сколь бы незначительной и малейшей ни была вещь, она имеет  в себе части духовной субстанции…»

Бруно возрождает античное учение диалектики о противоположных  началах: «… Одна противоположность  является началом другой… Уничтожение  есть не что иное, как возникновение, и возникновение есть не что иное, как уничтожение». Учение Бруно пронизано  жизнеутверждающим оптимизмом. Мир  в целом не знает зла и смерти. Он совершенен и гармоничен. Страдание  и смерть есть удел только его отдельных  частей.

В теории познания Бруно  идет дальше Телезио. Предпосылкой познания Бруно считает сомнение. Нельзя слепо  полагаться на мнение большинства, на школьную мудрость, на авторитеты древности, на догмы веры. «Единственным авторитетом, – по мнению Бруно, – должен быть разум и свободное исследование». С другой стороны, нельзя слепо доверять свидетельствам органов чувств. «Чувство не видит бесконечности, – пишет  Бруно, – и от чувства нельзя требовать  этого заключения; ибо бесконечное  не может быть объектом чувства… точно  так же нельзя очами видеть субстанцию и сущность, хотя их объективное  бытие несомненно». Чувственный  опыт,– заключает Бруно, – нуждается  в рациональной обработке.

Обвиненный в колдовстве и ереси, Бруно 8 лет провел в тюрьме, подвергался пыткам. Церковники требовали  публичного отречения от его учения. Уходя из зала суда, он сказал судьям: «Вы с большим страхом выносите мне приговор, чем я его выслушиваю». Бруно был непреклонен, он сохранил присутствие духа до самого конца, и, когда языки пламени лизали его  тело, он крикнул: «Сжечь – не значит опровергнуть!».

 

    1. Галилео Галилей

 

Завершающей фигурой эпохи  Возрождения и одновременно человеком  Нового времени был великий Галилей. Основоположник экспериментального метода в естествознании, основатель классической теоретической физики и механики, крупнейший астроном, оптик – Ученый с большой буквы. Галилей заменил  организмически-гилозоистскую картину  мира геометрически-механистической. (Гилозоизм – учение, признающее всеобщую одушевленность природы). Галилей  завершает научную революцию  эпохи Возрождения.

Не закончив образования  на медицинском факультете Падуанского  университета, Галилей занимается самообразованием. С 1589 по 1592 г. Галилей профессор математики в родном городе, в Пизе, а следующие 18 лет – в Падуе.

В Падуе Галилей интересуется техническими проблемами. Он усовершенствовал водоподъемную машину, сконструировал знаменитую подзорную трубу. В «трактате  о механике» в 1594 г. он обосновал  новую теорию действия машин. Через  телескоп с увеличением в 30 раз, установленный  в Венеции, Галилей увидел новую  Вселенную. Результатом наблюдений стала книга «Звездный посол» (1610). Галилей обнаружил горы и  моря на Луне, у Юпитера – 4 спутника, у Сатурна – кольца, у Венеры – серп, на Солнце были обнаружены пятна. Галилей открыто защищал учение Коперника. С 1610 г. Галилей живет  во Флоренции под покровительством Козимо Медичи, герцога Тосканского. В 1632 г. выходит книга Галилея  «Диалоги о двух важнейших системах мира, птолемеевской и коперниковской». В 1838 г. – работа «Беседы и математические доказательства, касающиеся двух новых  отраслей науки». «Диалоги» – это программное произведение, излагающее механистическую картину мира и новые методы научного исследования. Книга была написана на итальянском языке и обращена к самым широким кругам читателей.

В январе 1633 г. Галилею было приказано явиться в Рим. Его  «Диалоги» церковники рассматривали  как вызов. Отец-иезуит Мельхиор Инкофер  писал против Галилея: «Мнение о  движении Земли из всех ересей самая  отвратительная, самая пагубная, самая  возмутительная; неподвижность Земли  трижды священна, скорее можно стерпеть аргументы против бессмертия души, существования Бога, чем аргумент, что Земля движется». Заключенный  в тюрьму, семидесятилетний Галилей  под угрозами пыток пошел на отречение. Отречение состоялось 22 июня 1633 г. На собрании инквизиции Галилей произнес: «Я проклинаю и отрекаюсь от названных  ошибок и ересей. Я обещаю выдать всех еретиков, если они считают, что  Земля движется». Но народная молва  гласит, что, спускаясь по ступенькам после отречения, Галилей сказал: «А все-таки она движется!».

Приговор инквизиции утверждал: «Взывая к святейшему имени Иисуса Христа и его славнейшей деве матери Марии, суд постановляет, что Галилей  не понесет наказания, следующего за ересь, при условии, что он с открытым сердцем и подлинной верой  отречется, проклянет и отвратиться  от названных ошибок и ересей. Тем  не менее, даже после покаяния и отречения, мы осудим тебя на официальное заключение в тюрьме этого святого учреждения на период, который мы сами соблаговолим определить. В качестве целебной епитимьи мы приказываем тебе в течение  следующих трех лет произносить  раз в неделю семь покаянных псалмов».

В книге «Беседы и математические доказательства» также изданной на итальянском языке, Галилей формулирует  закон падения тел, утверждая, что  путь тела прямо пропорционально  квадрату времени падения. В этой же работе он закладывает основания  науки о сопротивлении материалов, занимаясь вопросами упругости  твердых тел. Галилей установил, что скорость падения тел, различного веса – одинакова. Опровергая Аристотеля, Галилей учил, что воздух препятствует, а не способствует движению. Галилей  разработал теорию маятника. Ввел в  физику понятие момента. Он утверждал, что, тело, на которое не будет никакого воздействия в безвоздушной среде, будет двигаться прямолинейно и  равномерно. Галилей отвергает аристотелевские  понятия: естественных и насильственных мест, совершенных и несовершенных  движений. Свои идеи Галилей доказывает экспериментально. Бросая с башни  предметы разного веса, но одинакового  размера, он показывал, что они падают почти одновременно. Ученый опровергал тем самым Аристотеля, который  учил, что тяжелое тело будет падать быстрее легкого.

Галилей сторонник деистической картины мира. После того, как  природе дан божественный первотолчок, она живет по своим собственным  законам. Задача науки – открыть  эти законы. Его интересуют те характеристики материи, которые можно измерить. «Философия, – писал Галилей, –  написана в величайшей книге, которая  открыта нашим глазам (я говорю о Вселенной); но нельзя ее понять, не научившись сначала понимать язык и  различать знаки, которыми она написана. Написана же она языком математическим, и знаки ее суть треугольники, круги  и другие математические фигуры».

Галилей воскрешает античный атомизм, а вместе с ним и субстратную  модель мира. Все изменения в природе  совершаются, как считал Галилей, посредством  движения атомов, их соединения и разъединения.

В теории познания Галилей  различает чувственный уровень  познания и рациональный. «Я не чувствую – пишет Галилей, – необходимости  в том, чтобы материя была белой  или красной, горькой или сладкой, звучащей или беззвучной, обладала приятным или неприятным запахом… Вкусы, запахи, цвета и т.д. являются по отношению к субъекту не чем  иным, как только пустыми именами, и имеют источником только наши чувства. С устранением живого существа были бы одновременно устранены и уничтожены все эти качества». «Никогда не стану от внешних тел, – продолжает Галилей, – требовать что-либо иное, чем величина, фигура, количество и более или менее быстрое движение».

Познание начинается с  чувственных восприятий и эксперимента, затем оно продолжается в ходе рационально-аналитической их обработки. Необходимо аналитический метод  дополнять синтетическим, или композитивным. В основе всех явлений лежит принцип  механической причинности. «Понимание причин, – утверждал Галилей, –  значит бесконечно больше, чем простое  знание факта, приобретенное со слов другого, и даже больше, чем много  раз повторенные опыты».

После отречения Галилей  жил вблизи Флоренции под надзором инквизиции. Преподавать ему было запрещено, посещения друзей были ограничены. Через несколько лет Галилей  ослеп, но продолжал работать. Когда  Галилей умер, в комнате находились два инквизитора и два ученика  Галилея Торричелли и Вивиани. Ученики  оказались достойны учителя, им принадлежит  честь в открытии атмосферного давления. Только через 95 лет после смерти была исполнена последняя воля Галилея, его прах был перенесен в церковь  Санта Кроче во Флоренции, где  он покоится рядом с Микеланджело. И лишь в 1971 г. католическая церковь  отменила решение об осуждении Галилея.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

История науки эпохи Возрождения  является одной из самых ярких. Эту  эпоху освещают звезды первой величины: это и гений Леонардо, и талант Парацельса, и блистательность Коперника, это мужество и стойкость Джордано Бруно, это непокоренный дух мучеников  науки, это гений Галилея. Конец  эпохи Возрождения ознаменовал  начало новой, экспериментальной науки, завершение первой научной революции.

Бесконечно важной является заслуга Галилея, который осмелился  сказать, о том, что гелиоцентрическая  система мира является не просто гипотезой, это фактом науки, открытым и обоснованным; что подлинная наука неразлучная  с экспериментом и математикой. Урок эпохи Возрождения заключается  в том, что в науке не бывает легких путей, и занятия наукой требуют  от человека не только объективности, но и мужества, и принципиальности. Оказалось, что научная истина является высочайшей ценностью человеческой цивилизации, и мы должны быть ее достойны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы

 

1. Культурология. История  мировой культуры: Учебное пособие  для вузов/ Под ред. проф. А.Н.Марковой. - М, 1995.

2. Из истории культуры  Средних веков и Возрождения.  Издательство "Наука", М 1976 г.

3. Бердяев Н.А. Философия  свободы. Смысл творчества. М., 1989.

4.Н.А.Дмитриева «Краткая  история искусств» Выпуск I и выпуск II


Информация о работе Культура Ренессанса