Культура России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 12:30, реферат

Краткое описание

В истории культуры Россия XIXв. занимает особое место. Это век небывалого взлета русской культуры, век, когда Россия выдвинула гениев во всех во всех областях духовной культуры – в литературе, живописи, музыке, науке, философии, культуре и т.д. Россия XIXв. внесла огромный вклад в сокровищницу общечеловеческой культуры. В XIXв. завершился процесс складывания русского литературного языка и формирование национальной культуры. Именно в XIXв. российская художественная культура стала классической, имеющей значение бессмертного образца для всех последующих поколений людей.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….….3
1. Культура России в первой половине XIXв. ………………………………….4
2. Культура России во второй половине XIXв. ………………………..…...…10
Заключение ………………………………………………………………………15
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ культурология.doc

— 83.00 Кб (Скачать файл)

Театр.

Насыщенной  была театральная жизнь страны. Целую  эпоху в истории русского театра составили пьесы А.Н. Островского. Ведущими драматическими театрами России были в это время Малый театр в Москве и Александринский - в С.-Петербурге, на сценах которых выступали П.М. Садовский, М.Н. Ермолова, А.И. Южин (Сумбатов), П.А. Стрепетова, М.Г. Савина и многие другие замечательные актеры.

Музыка  и изобразительное искусство.

Русская музыкальная культура развивала  национальные традиции. Новаторство  и демократизм отличали большую  группу композиторов, создавших творческое объединение ("Могучую кучку"), идейным вдохновителем которого был известный критик В.В. Стасов. В это объединение вошли М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков, Ц.А. Кюи, М.А. Балакирев.

Мировую известность получили симфонии, оперы, балеты, музыкальные пьесы крупнейшего русского композитора П.И. Чайковского. Период расцвета переживали в эти годы русская национальная опера, балет, симфоническая музыка. Центрами музыкальной жизни страны становятся С.-Петербургская и Московская консерватории, директорами которых были А.Г. и Н.Г. Рубинштейны.

В пореформенные  годы в русском изобразительном  искусстве продолжался процесс  создания национальной художественной школы. В борьбе с рутинными канонами казенного официального искусства (носителем которого была в это  время Академия художеств) крепнет реалистическое направление, завоевавшее прочные позиции в русской живописи. В 1863 г. группа выпускников Академии во главе с И.Н. Крамским отказалась принимать участие в конкурсе на золотую медаль. Вне рамок Академии ими была создана "Артель художников" - демократическое объединение, членов которого объединяли единые профессиональные и идейные взгляды.

Осенью 1870 г. Н.И. Крамской, В.Г. Перов, Н.Н. Ге и  Г.Г. Мясоедов основали "Товарищество передвижных художественных выставок", просуществовавшее до 1923 г. Картины "передвижников" регулярно выставлялись на выставках в различных городах России, вызывая широкий интерес демократической общественности.

Огромный  общественный резонанс имели полотна  знаменитого русского художника  И.Е. Репина ("Бурлаки на Волге", "Крестный ход в Курской губернии", "Иван Грозный и сын его Иван" и др.), картины В.И. Сурикова, В.М. Васнецова, В.В. Верещагина. Крупнейшими русскими скульпторами в эти годы были М.М. Антокольский, А.М. Опекушин, М.О. Микешин.

Большую роль в развитии русского изобразительного искусства сыграли известные коллекционеры и меценаты. Так, трудами П.М. Третьякова в Москве была открыта художественная (Третьяковская) галерея, ставшая настоящей сокровищницей национальной живописи.

Архитектура.

Русская архитектура рассматриваемого периода постепенно осваивала новые строительные материалы и технологии (металлоконструкции, бетон и т.п.), что позволяло придавать зданиям качественно новый облик. С развитием капитализма в России новые требования стали предъявляться к постройкам утилитарного назначения. При строительстве заводских корпусов, вокзалов, доходных домов (в которых квартиры сдавались внаем) на первое место выходит целесообразность тех или иных архитектурных решений. Для сооружений 1870-1890-х гг. характерно смешение стилей (эклектика), вместе с тем большое внимание уделяется национальным традициям, которые получили отражение в так называемом псевдорусском стиле. В эти годы быстро застраиваются целые кварталы в С.-Петербурге и Москве, возникают рабочие окраины в крупных промышленных городах, много внимания уделяется городской планировке (Одесса, Рига и др. города).

Русская культура пореформенного периода была теснейшим образом связана с  теми огромными изменениями, которые  произошли в экономической, политической и социальной сферах страны; опираясь на широкое демократическое движение, она сделала огромный шаг вперед, получила международное призвание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Россия XIXв. внесла огромный вклад в сокровищницу общечеловеческой культуры. Подъем русской культуры был столь велик, что позволяет называть эту эпоху “Золотым веком русской культуры”. В заключении стоит отметить итоги развития культуры XIX в:

1. Феномен взлёта русской  духовной культуры позволяет назвать XIX в. золотым веком русской культуры. 

2. Антикрепостническая, демократическая направленность русского искусства и вера в созидательные силы народа определила важнейшую его черту на протяжении всего XIX в. 

3. Развитие естественных  наук, широкие связи русских учёных  с западными свидетельствовали о достаточном месте в России в мировом содружестве. 

4. Русская культура XIX в. внесла огромный вклад в  сокровищницу мировой культуры. 

5. В XIX в. завершается  процесс складывания русского  литературного языка и формирования  национальной культуры. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

1. Буганов  В.И., Зырянов П.Н. История России, конец XVII-XIX в./Под ред. А.Н.Сахарова. - М.: Просвещение,1995

2. Зырянов  Ф.П.,  “История России” /В вопросах и ответах/ под редакцией доктора исторический наук профессора Зырянова Ф.П. Краснодар 1995г.

3. Маркова А.Н. “Культорология. История мировой культуры”. Москва “Юнити” 1998г.

4.  Орлов А.С., Георгиев В. А., Георгиева Н. Г., Сивохина Т. А. История России с древнейших времен до наших дней. Учебник - М.: «ПБОЮЛ Л.В.Рожникова», 2000.

5 Интернет ресурсы http://banauka.ru




Информация о работе Культура России