Культура России и мира во второй половине XX-XXI века
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 18:08, реферат
Краткое описание
В начале 60-х годов делались попытки поставить на "научную" основу антирелигиозную пропаганду. Религия рассматривалась как главный противник научного мировоззрения, как пережиток прошлого и результат деятельности "буржуазной пропаганды". В целях усиления атеистического воспитания граждан издавался журнал "Наука и религия", открывались Дома научного атеизма. Был создан Институт научного атеизма в Академии общественных наук при ЦК КПСС. В вузах вводилась новая дисциплина "Основы научного атеизма". Увеличивались тиражи антирелигиозной литературы. Все эти меры" по мнению властей, должны были способствовать воспитанию у советских людей научно-материалистического мировоззрения.
Культура России
и мира во второй половине XX-XXI века
В начале 60-х годов делались
попытки поставить на "научную" основу
антирелигиозную пропаганду. Религия
рассматривалась как главный противник
научного мировоззрения, как пережиток
прошлого и результат деятельности "буржуазной
пропаганды". В целях усиления атеистического
воспитания граждан издавался журнал
"Наука и религия", открывались Дома
научного атеизма. Был создан Институт
научного атеизма в Академии общественных
наук при ЦК КПСС. В вузах вводилась новая
дисциплина "Основы научного атеизма".
Увеличивались тиражи антирелигиозной
литературы. Все эти меры" по мнению
властей, должны были способствовать воспитанию
у советских людей научно-материалистического
мировоззрения.
Литература и искусство. Решающее
воздействие на развитие художественного
творчества в послевоенные годы оказала
победа Советской страны в Отечественной
войне. Военная тема заняла большое место
в литературных произведениях. Были опубликованы
такие значительные книги о войне, как
"Повесть о настоящем человеке" Б.Н.
Полевого, повесть В.П. Некрасова "В
окопах Сталинграда". К теме Отечественной
войны обращались писатели "фронтового
поколения" – Г.Я. Бакланов, В.В. Быков.
События военных лет были главной темой
в творчестве многих кинодраматургов
и кинорежиссеров ("Подвиг разведчика"
Б.В. Барнета, "Молодая гвардия" С.А.
Герасимова и др.).
Вместе с тем в литературе и
искусстве конца 40-х годов появились произведения,
искажавшие исторические события, прославлявшие
главу государства И.В. Сталина. Их появлению
способствовала практика жестокого контроля
над творчеством художественной интеллигенции
со стороны партийно-государственных
органов власти. Пример тому переработка
писателем А.А. Фадеевым после критики
сверху романа "Молодая гвардия".
Причиной критики книги было "недостаточное"
отражение руководящей роли партии в организации
сопротивления врагу в Донбассе в годы
Отечественной войны.
В литературе 50-х годов возрос
интерес к человеку, его духовным ценностям.
Из повседневной жизни с ее коллизиями,
сложными взаимоотношениями людей пришли
на страницы романов герои Д.А. Гранина
("Искатели", "Иду на грозу") и
Ю.П. Германа ("Дело, которому ты служишь",
"Дорогой мой человек") и др. Росла
популярность молодых поэтов Е.А. Евтушенко,
А.А. Вознесенского, Б.Ш. Окуджавы. Литература
пополнилась интересными произведениями
о жизни послевоенной деревни (очерки
В.В. Овечкина "Районные будни" и "Записки
агронома" Г.Н. Троепольского). Широкий
резонанс общественности получил роман
В.Д. Дудинпева "Не хлебом единым",
где впервые была поднята тема незаконных
репрессий в Советском государстве. Однако
со стороны руководителей страны это произведение
получило негативную оценку. Во время
одной из встреч с деятелями литературы
и искусства Н.С. Хрущев подверг резкой
критике автора и его роман. Но тема репрессий,
сталинских лагерей не ушла из литературы.
Наиболее значительным произведением
на эту ранее запретную тему была повесть
А.И. Солженицына "Один день Ивана Денисовича".
Сложными путями развивалась
в послевоенные годы архитектура. В Москве
было сооружено несколько высотных зданий,
в их числе Московский государственный
университет им. М.В. Ломоносова (19491953 гг.,
архитекторы Л.В. Руднев, С.Е. Чернышев,
П.В. Абросимов, А.Ф. Хряков). Архитекторы
участвовали в строительстве и оформлении
станций московского и ленинградского
метрополитена (А.В. Щусев, В.Д. Кокорин
и др.). В те годы станции метро рассматривались
и как средство эстетического воспитания
людей. Отсюда использование для их оформления
средств скульптуры и живописи. Художественное
убранство многих станций не соответствовало
их функциональному назначению, многократно
увеличивало стоимость строительных работ.
Архитектурные "излишества" присутствовали
в некоторых построенных по индивидуальный
проектам жилых и административных зданиях,
домах культуры и здравницах. В конце 50-х
годов с переходом к типовому строительству
"излишества" и элементы дворцового
стиля исчезли из архитектуры.
В литературе и искусстве второй
половины 60-х конца 80-х годов отчетливо
видны две линии развития. Первая официально
признанная. Она была представлена публикуемыми
повестями и рассказами, экспонируемыми
на выставках художественными полотнами,
исполняемыми со сцен драматическими
и музыкальными произведениями. Кроме
того, существовало неизвестное или малоизвестное
большинству читателей и зрителей творчество
деятелей культуры, созданное не в рамках
традиционного метода социалистического
реализма. Некоторые из произведений официального
искусства, высоко оцененные в свое время
руководящими органами культуры, оказались
"однодневками". И, наоборот, многие
работы второго, непризнанного ранее направления
заняли видное место в отечественной культуре.
В творчестве многих представителей
литературы и искусства в рассматриваемый
период занимала тема Великой Отечественной
войны. На экранах кинотеатров демонстрировались
кинофильмы о войне (в их числе "Обыкновенный
фашизм" М.И. Ромма). В городах и рабочих
поселках сооружались памятники героям
и жертвам войны (например, мемориал "Героическим
защитникам Ленинграда" скульптора
М.К. Аникушина).
На рубеже 60-70-х годов в литературу
вошла большая группа прозаиков, темой
творчества которых являлась современная
им деревня. В произведениях В.П. Астафьева,
Б.П. Можаева, В.Г. Распутина, В.М. Шукшина
центральное место заняли судьбы русского
крестьянства, взаимоотношения деревни
и города. В жанре научной фантастики работали
А.Н. и Б.Н. Стругацкие. Повысился интерес
писателей к историческому прошлому страны.
Мемуарная литература пополнилась воспоминаниями
известных военачальников периода Отечественной
войны (книги Г.К. Жукова "Воспоминания
и размышления", A.M. Василевского "Дело
всей жизни" и др.). Однако многие талантливые
произведения, написанные в этот период,
не смогли преодолеть цензурных запретов
и увидели свет спустя длительное время.
Идеализация общественной жизни
тяжело отражалась на развитии живописи,
киноискусства. Большие трудности приходилось
преодолевать организаторам выставок
одного из талантливейших художников
И.С. Глазунова. Как и прежде, пылились
в запасниках музеев полотна художников-авангардистов
30-х годов. Картины и литературные произведения
на исторические темы могли увидеть свет
лишь в том случае, если они соответствовали
сложившимся официальным взглядам на
события прошлого. В то же время была открыта
"зеленая улица" для публикации произведений
заведомо слабых, но соответствующих идеологическим
основам социалистической культуры. Во
второй половине 70-х годов были опубликованы
многомиллионными тиражами книги Л.И.
Брежнева "Малая земля", "Целина"
и "Возрождение". Книги-воспоминания,
написанные по заданию Генерального секретаря
ЦК КПСС, носили публицистический характер
и предназначались в основном для изучения
в сети партийной учебы. Однако правление
Союза писателей СССР сочло возможным
принять Л.И. Брежнева в ряды писательского
Союза.
Запрещенные властями литературные
произведения печатались, как правило,
в "Самиздате". Этим путем пришли
к читателю впервые книги А.И. Солженицына
"Архипелаг ГУЛАГ', А.П. Платонова "Чевенгур",
БЛ. Пастернака "Доктор Живаго".
Годы "перестройки" преобразили
художественную жизнь страны. На страницах
журналов "Новый мир", "Октябрь",
"Знамя" и других периодических изданий
появились произведения поэтов и прозаиков,
погибших в годы революции, во время репрессий.
Печатались стихи Н.С. Гумилева, О.Э. Мандельштама.
Увидели свет произведения русских зарубежных
писателей, покинувших Россию в 20-е годы
(И.А. Бунина, Г.В. Иванова, Д.С. Мережковского,
В.Ф. Ходасевича, В.В. Набокова и др.). Спустя
сорок с лишним лет после принятия было
признано ошибочным постановление ЦК
партии о журналах "Звезда" и "Ленинград".
Появились негосударственные
(кооперативные) издательства и издательские
группы. Их усилиями были возвращены в
литературу и философию произведения
лиц, судьба которых сложилась трагически
в условиях Советской России. Публиковались
книги религиозных философов первой трети
XX века Н.А. Бердяева, В.В. Розанова, П.А.
Флоренского. Был опубликован роман В.
Гроссмана "Жизнь и судьба", некогда
конфискованный у него органами госбезопасности.
Стремление к философскому
осмыслению прошлого коснулось искусства
кино (фильм Т. Абуладзе "Покаяние").
Возникли многочисленные театры-студии.
Новые театральные коллективы пытались
найти свой путь в искусстве. Были организованы
выставки художников, мало известных широкому
кругу зрителей 80-х годов, П.Н. Филонова,
В.В. Кандинского, Д.П. Штеренберга. С распадом
СССР прекратили свою деятельность общесоюзные
организации творческой интеллигенции.
Культура России в первой половине
90-х годов развивалась в условиях резкого
сокращения государственных ассигнований
на ее нужды. Законодательство Российской
Федерации закрепило за культурой 2% средств
федерального и около 6% местного бюджета.
Однако реально для нее выделялось менее
одного процента. В такой обстановке начала
действовать федеральная программа "Сохранение
и развитие культуры и искусства". Главное
внимание в ней уделялось спасению важнейших
объектов национальной культуры. В соответствии
с программой проводились реставрационные
работы по сохранению и восстановлению
памятников прошлого в Москве, Новгороде,
Великом Устюге. Реставрировались музеи
С.А. Есенина в Константинове и декабристов
в Ялотуровске, усадьба А.К. Толстого в
Брянской области. Сохранялись сформировавшиеся
на рубеже 80-90-х годов тенденции развития
науки, литературы и искусства. Усилилась
коммерциализация культуры. Коммерческой
деятельностью занялись многие научно-исследовательские
институты и вузы, театральные и музыкальные
коллективы. Появились основанные на частном
предпринимательстве художественные
галереи и салоны.
Итоги "перестройки" для
отечественной культуры оказались многосложными,
неоднозначными. Культурная жизнь стала
богаче и разнообразнее. В то же время
существенными потерями обернулись "перестроечные"
процессы для науки, системы образования.
Рыночные отношения стали проникать в
сферу литературы и искусства. Преодолевая
материальные трудности, борясь с диктатом
рынка и вестернизапией культуры, деятели
литературы и искусства стремились сохранить
в своем творчестве лучшие традиции культурного
наследия России.
Начало XXI века позволило более
объективно взглянуть на западную архитектуру
XX века, подвести итог противоречивой
стилистике прошлого столетия. Предыстория
современной архитектуры ХХ века, истоки
которой зарождались во второй половине
XIX века под влиянием бурного развития
промышленности, прогресса науки и техники.
В этот период складываются социальные,
экономические, технические и художественные
предпосылки возникновения новой архитектуры
ХХ века.
Каждое время рождает свою архитектуру
– конструктив самосознания, более или
менее честный скелет эпохи. Наше с вами
беспородное "сегодня" – не исключение.
Не смотря на почти полное отсутствие
в постсоветском пространстве денег на
эстетические капризы, в архитектуре появились
определенные группы явлений, которые,
хотя и с некоторой натяжкой, можно определить,
как стилистические.
Можно выделить три основных
группы.
Первая группа – объединенный
идеал всех советских Государственных
институтов проектирования городов (ГИПроГрадов).
В основном это – "элитарные" многоквартирные
дома. То, что раньше проектировалось,
но не воплощалось ввиду своей высокой
стоимости и путем бесконечных упрощений
и удешевлений превращалось в то, в чем
мы жили. Но, поскольку заказчик на приличное
жилье появился, мечта стала явью, хотя
и очевидно устаревшей. Отличительные
признаки стиля: пара-тройка полукруглых
или многогранных ризалитов либо эркеров,
часто фальшь-мансардная крыша, с фальшь-мансардными
же окнами, вертикальные ряды лоджий, двухцветная,
с обязательным присутствием охры, окраска
фасадов. Объем здания ощутимо цельный,
стабильный. Планировка квартир, увы, не
слишком оригинальная и часто диктуется
внешней формой здания и структурой фасадов,
а не заботой о тех, для кого, собственно,
все это строится.
Фасады этих зданий пока узнаваемы,
но лишь по причине абсолютной убогости
традиционного фона жилых районов. В рекламных
проспектах по продаже будущих квартир
часто встречается фраза "с возможностью
свободой планировки" (этим замечанием
проектировщик заранее расписывается
в невозможности предложить жильцам продуманную
и оригинальную планировку квартир), но
все же эти здания – безусловный прорыв
по сравнению с советскими типовыми домами
второй половины двадцатого века.
Вторая группа – архитектура
демонстрации западных отделочных материалов
и технических достижений. Это, в основном,
общественные здания, будто специально
созданные для доказательства совершенства
алюминиевых листов и полос, структурного
стекла, раздвижных дверей, искусственных
мраморов и гранитов, натяжных потолков
и, даже, обзорных лифтов. Объем здания
– преувеличенный. И все же, создается
впечатление, что такая архитектура –
огромный прорыв в нашем самосознании.
Каким-то непостижимым образом не наши
высокотехнологичные материалы воспитывают
нашу архитектуру, заставляют ее "подтянуть
живот", быть внятной, лаконичной и точной.
В некоторых случаях такая тесная связь
с материалом рождает даже что-то сродни
свободному архитектурному замыслу, который
давно царствует в цивилизованных странах.
Третий – эксклюзивные здания,
учитывающие "личность" заказчика.
Это одноквартирные частные дома в которых
явно преобладает либо романский стиль
либо колониальная классика.
Именно романский стиль мы узнаем
в крутых крышах, вертикально дробленном
объеме здания, массе башен и башенок,
завершенных теми же крутыми крышами,
разнокалиберных балконах и террасах.
Колониальная классика, в принципе чуждая
нашему географическому пространству,
по-видимому, знак родства со столпами
"дикого" капитализма Соединенных
Штатов.