Культура России XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2014 в 21:35, реферат

Краткое описание

Для понимания особенностей русской культуры XIX и начала XX в. существенное значение имеет знание характера политики, экономики и права Российской Империи. В результате петровских реформ в России произошло утверждение абсолютной монархии в законодательное оформление бюрократии, что особенно ярко проявилось в «золотой век» Екатерины II.

Вложенные файлы: 1 файл

Культура России XIX века.docx

— 37.72 Кб (Скачать файл)

     Символизм расширил, обогатил поэтические возможности  стиха, что вызывалось стремлением  поэтов передать необычность  своего мироощущения «одними  звуками, одними образами, одними  рифмами» (Брюсов). Бесспорен вклад  поэзии символизма в развитие  русского стихосложения. К. Бальмонт  со свойственной ему манерой  «удивить» читателя все же  имел основание написать:

     Я — изысканность  русской медлительной речи,

 

     Предо мною  другие поэты — предтечи,

 

     Я впервые  открыл в этой речи уклоны,

 

     Перепевные, гневные, нежные звоны.

     Красота символистами  рассматривалась как ключ к  тайнам природы, идее добра и  всего мироздания, дающий возможность  проникновения в область запредельного, как знак инобытия, поддающийся расшифровке в искусстве. Отсюда представление о художнике как о демиурге, творце и повелителе. Поэзии же отводилась роль религии, приобщение к которой позволяет увидеть «незримыми очами» иррациональный мир, метафизически выступающий как «очевидная красота». К концу десятых годов XX в. символизм внутренне исчерпал себя как целостное течение, оставив глубокий след в различных сферах русской культуры.

     Конец XIX — начало XX в. является русским философским  Ренессансом, «золотым веком» русской  философии. Существенно отметить, что  философская мысль серебряного  века русской культуры, представляющая  собой золотой самородок, сама  явилась на свет как преемница  и продолжательница традиций  русской классической литературы. По мнению Р.А. Гальцевой, «... в  русской культуре существует  что-то вроде литературно-философской  эстафеты, и даже шире — эстафеты  искусства и философии, из сферы  художественного созерцания набранная  мощь тут передается в область  философского осмысления и наоборот». Именно так сложились отношения  между русской классикой и  философским возрождением конца  века, которое представлено именами  Вл. Соловьева, В. Розанова, С. Булгакова, Н. Бердяева, Л. Шестова, Г. Федотова, С. Франк и др.

     Родившись в  результате сшибки традиционной  культуры с западным миром, когда, по известной формуле А. Герцена, «на призыв Петра цивилизоваться  Россия ответила явлением Пушкина», — русская литература, вобравшая  в себя и по-своему переплавившая  плоды обмирщенной европейской  цивилизации, вступила в свой  классический «золотой век». Затем, в ответ на новое, нигилистическое  веяние времени, опираясь на духовную  крепость «святой русской литературы» (Т. Манн), восходит в конце века  философия, которая подводит итоги  развития духа «золотого века»  классики. Оказывается, что не русская  словесность «серебряного века»  является главной наследницей  классической литературы — для  этого она морально двусмысленна, подвержена дионисийским соблазнам (соблазнам чувственности). Преемницей  русской литературы оказывается  именно философская мысль, она  наследует духовные заветы «золотого  века» классики и потому сама  переживает «золотой век».

     В заключение  следует отметить, что в предреволюционные  годы культурная, литературная, мыслящая  Россия была совершенно готова  к войне и революции. В этот  период смешалось все: апатия, уныние, упадничество — и ожидание  новых катастроф. Носители русской  культуры «серебряного века», критиковавшие  буржуазную цивилизацию и ратовавшие  за демократическое развитие  человечества (Н. Бердяев, Вл. Соловьев  и др.), жили в огромной стране  словно на необитаемом острове. Россия не знала грамоты —  в среде интеллигенции сосредоточилась  вся мировая культура: здесь цитировали  наизусть греков, увлекались французскими  символистами, считали скандинавскую  литературу своей, знали философию  и богословие, поэзию и ^историю  всего мира. И в этом смысле  русская интеллигенция была хранителем  культурного музея человечества, а Россия — Римом упадка, русская  интеллигенция не жила, а созерцала  все самое утонченное, что было  в жизни, она не боялась никаких  слов, она была в области духа  цинична и нецеломудренна, в жизни  вяла и бездейственна. В известном  смысле русская интеллигенция  совершила революцию в умах  людей до революции в обществе  — так глубоко, беспощадно и  гибельно перекапывалась почва  старой традиции, такие смелые  проекты будущего были начертаны. И революция грянула, оказав неоднозначное  влияние на замечательную русскую  культуру.


Информация о работе Культура России XIX века