Символизм расширил,
обогатил поэтические возможности
стиха, что вызывалось стремлением
поэтов передать необычность
своего мироощущения «одними
звуками, одними образами, одними
рифмами» (Брюсов). Бесспорен вклад
поэзии символизма в развитие
русского стихосложения. К. Бальмонт
со свойственной ему манерой
«удивить» читателя все же
имел основание написать:
Я — изысканность
русской медлительной речи,
Предо мною
другие поэты — предтечи,
Я впервые
открыл в этой речи уклоны,
Перепевные, гневные,
нежные звоны.
Красота символистами
рассматривалась как ключ к
тайнам природы, идее добра и
всего мироздания, дающий возможность
проникновения в область запредельного,
как знак инобытия, поддающийся расшифровке
в искусстве. Отсюда представление о художнике
как о демиурге, творце и повелителе. Поэзии
же отводилась роль религии, приобщение
к которой позволяет увидеть «незримыми
очами» иррациональный мир, метафизически
выступающий как «очевидная красота».
К концу десятых годов XX в. символизм внутренне
исчерпал себя как целостное течение,
оставив глубокий след в различных сферах
русской культуры.
Конец XIX — начало
XX в. является русским философским
Ренессансом, «золотым веком» русской
философии. Существенно отметить, что
философская мысль серебряного
века русской культуры, представляющая
собой золотой самородок, сама
явилась на свет как преемница
и продолжательница традиций
русской классической литературы.
По мнению Р.А. Гальцевой, «... в
русской культуре существует
что-то вроде литературно-философской
эстафеты, и даже шире — эстафеты
искусства и философии, из сферы
художественного созерцания набранная
мощь тут передается в область
философского осмысления и наоборот».
Именно так сложились отношения
между русской классикой и
философским возрождением конца
века, которое представлено именами
Вл. Соловьева, В. Розанова, С. Булгакова,
Н. Бердяева, Л. Шестова, Г. Федотова, С.
Франк и др.
Родившись в
результате сшибки традиционной
культуры с западным миром, когда,
по известной формуле А. Герцена,
«на призыв Петра цивилизоваться
Россия ответила явлением Пушкина»,
— русская литература, вобравшая
в себя и по-своему переплавившая
плоды обмирщенной европейской
цивилизации, вступила в свой
классический «золотой век». Затем,
в ответ на новое, нигилистическое
веяние времени, опираясь на духовную
крепость «святой русской литературы»
(Т. Манн), восходит в конце века
философия, которая подводит итоги
развития духа «золотого века»
классики. Оказывается, что не русская
словесность «серебряного века»
является главной наследницей
классической литературы — для
этого она морально двусмысленна,
подвержена дионисийским соблазнам
(соблазнам чувственности). Преемницей
русской литературы оказывается
именно философская мысль, она
наследует духовные заветы «золотого
века» классики и потому сама
переживает «золотой век».
В заключение
следует отметить, что в предреволюционные
годы культурная, литературная, мыслящая
Россия была совершенно готова
к войне и революции. В этот
период смешалось все: апатия, уныние,
упадничество — и ожидание
новых катастроф. Носители русской
культуры «серебряного века», критиковавшие
буржуазную цивилизацию и ратовавшие
за демократическое развитие
человечества (Н. Бердяев, Вл. Соловьев
и др.), жили в огромной стране
словно на необитаемом острове.
Россия не знала грамоты —
в среде интеллигенции сосредоточилась
вся мировая культура: здесь цитировали
наизусть греков, увлекались французскими
символистами, считали скандинавскую
литературу своей, знали философию
и богословие, поэзию и ^историю
всего мира. И в этом смысле
русская интеллигенция была хранителем
культурного музея человечества,
а Россия — Римом упадка, русская
интеллигенция не жила, а созерцала
все самое утонченное, что было
в жизни, она не боялась никаких
слов, она была в области духа
цинична и нецеломудренна, в жизни
вяла и бездейственна. В известном
смысле русская интеллигенция
совершила революцию в умах
людей до революции в обществе
— так глубоко, беспощадно и
гибельно перекапывалась почва
старой традиции, такие смелые
проекты будущего были начертаны.
И революция грянула, оказав неоднозначное
влияние на замечательную русскую
культуру.