Культура Средневековья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 18:03, практическая работа

Краткое описание

Народная культура эпохи средневековья - новая и почти неизведанная еще в науке тема. Идеологам феодального общества удалось не только оттеснить народ от средств фиксации его мыслей и настроений, но и лишить исследователей последующих времен возможности восстановить основные черты его духовной жизни. “ Великий немой”, ”великий отсутствующий”, “люди без архивов и без лиц” - так именуют современные историки народ в эпоху, когда для него был закрыт непосредственный доступ к средствам письменной фиксации культурных ценностей.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 72.00 Кб (Скачать файл)

                            Введение.

 

       Средними веками  культурологи называют  длительный  период  в  истории

Западной Европы между Античностью  и Новым Временем. Этот  период  охватывает

более тысячелетия с V по  XV века.

       Внутри тысячелетия  принято выделять по меньшей мере три периода :

 Раннее Средневековье, от начала эпохи до  X- XI веков

 Высокое (Классическое) Средневековье - от  X  -XI  веков до  XIV

века;

 Позднее Средневековье, XIV- XV века.

       Народная культура  эпохи средневековья  - новая и почти неизведанная  еще в

науке тема. Идеологам  феодального  общества  удалось  не  только  оттеснить

народ  от  средств  фиксации  его  мыслей  и   настроений,   но   и   лишить

исследователей последующих времен возможности  восстановить  основные  черты

его духовной жизни. “ Великий немой”,  ”великий  отсутствующий”,  “люди  без

архивов и без лиц” - так именуют  современные историки народ в  эпоху,  когда

для него был закрыт непосредственный доступ к средствам письменной  фиксации

культурных ценностей.

         Народной  культуре средневековья не повезло  в науке.  Обычно,  когда

говорят о ней, упоминают  чаще всего  только остатки  древнего  мира  и  эпоса,

пережитки язычества. В тех сравнительно редких  случаях,  когда  современный

специалист обращается к народной  религиозности  средневековья,  у  него  не

находится  для  нее  иных  характеристик   как   “наивная”,   “примитивная”,

“неотесанная”,  “грубая”,  “поверхностная”,  “пралогическая”,  ”ребяческая”;

это религия “народа-ребенка“, переполненная суевериями и направленная  на

сказочное и баснословное.

         Критерии  для подобных оценочных суждений  берут из “высокой” религии

просвещенных и именно с их позиции  судят о сознании  и  эмоциональной  жизни

простолюдинов,  не  ставя  перед  собой  задачи  рассмотреть  ее  “изнутри”,

руководствуясь ее собственной  логикой.

 

                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

   1. Раннее средневековье. (от начала эпохи до 900 или 1000 годов (до  X  -  XI

вв);)

Основные представители: Кассиодор (480-573)- один из первых средневековых христианских писателей.

Один из «Отцов церкви»  Тертуллиан (155-222) 

Боэций (480-525)

 Раннее Средневековье - время,  когда в  Европе  происходили   бурные  и

очень  важные  процессы  ,  такие,  как:

1) вторжение  варваров,  закончившиеся

падением  Римской  империи.  Варвары  селились  на  землях  бывшей  империи,

ассимилировались с ее населением, создавая новую общность Западной Европы.

    2)   Новые западноевропейцы  при этом, как правило, принимали  христианство,

которое  к концу существования  Рима  стало  его  государственной  религией. 

Христианство в различных его  формах вытесняло  языческие  верования  и  этот

процесс  после  падения  империи  только  ускорился.  Это  второй  важнейший

исторический процесс, определявший лицо  раннего  Средневековья  в  Западной

Европе.

     3)  Третьим существенным  процессом было формирование  на территории бывшей

Римской империи новых государственных  образований,  создававшихся  теми  же

“варварами”.   Племенные  вожди  провозглашали  себя  королями,   герцогами,

графами, постоянно воюя друг с  другом и подчиняя себе более слабых  соседей.

Характерной  особенностью  жизни в раннее  Средневековье были  постоянные

войны, грабежи и  набеги,  которые  существенно  замедляли  экономическое  и

культурное развитие.

         В период  раннего средневековья идейные  позиции феодалов и  крестьян

еще не оформились и крестьянство  ,  только  рождавшееся  как  особый  класс

общества, в мировоззренческом  отношении  растворялось  в  более  широких  и

неопределенных слоях. Главная  масса населения Европы  того  времени  -  сельские  жители, образ  жизни которых был всецело  подчинен рутине,  а  кругозор  до  крайности

ограничен. Консерватизм- неотъемлемый признак этой среды.

        Крестьянство  и его жизнь почти  вовсе  не  отражаются  в  социальной

картине мира, как мыслилась она  в ту пору, и этот факт сам  по  себе  весьма

симптоматичен.  Общество,  аграрное  по  своей   природе,   строившееся   на

эксплуатации  и  подчинении  широких  слоев  сельского  населения,  как   бы

позволяло себе идеологически игнорировать собственное большинства.

         Парадокс : простые люди, прежде всего  - крестьяне, презираемые  и

игнорируемые господствующим классом, вместе с тем,  в  определенном  смысле,

доминировали в духовной жизни раннего Средневековья.  Сельская  жизнь  с  ее

неторопливой  размеренностью   и   периодической   сменой   производственных

сезонов, была главным  регулятором социального ритма  общества. 

Большое место  в народном творчестве раннего средневековья, когда культура еще не была дифференцирована в социальном отношении, занимали героические песни и сказания о военных походах, битвах и сражениях, прославлявшие доблесть вождей и героев. Зарождаясь иногда в среде военной дружины, они затем популяризировались народными исполнителями и подвергались соответствующей обработке в плане народных идеалов. Народные сказания явились первоначальной основой крупных эпических произведений западноевропейского средневековья.

Наиболее типичны в этом отношении  ирландские саги, повествующие о герое Кухулине — защитнике слабых и угнетенных. Значительным памятником скандинавского эпоса является древнеисландская “Старшая Эдда” — сборник песен, наиболее ранние из которых восходят к IX в. Он содержит сказания о богах, в форму предписаний которых облечена житейская народная мудрость, и героические песни, повествующие об отдаленных событиях эпохи “переселения народов”. В исландских сагах рассказывается о подлинных исторических событиях, например об открытии исландцами Гренландии и Северной Америки. 
   Устное народное творчество легло в основу англосаксонской эпической поэмы о легендарном герое Беовульфе (поэма “Беовульф”), записанной на англосаксонском языке в начале X в. В поэме воспевается борьба и победа Беовульфа над кровожадным чудовищем Гренделем и другие подвиги.  Будучи не в силах искоренить народную культуру, церковь пыталась подчинить ее своему влиянию.  

 Варварские вкусы и мироощущение, культ физической силы, выставляемого  на показ богатства, но вместе  с тем живое непосредственное чувство материала — вот что было характерно для искусства раннего средневековья. 

               

  2. Высокое (классическое) Средневековье.

Представители :  Иоганн Гуттенберг , Джаванни Бокаччо (1313-1375), Ансельм Кентерберийский, Иоанн Скот Эриуген.

       В период классического,  или высокого Средневековья,  Западная  Европа

начала  преодолевать  затруднения  и  возрождаться.  С  X  века  укрупнились

государственные  структуры,  что  позволило  собирать  более  многочисленные

армии и до некоторой степени прекратить   набеги  и   грабежи  .  Миссионеры

понесли христианство в страны Скандинавии,  Польши,  Богемии,  Венгрии,  так

что и эти государства вошли  в орбиту западной культуры.

       Наступившая   относительная   стабильность   обеспечила    возможность

быстрого подъема городов и  экономики. Жизнь  стала  меняться  к  лучшему,  в

городах расцветала своя культура и  духовная  жизнь.  Большую  роль  в  этом

играла та же церковь,  которая  тоже  развивалась  ,  совершенствовала  свое

учение и организацию.

       На базе художественных  традиций  Древнего Рима   и  прежних варварских

племен  возникло романское, а позже  блестящее готическое  искусство,  причем

развивалась не только архитектура  и литература, но и другие виды  искусства-

живопись, театр, музыка, скульптура , и тд.

       Возникает   и развивается так называемая  рыцарская литература  .  Одно

из наиболее  знаменитых  произведений  -  величайший  памятник  французского

народного  героического  эпоса-“Песнь  о  Роланде”.  В  XII   в   появляются

рыцарские романы. В числе наиболее  популярных   был  стихотворный  роман  о

британском короле Артуре.

       Важный памятник германской народной  литературы XII-XIII вв  -  “Песнь

о Нибелунгах”, повествующая о нашествии гуннов на Бургундское королевство  в

начале V в  .  В  основе  “Песни  о  Нибелунгах”  лежат  древние  германские

сказания.

       Значительным явлением в литературе  Франции в XII-XIII вв были ваганты*

и их поэзия. Вагантами ( от лат .  vagantes -  бродячие)  называли  бродячих

поэтов. Особенностью их  творчества  были  постоянная  критика католической

церкви  и духовенства за алчность, лицемерие  и невежество. Церковь,  в  свою

очередь, преследовала вагантов.

       Важнейший памятник английской  литературы XIII в - знаменитые “Баллады

о Робин  Гуде” , который и поныне остается одним из  самых  известных  героев

мировой литературы.

                    2.1  Зарождение “городской культуры”.

         В  этот  период  быстро  развивается   так   называемая   “городская

литература”  ,  для  которой  было  характерно  реалистическое   изображение

городского  повседневного быта различных слоев  городского населения, а  также

появление сатирических произведений. Представителями  городской литературы  в

Италии  были Чекко Анджольери, Гвидо Орланди ( конец XIII века). [4]

       Развитие городской литературы  свидетельствовало  о  новом   явлении  в

культурной  жизни  западноевропейского  общества  -  городской  культуре   ,

сыгравшей очень большую роль в становлении  западной  цивилизации  в  целом.

Суть городской культуры сводилась  к постоянному усилению светских  элементов

во всех сферах человеческого бытия.

       Городская культура  зародилась во Франции в XI-XII вв. В  этот  период

она была представлена ,  в  частности,  творчеством  “жонглеров”  ,  которые

выступали  на  городских  площадях  как  актеры,  акробаты,   дрессировщики,

музыканты  и  певцы.  Они  выступали  на  ярмарках,   народных   праздниках,

свадьбах, крестинах и т.п. и пользовались большой популярностью в народе.

       Примерно с середины XII века  театральные действия  перемещаются  из-

под церковных сводов на площади  и действия разыгрываются уже  не  на  латыни,

а  на  французском   языке.   В   роли   же   актеров   выступают   уже   не

священнослужителя, а горожане, сюжеты пьес становятся все более светскими,

пока  не  превращаются  в  сценки  из  обыденной  городской   жизни,   часто

сдобренными доброй порцией сатиры. В это же  время  развивается  театральное

искусство и в Англии.

       Новым и чрезвычайно  важным явлением, свидетельствующим об  углублении

процесса развития городской культуры , было создание в  городах  нецерковных

школ  -  это  были  частные  школы,  материально  от  церкви  не  зависящие.

Преподаватели этих школ жили за свет платы, взимаемой с учащихся  и  обучать

в них  своих детей могли все, кто мог позволить себе заплатить  за  обучение.

С  этого   времени  идет  быстрое  распространение   грамотности   в   среде

городского населения.

 

                 2.2 Проповеди как пласт народной  культуры.

 

       Европейское средневековой общество было  очень  религиозно  и  власть

духовенства над умами была чрезвычайно  велика. Учение церкви  было  исходным

моментом всякого мышления  ,  все  науки  -  юриспруденция,  естествознание,

философия,  логика-  все  приводилось  в   соответствие   с   христианством.

Духовенство  было  единственно  образованным  классом  ,  и  именно  церковь

длительный период определяла политику в области образования. Вся  культурная

жизнь  европейского  общества   этого   периода   в   значительной   степени

определялась христианством.

       Важный пласт  формирования народной культуры  во времена  классического

Средневековья - проповеди.

        Основная масса  общества оставалась  неграмотной.   Для  того,  чтобы

мысли социальной и  духовной  элиты  стали  господствующими  помыслами  всех

прихожан, их нужно было “перевести”  на доступный для  понимания  всех  людей

язык.  Этим  занимались   проповедники.   Приходские   священники,   монахи,

миссионеры   должны   были   растолковывать   народу   основные    положения

богословия,  внушать   принципы   христианского   поведения   и   искоренять

неправильный образ мыслей.

         Проповедь  предполагала в качестве своего  слушателя любого  человека

-  грамотного  и  неграмотного,  знатного  и  простолюдина,   горожанина   и

крестьянина, богатого и бедного.

         Наиболее  известные  проповедники  строили   свои  проповеди   таким

образом, чтобы в течение длительного  времени  удержать  внимание  публики  и

донести до нее идеи церковного учения ввиде простых примеров.

         Некоторые  пользовались для этого   так   называемыми  “примерами”  (

exempla) - короткими рассказами , написанными   ввиде  притчей  на  житейские

темы.

          Эти  “примеры” - один из ранних  литературных жанров и  представляют

особый интерес для более полного понимания миросозерцания рядовых  верующих.

“Пример”  был  одним  из   наиболее   действенных   средств   дидактического

Информация о работе Культура Средневековья