Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 18:03, практическая работа
Народная культура эпохи средневековья - новая и почти неизведанная еще в науке тема. Идеологам феодального общества удалось не только оттеснить народ от средств фиксации его мыслей и настроений, но и лишить исследователей последующих времен возможности восстановить основные черты его духовной жизни. “ Великий немой”, ”великий отсутствующий”, “люди без архивов и без лиц” - так именуют современные историки народ в эпоху, когда для него был закрыт непосредственный доступ к средствам письменной фиксации культурных ценностей.
воздействия на прихожан.
В этих
“ случаях из жизни” виден
изначальный мир
человека, с его представлениями о святых и нечистой силе как о реальных
участниках повседневной жизни человека.
Однако наиболее известные проповедники такие , как Бертольд
Регенбургский ( XIII в ), в своих проповедях не пользовались “Примерами”,
строя их преимущественно на библейских текстах. Этот проповедник строил
свои проповеди ввиде диалогов, адресовал призывы и высказывания к
определенной части слушателей или профессиональных категорий. Широко
использовал способ перечисления, загадки и другие приемы , делавшие его
проповеди маленькими спектаклями. ([2], стр. 265)
Служители церкви , как правило, не вносили в свои проповеди
сколько-нибудь оригинальных идей и высказываний, от них этого не ожидалось
и прихожане были бы неспособны оценить это. Удовлетворение публика получала
как раз от слушания вещей привычных и известных.
3. Позднее средневековье.
Основные представители: Леонардо Да Винчи : "Знание истинных законов природы обуздывает инженеров и исследователей, не позволяя им обещать себе и другим вещи невозможные"
П. Перро (1608-1680) и Эдм Мариотт (1620-1684) стали основателями современной гидрогеологии.
К. Линней (1707-1778) опубликовал труд "Система природы", где были заложены основы современной таксономии органического мира.
Позднее Средневековье продолжило процессы формирования европейской
культуры, начавшиеся в период классики. Однако ход их был далеко не
гладким. В XIV-XV веках Западная Европа неоднократно переживала великий
голод. Многочисленные эпидемии, особенно чумы, принесли неисчислимые
человеческие жертвы. Очень сильно замедлила развитие культуры Столетняя
война.
В эти периоды неуверенность и страх владели массами. Хозяйственный
подъем сменяется длительными периодами спада и застоя. В народных массах
усиливались комплексы страха перед смертью и загробным существованием,
усиливаются страхи перед нечистой силой.
В конце Средневековья в сознании простонародья Сатана
трансформируется из, в общем-то, не страшного и иногда смешного черта во
всемогущественного повелителя темных сил, который в завершение земной
истории выступит в роли Антихриста.
Другая причина страхов - голод, как следствие низкой урожайности и
нескольких лет засух.
Источники
страхов лучше всего
того времени : “Избави нас, Господи, от чумы, голода и войны“. ( [1], стр.
330 )
Господство устной культуры мощно способствовало умножению суеверий,
страхов и коллективных паник.
Однако, в конце концов, города возрождались, люди, уцелевшие от мора
и войны, получили возможность устраивать свою жизнь лучше, чем в
предыдущие эпохи. Возникли условия для нового подъема духовной жизни,
науки, философии, искусства. Этот подъем с необходимостью вел к так
называемому Возрождению или Ренессансу.
Итак. теперь можно сделать заключение по моему реферату который
называется « Культура Средневековья ». Из работы видно, что с в Средние
века комплекс представлений о мире, верований, умственных установок и
системы поведения , который условно можно было бы назвать “народной
культурой” или “ народной религиозностью” так или иначе был достоянием всех
членов общества ([1],стр . 356).
Мышление
средних веков было
Средневековая церковь , с опаской и подозрением относившаяся к
обычаям, вере и религиозной практике простонародья, испытывала на себе их
влияния. Как пример, можно привести санкционирование церковью культа святых
в его народной интерпретации.
Магический
подход к природе распространял
вера в чудеса была повсеместной.
Вся культурная жизнь европейского общества этого периода в
значительной степени
Европейское средневековой общество было очень религиозно и власть
духовенства над умами была чрезвычайно велика. Учение церкви было исходным
моментом всякого мышления , все науки - юриспруденция, естествознание,
философия, логика- все приводилось в соответствие с христианством. Высшее
духовенство было единственно образованным классом, однако средневековый
европеец , включая и высшие слои общества, был неграмотен. Ужасающе низким
был уровень грамотности даже священников в приходах. Лишь к концу XV века
церковь осознала необходимость иметь образованные кадры и начала открывать
духовные семинарии.
Массовая средневековая культура - это культура бескнижная,
“догутенбергова”. Она опиралась не на печатное слово, а на изустные
проповеди и увещевания. Она существовала через сознание безграмотного
человека. Это была культура молитв, сказок, мифов и волшебных заклятий.
“ Переводом” мыслей социальной и духовной элиты на доступный для
понимания всех людей язык стали проповеди, предствляющие собой значительный
пласт средневековой культуры. Приходские священники, монахи, миссионеры
должны были растолковывать народу основные положения богословия, внушать
принципы христианского
Создавалась специальная литература, которая популярно излагала основы
христианского учения, давая пастве образцы для подражания. Эта литература
, в основном, предназначалась священникам, чтобы они использовали ее в
своей повседневной деятельности.