Культура возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 22:17, контрольная работа

Краткое описание

Возрождение, или Ренессанс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento; от "ri" - "снова" или "заново рожденный") — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи — начало XIV— последняя четверть XVI веков и в некоторых случаях — первые десятилетия XVII века (например, в Англии и, особенно, в Испании). Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин.

Содержание

Общая характеристика, философские, социально-политические теории и наука эпохи Возрождения.
Искусство Возрождения

Вложенные файлы: 1 файл

культура возрождения.docx

— 38.80 Кб (Скачать файл)

Культура  Возрождения

  1. Общая характеристика, философские, социально-политические теории и наука эпохи Возрождения.
  2. Искусство Возрождения
 

Общая характеристика эпохи  Возрождения

     Возрождение, или Ренессанс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento; от "ri" - "снова" или "заново рожденный") — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи — начало XIV— последняя четверть XVI веков и в некоторых случаях — первые десятилетия XVII века (например, в Англии и, особенно, в Испании). Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин.

     Новая культурная парадигма возникла вследствие кардинальных изменений общественных отношений в Европе.

     Рост  городов-республик привёл к росту  влияния сословий, не участвовавших  в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая  система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой и  её аскетичный, смиренный дух. Это привело к появлению гуманизма — общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов.

     В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. Новое мировоззрение обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических, неаскетичных отношений. Изобретение в середине XV века книгопечатания сыграло огромную роль в распространении античного наследия и новых взглядов по всей Европе.

     Возрождение возникло в Италии, где первые его  признаки были заметны ещё в XIII и XIV веках (в деятельности семейства  Пизано, Джотто, Орканья и др.), но оно твёрдо установилось только с 20-х годов XV века. Во Франции, Германии и других странах это движение началось значительно позже. К концу XV века оно достигло своего наивысшего расцвета. В XVI веке назревает кризис идей Возрождения, следствием чего является возникновение маньеризма и барокко.

Философия эпохи Возрождения

     Философия Возрождения — направление в  европейской философии XV—XVI веков. Характеризуется неприятием официальной  католической религиозности и интересом  к человеческой личности. Внутри течения  гуманистов этот интерес выразился  в идеях классического гуманизма  и способствовал утверждению  практического критерия истины (опыт+польза), который лёг в основу методологии современных естественных наук.

     Философское мышление этого периода можно  охарактеризовать как антропоцентрическое. В эпоху Возрождения индивид приобретает гораздо большую самостоятельность, он все чаще представляет не тот или иной союз, а самого себя. Отсюда вырастает новое самосознание человека и его новая общественная позиция: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта становятся отличительными качествами человека. Индивид эпохи Возрождения склонен приписывать все свои заслуги самому себе. Разносторонность - вот идеал возрожденческого человека. Человек становится творцом самого себя. В результате человек уже не нуждается в божественной благодати для своего спасения. По мере того как человек осознает себя в качестве творца собственной жизни и судьбы, он оказывается и неограниченным господином над природой.

     В период возрождения огромную значимость приобретает искусство, и как  результат, возникает культ человека-творца. Творческая деятельность приобретает  своего рода сакральный (священный) характер.

     С антропоцентризмом связан характерный  для Возрождения культ красоты. В эпоху Возрождения, как никогда  раньше, возросла ценность отдельного человека. Выше всего в эту эпоху  ставится своеобразие и уникальность каждого индивида.

     В эпоху Возрождения философия  вновь обращается к изучению природы. Интерес к натурфилософии усиливается  к концу XV - началу XVI века по мере того, как пересматривается средневековое  отношение к природе как несамостоятельной  сфере.

     В понимании природы, так же как  и в трактовке человека, философия  Возрождения имеет свою специфику - природа трактуется пантеистически. Христианский Бог здесь как бы сливается с природой, а последняя тем самым обожествляется.

     Натурфилософы Возрождения, например знаменитый немецкий врач, алхимик и астролог Парацельс  применял магико-алхимическое понимание  природы, выраженное стремлением управлять  природой с помощью тайных, оккультных сил, характерное именно для XV-XVI веков. Натурфилософы стремились устранить  идею творения: мировая душа представлялась как имманентная самой природе  жизненная сила, благодаря которой  природа обретает самостоятельность  и не нуждается больше в потустороннем  начале.

     Философы  эпохи Возрождения: Николай Кузанский, Леонардо Бруни, Марсилио Фичино, Николай Коперник, Пико делла Мирандола, Лоренцо Валла, Манетти, Пьетро Помпонацци, Жан Боден, Мишель Монтень, Томас Мор, Эразм Роттердамский, Мартин Лютер, Томмазо Кампанелла, Джордано Бруно, Николо Макиавелли.

Социально – политические теории эпохи Возрождения

     Для эпохи Возрождения было характерно не только повышение интереса к человеку, но и большой интерес к проблеме государства, устройства общества, взаимоотношений Церкви и государственных институтов, верующих. Данная проблематика нашла отражение в социально-политической философии эпохи Возрождения, основными направлениями которой были:

• философия  Реформации;

• политическая философия;

• философия  социалистов-утопистов.

     1.Философия Реформации имела своей целью реформу католицизма, демократизацию Церкви, установление более справедливых отношений между Богом, Церковью и верующими. Предпосылками возникновения данного направления были:

• кризис феодализма;

• зарождение и  укрепление класса торгово-промышленной буржуазии;

• ослабление феодальной раздробленности, становление европейских государств;

• незаинтересованность руководителей данных государств, политической элиты в чрезмерной, национальной, надгосударственной, общеевропейской  власти Папы Римского и католической Церкви;

• кризис, моральное  разложение католической Церкви, ее оторванность от народа, отставание от жизни, практика выдачи индульгенций;

• распространение  в Европе идей гуманизма;

• рост самосознания личности, индивидуализм;

• рост влияния  антикатолических религиозно-философских  учений, ересей, мистики, гусизма.

     В Реформации выделяются два основных течения:

• бюргерско-евангелическое;

• народное.

     Лидерами  бюргерско-евангелической Реформации являлись М. Лютер, У. Цвингли, Ж. Кальвин.

     Народная  Реформация была представлена движением  Т. Мюнцера, анабаптистами, диггерами  и др.

     Основоположником  Реформации считается доктор богословия Мартин Лютер (1483 - 1546). 31 октября 1517 года на дверях Виттенбергской замковой церкви в Германии им были прибиты 95 тезисов против индульгенций, что положило начало идеологической (а в ряде стран и вооруженной) борьбе против католицизма.

     Основные  идеи М. Лютера сводились к следующим:

• общение между  Богом и верующими должно происходить напрямую;

• между Богом  и верующими не должно быть такого посредника, как католическая Церковь;

• необходимо упрощение обрядов;

• церковь должна стать демократичной, а обряды — понятными людям;

• необходимо уменьшение влияния на политику других государств со стороны Папы Римского и католического духовенства;

• должен быть восстановлен авторитет государственных институтов и светской власти;

• дело служения Богу — не только профессия, которую  монополизировало духовенство, но и  функция всей жизни верующих христиан;

• необходимо освободить культуру и образование от засилья  католических догм;

• необходимо запретить индульгенции.

     Другим  крупным лидером бюргерско-евангелической Реформации был Жан Кальвин (1509 — 1564). Он продолжил дело Лютера и систематизировал его идеи.

Согласно Кальвину:

• ключевой идеей  протестантизма является идея предопределения;

• смысл данной идеи в том, что людям изначально предопределено Богом либо быть спасенным, либо погибнуть, не состояться в жизни;

• все люди должны надеяться, что именно они предопределены к спасению;

• выражением смысла жизни на Земле для человека является профессия;

• профессия  — это не только способ зарабатывания денег, но и место служения Богу;

• добросовестное отношение к своему делу — путь к спасению;

• успех в  работе — признак богоизбранности;

• вне работы необходимо быть скромным и аскетичным. Кальвин не только выдвинул собственное теоретическое религиозно-философское учение и систематизировал идеи Лютера, но и воплотил протестантизм на практике:

• возглавил  реформационное движение в Женеве;

• добился признания  реформированной (кальвинистской) Церкви в качестве официальной, упразднил  в Женеве католическую Церковь и  власть Римского Папы (сам Кальвин  получил прозвище "Женевский Папа");

• подчинил кальвинистской Церкви светскую власть.

• провел реформы  как внутри собственной Церкви, так  и в городе: были запрещены пышные католические обряды, праздники, яркая  одежда, развлечения, танцы, ношение  украшений, был установлен строгий  пасторский надзор за населением, целью  которого было воспитание граждан в  духе аскетизма, пуританизма, добросовестного  отношения к работе.

     Результатом теоретических изысканий Кальвина и его практической деятельности стала универсализация Реформации, превращение ее из узкогерманского в международное явление.

     Народное  направление Реформации возглавил  Томас Мюнцер (1490 — 1525). Будучи священником, он первоначально примкнул к Лютеру, стал его сторонником, однако в 1520 г., через три года после начала Реформации, разошелся с учителем. В целом  соглашаясь с Лютером, Мюнцер выдвинул и собственные идеи Реформации, смысл  которых в следующем:

• необходимо реформировать не только Церковь, но обществов целом;

• цель изменения  общества — достижение всеобщей справедливости, "Божьего царства" на земле;

• главная причина  всех зол — неравенство, классовое  разделение, в основе которого лежат  частная собственность и частный интерес;

• частный интерес  необходимо подавить, все должно стать  общим (имелось в виду прежде всего имущество, новый способ организации производства);

• жизнь и  деятельность человека должны быть полностью  подчинены интересам общества, что угодно Богу;

• власть и собственность  должны принадлежать простому народу — "ремесленникам и пахарям".

     В 1524 — 1525 гг. Томас Мюнцер возглавил  антикатолическую и революционную  по своим социальным целям Крестьянскую войну в Германии. Война была проиграна, а сам Мюнцер погиб.

     Значение  философии Реформации в том, что  она послужила идеологическим обоснованием политической и вооруженной борьбы за реформу Церкви и против католицизма, которая продолжалась в течение XVI в. и в дальнейшем почти во всех странах Европы.

     Результатом этой борьбы стало падение католицизма  в ряде государств и религиозное  размежевание в Европе:

     • торжество различных направлений  протестантизма (лютеранство, кальвинизм и др.) в Северной и Центральной  Европе — Германии, Швейцарии, Великобритании, Голландии, Дании, Швеции, Норвегии;

     • сохранение католицизма в странах  Южной и Восточной Европы —  Испании, Франции, Италии, Хорватии, Польше, Чехии и др.

     2. В отличие от философии Реформации, предметом которой были отношения между Богом, Церковью, человеком и государством, политическая философия исследовала проблемы управления реально существующим государством, методы влияния на людей, приемы политической борьбы. Ярким представителем политической философии являлся Никколо Макиавелли (1469 - 1527) - итальянский (флорентийский) политический деятель, философ и писатель. Философия Макиавелли опирается на следующие основные положения:

Информация о работе Культура возрождения