Культура возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 22:17, контрольная работа

Краткое описание

Возрождение, или Ренессанс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento; от "ri" - "снова" или "заново рожденный") — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи — начало XIV— последняя четверть XVI веков и в некоторых случаях — первые десятилетия XVII века (например, в Англии и, особенно, в Испании). Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин.

Содержание

Общая характеристика, философские, социально-политические теории и наука эпохи Возрождения.
Искусство Возрождения

Вложенные файлы: 1 файл

культура возрождения.docx

— 38.80 Кб (Скачать файл)

• человек обладает изначально злой природой;

• движущими  мотивами поступков человека являются эгоизм и стремление к личной выгоде;

• совместное существование  людей невозможно, если каждый будет  преследовать только свои эгоистические интересы;

• для обуздания  низменной натуры человека, его эгоизма  создается особая организация —  государство;

• правитель  должен руководить государством, не забывая о низменной природе подданных;

• правитель  должен выглядеть щедрым и благородным, но не быть таковым в действительности, поскольку при соприкосновении  с реальностью данные качества приведут к противоположному результату (правитель  будет свергнут далеко не благородными соратниками либо противниками, а  казна — промотана);

• ни в коем случае руководитель не должен посягать на имущество и личную жизнь людей;

• в борьбе за освобождение родины от иностранного владычества за ее независимость  допустимы все средства, в том  числе коварные и аморальные.

     Философия Макиавелли, основанная на реалистическом отношении к окружающей действительности, стала руководством к действию для  многих политиков как средневековой, так и последующих эпох.

     3. В эпоху Возрождения наблюдается повышенный интерес к проблемам общества и государства, Церкви. Как правило, при их изучении философы стремились опираться на реальные факты, исследовать положение в конкретном обществе и государстве, пытались при жизни изменить ситуацию к лучшему. Однако часть философов основное внимание сосредоточила на разработке проектов идеального государства, где были бы уничтожены все социальные противоречия и восторжествовала социальная справедливость. Поскольку их проекты были сильно оторваны от реальности и практически неосуществимы, данные философы вошли в историю как социалисты-утописты.

     Наибольший  вклад в развитие теории утопического социализма внесли Томас Мор и  Томмазо Кампанелла.

     Томас Мор (1478 — 1535) считается основателем  утопического социализма. Ему хорошо были знакомы проблемы реального  государства, так как он профессионально  занимался политической деятельностью: с 1504 г. являлся членом парламента, 1523 — 1529 гг. — председателем палаты общин, 1529 г. — лордом-канцлером Великобритании (высший пост в государстве после короля). В 1535 г. Т. Мор был казнен как сторонник католицизма за отказ дать присягу королю как главе независимой от Папы Римского англиканской Церкви.

     Свои  идеи по поводу устройства общества и  государства будущего Т. Мор изложил  в произведении "Утопия". Утопия (греч. — место, которого нигде нет) — выдуманный остров, на котором находится идеальное государство.

     Согласно  Т. Мору в Утопии:

• не существует частной собственности;

• все граждане участвуют в производительном труде;

• труд осуществляется на основе всеобщей трудовой повинности;

• все произведенные  продукты (результаты труда) поступают  в собственность общества (общественные склады) и затем равномерно распределяются между всеми жителями Утопии:

• в связи  с тем, что трудом заняты все, для  обеспечения Утопии достаточно короткого  рабочего дня — шесть часов;

• от трудовой деятельности освобождаются люди, проявившие особые способности к наукам;

• самые грязные  работы выполняют рабы — военнопленные и осужденные преступники;

• первичной  ячейкой общества является не кровнородственная  семья, а "трудовая семья" (фактически — трудовой коллектив);

• все должностные  лица избираются — прямо или косвенно;

• мужчины и  женщины имеют равные права (как  и равные обязанности);

• жители верят  в Бога, существует полная веротерпимость. Другой проект идеального общества был  дан Томмазо Кампанеллой (1568 — 1639) в произведении "Город Солнца". Действие происходит в фантастическом Городе Солнца, где его жители — солярии — построили идеальное общество, основанное на социальной справедливости, и наслаждаются жизнью и трудом. По Кампанелле, в Городе Солнца:

• отсутствует  частная собственность;

• все граждане участвуют в производительном труде;

• результаты труда  поступают в собственность всего  общества, а затем равномерно распределяются между его членами;

• труд совмещается  с одновременным обучением;

• жизнь соляриев регламентирована до мельчайших подробностей, от подъема до отхода ко сну;

• солярии все  делают вместе: ходят с работы и  на работу, трудятся, едят, отдыхают, поют песни;

• большое внимание уделяется воспитанию — с рождения ребенок забирается от родителей  и воспитывается в специальных  школах, где обучается наукам и  приучается к коллективной жизни, другим правилам поведения Города Солнца;

• во главе Города Солнца стоит пожизненный правитель (избираемый соляриями) — Метафизик, владеющий всеми знаниями своей  эпохи и всеми профессиями.

     Идеи  социалистов-утопистов, выдвинутые в  эпоху Возрождения, были ответом  на имевшую место социальную несправедливость и имели много сторонников  среди желающих изменить мир как в эпоху Возрождения, так и в будущем.

Наука в эпоху Возрождения

     Развитие  науки в XIV—XVI веках существенно  повлияло на представления людей  о мире и месте человека в нем. Великие географические открытия, гелиоцентрическая  система мира Николая Коперника  изменили представления о размерах Земли и её месте во Вселенной, а работы Парацельса и Везалия, в  которых впервые после античности были предприняты попытки изучить  строение человека и процессы, происходящие в нем, положили начало научной медицине и анатомии.

     Крупные изменения произошли и в общественных науках. В работах Жана Бодена и Никколо Макиавелли исторические и политические процессы впервые стали рассматриваться как результат взаимодействия различных групп людей и их интересов. Тогда же были предприняты попытки разработки «идеального» общественного устройства: «Утопия» Томаса Мора, «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы. Благодаря интересу к античности были восстановлены многие античные тексты, многие гуманисты занимались изучением классической латыни и древнегреческого языка.

     Успехи  естественных наук постепенно привели  к мысли о возможности научного, рационального познания мира, взамен религиозному познанию, которому следовало  христианство средних веков. Развитие этих идей в дальнейшем позволило  Фрэнсису Бэкону и Рене Декарту сформировать основополагающие принципы науки нового времени.

Искусство Возрождения

     В литературе Возрождения наиболее полно  выразились гуманистические идеалы эпохи, прославление гармонической, свободной, творческой, всесторонне развитой личности. Любовные сонеты Франческо Петрарки (1304—1374) открыли глубину внутреннего мира человека, богатство его эмоциональной жизни. В XIV—XVI веке итальянская литература пережила расцвет — лирика Петрарки, новеллы Джованни Боккаччо (1313—1375), политические трактаты Никколо Макиавелли (1469—1527) поэмы Лудовико Ариосто (1474—1533) и Торквато Тассо (1544—1595), выдвинули её в число «классических» (наряду с древнегреческой и древнеримской) литератур для других стран.

     Литература  Возрождения опиралась на две  традиции: народную поэзию и «книжную»  античную литературу, поэтому часто  рациональное начало сочеталось в ней  с поэтической фантастикой, а  комические жанры получили большую  популярность. Это проявилось в наиболее значительных литературных памятниках эпохи: «Декамероне» Бокаччо, «Дон Кихоте» Сервантеса, и особенно в «Гаргантюа и Пантагрюэле» Франсуа Рабле.

     С эпохой Возрождения связано появление  национальных литератур — в отличие  от литературы средних веков, создававшейся  преимущественно на латыни.

     Широкое распространение получили театр  и драма. Самыми известными драматургами этого времени стали Уильям Шекспир (1564—1616, Англия) и Лопе де Вега (1562—1635, Испания).

 Изобразительное искусство

     Первые  предвестники искусства Возрождения  появились в Италии в XIV веке. Художники  этого времени, Пьетро Каваллини (1259—1344), Джотто (1267—1337), Симоне Мартини (1284—1344), рисуя картины традиционной религиозной тематики, начали использовать новые художественные приёмы: построение объемной композиции, использование пейзажа на заднем плане, что позволило им сделать изображения более реалистичными, оживленными. Это резко отличало их творчество от предыдущей иконографической традиции, изобилующей условностями в изображении.

     Раннее  Возрождение В начале XV века Филиппо Брунеллески (1377—1446), флорентийский ученый и архитектор, открыл и описал законы линейной перспективы в живописи. Это позволило художникам получать совершенные изображения трёхмерного пространства на плоском полотне картины.

     Другим  важным шагом стало появление  нерелигиозного, секулярного искусства. Портрет и пейзаж утвердились как самостоятельные жанры. Даже религиозные сюжеты приобретали иную трактовку — художники Возрождения стали рассматривать их персонажей как героев с ярко выраженными индивидуальными чертами и человеческой мотивацией поступков.

     Наиболее  известные художники этого периода  — Мазаччо (1401—1428), Мазолино (1383—1440), Беноццо Гоццоли (1420—1497), Пьеро Делла Франческо (1420—1492), Андреа Мантенья (1431—1506), Джованни Беллини (1430—1516), Антонелло да Мессина (1430—1479), Доменико Гирландайо (1449—1494), Сандро Боттичелли (1447—1515).

     Большое распространение получила скульптура. В творчестве скульпторов получили развитие многие формы: статуя, рельеф, бюст и т. д. Ими были достигнуты новые  высоты в изображении пластики человеческого  тела: эмоций, движений тела, сложных  сцен в многоплановых, перспективных  рельефах. Наиболее известными скульпторами этого периода являются Донателло (1386—1466) и Лоренцо Гиберти (1381—1455).

     Высокое Возрождение Наивысший расцвет  искусства Возрождения пришёлся на первую четверть XVI века, которая  получила название «Высокое возрождение». Работы Леонардо да Винчи (1452—1519), Рафаэля  Санти (1483—1520), Микеланджело Буонарроти (1475—1564), Джорджоне (1476—1510), Тициана (1477—1576), Антонио Корреджо (1489—1534) составляют золотой фонд европейского искусства.

     Подходя к живописи с точки зрения естествоиспытателя, Леонардо да Винчи добился высокого мастерства в передаче мимики лица и тела человека, способах передачи пространства, построения композиции. Вместе с тем его работы создают  гармоничный образ человека, отвечающий гуманистическим идеалам. В дальнейшем эти новации были развиты Рафаэлем Санти.

     Картины и скульптуры Микеланджело Буонарроти полны героического пафоса и, одновременно трагического ощущения кризиса гуманизма. Его картины прославляют силу и мощь человека, красоту его тела, одновременно подчёркивая его одиночество в мире.

     Творчество  Джорджоне и Тициана отличает интерес к пейзажу, поэтизации сюжета. Оба художника достигли большого мастерства в искусстве портрета, с помощью которого передавали характер и богатый внутренний мир своих  персонажей.

     Северное  Возрождение За пределы Италии новая художественная школа начала распространяться в XV веке.

     В Нидерландах первым художником, проповедовавшим  подходы Возрождения в искусстве, стал Ян ван Эйк (1385—1441). Его главное произведение, "Гентский алтарь", является одним из известнейших произведений эпохи Возрождения.

     В XVI веке техника живописи в Нидерландах  поднялась на недостижимую для других стран высоту. Достигнув совершенства в изображении предметного мира, художники открыли для себя ранее  неизвестную, теневую сторону сознания человека. Наиболее ярко это выразилось в творчестве Питера Брейгеля Старшего, (1525—1569) и Иеронима Босха (1450—1516).

     В Германии искусство возрождения  развивалось под влиянием реформации, поэтому искусство этой страны было проникнуто духом религиозности. Вместе с этим, большое значение придавалось  изображению не приукрашенной действительности, в то время как в итальянское  искусство тяготело к идеализированному  изображению мира.

     К наиболее значительным художникам этого  периода можно отнести Альбрехта  Дюрера, (1471—1528), Лукаса Кранаха (1472—1553), Альбрехта Альтдорфера (1480—1538), Маттиаса Грюневальда (1470—1528).

Информация о работе Культура возрождения