Культура возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 22:17, контрольная работа

Краткое описание

Возрождение, или Ренессанс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento; от "ri" - "снова" или "заново рожденный") — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи — начало XIV— последняя четверть XVI веков и в некоторых случаях — первые десятилетия XVII века (например, в Англии и, особенно, в Испании). Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин.

Содержание

Общая характеристика, философские, социально-политические теории и наука эпохи Возрождения.
Искусство Возрождения

Вложенные файлы: 1 файл

культура возрождения.docx

— 38.80 Кб (Скачать файл)

Архитектура эпохи Возрождения

     Архитектура Возрождения — период развития архитектуры  в европейских странах с начала XV до начала XVII века, в общем течении  Возрождения и развития основ  духовной и материальной культуры Древней  Греции и Рима. Этот период является переломным моментом в Истории Архитектуры, в особенности по отношению к  предшествующему архитектурному стилю, к Готике. Готика в отличие от архитектуры Возрождения искала вдохновение в собственной интерпретации  Классического искусства.

     Особенное значение в этом направлении придаётся  формам античной архитектуры: симметрии, пропорции, геометрии и порядку  составных частей, о чём наглядно свидетельствуют уцелевшие образцы  римской архитектуры. Сложная пропорция  средневековых зданий сменяется  упорядоченным расположением колонн, пилястр и притолок, на смену несимметричным очертаниям приходит полукруг арки, полусфера  купола, ниши, эдикулы.

     Развитие  Архитектуры Возрождения привело  к нововведениям в использовании  строительных техник и материалов, к развитию архитектурной лексики. Важно отметить, что движение возрождения  характеризуется отходом от анонимности  ремесленников и появлением персонального  стиля у архитекторов. Известно немного  мастеров построивших произведения в романском стиле, также как  и архитекторов, соорудивших великолепные готические соборы. В то время как  произведения эпохи Возрождения, даже небольшие здания или просто проекты  были аккуратно задокументированы с самого своего появления.

     Первым  представителем данного направления  можно назвать Филиппо Брунеллески, работавшего во Флоренции, городе, наряду с Венецией считающимся памятником Возрождения. Затем оно распространилось в другие итальянские города, во Францию, Германию, Англию, Россию и другие страны.

     Архитекторы эпохи Возрождения заимствовали характерные черты римской классической архитектуры. Тем не менее, форма  зданий и их назначение, как и основные принципы градостроительства, изменились с античных времён. Римляне никогда не строили зданий, подобных церквям раннего периода развития возрождённого классического стиля или особнякам преуспевающих купцов XV века. В свою очередь в описываемое время не было надобности возводить огромные сооружения для проведения спортивных состязаний или общественные бани, которые строили римляне. Классические нормы изучались и воссоздавались для того, чтобы служить современным целям.

     Главное, чем характеризуется эта эпоха  — возвращение в архитектуре  к принципам и формам античного, преимущественно римского искусства. Особенное значение в этом направлении  придаётся симметрии, пропорции, геометрии  и порядку составных частей, о  чём наглядно свидетельствуют уцелевшие  образцы римской архитектуры. Сложная  пропорция средневековых зданий сменяется упорядоченным расположением  колонн, пилястр и притолок, на смену  несимметричным очертаниям приходит полукруг арки, полусфера купола, ниши, эдикулы. Наибольший вклад в развитие ренессансной архитектуры внесли пять мастеров:

  Филиппо Брунеллески (1377—1446) — основоположник ренессансной архитектуры, разработал теорию перспективы и ордерную систему, вернул в строительную практику многие элементы античной архитектуры, создал первые за многие столетия купол (Флорентийского собора), до сих пор доминирующий в панораме Флоренции.

     Леон  Баттиста Альберти (1402-72) — крупнейший теоретик ренессансной архитектуры, создатель её целостной концепции, переосмыслил мотивы раннехристианских базилик времён Константина, в палаццо Ручеллаи создал новый тип городской резиденции с фасадом, обработанным рустом и расчленённым несколькими ярусами пилястр.

     Донато Браманте (1444—1514) — зачинатель архитектуры Высокого Возрождения, мастер центрических композиций с идеально выверенными пропорциями; на смену графической сдержанности архитекторов кватроченто у него приходят тектоническая логика, пластичность деталей, цельность и ясность замысла (Темпьетто).

     Микеланджело  Буонаротти (1475—1564) — главный архитектор Позднего Возрождения, руководивший грандиозными строительными работами в папской столице; в его постройках пластическое начало выражается в динамичных контрастах как бы наплывающих масс, в величественной тектоничности, предвещающей искусство барокко (собор Святого Петра, лестница Лауренцианы).

     Андреа Палладио (1508—1580) — родоначальник первой фазы классицизма, известной как палладианство; с учётом конкретных условий бесконечно варьировал различные сочетания ордерных элементов; сторонник открытой и гибкой ордерной архитектуры, которая служит гармоничным продолжением окружающей среды, природной или городской (Палладиевы виллы); работал в Венецианской республике. 

     За  пределами Италии итальянские влияния  наслаивались на местные средневековые  традиции, порождая национальные изводы ренессансного стиля. Для иберийского  ренессанса характерно сохранение готического  и мавританского наследия вроде  мелкой ажурной резьбы (см. платереско и мануэлино). Во Франции эпоха Возрождения оставила памятники в виде причудливо декорированных луарских шато с готическими наклонными крышами; эталоном французского ренессанса считается Шамборский замок Франциска I. В елизаветинской Англии архитектор Роберт Смитсон проектировал рационально-прямолинейные особняки с огромными окнами, заливавшими интерьеры светом (Лонглит, Хардвик-холл).

Музыка  эпохи Возрождения

     В эпоху Возрождения (Ренессанса) профессиональная музыка теряет характер чисто церковного искусства и испытывает влияние  народной музыки, проникается новым  гуманистическим мироощущением. Высокого уровня достигает искусство вокальной и вокально-инструментальной полифонии в творчестве представителей «Ars nova» («Нового искусства») в Италии и Франции XIV в., в новых полифонических школах — английской (XV в.), нидерландской (XV—XVI вв.), римской, венецианской, французской, немецкой, польской, чешской и др. (XVI в.).

     Лютня — один из самых популярных музыкальных  инструментов эпохи Возрождения

     Появляются  различные жанры светского музыкального искусства — фроттола и вилланелла в Италии, вильянсико в Испании, баллада в Англии, мадригал, возникший в Италии (Л. Маренцио, Я. Аркадельт, Джезуальдо да Веноза), но получивший повсеместное распространение, французская многоголосная песня (К. Жанекен, К. Лежён). Светские гуманистические устремления проникают и в культовую музыку — у франко-фламандских мастеров (Жоскен Депре, Орландо ди Лассо), в искусстве композиторов венецианской школы (А. и Дж. Габриели).

     В период Контрреформации ставился вопрос об изгнании многоголосия из религиозного культа, и только реформа главы  римской школы Палестрины сохраняет полифонию для католической церкви — в «очищенном», «прояснённом» виде. Вместе с тем в искусстве Палестрины нашли отражение и некоторые ценные завоевания светской музыки эпохи Возрождения. Складываются новые жанры инструментальной музыки, выдвигаются национальные школы исполнения на лютне, органе, вёрджинеле.

     В Италии расцветает искусство изготовления смычковых инструментов, обладающих богатыми выразительными возможностями. Столкновение различных эстетических установок проявляется в «борьбе» двух типов смычковых инструментов — виолы, бытовавшей в аристократической  среде, и скрипки — инструмента  народного происхождения. Эпоха  Возрождения завершается появлением новых музыкальных жанров — сольной  песни, кантаты, оратории и оперы, способствовавших постепенному утверждению гомофонного  стиля.

Информация о работе Культура возрождения