Культура второй половины 20-го века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 14:05, реферат

Краткое описание

Новые перспективы в научных исследованиях и разработках открыло создание американским учёным Н. Винером кибернетики – науки об обратной связи, получении, обработке и передаче информации. Решительный скачок совершила радиоэлектроника, были созданы новые типы радиоаппаратуры и телевизоров. Крупные открытия были сделаны в генетике и биотехнологии. Было изучено строение молекулы ДНК, созданы новые виды лекарственных препаратов. Генная инженерия вышла за пределы лабораторий. Её открытия стали применяться в сельском хозяйстве, медицине.

Содержание

1. Наука и общественная мысль.
2. Культура: новые явления.
3. Общественно–философская мысль.
4. Реализм и модернизм в литературе. Искусство кино.
5. Изобразительное искусство.

Вложенные файлы: 1 файл

Наука и общественная мысль.doc

— 63.50 Кб (Скачать файл)

Общеобразовательное учреждение

Средняя школа №23

 

 

 

Реферат по истории

на тему: «Культура второй половины 20-го века»

 

 

 

 

 

                                                                                

 

 

 

 Выполнил: ученик 9-го «Б»      

                                                                                  Мирный П. П.

                                                                                  Проверил: Преподаватель–

                                                  Елисеева  Н. В.

 

 

 

 

 

Междуреченск 2008 год

 

С О Д Е  Р Ж А Н И Е:

 

  1. Наука и общественная мысль.
  2. Культура: новые явления.
  3. Общественно–философская мысль.
  4. Реализм и модернизм в литературе. Искусство кино.
  5. Изобразительное искусство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. После окончания Второй мировой войны развитие экономики и культуры в европейских странах, США, Канаде, Японии осуществлялось на базе научных открытий и достижений, сделанных в довоенные и военные годы. Основное направление развития фундаментальных наук – это проникновение в тайны микромира, в строение атома и познание возможностей использования атомной энергии, в тайны клетки, а затем и в тайны космоса (космические исследования). Значительные научные силы и средства были брошены на овладение атомной энергией, на развитие средств транспорта (особенно реактивную авиацию), нефтехимической  промышленности. Машиностроение и автомобилестроение также оказывались приоритетными сферами развития производства. Создание ракетных двигателей и полет первого космонавта Юрия Гагарина положили начало освоению космического пространства. Изобретение в 1948 г. транзистора дало толчок развитию радиотехники.

Новые перспективы в научных  исследованиях и разработках  открыло создание американским учёным Н. Винером кибернетики – науки  об обратной связи, получении, обработке и передаче информации. Решительный скачок совершила радиоэлектроника, были созданы новые типы радиоаппаратуры и телевизоров. Крупные открытия были сделаны в генетике и биотехнологии. Было изучено строение молекулы ДНК, созданы новые виды лекарственных препаратов. Генная инженерия вышла за пределы лабораторий. Её открытия стали применяться в сельском хозяйстве, медицине.

На основе научных разработок и  их внедрения в производство уже  в первые послевоенные годы была создана  новая материальная база для массового производства товаров длительного пользования (автомобилей, холодильников, телевизоров, радиоаппаратуры, другой бытовой техники).

В 70 – 90 гг. началась новая фаза научно – технической революции. Новый уровень науки и техники олицетворяют собой персональный компьютер и мировая информационная сеть.

 

 

 

2. В последней трети 20 века одним из самых важных направлений развития цивилизации и массового сознания стало взаимосближение и взаимодействие научных достижений, традиционных форм культуры и обиходной жизни. Научно–техническая революция делает культурные ценности доступными самым широким слоям населения.

В системе образования всех развитых капиталистических стран продолжали развиваться направления, вызванные  требованиями НТР: быстрый рост среднего и высшего образования, преодоление его элитарности. Утверждается идея непрерывности образования.

В 70 - 90-е гг. в индустриальных странах  произошло качественное насыщение  быта новейшим электронным оборудованием, прежде всего персональными ЭВМ, которые позволяют в домашних условиях не только планировать и контролировать семейный бюджет, заполнять досуг, но и приобретать более прочные навыки работы с компьютерами, изучать различные технические и экономические дисциплины, иностранные языки, обрабатывать тексты, получать информацию из банков данных, подключившись к телефонной сети и Интернету.

К традиционным и ставшим привычными предметам бытовой электроники (радиоприёмник, телевизор, проигрыватель, магнитофон) в последние годы добавились новые аппараты: видеомагнитофоны, лазерные видео- и звуковые и цифровые проигрыватели, компьютеры. За 70 – 80-е гг. стоимостный объём выпуска этой аппаратуры в шести ведущих капиталистических странах (США, Япония, Великобритания, ФРГ, Франция, Италия) увеличился более чем в 7 раз. Уже в 1987 г. уровень насыщения цветными телевизорами в западноевропейских странах превысил 85%, а в США – 94%.

Широкий доступ населения к средствам  информации и разного рода развлечениям сопровождался дальнейшим распространением массовой культуры, рассчитанной на вкусы и стереотипы массового сознания. Производство культурной продукции и индустрия развлечений были поставлены на коммерческий поток, превратились в источник доходов и эффективное средство воздействия на массы.

Массовая культура способствовала приобщению к культуре широких слоёв населения, но часто в её примитивных проявлениях, на уровне развлекательности.

 

 

 

3. В 60 – 90-е гг. общественно-философская мысль также несла на себе печать воздействия научно-технической революции.

Современные направления в развитии общественных наук определяются новыми идеями «информационного общества», которые вновь породили надежды на достижение общественного прогресса на путях возможностей научно-технической революции. История человечества рассматривается как процесс волновых всплесков, выводящих его на новый этап цивилизации. Так, Э. Тоффлер

Представляет динамику мировой  цивилизации в таком виде: от аграрной цивилизации (первая волна) к промышленному  обществу (вторая волна) и к информационному обществу (третья волна).

Особенность современного состояния  философии на западе состоит в  том, что нет влиятельных общепризнанных течений, которые могли бы сравниться с доминировавшими в середине века экзистенциализмом и неопозитивизмом.

Одно из главных направлений общественно-философской мысли определяется установкой на комплексное изучение человека. Это выражается в переносе центра тяжести философских исследований на проблемы человеческого сознания, в повышении роли исследований форм и структуры человеческой культуры, логического знания, а также в росте внимания к философским формам осмысления противоречий. Современная философия неизбежно выходит на проблемы человеческой жизни, счастья и благополучия, самопознания и самоутверждения человека.

 

4. Общественно-политический подъем первых послевоенных лет привёл к усилению реалистических традиций в литературе и искусстве. Нобелевскими премиями в области литературы были отмечены французские писатели-реалисты старшего поколения А. Жид и Ф. Мориак.

В Италии большое влияние на литературу и кинематографию оказал возникший  в первые послевоенные годы неореализм. Первым произведением и своеобразным художественным манифестом неореализма был фильм режиссёра Р. Росселини «Рим - открытый город» (1945) об участниках движения Сопротивления. Затем в Италии появился ещё целый ряд неореалистических фильмов, получивших высокую оценку: «Похитители велосипедов» (Режиссер В. де Сика), «Дорога надежды» (режиссер Л. Висконти), «Нет мира под оливами» (режиссер Дж. де Сантис) и др.

В последующие десятилетия важную роль в мировом кино стала играть кинематография США. Эволюция проблематики и жанровых особенностей мирового кинематографа – явление сложное и противоречивое.

С одной стороны, мощно заявила  о себе кинематография, связанная с молодежным бунтом 60-х гг., выступлениями против войны во Вьетнаме в конце 60-х – начале 70-х гг., протестом против милитаризации и угрозы ядерной войны. С другой – преобладающее влияние на мировой кинематограф оказывали традиционные развлекательные жанры: фильмы ужасов, гангстерские ленты (в духе «Крёстного отца» Ф. Копполы), вестерны, мюзиклы, фантастические картины войн с инопланетянами и др., а в первой половине 70-х гг. – космические боевики типа «Звёздных войн» Дж. Лукаса. В 80-е гг. появляются различные варианты фильмов, вдохновлённых темами изломов человеческой психики.

C конца 70-х гг. резко увеличился выпуск видеокассет, ставших гигантским мировым бизнесом. Репертуар видеокассет насчитывает десятки тысяч фильмов из арсенала мирового кинематографа. Ведущую роль играют США, ставшие основным поставщиком продукции массовой культуры. Однако все шире распространяется пиратская продукция (нелегальное копирование видеокассет и распространение их по всему миру).

В Западной Германии главной  темой первого послевоенного  десятилетия была тема преодоления  фашистского прошлого. С наибольшей силой она выразилась в рассказах  Г. Бёлля и в его антифашистском романе «Где ты был, Адам?» (1951), в произведениях немецких писателей, оставшихся в эмиграции: философский роман Т. Манна «Доктор Фаустус» (1947) и романы Э.М. Ремарка «Триумфальная арка» (1946), «Время жить и время умирать» (1954), «Черный обелиск» (1956).

В США продолжали работать знаменитые американские писатели У.Фолкнер и Э. Хемингуэй, в послевоенные годы получившие Нобелевскую премию по литературе.

Модернистская литература первого послевоенного десятилетия  часто вдохновлялась идеями экзистенциализма, особенно свойственными ему трагическими ощущениями абсурдности окружающего мира и необходимостью делать выбор перед лицом судьбы. Ведущую роль в литературе этого направления играли Ж.-П. Сартр и А. Камю, которые, неограничиваясь философскими трудами и публицистикой, выражали свои взгляды в художественной литературе. В 40-е гг. Сартр написал серию романов, объединенных общим заглавием «Дороги свободы», в которых он исследовал главным образом конфликт между требованиями общества и моральными убеждениями своих героев. Еще более активно работал в художественной литературе Камю, удостоенный в 1957 г. Нобелевской премии. В наиболее известном его романе-аллегории «Чума» (1947) ставится проблема выполнения долга в условиях общественного бедствия. С начала 50-х гг. на авансцену литературной жизни вновь вышли авангардисты (Э. Ионеско, С. Беккет). В 1953г. С. Беккет поставил в Париже пьесу «В ожидании Годо», которая положила начало так называемому театру абсурда. Театр абсурда имел шумный успех, и позднее, в 1969 г., Беккету была присуждена Нобелевская премия в области литературы.

В 60 – 80-е гг. в число  самых читаемых в мире поэтов и  писателей вошли представители  латиноамериканского авангарда: Х. Борхес, Х. Кортасар, Г.Маркес и другие.

 

 

 

5. Кризисные процессы, затрагивающие и окружающую среду, и духовную жизнь общества, находят свое отражение в противоречивых течениях современного искусства.

После Второй мировой  войны в изобразительном искусстве  начался новый этап, получивший название «постмодернизм».

Смена направлений, стилей, школ выражала поиск новых форм, материалов, приемов и стремление привлечь внимание главным образом элитарной аудитории. Эксперименты в художественном творчестве определялись широким диапазоном – от «нового реализма» до скандальных художественных опытов.

В первые два десятилетия  после войны определяющую роль стали играть две художественные школы: Нью-Йоркская и Европейская. Нью-Йоркская школа (1945-1960) стала продуктом коллективного творчества американских и европейских (главным образом из Франции и Германии) художников и архитекторов. Представителями этого беспредметного искусства, получившего название абстрактный экспрессионизм, стали Дж. Полок, Арчи Горки (псевдоним Адояна, выходца из армянской семьи), У. Куннинг и др. В Европейской школе (1945-1960) ведущую роль играли старые мастера: П. Пикассо, М. Тапи, Ж. Матье, Ф. Леже, Р. Гуттузо, Ж. Дюбюффе, Г. Сазерленд и др.

Авангард, модернизм и  постмодернизм – общие названия явлений, связанных с новаторскими направлениями искусства 20 века.

Если под авангардом понимают все крайности художественной культуры 20 века, то модернизм обычно предполагает компромисс между новым и традиционным.

Авангард (означает «идущий  впереди») объединяет явления культурной жизни 20 века, связанные с радикальными художественными экспериментами и  новаторством. К авангардным направлениям относятся такие направления, как абстракционизм, кубизм, фовизм, супрематизм, сюрреализм, конструктивизм, экспрессионизм. Художники этих направлений продолжали творить после войны.

После войны художественные поиски привели к появлению новых  направлений и стилей. В 60 – 70-е гг. своеобразной реакцией на американский абстрактный экспрессионизм явился поп-арт (популярное искусство). По мнению его сторонников, любая вещь может быть предметом искусства. Соединение вещей может дать новое качество – так конструируются коллажи. Это предметное искусство обращалось к массовому зрителю. В 1962 г. в Венеции состоялась первая выставка («новый реализм») произведений художников поп-арта. Наиболее известные имена мастеров этого направления: Р. Раушенберг, Дж. Джонс, Э. Уорхол, К. Ольденбург и др. Поп-арт явился полнейшей противоположностью и как бы протестом против идей беспредметного абстрактного искусства.

Поп-арт, авангардное направление середины 20 века, не потеряло актуальности и по сей день. Словечко «поп» означает «массовый», «популярный». Оно употребляется в разговорном обиходе: поп-культура, поп-музыка и просто как «попса». Поп-арт стирает грани между искусством и жизнью. Эстетическим объектом может стать обычная вещь.

Информация о работе Культура второй половины 20-го века