Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 13:55, курсовая работа
Корни китайской культуры уходят глубоко в древность. Уже в 3-м -- 2-м тысячелетии до н. э. Китай был обширной страной, где владели пахотными орудиями, умели строить дома, крепости и дороги, торговали с соседними странами, плавали по рекам и отваживались выходить в море. Видимо, уже в то доисторическое время были заложены некоторые важнейшие особенности китайской культуры: высокий уровень строительного искусства, традиционность построек и религиозных обрядов, культ предков, рационалистическое смирение перед властью богов. Несмотря на бесчисленные войны, мятежи, разрушения, производимые завоевателями страны, культура Китая не только не ослабевала, а наоборот, всегда побеждала культуру завоевателей.
РАСЦВЕТ КОНФУЦИАНСТВА ПРИ ДИНАСТИИ
ХАНЬ
Правление династии Хань стало
временем расцвета и господства конфуцианства,
приправленного, правда, изрядной порцией
легистских и даосских идей. Представители
элиты при занятии государственных должностей
были обязаны сдавать экзамен по конфуцианской
философии. Однако после падения династии
Хань в Китае надолго воцарился хаос. Конфуцианство
эпохи Хань в Китае рассматривается как
проявление высокой мудрости. С гордостью
и тоской об утраченном китайцы называют
себя наследниками блестящей эпохи Хань,
а Конфуция почитают как величайшего национального
гения.
Начиная с ханьской эпохи конфуцианский
императорский Китай, несмотря на постоянные
взлеты и падения, смену периодов централизации
и децентрализации, катастрофические
кризисы, мощные крестьянские восстания
и набеги северных кочевников, продолжал
существовать почти в неизменном виде
и после кризисных ситуаций возрождался
из пепла таким же, с незначительными изменениями.
Были найдены устойчивые образ жизни и
система государственного управления,
в основе которой лежала идеология «синтезированного»
конфуцианства, вобравшего в себя элементы
легизма, даосизма и других древних китайских
философских учений.
ПРОНИКНОВЕНИЕ БУДДИЗМА
Буддизм начал проникать в Китай
из Индии в I в. н. э. Как религия страдания,
надежды, утешения и вознаграждения буддизм
широко распространился в Китае в V в.,
став в некоторых царствах почти официальной
религией.
Буддизм начал распространяться
в Китае примерно в то же время, что и христианство
в Европе. Однако христианству в Европе
пришлось вступить в сложные взаимоотношения
с племенными религиями европейских народов,
а в дальнейшем -- с VII в. -- столкнуться с
сопротивлением ислама. А в Юго-Восточной
Азии религиозная ситуация была иной.
Буддизм не вступил в оппозицию к конфуцианству
и даосизму. Он с самого начала выступил
как дополнение к ним, как практическое
учение, наставляющее личность на путь
нравственной и интеллектуально возвышенной
жизни. Взаимовлияние буддизма, конфуцианства
и даосизма привело к появлению особого,
китаизированного, варианта буддизма,
значительные элементы которого сохранились
в Китае и в настоящее время.
Вместе с буддизмом из Индии
в Китай проникает скульптурное изображение
человека. В пещерных храмах Юнкана и Лунмыня
сохранились величественные памятники
китайской монументальной скульптуры
VIII--V вв. до н. э. В Китае, начиная со II в.
до н. э. существовала и поощрялась историческая
и портретная живопись. Некоторое представление
об этом искусстве дают шаньдунские рельефы,
украшающие гробницы. На них изображены:
скачущая конница, выезды на колесницах,
торжественные приемы у императора.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА
Художественная культура Китая
впитала в себя основные духовные ценности,
которые развивались в учениях даосизма
и конфуцианства. Близость к природе, стремление
к духовному совершенству, поиск гармонии
в каждом явлении природы - будь то цветок,
дерево, животное -- позволили сформировать
совершенно уникальное эстетическое сознание
и художественную практику. Идея гармоничного
соединения человека и природы пронизывает
китайское искусство, начиная от каллиграфии
до живописи. Даже письменность в традиционной
китайской культуре рассматривается как
особая область этики и эстетики. Китайская
письменность (иероглифы) соединяла в
себе этическое и эстетическое: по своеобразию
написания угадывалось душевное состояние
автора, а стилизованным формам письменности
- каллиграфическим надписям -- придавалось
даже магическое значение. И они хранились
в каждом доме. Иероглиф выступает как
идеальная модель художественного произведения,
в нем сочетаются строгость и простота
формы с глубиной и символичностью содержания.
Одним из высших достижений
древнекитайского искусства является
живопись, в особенности живопись на свитке.
Китайская картина-свиток - это совершенно
новый вид искусства, созданный специально
для созерцания, освобожденный от подчинено
декоративных функций. Основными жанрами
живописи на свитке были исторический
и бытовой портрет, портрет, связанный
с заупокойным культом, пейзаж, жанр «птицы
и цветы». Китайский портрет ханьской
эпохи сочетал в себе реалистическую достоверность
(так, фигуры воинов из гробницы Цинь Ши-хуанди
явно передают индивидуальные черты их
прототипов) и символичность, иногда граничащую
с карикатурностью.
В китайской картине каждый
предмет глубоко символичен, каждое дерево,
цветок, животное или птица является знаком
поэтического образа: сосна -- это символ
долголетия, бамбук -- стойкости и счастья,
аист -- одиночества и святости и т.д. Форма
китайских пейзажей -- вытянутый свиток
-- помогала ощутить необъятность пространства,
показать не какую-то часть природы, а
целостность всего мироздания.
Все жанры древнекитайского
искусства несли в себе глубокий нравственный
смысл и идею совершенствования человека,
настраивали на особое восприятие: восхищение
природой, ее красотой и работой мастера.
Наверное, поэтому красота китайских пейзажей
с их особой выразительностью и особой
символикой вызывает восхищение у европейцев,
позволяет открывать им иное видение мира,
иную эстетику.
СКУЛЬПТУРА
Китайская скульптура была тесно
связана с религиозными культами. Найдено
множество статуэток Танской эпохи, которые
клали в могилы умершим. В многочисленных
пещерных храмах сохранились памятники
ранней буддийской скульптуры. Найдены
изображения Будды, высеченные в скалах.
В отличие от индийского Будды, отрешенного
от всего земного, в китайском Будде при
всей его одухотворенности гораздо сильнее
чувствуется земное, человеческое начало.
КИТАЙСКАЯ
ЖИВОПИСЬ
В пещерах сохранилась настенная
живопись на сюжеты буддийских проповедей.
Китайские фрески поражают легкостью,
прозрачностью лимонных, изумрудных, сиреневых
и розовых оттенков.
Китайские художники охотно
рисовали пейзажи на шелке. В некоторых
картинах поражает одна особенность: например,
на фоне величественных гор фигурки людей
чрезвычайно малы. Эта несоразмерность
вытекала из даосистского мировоззрения
художников. Согласно философии даосизма,
человек незначителен по сравнению с первопричиной
мира -- дао, воплощенной в величественных
явлениях природы. Определенное своеобразие
придавали китайской живописи на шелке
текстовые пояснения к картинам. Эти иероглифические
тексты были обычно очень краткими, выразительными
и содержали образные формулы старинной
китайской мудрости. Их выполняли тушью
очень тонкими кисточками, специально
предназначенными для каллиграфических
надписей. Рисунок и текст в китайской
живописи на шелке всегда были настолько
связаны по смыслу, что воспринимались
зрителем как единое целое.
ИЗОБРЕТЕНИЕ КНИГОПЕЧАТАНИЯ
В Китае начался новый подъем
в сфере экономики, управления, культуры.
Этому способствовало появление печатной
книги. Искусство книгопечатания в Китае
выросло из ремесла изготовления каменных
печатей с надписью по окружности. Печати
обычно вырезали из полудрагоценного
камня -- нефрита. В процессе изготовления
нефритовых печатей камнерезчики овладели
искусством изображения на камне зеркального
отображения букв и иероглифических знаков.
Это оказалось главным при изготовлении
печатающих матриц. Путь к книгопечатанию
был открыт. Бумага для этой цели была
изобретена в Китае еще в 105 г. н. э.
В правление династии Хань во
II в. н. э. на камень были переведены все
сочинения Конфуция. Однако прошло, по
крайней мере, еще два столетия, пока было
освоено размножение текста с каменных
или медных матриц путем изготовления
их глиняных или гипсовых копий. В IX в.
в буддийских монастырях осваивалось
печатание надписей, вырезанных на досках
(ксилография). Уже были изготовлены такие
матрицы с зеркальным отображением текста.
Самая древняя в мире печатная
книга -- «Сутра Праджна», сборник буддийских
сказаний. Ее создал в 868 г. н. э. китайский
печатник Ван Цзе. Эта книга почти 900 лет
была замурована в тайнике пещеры Дуньхуан
в северо-западном Китае и найдена в 1907
г.
В X в. таким же способом с деревянных
матриц типографским способом было отпечатано
собрание сочинений Конфуция. Однако это
издание долго еще сопоставляли с каменными
текстами Конфуция, которым по традиции
все же отдавалось предпочтение, хотя
они были дороги и громоздки.
Следующим шагом в книгопечатании
стало изобретение набора подвижных глиняных
литер, которые можно было переставлять.
Большие затруднения пришлось преодолеть
в связи с развитием иероглифической письменности.
Наборщик должен был оперировать тысячами
иероглифических знаков, что значительно
затрудняло изготовление типографских
матриц. Но упорные китайцы все же пошли
на изготовление тысяч отдельных переставляемых
иероглифов. Это произошло в XI в. -- за 400
лет до изобретения Гутенберга в Европе.
Работа наборщика с таким огромным количеством
знаков была адским трудом. С 1400 г. регулярное
книгопечатание по китайским рецептам
началось в Корее. Книги распространялись
по всем крупным городам Китая, расширялся
круг читающих, появились частные собрания
книг и библиотеки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Китайская культура всех времён
развивалась в условиях различных противоречий
внутри страны, установления господства
и закабаления Китая капиталистическими
государствами.
Культура Китая оказала большое
влияние сначала на развитие культуры
многочисленных соседних народов, населявших
обширные территории позднейших Монголии,
Тибета, Индокитая, Кореи и Японии. Позднее
на большое число ведущих держав средневекового
мира. Значительную лепту китайская культура
внесла и в развитие мировой культуры.
Её самобытность, высокая художественная
и нравственная ценность говорят о творческой
одаренности и глубоких корнях китайского
народа.
До начала XIX в. китайцы не имели
возможности сравнить свою культуру ни
с одной культурой других стран, так как
они мало знали о внешнем мире. Европейцев
называли «заморскими чертями» и ставили
на одну доску с морскими разбойниками.
Китайцы жили довольно обособленно и не
зависели от окружающего мира ни в духовном,
ни в материальном отношении. Они производили
в своей огромной империи все необходимое
для жизни, учение Конфуция считали непреложной
истиной.
Я выбрал эту тему, потому что
китайская культура действительно очень
интересна и разнообразна. Она очень сильно
отличается от нашей культуры и зачастую
непонятна нам, но от этого ее лишь больше
и больше хочется изучать.
Печатных материалов о китайской
культуре очень много и это, по моему мнению,
говорит о том, что сами китайцы ценят
и чтут свои историю и культуру.
Мне очень нравится культура
и история китайского народа. В ней столько
непонятного и интересного…
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Авдеев В.И. История Древнего Востока. – М.: Центр, 1970.
2. Культурология: Учебное пособие / Составитель и ответств. Редактор А.А.
Радугин. – М.: Центр, 1999.
3. Культурология: Учебное пособие для вузов / Под ред.проф. А.Н. Марковой
– 3-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАСА, 2001.
4. Розин В.М. Культурология: Учебник для вузов. – М.: Издат.группа «ФОРУМ-
ИНФРА-М», 1999.
5. Рубин В.А. Идеология и культура Древнего Китая. – М.: Центр, 1972.
6. Учебный курс по культурологии. – Ростов-на-Дону: Изд-во «ФЕНИКС»,
1996.