Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 07:05, контрольная работа
Развитие древневосточной культуры было неразрывно связано со многими сторонами социальных процессов Востока. Культурологический аспект восточной жизни вобрал в себя черты экономико-политического устройства, религиозных и философских представлений, бытовых традиций, правовых и этических норм.
Введение 4
Культура древнего Китая 5
Культура древнего Египта 7
Культура древней Индии 10
Особенности «восточной» культуры в ее сопоставлении с «западной» 12
Заключение 15
Список используемой литературы 16
ГБОУ ВПО
«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО
Заочное отделение
Кафедра
__________экономики и управления____________________
(наименование кафедры)
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по ___________культорологии______
на тему: ______ «Культура древних цивилизаций»__________________
______________________________
________управление персоналом_____
(наименование специальности)
Фамилия_____Сажина____________
Введение 4
Культура древнего Китая 5
Культура древнего Египта 7
Культура древней Индии 10
Особенности «восточной» культуры в ее сопоставлении с «западной» 12
Заключение 15
Список используемой литературы 16
Под восточной цивилизацией подразумевается, прежде всего, Египет, Китай, Индия и Япония на протяжении гигантского временного промежутка: с середины 2 тысячелетия до н.э. – по 17 век н.э. – 3000 лет. За это время на Западе успели одна за другой смениться несколько цивилизаций. В устойчивости Восточной цивилизации и состоит первая особенность Востока. Запад движется вперед как бы рывками. И каждый рывок (Античность, Средневековье и т.д.) сопровождается крушением старой системы ценностей, а также политических и экономических структур. Развитие Востока, напротив, предстает как сплошная линия. Новые веяния здесь не разрушают устои цивилизации. Напротив, они органично вписываются в старое и растворяются в нем. Восток очень гибок, он способен вобрать и переработать многие чуждые себе элементы.
Для углубленного изучения древневосточных цивилизаций, рассмотрим несколько государств.
Культура древнего Китая
Своими корнями культура древнего Китая уходит в глубокое прошлое. Она отличается богатством духовных и материальных ценностей, а также огромной жизнестойкостью. Многочисленные мятежи, воины и разрушения, совершаемые завоевателями, не сломили и не ослабили эту цивилизацию, не порушили ее основные ценности и идеалы.
На протяжении всей истории культура древнего Китая старалась сохранить свою монолитность и не утратить активность. Каждая эпоха оставляла после себя огромное наследие самобытных, разнообразных и неповторимых по красоте и мастерству памятников. Творения живописи, зодчества, архитектуры и ремесел являются бесценными артефактами культурного наследия этой страны.
Архитектура
Вместе с проникновением на территорию Китая буддизма (6 в. до н. э), здесь начинают появляться культовые сооружения – пагоды и скальные монастыри. Состоят они из нескольких сотен малых и больших гротов, расположенных в толще скалы.
С 1127 г. сооружают первые дворцы, храмы и монастыри. Строятся они преимущественно из дерева, бамбука, глины, тростника.
В эпоху правления императора Хань активно возводятся погребальные комплексы, оформленные росписями, рельефами и украшенные статуями мифологических животных.
Многие архитектурные сооружения Китая имеют одну общую черту - это приподнятые углы крыши, в результате чего кровля кажется слегка прогнутой.
Скульптура
Возникновение этого вида искусства связано с развитием ремеслиничества. Китайцы создают керамические изделия и украшают их красочной росписью в виде сеток, спиралей и раковин. Также появляются ритуальные сосуды, погребальные урны и другие предметы.
Появление скульптур, изделий из камня и кости, а также бронзовых сосудов, украшенных золотом и драгоценными камнями относят, к 2 в. до н.э. В 4 в до н.э. начинается активное производство фарфора и лаковых изделий.
Художественная культура древнего Китая отражает главные духовные ценности конфуцианства и даосизма:
Эти идеалы поспособствовали формированию уникального эстетического сознания. Культура древнего Китая пронизана идеями гармоничного соединения окружающего мира и человека. Это отражается как в каллиграфии, так и в живописи.
Изобразительное искусство.
В традиционной культуре Китая письменность рассматривается как отдельная область эстетики и этики, ведь индивидуальное своеобразное написание иероглифов отражает душевные переживания автора. Издавна каллиграфическим письменам придавалось магическое значение, поэтому их хранят в каждом доме. Китайцы полагают, что иероглиф является идеальной моделью художественного произведения, так как в нем сочетаются простота формы, символичность, глубина и строгость.
Одним из высших достижений культуры этой страны является живопись на свитке. Этот новый вид искусства полностью освобожден от декоративной функции, он создан исключительно для созерцания. Основные жанры, в которых писали на свитке – это портрет (бытовой, исторический), пейзаж, жанр «цветы и птицы».
В китайском портрете соединены реалистическая достоверность и символичность, немного граничащая с карикатурностью. Картины отличает то, что каждый предмет, изображенный на ней, глубоко символичен. Цветок, дерево, птица или животное характеризует определенный поэтический образ. Так сосна символизирует долголетие, аист – святость и одиночество, а бамбук – счастье и стойкость. Традиционные пейзажи создавались в форме вытянутого свитка, это помогало создать ощущение необъятного пространства.
Все произведения древнекитайского искусства
несут в себе нравственный смысл
и идею самосовершенствования
Древний Египет – первая
могущественная великая держава, первая империя, претендовавшая
на мировое господство. Это было сильное
государство, в котором народ был полностью
подчинен правящему классу. Основными
принципами, на которых строилась верховная
власть Египта, были ее незыблемость и
непостижимость.
Протест против смерти является важнейшей
чертой культуры древнего Египта. Египтяне
считали «ненормальностью». Страстное
желание бессмертия определило все мировоззрение
египтян, пронизывало всю религиозную
мысль Египта, сформировало древнеегипетскую
культуру.
Стремление к бессмертию явилось основой
для возникновения заупокойного культа,
который сыграл чрезвычайно большую роль
в истории древнего Египта – и не только
религиозной и культурной, но и политической,
экономической, военной. Именно на основе
несогласия египтян с неизбежностью смерти
родилось вероучение, согласно которому
смерть не означала конец: прекрасная
жизнь на земле могла быть продлена вечно,
умершего могло ждать воскрешение. Для
этого одной из бессмертных душ усопшего
необходимо было вновь соединиться со
своим телом. Поэтому живым надо было позаботиться,
чтобы тело умершего было сохранено. Средством
для этого было бальзамирование. Забота
о сохранении тела умершего привела к
возникновению искусства изготовления
мумий. Для того чтобы продлить жизнь после
смерти, важно также было позаботиться
о строительстве специальной усыпальницы
для тела. Египтяне полагали, что вечной,
но хрупкой душе удобнее всего вернуться
в свое прежнее и отныне тоже вечное тело
внутри мощной и защищенной от света и
посторонних взглядов усыпальнице – пирамиде.
Пирамиды строились для
Пирамиды сооружали не рабы, а крестьяне
в период наводнений и засухи, когда они
были свободны от полевых работ. Работа
на постройке пирамиды была религиозной
обязательностью. В 3-2 тысячелетиях до
н.э. и пирамиды, и храмы – постройки для
богов – строились из камня. Строительство
пирамид было разорительным для экономики
государства, истощало казну, требовало
колоссальных и многочисленных жертв
со стороны народа. Поэтому позднее, во
2 тысячелетии до н.э пирамиды стали строить
их кирпича, а не из камня – это было менее
разорительно, а сами пирамиды становились
меньше.
К началу I тысячелетия до н.э. строительство
пирамид было прекращено. Для усыпальниц
фараонов стали отводить глубокие и тщательно
скрытые от чужих глаз тайники. Это было
связано с тем, что усыпальницы фараонов
грабились на протяжении всего периода
древнеегипетской истории, хотя древние
египтяне боялись и боготворили своих
фараонов.
Древнейшие египетские пирамиды считались
одним из семи чудес света.
Самая ранняя из египетских пирамид –
пирамида фараона Джосера , воздвигнутая
около 5 тысяч лет назад, ступенчатая и
возвышается, как лестница, к небу. Однако
самая знаменитая и самая значительная
по размерам – пирамида Хеопса. Известно,
что строили ее более 20 лет сотни тысяч
людей. Размеры ее таковы, что внутри может
свободно поместиться любой европейский
собор: высота 147м (сейчас 137м), площадь
– около 55 000кв.м. Пирамида Хеопса сложена
из гигантских известняковых камней, а
каждая каменная глыба весит 2-3 тонны.
Ученые подсчитали, что на строительство
этой пирамиды пошло 2 300 000 таких камней.
Удивительно и строительное искусство
древних мастеров: камни пирамиды до сих
пор так плотно пригнаны друг к другу,
что между ними невозможно даже просунуть
иглу. Снаружи пирамида Хеопса была облицована
прекрасно отполированными известняковыми
плитами.
Литература.
Самые древние египетские тексты, дошедшие
до нас, - это молитвы богам и хозяйственные
записи. Самые ранние памятники художественной
литературы, сохранившиеся до нашего времени,
относятся ко II тысячелетия до н.э. Художественная
литература представлена различными жанрами
– это поучения царей и мудрецов своим
сыновьям, множество сказок о чудесах
и чародеях, повести. Одно из самых отвлеченных
и абстрактных сочинений древнеегипетской
литературы – «Беседа разочарованного
со своей душой». Человек, разуверившись
в смысле жизни начинает искать смерти.
Душа, однако, пытается отговорить его
от самоубийства, уверяет в тщетности
надежд на загробную жизнь, советует сполна
насладиться земным бытием
Искусство
Изобразительное и монументальное искусство
несет на себе печать египетской культуры
в целом. Перед храмами и дворцами египтян
воздвигались высокие тонкие обелиски,
покрытые иероглифами – рисуночным символическим
письмом, ставшим важнейшей частью культуры
древнего Египта. Перед заупокойными храмами
воздвигали сфинксов: каменное изображение
существа с телом льва и головой человека-фараона.
Сфинкс олицетворял мудрость, загадочность
и силу египетского правителя. Самый большой
сфинкс, выполненный в первой половине
III тысячелетия до н.э., до сих пор стережет
пирамиду Хефрена. Сфинкс высечен из цельной
скалы: его голова в 30 раз больше человеческой,
а длина тела 57м. Шедевром древнеегипетского
изобразительного искусства периода II
тысячелетия до н.э. считается выполненный
на крышке ларца рельеф, изображающий
фараона Тутанхамона с его юной женой
в саду. Подтверждением высокой культуры
Египта I тысячелетия до н.э. является всемирно
известный скульптурный портрет жены
Аменхотепа IV Нефертити – одно из самых
прелестных женских изображений в истории
человечества.
Изобразительному искусству древнего
Египта всегда были присущи сугубо плоскостное
изображение фигур, каноническая условность
в передаче туловища и ног, геометрическая
декоративность с симметричным распределением
узора, строгая линейность композиции.
Все фигуры статичны, невозмутимы, их позы
условны, как условна и раскраска: тело
мужчины традиционно изображалось красно-коричневым,
тело женщины – желто-розовым, волосы
у всех были черные, одежды – белые.
Культура древней Индии
Индийская культура является одной из самых оригинальных и уникальных. Ее самобытность заключается прежде всего в богатстве и многообразии религиозно-философских учений. Известный швейцарский писатель Г. Гессе по этому поводу замечает: «Индия — страна тысячи религий, индийский дух отмечен среди других народов специфически религиозным гением». В этом индийская культура не знает себе равных. Именно поэтому уже в далекой древности Индию называли «страной мудрецов».
Вторая особенность индийской культуры связана
с ее обращенностью к Вселенной, ее погруженностью в тайны мироздания.
Индийский писатель Р. Тагор подчеркивал:
«Индия всегда имела один неизменный идеал
— слияние с Вселенной». Третью важную черту индийской
культуры, внешне как бы противоречащую
предыдущей, составляет ее обращенность внутрь человеческого мира, самопогружение в глубины человеческой
души. Ярким примером тому служит знаменитая
философия и практика йоги.