Культура древних цивилизаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 07:05, контрольная работа

Краткое описание

Развитие древневосточной культуры было неразрывно связано со многими сторонами социальных процессов Востока. Культурологический аспект восточной жизни вобрал в себя черты экономико-политического устройства, религиозных и философских представлений, бытовых традиций, правовых и этических норм.

Содержание

Введение 4
Культура древнего Китая 5
Культура древнего Египта 7
Культура древней Индии 10
Особенности «восточной» культуры в ее сопоставлении с «западной» 12
Заключение 15
Список используемой литературы 16

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по культорологии.doc

— 102.00 Кб (Скачать файл)

Еще одна важная черта  заключается в особом почитании индийцами любви - чувственной и физической, которую они не считают греховной.

Самобытность индийской  культуры во многом обусловлена особенностями  индийского этноса. В его формировании участвовали многочисленные разноязыкие  племена и народности — от местных  дравидов до пришлых Ариев. По сути индийский народ является суперэтносом, включающим в себя несколько самостоятельных народов.

Культура Древней Индии  существовала примерно с середины III тыс. до н.э. и до VI в. н.э. Современное  название «Индия» появилось лишь в XIX в. В прошлом она была известна как «страна Ариев», «страна брахманов», «страна мудрецов».

История Древней Индии  распадается на два больших периода. Первый — это время хараппской цивилизации, сложившейся в долине реки Инд (2500-1800 до н.э.). Второй период - арийский - охватывает всю последующую индийскую историю и связан с приходом и расселением арийских племен в долинах рек Инд и Ганг.

                            Художественная культура Древней Индии

Не менее высокого уровня достигла художественная культура, где особое место занимает литература. Самым древним литературным памятником являются Веды. Начало их создания датируется II тыс. до н.э. Несколько позднее, в I тыс. до н.э., появились еще два великих литературных памятника — «Махабхарата» и «Рамаяна». Основное содержание первого составляет спор о власти между братьями Кауравами и Пандавами, закончившийся многодневной битвой между ними, в которой победили Пандавы. Главные герои событий — Арджуна и его возничий, и наставник Кришна, поучения которого составляют отдельную часть памятника — «Бхагаватгиту».

Содержанием «Рамаяны»  являются подвиги и приключения  царя Рамы в поисках похищенной любимой  — Ситы.

Из более поздних  памятников литературы особого выделения  заслуживает «Панчатантра» (Пятикнижие, III-IVвв. н.э.) — сборник сказок, басен, притч и рассказов нравоучительного толка. Особого выделения заслуживает также творчество поэта и драматурга Кали- дасы. Мировую известность ему принесла драма «I Пакунтала», а также поэмы «Облако-вестник» и «Рождение Кумары».

 

                                                    Архитектура

Что касается древнеиндийской архитектуры, то ее развитие имеет некоторые особенности. Дело в том, что никакие памятники материальной культуры Древней Индии, включая архитектурные, существовавшие до III в. до н.э., не сохранились и не дошли до наших дней. Это объясняется тем, что в тот период основным строительным материалом служило дерево, которое не выдержало испытания временем. Только в III в. до н.э. в строительстве начинается использование камня, и с этого времени многие архитектурные сооружения уже сохраняются. Поскольку господствующей религией в этот период был буддизм, постольку основными памятниками являются буддийские сооружения: ступы, стамбхи, пещерные храмы.

Буддийские ступы представляют собой круглые кирпичные сооружения диаметром 36 м и высотой 16 м. По преданию, в ступах хранились реликвии Будды. Самой известной из них стала «Большая ступа № 1», окруженная оградой с воротами. Стамбхи — это монолитные столбы-колонны высотой около 15 м, наверху которых установлена фигура священного животного, а поверхность покрыта надписями буддийского содержания.

Пещерные храмы обычно входили в комплекс построек вместе с монастырями. Самым знаменитым храмом является комплекс в Ад- жанте, объединяющий 29 пещер. Этот храм интересен также тем, что в нем сохранились прекрасные образцы древнеиндийской живописи. Росписи Аджанты изображают сиены из жизни Будды, мифологические сюжеты, а также сцены из светской жизни: танец, царская охота и т.д.

 

 

Особенности "восточной" культуры в её сопоставлении с "западной"

1. Основой письменной  культуры Запада является алфавит  - совокупность знаков, выражающих  звуки. Для восточной культуры  характерен иероглиф, фиксирующий  значение.

Для Запада характерны атомарная  система алфавитного письма, анализ как основной метод распознавания звуков и дальнейший синтез значений. Самостоятельное значение, семантическую нагрузку несут отдельные части слова: корень, суффикс, приставки и т. д. Они сообщают грамматический смысл целому - слову. За словом стоит понятие - форма мышления. Образное содержание предмета в понятии фактически отсутствует, редуцировано.

Европейские понятия, например, "человек" или "индивид" - воспринимается чисто атомарно. А вот японское понятие "НИНГЭН" (человек) означает и общественные отношения, которые устанавливаются между индивидами, и самого индивида.

2. Употребление синонимов  в Западной культуре основано  на понятийном содержании слов  безотносительно к графической  оболочке слова. Правда, в древнескандинавской поэзии широко применялся приём звуковой аллитерации

В восточной культуре разветвление смыслов строится по типу наглядного изображения. Здесь символ, метафора задаются графическими образными  тождествами, характеризующимися иероглифическим  символом. Сама оболочка понятия - не внешняя форма, а содержательная форма.

3. Так же в западной культуре языку отводится роль средства выражения, трансляции смысла. В восточной культуре иероглиф не просто передаёт смысл, а содержит его в себе. Иероглиф есть единство цели (понятия) и средства (изображения).

4. В западной культуре на этом основано различие цели и средств, различие, противоречие между техникой, технологией и ценностями, нравственностью, личностно-эмоциональным миром человека. В восточной культуре развитие техники, технологии и нравственности, ценностей - неразрывно. Отсюда особая роль, которая отводится сохранению природы.

5. Наука в западной культуре направлена на преобразование природы, отсюда природа воспринимается как чуждая человеку сила. "Опыт" - метод науки нового времени, образован от слова "пытка". Человек "пытает" природу, добиваясь от неё насилием раскрытия тайн. В восточной культуре наука ищет тождества, единства природы и человека, природы и культуры.

6. Для европейской культуры "понять" - значит дать повторяющийся результат, то есть "воспроизвести". Отсюда мы имеем специфический мир порождённых нашей культурой превращенных форм - и не природных, и не социальных. Например, научный язык. Для восточной культуры "понять" - значит вжиться в этот мир, ощутить свою, человеческую, сопричастность этому природному миру. Поэтому мир культуры максимально приближен к природному. Пример - "Сад камней". Характерно стремление максимально сохранить природу, в большем объёме. Например, искусство создания букетов - икебана.

7. Антропоцентризм характерен для западной культуры, для восточной - природоцентризм. Человек - не центр, не точка отсчета, а элемент целостной системы "природа - культура".

9. "Вещизм" характерен для западной культуры ,"товарный фетишизм" - "покупать, покупать, покупать", инстинкт собственника. Для восточной - "минимизация" потребностей. Например, в убранстве традиционного японского дома.

10. Для Запада характерно  признание безличностного, анонимного  восприятия культуры: "все - потребители". Для восточной культуры характерен личностный характер формирования культуры: есть "Учитель". Это объясняется тем, что языковой перевод текста совпадает с передачей смысла: здесь не нужен посредник, толкователь, комментатор. В восточной культуре сохраняется ситуация, когда без комментариев перевод теряет часть содержания. Например, "Коран" имеет семь слоёв комментариев.

11. Внетекстовое молчание  означает отсутствие смысла - в  западной культуре. В восточной  культуре - молчание есть способ  постижения смысла.

12. В западной культуре цель науки - истина. Она имеет практическую отдачу. В восточной - цель знания - выработка ценностей, выходящих за рамки утилитарности.

13. Познание и нравственность в западной культуре разделены. Основной вопрос науки: "истина - неистина". В восточной культуре познание - средство нравственного совершенствования. Основной вопрос - соотношение добра и зла.

14. В западной культуре  постижение всеобщего, законов  - основная цель. Единичное невыразимо  непосредственно в языке, в  науке. В восточной культуре основное внимание уделяется индивидуальности, единичному.

Например, европейская  медицина хорошо справляется с эпидемиями, с массовыми заболеваниями, но пасует при лечении психических заболеваний, при контакте с конкретным человеком, восточная медицина - наоборот, более сильна при воздействии на индивидуум, скажем, путём иглоукалывания.

15. Отличается на Востоке  и трактовка "гуманизма". Термин "гуманизм" был введён в Италии  Колюччо Салютати и Леонардо  Бруни. Они заимствовали его  у Цицерона. В Китае Хань Юй вводит термин "ЖЭНЬ", отличая свой путь от пути до него. Но содержание этого термина ("Пути") - иное. Конфуций проповедовал любовь к человеку, Хань Юй - любовь ко всему, к миру, понятому пантеистически и одухотворённо.

Таким образом, восточный гуманизм не был антропоцентричен. Чжан Мин-дао говорил: "Моя душа - то же, что и душа трав, деревьев, птиц, животных. Только человек рождается, приняв срединное Неба-Земли" . Таким образом, это своеобразное экологическое мировоззрение, "природоцентризм".

                         

                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 

                                                 Заключение

    Главное в культуре цивилизации Древнего Востока – это сохранение и восстановление – если что-то нарушено – порядка, организации, закона. Подданные должны поддерживать закон – они должны вовремя вносить налоги, платить подати, выполнять повинности. Придворные, царедворцы также должны знать закон – ритуал, церемониал, которому подчинялась придворная жизнь. Если порядок нарушался, например, не поступали налоги – это воспринималось как гнев богов, как гибель культуры. Миропорядок срочно надо было восстанавливать.

Искусство также утверждает и отражает сложившийся порядок. В культурах древних царств искусство выполняет весьма важную роль: оно является средством поддержания мироздания, исполнения закона и порядка. Если на архаической стадии искусство соединяло, сводило человека с другими, то теперь оно ставит его перед миром богов, позволяет ему увидеть их жизнь, участвовать в ритуале поддержания существования этого мира. Интерес художника древнего мира вращается исключительно вокруг жизни богов и фигуры царя. Но царь – это и божественное существо (как, например, египетский фараон – живой бог солнца Ра), и глава государства (империи), и обычный человек. Поэтому древнеегипетский художник изображает фараона не только в мире богов (где он, как бы поддерживает с другими богами миропорядок).

Так же в отдельности  можно сказать, что культура Древней Индии занимает исключительное место в мировой культуре. Будучи восточной, она оказала огромное влияние и на западную культуру. Многие ее памятники и достижения составляют органическую часть других культур

  Сравнив «восточную»  и «западную» культуры можно сказать, что древний Восток наложил отпечаток на культуру цивилизации, придал ей специфические черты, отличающие её от культуры Запада.

 

                   

 

 

 

 

                               

                             Список литературы

 

1. Адамчик В.В.История Китая,  М.: АСТ 2005

2. Кареев Н.И. Учебная книга  по истории, М.: Просвещение 2000

3. Моисеева Л.А. История цивилизаций.  Курс лекций. Серия "Учебники, учебные пособия". – Ростов - на - Дону: "Феникс", 2000.

4. Радугин А.А. Культурология, М.: alma mater 2004.

5. Семенникова Л.И.Феномен Востока // Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. Брянск, 1995.

6. Стам С.М К проблеме города и государства в раннеклассовом и феодальном обществе// Город и государство в древних обществах. М.,1982.

7. http://ru.wikipedia.org/wiki культура Индии и Японии.




Информация о работе Культура древних цивилизаций