Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 21:12, реферат
История показывает, что все выдающиеся личности были высококультурными людьми. Многие из них являлись универсальными личностями: их знания были энциклопедическими, а все сделанное ими отличалось исключительным мастерством и совершенством. В качестве примера следует назвать прежде всего Леонардо да Винчи, который одновременно был великим ученым, инженером и гениальным художником эпохи Возрождения. Сегодня стать универсальной личностью весьма трудно и, видимо, невозможно, поскольку объем знаний слишком необъятен.
Культура — неотъемлемое свойство человека.
Однако представления о том, кого следует считать культурным человеком, могут быть разными. Древние римляне называли культурным того, кто умеет выбирать себе достойных попутчиков среди людей, вещей и мыслей — как в прошлом, так и в настоящем. Немецкий философ Гегель полагал, что культурный человек в состоянии сделать все то, что делают другие.
История показывает, что все выдающиеся
личности были высококультурными людьми.
Многие из них являлись универсальными
личностями: их знания были энциклопедическими,
а все сделанное ими отличалось
исключительным мастерством и совершенством.
В качестве примера следует назвать
прежде всего Леонардо да Винчи, который
одновременно был великим ученым,
инженером и гениальным художником
эпохи Возрождения. Сегодня стать
универсальной личностью весьма
трудно и, видимо, невозможно, поскольку
объем знаний слишком необъятен.
В то же время возможности быть культур
Культура и общество
Культура и общество — это очень близкие, но не тождественные системы, которые относительно автономны и развиваются по своим законам.
Типы общества и культуры.
Современный западный социолог Пер Монсон выделил четыре основных подхода к пониманию общества.
Первый подход исходит из примата общества по отношению к отдельному индивиду. Общество понимается как система, которая возвышается над индивидами и не может быть объяснена их мыслями и действиями, так как целое не сводится к сумме его частей: индивиды приходят и уходят, рождаются и умирают, а общество продолжает существовать. Эта традиция берет свое начало в концепции Э. Дюркгейма и еще раньше — во взглядах О. Конта. Из современных течений к ней относятся прежде всего школа структурно-функционального анализа (Т. Парсонс) и теория конфликта (Л. Козе р. Р. Дарендорф).
Второй подход, напротив, смешает центр внимания в сторону личности, утверждая, что без изучения внутреннего мира человека, его побудительных мотивов и смыслов невозможно создать объяснительную социологическую теорию. Эта традиция связана с именем немецкого социолога М. Вебера. Среди современных теорий, соответствующих данному подходу, можно назвать: символический интеракционизм (Г. Блюмер) и этнометодологию (Г. Гарфинкель, А. Сикурел).
Третий подход сосредоточиваетс
Четвертый подход — марксистский. По типу объяснения социальных явлений он похож на первый подход. Однако есть принципиальное отличие: в русле марксистской традиции предполагается активное вмешательство социологии в преобразование и изменение окружающего мира, тогда как три первые традиции рассматривают роль социологии скорее как рекомендательную.
Спор между представителями этих подходов ведется о том, как понимать общество: как надындивидуальную объективную социальную структуру или как человеческий мир жизни, заполненный культурой.
Если исходить из системного
подхода, заложенного в трудах Э.
Дюркгейма, следует рассматривать
общество не просто как совокупность
людей, но и объективно существующую
совокупность условий их совместного
существования. Общественная жизнь
является реальностью особого рода,
отличной от природной реальности и
не сводимой к ней, — социальной
реальностью, и важнейшей частью
этой реальности выступают коллективные
представления. Именно они — фундамент
культуры, которая трактуется как
способ организации общественной жизни,
общество — как социальный организм.
Как любые организмы, являющиеся
сложными системами, общество обладает
интегративными свойствами. которые
присущи всему социальному
Человечество никогда не было единым социальным коллективом. Разные группы (популяции) людей существуют в самых разных локальных социальных группах (этносы, классы, социальные слои и т.д.). Фундаментом этих локальных групп служат культуры, являющиеся основой интеграции людей в подобные коллективы. Поэтому на Земле нет ни общества вообще, ни культуры вообще — это абстракции. Реально на нашей планете существовали и существуют локальные культуры и общества. Культуры по отношению к этим обществам (социальным группам) выполняют задачи интеграции (Она представляет собой создание связей между определенными социальными объектами, в том числе, между отдельным индивидуумом и общественной средой), консолидации (сплочение отдельных лиц, групп, организаций для усиления борьбы за общие цели.) и организации людей; регуляции практики их совместной жизнедеятельности с помощью норм и ценностей; обеспечения познания окружающею мира и хранения значимой для выживания людей информации; осуществления коммуникации между людьми, для чего вырабатывают специальные языки и способы обмена информацией; разработки механизмов воспроизводства общества как социальной целостности.
В историческом развитии выделяют несколько типов общества и связанных с ними культур.
Первый тип — первобытное общество и культура. Для него характерен синкретизм — невыделенность индивида из основной социальной структуры, которой был кровный род. Все механизмы социальной регуляции — традиции и обычаи, обряды и ритуалы — находили обоснование в мифе, который был формой и способом существования первобытной культуры. Его жесткая структура не допускала отклонений. Поэтому даже в отсутствие специальных контролирующих социальных структур все правила и нормы соблюдались очень точно. К первобытным обществу и культуре примыкает архаическое общество и культура — современные народы, живущие на уровне каменного века (на сегодняшний день известно около 600 племен).
Второй тип общества связан с процессами социального расслоения и разделения труда, которые привели к формированию
государства, где были узаконены
иерархические отношения между
людьми. Рождение государства произошло
в странах Древнего Востока. При
всем разнообразии его форм — восточные
деспотии, монархии, тирании и т.п.
они все выделяли верховного правителя,
подданными которого были все остальные
члены общества. В таких обществах
регуляция отношений, как правило,
строилась на насилии. В рамках общества
этого типа нужно выделить доиндустриально
Третий тип общества зародился в Древней Греции и Риме, но широкое распространение получил начиная с Нового времени, особенно в XX в. При демократии, формирующей гражданское общество, люди осознают себя свободными гражданами, принимающими определенные формы организации своей жизни и деятельности. Именно обществу такого типа свойственна высшая форма проявления экономической, политической и правовой культуры, идеологически обоснованная философией, наукой, искусством. В таком обществе граждане имеют равные права, базирующиеся на принципе сотрудничества, общения, торгового обмена и диалога. Конечно, это еще идеал, а в реальной практике еше не обойтись без насилия, но цель уже поставлена. Во многом это стало возможным с формированием нового общества постиндустриального типа с идущими в нем процессами глобализации и формированием массовой культуры.
Социальные институты культуры
Реальные связи общества и культуры обеспечиваются социальными институтами культуры. Понятие «социального института» заимствовано культурологией из социологии и юриспруденции и используется в нескольких смыслах:
В различных типах культур социальные институты формируются по-разному, тем не менее можно выделить несколько общих принципов их появления. Во-первых, требуется осознание потребности в данном виде культурной деятельности. Многие народы и культуры обходились без музеев, библиотек, архивов, концертных залов и т.п. именно потому, что не было соответствующей потребности. Отмирание потребности ведет к исчезновению связанного с ней культурного института. Так, сегодня число церквей на душу населения гораздо меньше, чем в XIX в., когда основная масса людей еженедельно посещала службы.
Во-вторых, должны быть поставлены общественно весомые цели, формирующие мотивы посещения соответствующих учреждений у большинства людей в данной культуре. При этом постепенно появятся нормы и правила, которые будут регулировать данный вид культурной деятельности. Итогом станет создание системы статусов и ролей, выработка стандартов деятельности, которые будут одобрены большинством населения (или хотя бы властной верхушкой общества).
Социальные институты культуры выполняют в обществе ряд функции:
Выделяют пять основных потребностей человека и связанных с ними культурных институтов:
Основные институты содержат
неосновные, которые называют также
социальными практиками или обычаями.
У каждого основного института
существуют свои системы наработанных
практик, методов, процедур, механизмов.
Например, экономические институты
не могут обойтись без таких механизмов,
как конвертация валюты, защита частной
собственности, профессиональный подбор,
расстановка и оценка труда работников,
маркетинг, рынок и т.д. Внутри института
семьи и брака находятся
Заключение
Итак, мы рассмотрели тему: культура и общество, их взаимосвязь. Завершая работу, кратко отметим следующее.
Культуру изучают многие науки, и каждая дает ей свое определение. Назовем одно из них: культурой называется специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.
Культура передается от одного поколения
другому в процессе социализации.
Условия для социального
Общество - это система отношений и способов объективного воздействия на человека. Формы социальной регуляции принимаются как определенные правила, необходимые для существования в обществе. Но для того чтобы соответствовать социальным требованиям, необходимы культурные предпосылки, которые зависят от степени развития культурного мира человека, т.е. человек несет печать конкретной культуры и конкретного общества.
Основные элементы культуры:
а) понятия, обозначающие способ организации человеческого опыта;
б) отношения или представления о том, каким образом различные аспекты опыта людей связаны между собой;
в) ценности или общепринятые верования относительно целей, к которым люди должны стремиться;
г) правила или нормы, регулирующие поведение людей в соответствии с ценностями их культуры. Словом «культура» мы обозначаем, прежде всего, глобальную общечеловеческую культуру, то есть культуру всего человечества, мировую культуру в целом. В этом смысле культура одна, о ней можно говорить только в единственном числе. Но, понятием культура мы обозначаем так же и отдельные сферы и компоненты национальной культуры. Употребляя его в этом смысле, мы говорим о культуре труда, быта, поведения, художественной, музыкальной, нравственной, правовой, политической культуре и т.д.