Культура и быт мордвы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 23:36, реферат

Краткое описание

Мордва — этнос, относящийся к финно-угорской группе народов, в которую также входят венгры, финны, эстонцы, карелы, марийцы, удмурты, коми и другие.
Традиционный термин «мордва» является внешним названием этнической общности (то есть — экзоэтнонимом). Эрзяне и мокшане имеют различное этническое самосознание, имеют свои литературные языки, существенные различия в антропологическом (расовом) типе, расселении, традиционном быте, материальной и духовной культуре.

Вложенные файлы: 1 файл

мордва.doc

— 1.35 Мб (Скачать файл)

Введение

   Мордва — этнос, относящийся к финно-угорской группе народов, в которую также входят венгры, финны, эстонцы, карелы, марийцы, удмурты, коми и другие.

Традиционный термин «мордва» является внешним названием этнической общности (то есть — экзоэтнонимом). Эрзяне и мокшане имеют различное этническое самосознание, имеют свои литературные языки, существенные различия в антропологическом (расовом) типе, расселении, традиционном быте, материальной и духовной культуре.

 

   Точку зрения советской этнографии о двух субэтносах не разделяет Финно-угорская организация Эстонии (SURI), указывая, что эрзя и мокша являются разными народами: «Советская этнография утверждает, что эрзяне и мокшане — это субэтносы мордвы. Но учёные этой школы сами же противоречат себе, указывая, что ни мокшане, ни эрзяне мордвой себя не называют — само слово отстутствует в словарях этих народов и имеет грубый, уничижительный оттенок. И главное — отсутствует само понятие „мордовский язык“. Эрзяне и мокшане используют два разных языка, причём эрзяне и мокшане — т. н. „мордва“ — не понимают друг друга»[20].

 

   Наиболее раннее употребление этнонима мордва предположительно фиксируется в трактате «О происхождении и деяниях готов» готского историка V века Иордана. В нём среди народов Восточной Европы, которые якобы были покорены Германарихом к 375 году н. э., упоминается народ «морденс», который помимо близкого написания ассоциируется с мордвой также на основании географического соседства с «меренс» (мерей).

   Этнонимы мокша и эрзя в русских источниках стали появляться довольно поздно: «мокшана», «мокшаня» впервые зафиксированы в «Книгах письма и меры» Д. Пушечникова и А. Костяева за 1624—1626 гг., этноним эрзя начинает встречаться ещё позднее, с XVIII века. Это объясняется тем, что русские воспринимали эрзян и мокшан как единый народ и так это отразили в летописях. Другие народы, исторически соседствовавшие с мокшанами и эрзянами, не называли их общим этнонимом.

 

   В начале-середине I тыс. н. э. в междуречье Оки и Волги сформировались племена мари, мери, мокшан, муромы и эрзян. К началу второй половины I тысячелетия н. э. между перечисленными племенами возникают заметные различия. В присурской зоне формируется устойчивый обряд погребения головой на юг и наличие среди погребального инвентаря височной спиралевидной подвески с грузиком. (В целом общая черта для приуральских финнов.) В приокской зоне погребенных стали ориентировать головой на север и очень редко встречается спиралевидная височная подвеска. На их основе учёные установили, что присурская группа племен явилась основой для формирования мокшан, а окская — эрзян. В процессе своего развития как мокшане так и эрзяне имели тесные контакты с различными ираноязычными и тюркоязычными племенами на южных границах своего расселения, а на севере и западе — с балтоязычными.

 

На всём протяжении своей истории  мордва вступала в контакты и этногенетические связи с различными племенами и народами, населявшими  Евро- азиатскую часть северного полушария, что отразились в его антропологическом облике. Так, материалы антропологического обследования мордовского и соседних народов дают основание заключить, что в формировании мордвы участвовало, в основном, два расовых компонента : светлый массивный широколицый европеоидный тип, прослеживаемый особенно у мордвы-эрзи; тёмный грацильный узколицый европеоидный тип, преобладающий среди мордвы-мокши на юго-западе Мордовии; и небольшой компонент-примесь субуральского типа.

 

Языки.

«По своему происхождению финно-угорские языки не связаны с арийскими, принадлежащими к совершенно иной языковой семье — индоевропейской. Поэтому многочисленные лексические схождения между финно-угорскими и индоиранскими языками свидетельствуют не об их генетическом родстве, а о глубоких, многообразных и длительных контактах финно-угорских и арийских племён.» ["От Скифии до Индии". Стр. 99.]

Лингвистами подмечено, что в языке  эрзя преобладают заимствования  из русского языка, а в мокшанском — из тюркских (в основном татарского, чувашского) Каждый из двух мордовских субэтносов имеют собственный язык: мокшане — мокшанский(включает три диалекта), эрзяне — эрзянский(5 диалектов), оба они относятся к финно-волжской группе уральской семьи языков и имеют статус литературных. В Республике Мордовия эрзянский, мокшанский и русский языки являются равноправными государственными языками, на эрзянском и мокшанском языках издается обширная литература, в том числе и учебная, периодическая печать, ведутся передачи на радио и телевидении. Письменность языков мордвы создавалась на основе русской графики, первые ее памятники датируются 17-18 вв.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мордовский национальный костюм. Вышивка

             Одежда всегда была и остается  неотделимой частью: материальной  культуры общества. Поэтому костюм  следует рассматривать в неразрывной  связи с историческим и экономическим развитием народа, с географической средой, религией, традиционными занятиями.

            Национальный костюм мордвы формировался  в центральной полосе европейской  части России. Комплекс одежды  включает нательную и верхнюю  легкую одежду, набор межсезонной и зимней одежды. Составной частью в костюм входили разнообразные съемные детали и украшения.

Особый интерес представляет женская  одежда, в ней более устойчивы  традиционные черты. Изготовленная вручную, праздничная одежда бережно хранилась и передавалась по наследству.

Народный костюм мордвы, особенно женский, очень красочен. Недаром  его называют венцом декоративно-прикладного  творчества мордовских женщин.


Костюм женщины-мокшанки 

      Народные костюмы  мокши достигли законченной 

художественно выразительной формы к середине XIX в.

И если мужская и повседневная женская  одежда отличалась простотой и целесообразностью, то праздничная одежда женщин была очень сложной, многосоставной, с  обилием различных украшений, с  целым рядом приемов драпирования фигуры, что объясняется тем, что сложно украшенный наряд мордовок уходит своими корнями в I – начало II тысячелетия.

Самостоятельно женщина порой  не могла одеться в такой костюм. Обряд одевания, в котором участвовало  два-три человека, иногда длился несколько часов. Сложный и тяжеловесный женский костюм, особенно его праздничный вариант, подчёркивал широко почитаемые в мордовском народе здоровье, силу и выносливость женщины. Благодаря такому костюму индивидуальные особенности каждой фигуры нивелировались и подгонялись под устоявшиеся в народе представления о красоте.

Мордовский мужской костюм был  таким же, как и одежда, которую  носили русские мужчины. Именно это  отмечали все контактировавшие с  мордовским народом путешественники  и исследователи прошлого и оставившие свои записи.

Мокшанский мужской  костюм

 

Основной частью женского костюма  у мокши являлась рубаха-панар  туникообразного покроя без воротника. Широкая рубаха подпоясывалась плетёным на дощечках шерстяным поясом — каркс с кисточками на концах — цёкт. Такая рубаха требовала множество дополнительных деталей, которые помогали женщине придать необходимый силуэт одежде — это пояс и комплекс набедренных украшений, нагрудная фибула-сюльгам в ансамбле с разнообразными по форме и отделке ожерельями, гайтанами, нагрудниками.    

 Прямые полотнища холста, составлявшие  стан рубахи, оформлялись вышивкой, располагавшейся на груди, оплечье,  по рукавам и подолу. Нередко  отделка имитировала самостоятельные  элементы одежды. Возможно, некогда  многочисленные несшитые детали и породили многослойную структуру народного костюма.


Многослойность национального  мордовского костюма была показателем  перехода носителя в очередную возрастную категорию. Если в детстве костюм девочки включал лишь рубаху и  пояс, то в пору юношества показателем зрелости, совершеннолетия для мокшанских девушек было одевание нижней набедренной детали, портков «понкст».

       Особая роль в национальном костюме отводилась головным уборам, которые строго соответствовали возрасту, семейному положению. Мокшанские головные уборы у женщин называвшиеся панга, златной — представляли род мягкого чепца трапециевидной формы. Были распространены уборы типа полотенец или платков. В ряде районов у замужних  женщин они повязывались таким образом, что напоминали рога — кодафкс. В церковь девушки надевали своеобразный головной убор, состоявший  из короткого полотенца с узорными концами. 


Особые перемены в отделке и  составе деталей костюма происходили в брачный период. Девушка на выданье носила по праздникам особенно нарядный головной убор, включавший обилие лент, цветов, нашивок из бисера, бус, перьев, мишуры и пр. В замужестве молодая и в первый год после свадьбы девушка покрывала головной убор нарядными налобными лентами, либо украшала налобную часть его нашивками из жетонов, цепочек, блесток, скрывая вышивку. После рождения первенца женщина снимала часть покрывающих деталей с головного убора, а после 35—40 лет носила просто оформленный головной убор.

 

О семейном положении женщины говорило многое в ее костюме: наличие закрытого головного убора, распашной одежды с вышитыми на груди полами, введение в комплекс украшений широкого нагрудника из бисера, жетонов, цепочек или лент. Вышивка одежды и головных уборов также содержала определенную информацию, смысл которой, к сожалению, почти утрачен.

В мокшанском костюме набедренные украшения представляли собой группу отдельных элементов в виде декоративных кистей-подвесок — цёкт, килькшт, каркспет, изготовлявшиеся из бус, жетонов, шерсти или шёлка. Самобытным элементом мордовского народного костюма была верхняя распашная одежда из холста — мушказ, балахон. У мокши традиционный костюм включал подобие платья, надеваемого поверх рубахи — кафтонь-крда, сарафан, изготовляемое первоначально из крашеного холста, а позже и из фабричных тканей.

Декоративным центром нагрудных  украшений мордовки является застежка, которая закалывает ворот рубахи. По-мордовски она называется сюлгам, сюлгамо. Аналогичное украшение встречается и у других финно-угорских народов. Грудь украшается также бусами, гайтаном из серебряных монет и бисера, а также сложным нагрудником. К бисерному нагруднику прикрепляется сетка из мелких разноцветных бусин, шерстяных кисточек и монет, более крупные из которых располагаются ближе к шее, а мелкие — на периферийной части украшения. На уши надевали серьги с подвеской — серебряной монетой, бусинкой или в виде шариков из гусиного пуха.      

 

Украшения    

 Основным видом одежды из  сукна и меха был сумань — род кафтана из домотканого сукна тёмного цвета. Кроме этих основных деталей костюма, он содержал множество других мелких деталей и украшений, варьировавшихся в зависимости от разных районов проживания мордвы. Одной из таких непременных деталей является, например, вышивка. Застёжка фибула с подвеской, женское нагрудное украшение. Состоит из собственно пряжки, имеющей форму плоской трапециевидной металлической пластинки с кольцом в верхней части, и подвески трапециевидной формы.   

   Расцветка мордовской вышивки включает в себя, в основном, четыре цвета: черный с синим оттенком и темно-красный как основные тона, желтый и зеленый для расцвечивания узора. Вышивание было не только обязательным, но и любимым занятием мордовских девушек, за которым они проводили много времени. Обучение вышиванию начиналось с 6-7 лет. К десяти годам девочки уже знали несколько видов швов, а к 12-13-ти годам им разрешалось ходить в гости к родным и подругам вышивать. Владение сложным искусством вышивки считалось по праву одним из больших достоинств девушки. Стремясь не повторяться, мордовки постоянно совершенствовали своё мастерство как в технике исполнения, так и в отборе орнаментальных  рисунков, черпая их в окружающей природе. Свидетельство этого — названия мордовского орнамента: "змеиная головка", "куриные лапки", "козьи копыта", "крылышки", "еловые ветки", "солнечные узелки", "звёздочки".

 

В мордовской народной вышивке преобладающими орнаментальными мотивами являются геометрические. Имеются ещё две  категории орнаментальных мотивов: изображение птиц и деревьев. Из двух последних категорий меньшее распространение получили изображение птиц, но не рассмотреть пути и закономерности их появления в вышивке нельзя, так как в других видах декаративно-прикладного искусства народа мордвы – эрзя эти изображения имеются в большом количестве.

 

Преобладающими в орнаменте мордовской вышивки являются геометрические узоры, среди которых по характеру и сложности выделяются более двух десятков групп. Основными среди них являются такие, как зигзаги, квадраты, ромбы, треугольники, роговидные узоры, кресты, восьмиконечные звезды, вытянутые шестигранники, S - овидные фигуры, сложные розетки, построенные на основе ромба или на основе правильных восьми- и шестиугольников.

Расположение орнамента на одежде и головных уборах мордвы – эрзя не является произвольным. Для орнамента мордовской вышивке характерны такие виды симметрии, как сетка, бордюр и розетка.

 

 

 

    Между девушками  каждой деревни шло постоянное  соревнование в искусстве вышивания.  А на свадьбе было принято  демонстрировать многочисленные  вышитые невестой рубашки, платки, полотенца и другие подарки, прежде чем она вручит их жениху и его родственникам, участникам свадебной церемонии. Широкое распространение у мордвы получили браслеты, перстни, кольца. Археологические изыскания свидетельствуют о самобытности древнего ювелирного производства у мордвы.

 

 

 

 

            Женский свадебный костюм мордвы-эрзи

Информация о работе Культура и быт мордвы