Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 23:36, реферат
Мордва — этнос, относящийся к финно-угорской группе народов, в которую также входят венгры, финны, эстонцы, карелы, марийцы, удмурты, коми и другие.
Традиционный термин «мордва» является внешним названием этнической общности (то есть — экзоэтнонимом). Эрзяне и мокшане имеют различное этническое самосознание, имеют свои литературные языки, существенные различия в антропологическом (расовом) типе, расселении, традиционном быте, материальной и духовной культуре.
Большой интерес представляет женский свадебный костюм мордвы-эрзи. Вышивка на рубахе располагалась от верха до подола в виде выпуклых продольных темно-красных полос. Такую рубаху готовили к празднику совершеннолетия, и девушку на время вышивки рубахи (полтора года) освобождали от других работ. Таким же способом украшался и передник. Рубаха на груди скреплялась украшением-фибулой из бисера, медных бляшек, цепочек. Костюм дополнялся массивным поясным украшением-пулагаем, состоящим из разноцветных кистей, шумящих подвесок, раковин, бисера, монет, бляшек. Про мордовскую женщину говорили, что ее сначала услышишь, а потом увидишь. Пулагай, вес которого достигал шести кг, называли также «поясом стыдливости», так как без него считалось неприличным выйти на улицу. В восточных районах нашего региона известно украшение, состоящее из бисерного пояса и пышной черной бахромы – пулакш.
Гайтан - хрест ведьме, имевший в прошлом, вероятно, ритуально магическое значение оберега, носили поверх всех нагрудных украшений. Он представлял ленту, снизанную из белого и чёрного бисера, сочетание которого само по себе считалось обереговым, и подвеску в виде кисти и цветных нитей шерсти и бисера. В качестве гайтана также носили небольшой круглый облазок на шёлковой ленте
ГАЙТАН
Традиционный народный костюм в разной степени сохранился у мокши и эрзи. Если мордовки-мокшанки ещё довольно часто одевают его, имеют как будничные, так и праздничные варианты национальной одежды, то мордовки-эрзянки наряжаются в него гораздо реже, лишь по праздникам или на концерты художественной самодеятельности. Свахи надевают его на свадьбу, а некоторые пожилые женщины берегут в качестве посмертной одежды.
ОБУВЬ
Традиционными были лапти (карьхть — мокшанское, карть — эрзянское) из лыка липы или вяза. Для мордовских лаптей характерны косое плетение, трапециевидная форма головки, низкие борта, специальные петли для обор. Рабочие лапти плели из 5, праздничные — из 7—10 лык. Головки украшали треугольниками из перевёрнутого лыка (атешкат — мокшанское, атешкеть, атякш авакш — эрязснкое). Лапоть крепился к ноге кручёными и витыми из конопляных, льняных, хлопчатобумажных и шерстяных ниток оборами. Теньгушевские эрзянки носили по праздникам красные оборы (якстере карькст), сплетенные из 10 ниток шерстяной пряжи. Другой вид лыковой народной обуви — мокшанские, эрзянские ступни, ступнят. Их плели из более широких лык и глубже лаптей, носили с шерстяными чулками или на босую ногу как рабочую обувь. Праздничной обувью были кожаные сапоги со сборами и острыми носами (кемот — мокшанское, кемть — эрзянское).
Зимой носили серые, чёрные, иногда белые валенки. Ноги обёртывали 2 портянками: нижними (алдонь пракста — мокшанское, пильгалга — э.рзянское) — ступни, верхними (ланга пракста — мокшанское, верьга пракста — эрзянское) — икры. Поверх портянок в холодное время года надевали белые или чёрные онучи (мокшанское, эрзянское сумань пракстат). Эстетика мордовской женской красоты требовала оборачивать ноги в онучи ровно и толсто. Мокшанки носят и теперь полосатые наколенники с геометрическим орнаментом, вязанные из шерсти.
Наряду с портянками и онучами у некоторых групп мордвы женщины носили шерстяные узкие обмотки. Их наматывали непосредственно на голень. Мокшанки по праздникам обёртывали ноги от колен до щиколотки ткаными шерстяными обмотками красного цвета с жёлтыми, зелёными и чёрными продольными полосами (серьгат). Чулки — более поздняя принадлежность традиционного мордовского костюма. Старинные чулки вязали иглой или крючком, как правило, без пятки. Мокшанки носили наколенники длиной 10—20 см (цюлкат), связанные костяной иглой из чёрной и белой шерсти. В 20 в. были более распространены цюлкат с геометрическим орнаментом, связанные на спицах.
В праздники мордва носили сапоги. Кожаные сапожки мордовок имели острые носы, верх их часто обшивался красным сафьяном. Это были уникальные кожаные сапоги со сборками, секрет изготовления которых мордовские умельцы очень долго скрывали и…. в конце концов он безвозвратно утерян…
Сборов на сапогах насчитывалось 15-16, а нередко и того больше. Сапоги имели массивный задник – «медную пятку». Такое название он получило из-за вбитых в него гвоздей с медными шляпками. На широкие каблуки набивались медные подковки. Девушки-мокшанки, пляшущие в сапогах и постукивающие каблуками с подковками, упоминаются во многих мордовских песнях. когда была мода на сапоги со скрипом, между стелькой и подошвой клали бересту, когда же скрип считался немодным, для его предотвращения в то же место помещали небольшой кусочек сукна.
Мордовская национальная кухня
Вообще, традиционная национальная кухня финно-угорских народов не знает жареных блюд. Лишь мордва и марийцы заимствовали у соседних татар в конце XIX в. некоторые жареные блюда из мяса, но для национальной кухни типичны лишь отварные или томленые блюда, а точнее томленые мясо и рыба в сочетании с отдельно приготовленными отварными или пареными (томлеными) овощами (паренки).
Из овощей в пищу мордва употребляют картофель, капусту, огурцы, свеклу, лук, морковь, репу, редиску, хрен, тыкву и т. д. Летом и осенью большинство овощей употреблялось в свежем виде. На зиму капуста заквашивалась в больших кадушках, и ее обычно хватало до нового урожая. Со многими блюдами использовался огуречный рассол. Свекла и тыква употреблялись в пареном виде и зачастую заменяли сахар. Морковь давали детям обычно в сыром виде. Из картофеля, капусты, щавеля варились щи (капста лям). Из пшена с добавлением небольшого количества картофеля готовили супы (шонгарям).
«Мордва — хорошие огородники: по первому колесному пути они уже развозят по русским селам... зеленый лук, обменивая его преимущественно на яйца». Овощи употреблялись как в свежем, так и в вареном виде. Предпочтение отдается тыкве. Тыкву заготавливают на зиму и пекут ее в печке, срезая верхушку и очищая семена, парят ее в горшках, закрывая горшки сковородкой.
Лук составляет любимую национальную приправу и даже пищу мордвина. На базаре, на ярмарке у мордвина всегда есть с собой в кармане связка зеленого лука, которую он вкушает в большом количестве, без всякого прибавления черного хлеба.
До XIX в. большое место в питании занимала репа. Её ели и в вареном виде. Со второй половины XIX в. значительное место в пище мордвы стал занимать картофель (модамарь). Его обычно отваривали в кожуре, а затем чистили. После этого его толкли, добавляя масло, молоко, сливки. Иногда толчёный или нарезанный картофель обжаривали или тушили в печи. Его ели с рассолом, огурцами, капустой и грибами. Из картофельного крахмала готовили лапшу. Многие исследователи отмечали наличие в кухне народов Поволжья также супов с добавлением картофеля, картофеля жаренного в молоке и сметане, тушенного с мясом, ливером, пирогов с картофельной начинкой.
Из семян конопли получали масло (канцёрвай). Его использовали для приготовления очень многих блюд.
Довольно поздно мордва
Грибы — также существенный элемент национального пищевого рациона. Их, как правило, отваривают, реже жарят, но охотнее всего солят, квасят и сушат.
Особое место в кулинарии финно-угорских народов занимает использование зерна и каш из него. Мордва предпочитает пшено, хотя перловка, полба и рожь (черная каша) также долгое время считались основным сырьем для приготовления кашиц — сильно разваренных каш, разжиженных затем водой, маслом или горячим молоком, с добавлением лесных трав и лука.
Особо почитаемыми в составе
мордовской пищи были ритуальные блюда,
тесно связанные с отдельными
моментами земледельческого цикла,
а также семейными и
Кстати, о знаменитых мордовских блинах!
Блины готовились из
Некоторые ритуальные мучные изделия
были восприняты мордвой после обращения
в христианство. Так, в марте пекли «жаворонки»,
а в среду на четвертой неделе поста —
«кресты», в которые запекали монетки,
крестики, угольки, зерна. На Вознесенье делали лепешки, на которые
наносили поперечные полосы, что символизировало
лестницы. На Масленицу пекли блины.
Важное место среди традиционных кушаний
занимала лапша. Готовили ее на воде или молоке
из ржаной, позднее — из пшеничной муки
или из крахмала с добавлением муки. Жидкую
массу выливали на горячую сковороду и
ставили в печь, полученный тонкий пропеченный
блин резали на мелкие полоски.
Значительное место в пищевом рационе, особенно в приготовлении праздничных и ритуальных блюд, имел мед.
Пчеловодство являлось древнейшим
занятием всех финно-угорских народов.
Мед ели с хлебом, ставили на
праздничный и обрядовый стол,
добавляли в начинку для
Молочные продукты на столе мордовской семьи тоже не совсем обычные, они тоже неповторимо своеобразны. Где еще сыщешь такого кислого молока — чапамо ловсо! Оно густое, вкусное и, даже еще не сдобренное пенками, приводит в изумление. Недаром в соседних русских селениях идет добрая слава об этом молоке. Когда кислое молоко заготовляли впрок, в него опускали творог, это придавало молоку особое своеобразие. А попробуйте топленое молоко! Оно почти красное, густое и имеет свой особый вкус. Большим лакомством были запеченные в горшочках сливки. Даже пахтанье пользовалось хорошей славой и широко использовалось. Вкуса оно кисловатого, в нем оставались крупиночки сливочного масла. Молоко — лофца — употреблялось мордвою и в кипяченом виде, и парным, и свежим. На молоке варили ловсос вецаям — молочную кашицу, ловсонь лапшат — молочную лапшу, ловсос каша — молочную рассыпчатую пшенную кашу. Она была, чуть ли не основной пищей крестьянина. Хороша эта каша с маслом и когда еще к ней подавалось кислое молоко. Никакая другая каша ее не заменит, может с ней соперничать только гречневая. Из кислого молока делали напиток — ирьян, с добавлением соли. Для более длительного хранения из кислого молока делали пресованую массу — кольцягат. Её также могли разбавлять водой или молоком, в этом случае напиток назывался сузмой. Из молока делали творог (топо), масло (вай.), в некоторых местах самарская мордва делала сыр — крут.
Мордва приготовляла сыр двух сортов. В первом случае сыр готовили крутым и жестким. Кислое молоко сливали в холщовый рукав, а затем клали на него гнет. Во втором случае сыр пахтали в крынках, а сверху заливали коровьим маслом, чтобы он всегда был мягким. Из коровьего молока первого надоя после отела мордва-мокша варила разновидность сыра — мичке. Получившуюся после варки твердую застывшую массу с соленым привкусом резали на куски и ели с хлебом. При приготовлении масла сметану подогревали в печи, сливали воду и сбивали масло в открытой или закрытой посуде (пахталке). Оставшуюся после отделения масла пахту пихтем лофца ели с картофелем, использовали как напиток.
Много обрядовых блюд готовилось к свадьбе. Особо отметим самый большой, главный пирог лукш, который выпекался матерью жениха и отправлялся на угощенье родных невесты вместе со свадебным поездом, ехавшим за невестой. Его пекли из кислого ржаного теста или пшеничной муки с начинкой в 7-12 слоев: нижний слой из пшенной каши, затем из творога, особые слои составляли вареная курица, куриные яйца или яичница и так далее. Верхушку пирога обязательно украшали выпеченными из пресного теста фигурками птиц, звёздочками, веточкой яблони, цветными нитками, лентами и бисером. Из других свадебных выпечек нельзя не сказать об особых пирогах "груди молодушки" с начинкой из творога, сопровождавших специальное моление в доме жениха, во время которого просили верховного бога Нишке, чтобы молодушка имела много молока и чтобы родила семерых сыновей и столько же дочерей.
Хлеб (кши.) выпекался преимущественно из ржаной и пшеничной, реже ячменной и овсяной муки. Пекли его из кислого теста на закваске. Тесто раскладывали в формы или просто клали на капустные или другие листья. По праздникам готовили лепешки из сдобного теста, замешанного на сметане, масле, яйцах (копша).
Кроме этого, пекли пироги с разнообразной начинкой (перякат): овощной, мясной, ягодной, из каш, картошки и т.п.
Хлеб здоровья брали с собой сваты и клали на стол в доме невесты, начиная обряд сватовства: его помещали на дно большой долблёной кадушки (паря) с имуществом невесты (приданым) перед отправкой её в дом жениха.
А напитки? В них и духу не было ликеро-водочного, они были, как говорят в народе, пользительными.
Слыхали ли вы о пенистом темно-бархатном напитке — мордовской позе и браге? Поза у мокшан культивировалась народом веками, и сразу заметим — этот напиток безалкогольный.
Брага — напиток хлебный. Основа ее — солод, а в нем много сахара. Солод — это проращенная рожь, затомленная потом в мешках. При этом в процессе происходит превращение крахмала в сахар, и живительные силы этого злака сохраняются. Потом затомленную рожь сушат, мелют, и получается коричневая сладкая мука. Полтора пуда ржаной муки, тридцать фунтов солода, приблизительно полтора фунта хмеля, и вот из этих продуктов получается 18—20 ведер этого напитка. Для приготовления браги требуется своя особая бражная посуда, при этом заметим, что она должна быть стерильна. Сусло — исходный продукт браги — не терпит нечистоты, при малейшей загрязненности посуды сусло скиснет, и браги не получишь. Технология изготовления браги сложная, но в деревнях старожилы-крестьянки хорошо ее знают. Хранится она в специальных бочках, на холоде. Вкус ее — неповторимый.